Психологическая поддержка

Мазеева Оксана Сергеевна

Материал для родителей

Даже отношения между влюбленными зачастую не такие сложные, как отношения между родителями и детьми. – Андре Моруа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

30 советов родителям сыновей

1. Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками.


2. Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам.

3. Всячески поощрять общение с истинными мужчинами чести, по-настоящему уважающими себя.


4. С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания, что перед вами — полноценный человек, только мало проживший.


5. Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у мальчишек не бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают некомпетентные, невразумительные, высокомерные ответы.

6. Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.


7. Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.


8. С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а потом и во благо семьи (начиная в младенчестве с завязывания шнурков и заправки своей постели и кончая в отрочестве ремонтом мебели, электробытовых приборов и другой техники).


9. Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом (например, разбитой чашкой).


10. Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца, дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к простым операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.


11. Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.

12. Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая что-нибудь вроде «до свадьбы заживет».

13. С 4–5-летнего возраста отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот, уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе маме.


14. Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и проблем, вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня хороший отец, можно судить и по тому, какой он сын.


15. Каждый день с младенчества — физзарядка с постепенным усложнением, сначала в квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол в кружок или другую игру с мячом.


16. Всецело поощрять правдивость: в случае честного признания в совершенном проступке наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность выгоднее обмана.


17. С малых лет культивировать деловитость, жизнь по расписанию; нарушение режима — по уважительным причинам. Учить рассчитывать время с небольшим запасом, чтобы выходить из дома вовремя (настоящий мужчина прибывает в нужное место точно в срок и не опаздывает).


18. Приучать к правилу: не давши слово крепись, а давши — держись. Здесь особенно важен личный пример: все обещания, данные сыну, строго выполнять.


19. Не высмеивать, не оскорблять, не унижать сына; никогда не употреблять эпитеты и реплики типа «идиот», «тупица», «олух», «подонок», «щенок», «глуп еще», «молоко на губах не обсохло» и т.п. Они обладают способностью западать в память на всю жизнь.


20. В то же время прививать терпимость к людям, их поведению, мнениям, особенно к ошибкам, промахам и недостаткам. Сдержанно, но твердо останавливать насмешливое, заносчивое, высокомерное проявление отношения к людям. Снисходительность — очень мужское качество.


21. С 6–7 лет включать в обсуждения общесемейных вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок, организация летнего отдыха и т.д.).


22. Как можно раньше начать выявлять деловые и творческие наклонности, но не навязывать свой выбор занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода занятий на другой: многие не сразу находят свое призвание.


23. Накупить побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов, приспособлений, деталей и материалов для ремонтных работ и поделок, осваивать вместе с сыном все эти инструменты и устройства.


24. Показывать пример умения управлять собой: делаю то, что не хочется, но надо; не делаю того, что хочется, но вредно.


25. Не попрекать походя, по мелочным поводам крышей своего дома, содержанием, едой, одеждой и т.д. Такой разговор может иметь место только в исключительных случаях, должен быть начат серьезным тоном без излишних эмоций.


26. Способствовать активному общению сына со сверстниками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны и ничем серьезным себя не скомпрометировавшими. Приветствовать визиты его друзей в дом.


27. Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря, оставлять дома лишь при явных признаках болезни.


28. Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит учебе.


29. Начать приучать ухаживать за женщинами с малого возраста (за мамой, сестрой, тетей, одноклассницей, соседкой и т.д.), например, подавать шарф, тапочки, пальто, брать у них сумки по дороге от автобуса, вместе с сыном выбирать подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.


30. Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то помочь, что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание какому-нибудь человеку, даже если это потребует чем-то поступиться, пожертвовать своим. Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить плечо — одно из главных мужских качеств.



Конечно, этим списком рекомендаций не исчерпывается программа превращения младенца мужского пола в настоящего мужчину. Даже неукоснительное следование им не даст гарантии, что в итоге вырастет истинный джентльмен: ребенка делают человеком не только действия родителей, но и масса других факторов. Уместно ставить вопрос так: все ли возможное мною сделано для становления у сына мужского характера? Очень много значит  личный пример, собственная позиция мужчин старшего поколения. Готовность проявлять настоящие мужские качества заложена и в современных ребятах. Надо только их надоумить, подтолкнуть к благородным действиям.



