Проектная деятельность

Черёмина Регина Алексеевна

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения познавательных и практических задач, способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3.

Проектная деятельность в рамках апробации УМК

« Планета знаний »

                                     Автор: Черемина Р.А.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

 2012 год

В нашей школе с 2009 года работает экспериментальная площадка по апробации УМК « Планета знаний».

Одной из задач экспериментальной деятельности, объединить усилия методической службы школы в работе над проблемой « Проектная деятельность» в рамках личностно-ориентированного обучения.

УМК « Планета знаний» это сравнительно « молодой» комплект, который соответствует требованиям ФГОСа нового поколения. Руководитель авторского коллектива И.А.Петрова. Данный УМК создает пространство для самостоятельной деятельности учащихся, ориентирует на работу с детьми разного уровня подготовленности и темпа развития., предоставляет условия для формирования умения делать осознанный выбор.

Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы.

Мой опыт работы по УМК сравнительно небольшой, всего 3 года, но я хочу поделиться своими впечатлениями и наблюдениями.

Какие же отличительные особенности УМК меня привлекли. Во-первых, современность, доступность, хорошая полиграфия, яркое и красочное оформление. Это конечно некритерии при выборе той или иной программы, но когда первоклассник « живет» в мире красок и игр, это облегчает адаптацию к школьным условиям и обеспечивает психологический комфорт, а также помогает успешно осваивать содержание новой деятельности-учения.

Во-вторых, привлекает то, что во всех учебниках соблюдается единый методологический подход в обучении, т.е. основной отличительной чертой УМК является его целостность: единство структуры учебников, единство сквозных линий типовых заданий, единство подходов к организации учебной и внеучебнойдеятельности. Это облегчает в значительной мере восприятие учащимися учебного материала по всем предметам.

Вместе с авторами учебников я считаю, что реализация личностно-ориентированного подхода к обучению осуществляется через дифференциацию, что обеспечивает успешность учения школьников с разным уровнем подготовки, с индивидуальными и личностными особенностями.

В данной программе заложено четыре уровня дифференциации.Первый уровень реализуется через деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части.

Второй уровень- в вариативной части представлена система разнообразных заданий по видам деятельности.

Третий уровень- проверочные и тренинговые задания. Они есть в учебниках и рабочих тетрадях и направлены на формирование у младших школьников навыков самоконтроля.

Четвертый уровень- проектная деятельность.

Привлекает  то, что в учебниках и рабочих тетрадях представлен большой практический материал, различные упражнения не только для отработки знаний, умений и навыков, но и много заданий творческого характера, которые расчитаны на реализацию творческих возможностей детей. Наличие таких рубрик, как « Интеллектуальный марафон», « Информационный поиск»,

« Творческие задания», значительно облегчают труд учителя при подготовке к урокам и способствуют развитию интереса у учащихся.

В учебниках содержится много справочного материала: словарь синонимов, толковый словарь, орфоэпический словарик, этимологический словарик, словарь устойчивых выражений. В справочном материале « У нас в гостях» даются сведения об ученых, математиках, поэтах, писателях, художниках, героях мифов, а также сведения об исторических событиях, которые встречаются в учебном материале.

Могу с уверенностью сказать,что работа по этим учебникам повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества, актуализирует личность ребенка, дает им ощущение творческой свободы и самое главное- приносит радость.

Содержание УМК создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

Одной из форм является « работа в паре». Учащимся предоставляется возможность «учиться, обучая»; объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть на объясняемое с новых, неученических позиций. Процесс обучения при « работе в паре» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке. Более того, « работа в паре» помогает детям в формировании коммуникативных навыков, что дает подготовку к осуществлению проектной деятельности.

Авторы данного УМК уделяют много внимания проектной деятельности, т.к. во- первых проектная деятельность имеет туже структуру, что и учебная( целеполагание-моделирование-контроль-оценка) поэтому она выступает в качестве логического продолжения в формировании всех компонентов, заложенных в учебную деятельность. Во – вторых, учебная и рационально-организованная внеурочная деятельность, влияя друг на друга, представляют собой комплекс действий, дающий школьнику возможности получать, применять и отрабатывать приемы и способы сознательного и результативного освоения окружающего мира.

