Для вас, Педагоги!

Рожкова Екатерина Юрьевна

Здравствуйте, дорогие коллеги!

На этой странице собраны материалы для Вас. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Стресс и как с ним бороться?»

Стресс (от англ. stress  — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его  саморегуляцию, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). 

В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности, состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. 

Фазы и симптомы стресса

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные ситуации с детьми, коллегами, родителями. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.

Во-вторых, сопротивлениево время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, выборочного выполнения профессиональных функций.

В-третьих, истощениехарактеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Прогнозируются разного рода психосоматические отклонения.

  • Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом» (по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
  2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?
  3. Случалось ли Вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до того?
  4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ног ноют, а в спине – тупая боль?
  5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
  7. Бываете ли Вы слишком плаксивы или близки к слезам?
  8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они Вам знать о себе, когда Вы расстроены?
  9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
  10. Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

Профилактика стресса

Большая роль в борьбе со стрессами и их следствием - синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому человеку. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, педагог не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

 

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целейДостижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Трудное дело разбить на части и начать действовать. Если не знаете, с чего начать, начните с главного. Если не знаете, что главное, начните с того, что понятно.

 

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок! Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным (вязание, шитье, игры с детьми успокаивают, снижают напряжение, а просмотр телевизора, чтение газет учащает сердцебиение). Насыщенное общение нужно компенсировать часами одиночества. Баня, сауна, покупка чего-либо лечат психику. Водные процедуры (контрастная вода утром – возбуждает, мобилизует, а теплая вечером – успокаивает). 

  1. 3. Профессиональное развитие и самосовершенствованиеОдним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб.
  2. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
  1. 4. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.
  1. 5. Эмоциональное общение. Когда педагог анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы. Проговаривание своих проблем больше подходит экстравертам, интроверты могут написать свои переживания на бумагу.

  1. 6. Поддержание хорошей спортивной формыМежду телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но, если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

  1. 7. Овладение умениями и навыками саморегуляцииОвладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снижать внутренние «зажимы», расслабляться. В течение нескольких минут, затраченных на выполнение упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя в ходе своей работы и после нее специальные психотехнические упражнения, может прибегнуть к методам «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху. 

 

Например:

  • Определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.
  • Положительная внутренняя речь, игры-формулы с текстом самовнушения («Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего ее боюсь» – уверенность в себе, «На протяжении рабочего дня я сохраняю абсолютное спокойствие. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь» - уменьшение напряжения в процессе работы).
  • Противострессовое (успокаивающее) дыхание для успокоения, снятия напряжения как мышечного, так и психического:

- Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

- Медленно дыша, постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.

- Дышите через нос, с каждым выдохом повторяя какое-либо слово или простое предложение. Например, просто слово «раз», или любимое слово. Продолжайте 10-20 минут. Не думайте о том, наступит ли расслабление. Игнорируйте тревожные мысли и продолжайте повторять свое «заклинание».

- Можно просто считать свои вдохи и выдохи. Не позволяйте себе думать, просто считайте.

  • Расширение зрительного восприятия (вам что-то говорят, а вы внимательно, детально должны рассмотреть стрессора).
  • Устранение внутренних зажимов: Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние.
  • Отсрочка реакции на негатив (об этом я подумаю завтра).
  • Зрительные образы (утром, идя на работу, мысленно накиньте на себя белое покрывало, когда будет трудно – представьте себя в нем).

 



Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию

нравственных качеств по Е.О. Смирновой

  1. Муравьи

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

Все дети.

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.


  1. Жизнь в лесу

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

Все дети.

Направить детей к свободному взаимодействию друг с другом.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

  1. Добрые эльфы

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем, и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо


  1. Птенцы

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам

Воспитатель: «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

  1. Разговор сквозь стекло

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Взрослый помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой - ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать - бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли. Затем можно поменяться ролями.


  1. Составные фигуры

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был - видели его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» и т.д. Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться на полу в правильном порядке. Впереди - хобот, за ним - голова, по бокам - уши и т.д. Когда слон составлен, воспитатель предлагает ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность. В качестве составной фигуры могут быть любые животные. Если детей в группе много - можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т.д.