Пример уже из нашего XXI века. Не один год взрослые мужчины ходили по дорожке в лесу и через каждые сто — двести метров перешагивали через стволы упавших деревьев, среди которых была и толстенная сосна. Но вот пришли в лес несколько старшеклассников с учителем, вооруженные двуручной пилой, и расчистили всю дорогу на протяжении нескольких километров, пропилили проходы и там, где лежали толстые стволы. Работали пацаны под моросящим дождем, причем именно ради людей, поскольку сами по этой дороге не ходят. Чем утерли носы представителям старшего поколения. И дали понять, что рано петь отходную мужчине-рыцарю.



Предварительный просмотр:

Как правильно хвалить ребенка

Большинство родителей стараются часто хвалить своего ребенка, свято веря, что ему это на пользу. Однако действительно ли это так? Часто приходится слышать от огорченных родителей: чем больше они хвалят ребенка незаслуженно, тем чаще их чадо опровергает своим поведением их похвалы.

Большинство родителей стараются часто хвалить своего ребенка, свято веря, что ему это на пользу. Однако действительно ли это так? Часто приходится слышать от огорченных родителей: чем больше они хвалят ребенка незаслуженно, тем чаще их чадо опровергает своим поведением их похвалы. После каждой очередной незаслуженной похвалы малыш начинает неосознанно нервничать, срывается на грубость и непослушание.

Как можно хвалить и как нельзя


Конечно, вообще не хвалить ребенка — тоже не выход. Но не стоит забывать, что похвала — это своеобразное «лекарство», ею нельзя пичкать без меры, похвалу необходимо тщательно дозировать. Как на каждое лекарство, может возникнуть аллергия, противопоказания, передозировка. Кроме того, учтите, что вы должны оценивать не самого ребенка, а только его действия, поступки.


Пример. Восьмилетний Андрей от души поработал в саду: убрал опавшие листья, навел порядок, сложил в сарай после работы инструменты. Мать, посмотрев на такую качественную работу, высказала сыну свое одобрение. Мать: Еще утром сад был такой запущенный, грязный, а сейчас его не узнать — как чисто и красиво стало!


Андрей: Это я убрал!


Мать: Я думала, придется несколько дней провозиться, а ты, сынок, сумел так быстро справиться с работой.


Андрей: Я старался.


Мать: Спасибо, Андрюша!


Андрей (с довольной улыбкой): Не за что!


Мать похвалила то, что сделал сын. Андрею очень приятна похвала матери. Теперь он с нетерпением станет дожидаться отца, чтобы и от него услышать похвалу своей работе и почувствовать радость и гордость: он настоящий помощник.


Однако чаще можно услышать другую похвалу: «Ты настоящая помощница», «Ты очень хороший сын», «Что бы я без тебя делала?» Такая похвала дает оценку не поступку ребенка, а ему самому. Услышав такое, ребенок забеспокоится: разве он так много сделал? Он почувствует, что похвала незаслуженна, что он не может быть настолько безупречным, и поспешит сознаться в каком-нибудь нехорошем поступке.


Ребенок обладает развитой интуицией, ему становится не по себе от фальши, которая сквозит из наших эпитетов: замечательный, скромный, щедрый, работящий, умный… Подобно слишком яркому солнцу, такая похвала способна скорее ослепить, чем согреть. Ребенок чувствует, что он не заслужил столько хороших слов. Он не может всерьез верить в то, что он настолько безупречен. Ребенок постарается опровергнуть незаслуженную похвалу, так как не может смириться с фальшью, а о взрослых, которые столь щедро расточают ему комплименты, он подумает что-то вроде: раз они так легко меня хвалят, когда я почти ничего не сделал, значит, и сами не очень-то много стоят!

Слова взрослых и выводы детей


Любая похвала должна быть направлена только на поступки и дела детей, но никоим образом не на личность. Попробуйте высказать свое отношение к совершенному ребенком поступку таким образом, чтобы он сам сделал определенные выводы.

Десятилетний Женя помогал отцу во время ремонта. Среди прочих дел, ему пришлось вместе с отцом передвигать тяжелый шкаф.