В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то его участие во внеурочной социальной деятельности может выступить в роли либо корректирующей, либо компенсаторной функции.

В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста ( особенно если он испытывает затруднения в учебе) бывает гораздо легче проявить себя с положительной стороны именно во внеурочной деятельности. Все это вместе взятое может послужить надежным стимулом повышения качества обучения в начальной школе.

В комплекте учебников « Планеты знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Это очень важно, на мой взгляд, потому, что ученик  должен развиваться всесторонне, и с тоже время он имеет возможность выбора интересующего его проекта в любой образовательной области и это добровольный выбор каждого учащегося. В младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании т. к. это очень сложный вид деятельности и мл.школьник находится пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами.

Проектная деятельность предполагает как групповую, так и индивидуальную работу младших школьников.

В наших учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

  1. Сбор сведений по теме проектной деятельности
  2. Работа над самими проектами.

Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами.

Для того, чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, предлагается на выбор спектр проектов, отличающихся:

- видом деятельности

  • Изготовление поделок и создание других творческих работ ( игрушки, книги, рисунки, открытки)
  • Подготовка и проведение мероприятий( спектакли, концерты, КВН)
  • Проведение исследований

- количеством участников

  • Индивидуальная и коллективная деятельность

-продолжительностью ( от нескольких часов до несколько месяцев)

- необходимостью привлечения взрослых

Самые простые коллективные проекты – это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини-проекты. Объединение мини- проектов в один общий проект выполняется учителем или родителями. Примером такого проекта может быть проект « Тайны словарных слов».

Другой пример- это тематическая выставка рисунков и скульптур. Дети делают отдельный рисунки и скульптуры, а учитель оформляет экспозицию из этих работ.

Еще один известный пример- это спектакль. Комплекс действий по созданию спектакля предоставляет возможность многим детям найти занятие по душе, потому что помимо актеров нужны и создатели костюмов, и суфлеров, и оформители.

Существуют и другие виды выполнения проектов: буклеты, книжки-малышки, рефераты, презентации. Каждый проект доводится до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось.

В классе прослеживается рейтинг участия учащихся в разных мероприятиях в том числе и проектной деятельности.

Придя в школу, с самого начала было понятно, что малыши самостоятельно пока еще справиться со столь трудной задачей не смогут. Привлечение родителей к работе-было нашим решением. Дети видят, что их родители участвуют в работе, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям.

Так, например итогом работы над проектом по литературному чтению было проведение мероприятия в класс « Мама, папа, я- читающая семья». Данная разработка была одобрена редакцией журнала « Практика школьного воспитания» и опубликована в №1 2011 года.

Также в этом учебном году на районный конкурс « Дебют в науке» был  представлен проект по окружающему миру в форме исследования на тему « От чего зависит количество птиц на кормушке» . Данный проект  стал призером конкурса.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения познавательных и практических задач, способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

На мой взгляд, в условиях модернизации образования проектная деятельность очень актуальна и благодаря программе « Планета знаний» при переходе в среднее звено ребенок будет иметь значительный опыт работы над проектами.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка работать над проектом?

Проект- это пять П

  • Проблема
  • Проектирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Что такое проект для ученика?

  • раскрытие творческого потенциала;
  •  умение  работать в группе;
  •  деятельность, направленная на решение  интересной проблемы, сформулированной самими учащимися;
  •  умение презентовать свою работу.

Что такое проект для учителя?

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Чему учит проектирование?

  • строгости и четкости в работе;
  • умению планировать свои изыскания;
  • формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели.

        Проектирование – это творчество по плану, в определённых контролируемых   рамках.