  1. Живые куклы

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

Развивать у детей стремление к взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования

Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т.п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети поменяются ролями.

  1. Добрые волшебники

Количество участников

Дидактическая задача

Ход игры

научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль «заколдованных». «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.



Предварительный просмотр:

Опросник для оценки рефлексивности А. В. Карпова

     Рефлексивность как психическое свойство включает в себя:

 • способность человека к самовосприятию содержания собственной психики и его  анализу (интерпсихическая  рефлексия);

• способность к пониманию психики других людей, которая характеризуется не просто умением «встать на место другого», но и механизмами проекции, идентификации, эмпатии (интрапсихическая рефлексия).

Инструкция. Вам  предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов  напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту  вашего ответа: 1 – абсолютно неверно; 2 – неверно;  3 – скорее неверно;  4 – не знаю;  5 – скорее верно;      6 – верно; 7 – совершенно  верно.  Не задумывайтесь подолгу  над ответами. Правильных  или неправильных ответов в данном случае быть не может.

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих сложностях.

7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное  значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я за ранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда старюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как быссмысленно веду с ним диалог.

23. Я старюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно

подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Обработка и интерпретация результатов

При определении уровня выраженности рефлексивности как свойства личности необходимо сопоставить результаты, полученные в ходе проведения диагностики, с ключом.

Суммируйте проставленные баллы по вопросам № 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25 и прибавьте сумму инверсированных баллов.

Баллы по шкалам 2, 6, 7, 8, 12, 13, 16, 17, 21, 23, 26, 27 необходимо инверсировать

Проставленный балл

7

6

5

4

3

2

1

Инверсированный балл

1

2

3

4

5

6

7

Переведите баллы в стены по таблице:

Ключ

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тестовые баллы

80–100

101–107

108–113

114–122

123–130

131–139

140–147

148–156

>= 157

Уровни выраженности

≥ 7 стенов – высокий уровень рефлексивности;

4–7 стенов – средний уровень рефлексивности;

< 4 стенов – низкий уровень рефлексивности



Предварительный просмотр:

Оценка способности педагога к саморазвитию (Т. В. Морозова)

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста,

баллы, соответствующие вашему мнению:

5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

1. Я стремлюсь изучить себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Посчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития; насчитав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося саморазвития.



Предварительный просмотр:

Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей КОС
(В.В. Синявский, В.А. Федоришин)

     В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

Инструкция

На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к одному из них. Ответ «да» в бланке ответов обозначьте знаком «+», ответ «нет» - знаком «-».

Бланк ответов

Текст опросника

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Для количественной обработки данных используются таблицы, в которых указаны идеальные ответы (коммуникативные и организаторские склонности выражены максимально).

Коммуникативные склонности

1

+

11

-

21

+

31

-

2

12

22

32

3

-

13

+

23

-

33

-

4

14

24

34

5

+

15

-

25

+

35

-

6

16

26

36

7

-

17

+

27

-

37

+

8

18

28

38

9

+

19

-

29

+

39

-

10

20

30

40

Организаторские склонности

+

-

+

-

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

-

+

+

-

+

-

Коммуникативные способности - ответы «да» на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и «нет» на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы «да» на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и «нет» на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочный коэффициент может иметь значение  от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Можно выделить следующие уровни изучаемых способностей.

Шкала оценки коммуникативных склонностей

К

Уровень проявления коммуникативных склонностей

Словесная интерпретация уровня

0,10 – 0,45

1

Низкий

0,45 – 0,55

2

ниже среднего

0,56 – 0,65

3

Средний

0,66 – 0,75

4

Высокий

0,75 – 1,0

5

очень высокий

   

Шкала оценки организаторских склонностей

К

Уровень проявления коммуникативных склонностей

Словесная интерпретация уровня

0,20 – 0,55

1

Низкий

0,56 – 0,65

2

ниже среднего

0,66 – 0,70

3

Средний

0,71 – 0,80

4

Высокий

0,81 – 1,0

5

очень высокий

Анализ полученных результатов

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемые, получившие оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в общении и активно стремиться к нему, быстро ориентируются в  трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Результат диагностики

По результатам диагностики и оценки уровня коммуникативных и организаторских склонностей проводится формирование группы для освоения программ элективных курсов и профессиональных проб в сфере туризма. В группу следует включать обучающихся, имеющих средний уровень, уровень выше среднего и высокий уровень данных групп способностей (3,4 и 5 по шкале). Включение в группы обучающихся с уровнем организаторских и коммуникативных способностей ниже среднего нецелесообразно.