Отец: Шкаф оказался таким тяжелым, его нелегко было двигать.
Женя (с гордостью): Я смог!


Отец: Да, работка была трудная.


Женя: Я сильный! Смотри, какие мускулы!


Мудрый отец не стал говорить прямо: «Какой ты сильный, сынок!»


На такие слова Женя мог бы ответить: «Что ты, папа, в нашем классе есть ребята и посильнее меня».


Почувствовать себя действительно сильным мальчик смог после того, как ему пришлось самому делать выводы из слов отца.



Как дети выглядят в своих собственных глазах


Составляющие похвалы — это 1) наши слова и 2) выводы детей. Когда мы хотим похвалить ребенка, нужно максимально четко высказать положительную оценку поступка, совершенного им, постараться так выразить свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он. Вот некоторые примеры правильной похвалы.

1. «Спасибо, сынок, ты здорово вымыл машину — смотри, как сверкает!» Вывод ребенка: «Я поработал на совесть, папа оценил мое старание». (Неправильная похвала: «Ты просто молодец» — вывод делать не из чего!).


2. «Твое стихотворение такое трогательное — особенно описание зимней природы». Вывод ребенка: «Я умею писать стихи — как это здорово!» (Неправильная похвала: «Неплохо для твоего возраста…»)


3. «Ты смастерил такую удобную полку — теперь инструменты будут в полном порядке». Вывод ребенка: «Я научился плотничать!» (Неправильная похвала: «Ты настоящий плотник»).


4. «Спасибо, доченька, всю посуду помыла, порядок теперь в кухне». Вывод ребенка: «Я помогла маме, теперь она может отдохнуть». (Неправильная похвала: «Так даже мама не сможет вымыть тарелки!»)


Ребенок, задумываясь над своими поступками и самостоятельно делая выводы, в дальнейшем сумеет реально оценивать себя и свои способности.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям от ребенка

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите.
    Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.
    Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной.
    Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
    Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
    Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
    Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.
    Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.
    Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.
    Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.
    Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.
    Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы.
    Это дает мне ощущение безуспешности, попыток сравняться с вами.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.
    Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.
    Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

    И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же!



Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК СТАНОВИТСЯ ТРУДНЫМ?

Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.

Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья - желание мщения. Ребенок может мстить:

  - за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

  - унижение друг друга членами семьи;

 - разводы и появление в доме нового члена семьи;

  - несправедливость и невыполненные обещания;

 - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвертая - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.



Предварительный просмотр:

Как учить стихи...

Автор: Кузнецова Анастасия, журнал "Няня"

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию...  Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1 .

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше.

 

Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет».

 

Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет.

 

Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша.

 

И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.   

   

Способ №2 .   

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

   
Способ №3 .   

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

   

Способ №4 .   

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

 

Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.

 

Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.

 

И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.   

Способ №5 .   

 Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
    Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

      

Способ №6 .   

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

 

 



Предварительный просмотр:

Как сохранять спокойствие по утрам

Вопрос: Почти каждое утро в нашем доме - это зона военных действий. Битва из-за всего! Я старалась оставаться спокойной, но так редко нахожу отклик на свои усилия... Помогите!

Ответ: Так как требования родителей (не опоздать, быть аккуратными, организованными) и желания детей (жить данным моментом, любопытничать, забавляться) редко совпадают, утро - время трудное. Кроме того, маленьким детям часто тяжело "переключаться". Переход от одного занятия к другому для них труден, даже если следующее занятие очень приятно, например, поход за мороженым. Терпите и попробуйте воспользоваться нашими подсказками.

Непосредственная реакция

- Признавайте чувства ваших детей; ребенок легче идет на "сотрудничество", когда чувствует, что его понимают. "Дорогой, я вижу, как ты огорчен, что нам надо идти, а ты не досмотрел ТВ-передачу. Давай запишем ее на видео, и ты досмотришь, когда мы вернемся домой".

- Говорите, что должно быть сделано, твердо и однословными просьбами. Скажите: "Зубы!", вместо "Сколько раз я тебе велела почистить зубы?"

- Одевайте детей в ванной комнате. Дети очень легко отвлекаются, видя и слыша младших детей, телевизор, игрушки.