Классификация по предмету

  • Монопредметный;
  • Межпредметный - прослеживает связи двух, реже трех учебных предметов, например, литературы и истории, географии и биологии;
  • Надпредметный - не выделяет для реализации отдельные предметные области, а способствует формированию метапредметных знаний и ключевых компетенций.

Классификация по количеству участников

  • Индивидуальный;
  • Групповой (работа в небольшой группе — обычно от 2—3 до 7 человек);
  • Коллективный (работа с целым классом или несколькими группами).

Классификация по ведущей компетенции

  • Исследовательский (ведущая компетенция - учебно-познавательная);
  • Информационный (ведущая компетенция - информационная);
  • Коммуникативный (ведущая компетенция - коммуникационная);
  • Социальный (ведущая компетенция - социально-трудовая);
  • Развивающий (ведущая компетенция - саморазвитие).

План создания проекта:

1 этап: подготовительный

2 этап: ориентировочный

3 этап: организационный

4 этап: продуктивный

Особенности организации

Тема проекта

выбирается из содержания учебных предметов;

- близка и понятна детям;

- находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта

1-2 урока;

1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий при участии родителей.

Оценка выполнения проекта

    Положительной оценки достоин любой  уровень    достигнутых результатов.

Требования к проектам

В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. 

 Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно.

 Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость. 

Структура учебно-исследовательской работы

  1. Введение.
  1. Актуальность.
  2. Объект исследования.
  3. Предмет исследования.
  4. Цели и задачи исследования.
  5. Гипотеза.
  6. Практическое значение работы.
  1. Основная часть (теоретическая).
  2. Практико-ориентированная часть (проведение эксперимента, диагностика).
  3. Выводы.

Как сформулировать цель:

Цель звучит ёмко и отражает тему проекта

··написать..

· составить..

· сделать..

· выяснить..

· доказать..

· разработать…

· убедить..

Как сформулировать задачи?

Задачи-это шаги, которые необходимо сделать , чтобы достичь поставленной цели:

                     изучить…

                      описать…

                      установить

                      выявить…

                      сформулировать…

                      привлечь…

                      исследовать…

Как сформулировать гипотезу?

Гипотеза-это предвидение событий.

Гипотезы – обычно начинаются словами:

                                      -  предположим…

                                      -  допустим…

                                      -  возможно…

                                      -   что, если…

Методы исследования:

-понаблюдать

- прочитать

-найти в интернете

-провести опыт

- спросить у взрослых

Рефлексия:

  • Я  узнала…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовалась тому, что…
  • Постигаешь (улавливаешь) смысл…
  • Выражу свое мнение, свою позицию…

Формы продуктов проектной деятельности

  • справочник; газета; журнал;
  • альбом;
  • гербарий; карта;
  • экскурсия;
  • игра; сценарий праздника;
  • костюм; макет; модель;  сувенир;
  • мультимедийный продукт;
  • учебное пособие и др.

Формы презентации проектов

  • демонстрация медиа-презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
  • защита реферата;
  • сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
  • праздник или инсценировка;
  • демонстрация учебного пособия и т.п.

Критерии успеха работы над проектом

  • Достижение конечного результата.
  • Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний.
  • Сплоченность участников команды.
  • Получение удовлетворения от сделанного.
  • Уверенность детей в том, что они могут создавать       продукт, востребованный для них и других людей.



Предварительный просмотр:

Какова возможная роль родителя
    на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

                     Возможные воздействия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Выбирается и формулируется тема проектной работы

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Формулируется задача проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой

Составляются программа и календарный план выполнения работ

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучаются источники и литература по теме проекта

Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта

Собирается и обрабатывается информация по проблеме

Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль

Оформляются результаты работы, и готовится отчет

Подскажите основные правила оформления документов

Проект готовится к презентации

Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

Проводится публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности

Воспользуйтесь приложениями

В ходе выполнения проекта  родитель может  выступать одновременно в нескольких ролях:

  • консультирует;
  • отслеживает выполнение плана;
  • решает оперативные вопросы;
  • помогает в предварительной оценке проекта;
  • участвует в подготовке презентации;
  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.