Предварительный просмотр:

Когнитивно-эмотивный тест  

«Саногенное мышление» (Ю. М. Орлов)

Инструкция:

Пожалуйста, вспомните ситуации, в которых несмотря на то, что ваши ожидания относительно поведения близкого вам человека не оправдались, вы не обиделись. Выберите ответ «Да» (равный 1), если мысли, предъявленные ниже, были характерны для вас, или «Нет»(равный 0), если мысли, предъявленные ниже, не характерны для вас.

1. Как мне извлечь пользу из своей неудачи?

1. Да.

0. Нет.

2 Я еще раз попробую достичь успеха.

1. Да.

0. Нет.

3. За одного битого двух небитых дают; неудачи закаляют.

1. Да.

0. Нет.

4. Стоит подумать о плюсах моей неудачи.

1. Да.

0. Нет.

5. Что же делать, если они не принимают меня таким, каков я есть?

1. Да.

0. Нет.

6. Меня таким сделала жизнь, воспитание…

1. Да.

0. Нет.

7. Да, я такой! Ну и что же теперь?

1. Да.

0. Нет.

8. А какие минусы были бы, если бы мне повезло и был успех?

1. Да.

0. Нет.

9. Они тоже меня обижали и наверняка еще обидят, что же я переживаю?

1. Да.

0. Нет.

10. Мир так устроен, и не я его придумал.

1. Да.

0. Нет.

11. Пусть обижаются, если они не принимают меня и плохим.

1. Да.

0. Нет.

12. Сам виноват, надо было больше работать (учиться, тренироваться и т. д.).

1. Да.

0. Нет.

13. Думаю, как попросить прощения.

1. Да.

0. Нет.

14. Думать надо было о последствиях, о том, как они отнесутся к этому.

1. Да.

0. Нет.

15. В каком случае они на меня не обиделись бы?

1. Да.

0. Нет.

16. Надо что-то сделать, чтобы загладить вину.

1. Да.

0. Нет.

17. А как мне следовало бы вести себя, чтобы на меня не обижались?

1. Да.

0. Нет

Итого «Да»

От 0 до 5  – у вас низкий уровень развития саногенного мышления.

От 6 до 10  – у вас средний уровень саногенного мышления.

От 11 до 33  – у вас высокий уровень саногенного мышления



Предварительный просмотр:

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из русских пословиц и поговорок в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности: 

  1. Воспитатель детского сада - это:

а)  добрая лошадка все свезет;

б)  без матки пчелки - пропащие детки;

в)  под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, с конца копья вскормлены.

  1. Педагогический коллектив - это:

а)  в мире, что в море;

б)  у одной овечки да семь пастухов;

в)  склеенная посуда два века живет.

  1. Обучать детей - значит:

а)  что посеешь, то и пожнешь;

б)  была бы нитка, дойдет и до клубка;

в)  в дорогу идти - пятеры лапти сплести.

  1. Воспитывать детей - значит:

а)   служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет;

б)  перемелется все - мука будет;

в)   наказом воевода крепок.

  1. Развивать детей - значит:

а)   сей день не без завтрака;

б)   высоко летаешь, да низко садишься;

в)   палка о двух концах.

  1. Работа с родителями - это:

а)   бумага некупленная, письмо домашнее;

б)  в добрый час молвить, в худой промолчать;

в)   по способу (образу) пешего хождения.

Интерпретация

Большинство ответов «а» - Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Вы обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

 Большинство ответов «6» - преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Вы сохраняете и возрождаете лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ

 Большинство ответов «в» - приоритетное направление Вашей деятельности в ДОУ - управленческая и социально-педагогическая функции воспитателя. Возможно Ваше призвание - стать заведующим детским садом.

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду. 

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что 
доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту :

Если у Вас преобладают ответы:

«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

«В» – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется! 

Стрессоустойчивость: 
для ответов типа «А» – нормальная.

для ответов типа «Б» – неустойчивая.

для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.