- Поставьте какую-нибудь маршевую музыку, чтобы все двигались под нее, или, наоборот, более спокойную музыку, если ребенок по характеру медлителен, пусть это станет частью ежедневного утреннего ритуала.

- Накануне вечером позвольте ребенку выбрать одну из его наиболее любимых маленьких игрушек. А утром, когда он будет совсем готов к выходу из дома, дайте ему эту игрушку, чтобы он поиграл с ней в машине.

- Постарайтесь "встроить" в ваше утреннее расписание хоть несколько минут для ласковых объятий, мягкой беседы или любимой песенки или сказки, это поможет начать день без стресса. (Это нелегко, но постараться стоит!)

Советы, как сохранить душевное спокойствие

- Определите желаемое действие с минимальными объяснениями.

Когда Анна, работающая мама, подробнейшим образом объяснила сыну, почему она не может опоздать на встречу со своим начальником, он отвечал: "Мне это все равно. Для меня это не важно". В следующий раз мама добилась послушания простой репликой, но соотносящейся с миром сына: "Завтрак готов! Тебе пора есть!"

- Пользуйтесь своим чувством юмора для достижения послушания. Не будьте стандартны (придумайте что-нибудь оригинальное).

Ира была в восторге, что дети, как по волшебству, становятся послушными, когда она просто говорила забавным голосом. Например, значительно лучше "срабатывала" просьба: "Ну-ка, высунули головку из рубашки как черепашка!", чем торопливо произнесенная команда: "Пожалуйста, быстро одевайтесь... Уже поздно!"

- Добивайтесь послушания, используя зрительные, звуковые, тактильные ощущения ребенка. Наклонитесь и посмотрите ему в глаза и обнимите за плечи, прежде чем начнете говорить; есть шансы, что он услышит вас с первого же раза.

- Пользуйтесь методикой "когда - потом" ("если - тогда").

Мама добилась быстрого и радостного послушания, сказав: "Если быстро позавтракаешь, тогда у тебя будет время посмотреть телевизор".

- Используйте фантазию и правдоподобие для достижения послушания. Расслабьтесь, получите удовольствие... ведь то, что кажется вам глупым, может принести хорошие результаты.

Вера вспоминает: "Было удивительно, как мои дети выполняли просьбу своих "говорящих ботинок": "Пожалуйста, засуньте свои хорошенькие, теплые ножки в мой животик... О, как приятно!"

- Предложите детям какой-нибудь "сюрприз" после того, как задание будет выполнено. Это не обязательно должно быть что-то необыкновенное. На самом деле, если вы назовете нечто "сюрпризом", этого уже достаточно, чтобы оно стало им для детей.

"Как только вы наденете пальто, мы по дороге к машине поищем сюрприз", - сказала мама. Затем она радостно подобрала с дорожки несколько красивых осенних листьев и дала каждому ребенку по паре листьев: "Посмотрите! Правда, они красивые? Давайте возьмем их с собой и покажем вашей учительнице!"

- Избегайте втягивания себя в конфликт с ребенком, задавая вопросы, на которые вы, скорее всего, получите ответ: "Нет!"

- Чтобы ускорить процесс, предлагайте ребенку выбор только из двух возможностей. Вопросы с неограниченным выбором (так называемые "открытые" вопросы) провоцируют или ответ "Не знаю", или вообще отсутствие ответа.

Элла задавала вопрос так: "Какие штанишки ты наденешь сегодня: голубые или красные?" Она знала, что спросить так значительно лучше, чем "Что ты хочешь надеть сегодня?"

- Время от времени помогайте своим детям одеваться, даже если они прекрасно могут это делать сами. Когда вы торопитесь, не лучшее время учить детей самостоятельности.

Однажды утром, когда дело не двигалось, Дина сказал сыну: "Я надену тебе правый носок, а ты - левый. Это то, что я называю "сотрудничеством".

- Отступите на некоторое время, если чувствуете, что назревает "битва за то, кто сильнее".

- Пользуйтесь трехступенчатым подходом к трудным ситуациям или переменам. Первое - учитывайте чувства ребенка. Второе - объясните, чего нельзя изменить. А затем пообещайте ребенку что-нибудь приятное после того, как он послушается.

