Методические разработки

Пономарёва Любовь Юрьевна

Методическая разработка, представленная мною на международном конкурсе "Педагогическое призвание". Данная разработка заняла первое место и носит название "Дневник младшего школьника как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

Пономарёва Любовь Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №17» г. Троицк, Челябинская область

Аннотация: Статья содержит обзорный материал о регулятивных универсальных учебных действиях, формирование которых, является важнейшей задачей, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту. А также, носит рекомендательный характер по формированию регулятивных универсальных учебных действий, на примере использования в начальной школе дневника (разработанного Юрием Ясенем), как инструмента для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: ФГОС, начальные классы, регулятивные универсальные учебные действия, самоорганизация, тайм – менеджмент в начальных классах, дневник Юрия Ясеня.

Diary of a primary school student as a tool for the formation of regulatory universal educational actions in primary school.

Ponomareva Lyubov Yurievna

Abstract: The article contains an overview of the regulatory universal educational actions, the formation of which is the most important task, according to the new Federal state educational standard. And also, it has a recommendatory character on the formation of regulatory universal educational actions, on the example of the use in primary school diary (developed by Yuri Yasen), as a tool for the formation of regulatory universal educational actions.

Key words: GEF, primary classes, regulatory universal educational actions, self-organization, time management in primary classes, diary of Yuri Yasen.

        Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) [1,с.7]. Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования.   А именно:

-  скорость обновления системы научных знаний,

-  возрастание информационного объема,

-  содержания учебного материала школьного образования на более высоком уровне.

       И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности у обучающихся умения учиться.  Поэтому поменялись и цели в процессе образования: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться. 

      Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выходя, за пределы школы обучающийся должен быть обучаемым, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Существует несколько видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Остановимся подробнее на регулятивных УУД.

Что такое «Регулятивные универсальные учебные действия»?

      В  словаре Ушакова значение слова РЕГУЛЯТИВНЫЙ , обозначает регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь. [2, с.1315 - 1316]

     Чтобы быть успешным в современном обществе человек должен владеть регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации.  Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи помогают в решении жизненных проблем.

      Например, многие родители нанимают репетиторов, тратят время и средства для улучшения успеваемости своих детей. Но если бы ребята сами умели организовывать свою учебную деятельность, то смогли бы самостоятельно справиться со своими проблемами.

      Для того, чтобы обучающиеся самостоятельно справлялись со своими задачами у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения.

Функция регулятивных УУД - организация обучающимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание                                            - саморегуляция       

планирование                                      - контроль

–прогнозирование                                 - оценка

       Мы на уроках должны научить обучающихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели и корректировать его в процессе работы по мере необходимости, предполагать, каких результатов они достигнут и оценивать достигнутые результаты.  

       Формирование УУД происходит с введения определения понятия «план». План – это порядок, последовательность действий, алгоритм, инструкция.

       Работу по постановке целей и их достижению, то есть по формированию регулятивных универсальных учебных действий необходимо продолжать и дома. Каким же образом это организовать?

       Многие родители жалуются, что ребенок очень много времени проводит за выполнением домашнего задания, в то время, как объем домашнего задания в начальной школе не предусматривает выполнения его более 1.5 – 2 часов [3, п.10.30]. Это может быть обосновано неумением ребенка организовать свое время. В первом классе домашние задания не задавались, поэтому, столкнувшись во втором классе с необходимостью выполнения домашних заданий, ребенок также сталкивается и с проблемой организации рабочего времени. Выполняя домашние задания, ребенок часто отвлекается на посторонние вещи, в результате чего, время выполнения домашних заданий увеличивается в разы.

       В конце первого класса я решила провести тестирование с целью выяснения уровня сформированности внимания и самоконтроля у обучающихся моего класса [4, с.88]. Результаты, получившиеся в результате тестирования показали, что 12% обучающихся имеют высокий уровень внимания, 54% - средний уровень и 26% имеют низкий уровень внимания.

      Неоднократно столкнувшись в своей практике с проблемой несформированности внимания и самоконтроля, я решила искать пути её решения.

       Открытием для меня стал дневник для обучающихся начальной школы который, на сегодняшний день является прекрасным инструментом, позволяющим формировать регулятивные универсальные учебные действия. Автором данного дневника - пособия является Юрий Ясень. (рис.1)


Рис.1. Дневник младшего школьника

       Особенность данного дневника заключается в следующем: сохраняя функцию обычного дневника, он содержит элементы планера, а именно,
дополнен блоком планирования и необходимыми инструкциями для самоорганизации в процессе обучения.
Предлагает схему-алгоритм, которая поможет ребенку научиться организовывать свою работу, планировать время и самостоятельно справляться с домашними заданиями. На (рис.2) показана структура, по которой построен дневник [5,2]

Иллюстрация 3 из 4 для Дневник младшего школьника. Планируй и успевай! - Юрий Ясень | Лабиринт - канцтовы. Источник: Mary

Рис.2. Инструкции для самоорганизации в процессе обучения.

        В аннотации к дневнику сказано, что это не просто дневник, а дневник с основами тайм менеджмента. Слово, которое стало очень популярным в современном обществе, благодаря своему определению – управление временем. Научиться управлять временем просто необходимо в век стремительно развивающихся технологий, когда каждая минута на счету.