Лара сказала детям: "Я знаю, что вам грустно, и вы сердитесь, что не можете досмотреть телевизор до конца, но мама не может опаздывать. Я буду вам очень благодарна, если вы поможете мне не опоздать, - у меня есть для вас кое-что вкусненькое, что можно съесть в машине по дороге в школу".

- Станьте "ранней пташкой". Действительно, страшно даже подумать о том, что надо вылезти из-под одеяла холодным зимним утром, когда еще темно! Но подъем утром на двадцать минут раньше может изменить к лучшему все утро.

- Решите, в каком (одном) месте хранить все то, что понадобится утром.

Мама вспоминает: "Независимо от того, когда это делали - накануне вечером или утром, - мы с детьми превращали сборы в школу в игру, складывая пальто, ботинки, домашнюю работу и рюкзаки у двери. Дети даже притаскивали иногда туда коробочки с завтраком".

- Помните, что спешка может помочь вам не опоздать, но цена за это может оказаться слишком большой.

Маргарита рассказала следующую историю: "Однажды утром, когда наш пожилой сосед попытался поговорить со мной, мой маленький сын заставил меня покраснеть, прервав его на полуслове и закричав: "Мамочка сказала, что мы очень торопимся. У меня просто нет времени быть с вами сегодня вежливым!"

- Постоянно предупреждайте детей заранее о том, что надо будет сделать, чтобы они были готовы. Многие дети лучше слушаются, когда их предупреждают заранее, чем когда им говорят, что, например, уже пора уходить. Вместо вас могут "говорить" будильники.

Олег обнаружил, что будильник помогает ему добиться послушания сына: "Когда прозвенит будильник, ты кончаешь смотреть телевизор. Затем, пожалуйста, надень ботинки и возьми зеленую куртку. Договорились?"

- Пользуйтесь визуальными и слуховыми средствами, чтобы помочь малышам запомнить, что им нужно сделать.

Пятилетний Сергей сделал цветную картинку, на которой нарисовал все, что ему нужно приготовить для школы (ботинки, пальто, рюкзачок), и повесил ее около двери. Он очень гордился, что сам, без напоминаний, готовит все для школы.

Ольга нашла способ, как сделать утренние распоряжения приятными для окружающих и для себя, а не постоянно выкрикивать команды, которые никто не слышал. Накануне вечером она записывала на магнитофон спокойное сообщение, например: "Привет, Алик, уверена, ты помнишь, что сегодня - библиотечный день и приготовил книги". По утрам четырехлетний Алик с нетерпением ждал момента, когда нажмет на кнопку магнитофона и послушает мамин голос.

- Делайте сначала то, что необходимо сделать в первую очередь.

Вместо того чтобы тратить драгоценное время и энергию, подгоняя детей, мама в первую очередь полностью готовилась сама к уходу из дома и только потом одевала детей. Оказалось, что чем меньше дети ждут, когда будет готова мама, тем меньше суеты в дверях при уходе.

- Делайте все вместе, как "семейная команда".

А вот Мария, наоборот, считала, что легче собирать детей, когда делала все вместе с ними, например, одновременно с ними чистила зубы и даже что-то об этом напевала, им становилось весело, и дела шли быстрее.

- Меняйтесь время от времени ролями с вашим супругом для внесения "свежей струи" в сборы. Кроме того, одному человеку эмоционально трудно чувствовать постоянную ответственность за утренние сборы детей. Вы не единственная мама, которая однажды поняла, что муж спокойнее и эффективнее собирает детей в школу. Не огорчайтесь, а похвалите его и выразите надежду, что он будет это делать как можно чаще.

- Сделайте сознательное усилие удержать позитивный настрой, помня, что иногда дни начинаются плохо неизвестно почему.

Однажды после утренней суеты со сборами мама расстроилась, вдруг осознав, как, наверное, плохо себя чувствовали дети, когда шли в школу. Поэтому на следующий день, сделав над собой усилие, она постаралась создать в доме спокойную атмосферу, и они смогли уйти из дома пораньше, а по дороге еще и получить удовольствие, разговаривая и играя в игру "не наступать на трещины в асфальте".