      На консультации родителям было подробно рассказано про достоинства данного дневника и описав все возможные положительные результаты от его использования, мы пришли к общему мнению: использовать данный дневник в работе, после этого мы приступили к его освоению. Поначалу, не только детям, но и родителям, было сложно регулярно вести записи в дневнике, многие делали это формально. Но те, кто ответственно подошел к данному вопросу, пытаясь помочь ребенку в организации своего времени, достигли очень хороших результатов.

       Начиная работу с дневником, ребенку, в первую очередь, необходимо поставить перед собой цель – я выполню задание максимально быстро и качественно, ни на что не отвлекаясь (первая функция УУД - целеполагание).

       Затем, ребенок должен распланировать свои действия, например, начать с заданий, которые требуют повышенного внимания (вторая функция УУД - планирование).

       Следующим шагом ребенок должен спрогнозировать, за какой промежуток времени ему удастся справиться с заданиями в целом и с каждым из них по отдельности (третья функция – прогнозирование).

        После выполнения этих трех шагов, ребенок должен настроиться на выполнение поставленной цели и приступить к осуществлению запланированного (четвертая функция – саморегуляция).

        Во время выполнения заданий, ребенку необходимо контролировать себя и настраивать на максимально качественный и быстрый результат, напоминать себе, что нужно стремиться к запланированному результату (пятая функция – контроль).

        Ну и конечно же, после выполнения всего задания или одного их них (в зависимости от целей), ребенку необходимо провести оценивание своих результатов труда: всё ли удалось, что запланировал, если нет, то почему, и как сделать так, чтобы в следующий раз получилось осуществить задуманное.

       Конечно, на первых порах (месяц, два), ребенку необходима помощь, поддержка и контроль родителей. Но результат того стоит.

       Из беседы с родителями и учениками, я поняла, что наши совместные усилия не напрасны. Дети рассказывают, как дневник помогает им в выполнении домашнего задания по предметам. Если ребенок запланировал выполнить задание по русскому языку за 20 минут, а потратил на него 40 минут, то ученик задумывается: эффективно ли я потратил это время или отвлекался? А может, задание было для меня очень сложным и потребовало много времени, потому что я недостаточно хорошо усвоил данную тему?

       Если ребенок начинает анализировать свои действия – уже происходит огромная работа, направленная на развитие регулятивных учебных действий.

       Для того, чтобы сделать вывод об эффективности работы с дневником младшего школьника, я проанализировала результаты ведения дневников и вывела средние данные только по предмету русский язык, чтобы нагляднее показать получившиеся результаты.

       На диаграмме (рис.3.) представлены данные за 4 месяца использования дневника младшего школьника во втором классе. Так как цель моего исследования – узнать, сколько времени мои ученики затрачивают на выполнение домашнего задания, то основными исследуемыми единицами я выбрала – «время, за которое планируется выполнить задание по предмету», «время, за которое было готово задание по предмету» и «общее время, затраченное на выполнение домашнего задания по всем предметам».

Рис.3. Эффективность работы с дневником младшего школьника.

       На данной диаграмме четко видна тенденция снижения общего времени на выполнение домашнего задания в середине года, по сравнению с началом. В начале года домашние задания вызывали у детей сложности, так как в первом классе домашних заданий не было. Поначалу (в сентябре), мои ученики завышали время, которое они планируют потратить на выполнение задания. В октябре немного увеличился объём домашних заданий, поэтому увеличилось и время их выполнения.  В ноябре и декабре, благодаря использования дневника, разработанного Юрием Ясенем, планируемое время и реальное, которое потребовалось для выполнения задания, практически сравнялись – ребята начали адекватно рассчитывать свои силы, хотя объём заданий остался прежним.

       На основании вышеизложенного, я могу сделать следующие выводы:

  1. Дневник младшего школьника, разработанный Юрием Ясенем, действительно позволяет сократить время, на выполнение домашних заданий.
  2.  Позволяет научить ребенка основам тайм – менеджмента (управлению временем), бережнее относиться к своему времени, учит грамотно планировать свое время на выполнение большого количества школьных задач.
  3. Учит организованно подходить к выполнению различных дел, так как владея умением планировать свои действия, у ребенка не будет возникать трудностей в освоении других заданий.
  4. Развивает готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результат.
  5. При всем этом, дневник сохраняет функцию обычного дневника.

В конце года, я опять планирую провести тестирование, с целью

выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля. Убеждена, что после работы с дневником младшего школьника, результаты учащихся будут гораздо выше, по сравнению с первым классом.

       Я обязательно продолжу работу с данным дневником в следующих классах, так как формирование регулятивных универсальных учебных действий должно происходить в течение всего обучения в школе.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
  2. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" * (с изменениями на 24 ноября 2015 года).
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 151, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Стандарты второго поколения).; ISBN 978-5-09-025478-6
  5. Ясень, Юрий. Дневник младшего школьника. Планируй и успевай! [Текст] / [Юрий Ясень]. - Москва : Просвещение, cop. 2017. - [80] с. : ил.; 26 см.

Л. Ю. Пономарёва, 2019