Резюме

Взрослым часто нужно быть где-то вовремя, а дети ненавидят торопиться. Но у вас не будет необходимости торопить их, если вы подготовитесь заранее, и это поможет всем хорошо начать день!



Предварительный просмотр:

                    Лекция для родителей

«Как привить любовь к чтению».

                                   Чему учат в школе?

       Зачастую мы слышим этот вопрос от родителей. Но не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению.

               Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг.

        Очень часто наши дети отказываются читать дома и дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует родителей и нас, учителей. И именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку - чтение, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т. к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

       Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у   детей интереса к научно - популярной литературе.  

      В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют, незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес к книге.

     Мальчик не любил читать, ленился. А из - за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Что делать? Тогда мама стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Мальчик с нетерпением ждал, когда придёт мама. Читали и оба увлекались, что будет дальше? Конечно, следующий вечер ребёнок будет ждать с нетерпением. И если уж очень интересная книга, не станет он ждать, он всё же возьмёт книгу и дочитает её сам.

    Работая с детьми на уроках чтения, я нашла метод, когда детям действительно нравилось читать. Например: мы читаем на уроке рассказ, он грустный. Дети читали без всякого интереса. Тогда я стала читать вместе с ними (читали цепочкой), я задавала им тон в чтении. Кто читал после меня, старались читать грамотно и выразительно, чётко произносить все слова.

    А ведь и дома можно так читать: сначала мама, а потом ребёнок, и наоборот. Сначала мама больше, а ребёнок меньше и постепенно надо менять свои позиции. Ведь все дети любят слушать, и не надо развивать у них ненависть к чтению, к книгам. Надо помочь детям перебороть, переступить эту трудную для них ступеньку.

    Давно замечено: пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет часто становятся участниками диалога: «Ну, как книга?» «Ничего, нормально» - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

    Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время его мать и отец открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг замечают, что дети стали немного взрослее.

    Но пока дети маленькие, они только начинают читать. И мы должны помочь им в этом трудном начинании. Бывает и так: ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, дугой - обижается, вообще отказывается читать, третий – становится равнодушным к чтению.

     Это сейчас нам кажется всё просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребёнку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у него желания читать. Пусть радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

      Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующие приёмы:

  1. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте  с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые  должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет читать сам.
  2.  Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого - либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Что было потом?». В ответ надо дать книгу: « Вот прочти. Здесь столько интересных историй». Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запомнил фамилию автора и художника – оформителя и название книги. Взрослые перед чтением должны спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал.
  3. Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.
  4.  Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если возникают затруднения, надо помочь с помощью вопросов.
  5.  Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, нельзя воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу.

      То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему- то в последнее время мы стали забывать об этом. Наша современность открыла большие возможности для более лёгкого процесса издания книг: появилось много новых издательств, есть возможность печатать книги за границей. Но, кажется, мы стали забывать о решающем и главном факторе в книге – её содержании.

      В печатном слове заключены неисчерпаемые запасы энергии, и, как все другие её виды она может быть направлена на созидание или разрушение, служение добру или злу. Сознание этого должно повышать ответственность перед обществом не только автора, художника, но и издателя, потому что слово приобретает огромную власть над человеческими мыслями и чувствами. К сожалению, сегодня на наших прилавках приходится видеть немало печатной продукции, проповедующей жестокость и насилие, растлевающей души. Таким образом, можно убедиться, что подобная продукция, далеко расходится с понятием « хорошая детская книга».

      Учителю начальных классов стоит внимательно просматривать детские издания и, по возможности, стараться предостерегать родителей от покупки подобных изданий. Так давайте будем разборчивее и разумнее в наших книжных пристрастиях и убережём наших детей от той страшной морали, которая насильственным образом насаждается в нашей жизни.

      Пусть книга будет нам, взрослым – учителям, родителям, - доброй опорой, с помощью которой  мы поведём малышей в светлый мир честных людей.

 



Предварительный просмотр:

Особенности психологической поддержки четвероклассников

Согласно возрастной психологии четвероклассников принято относить к младшим школьникам. Однако этот период имеет важную специфику, которая может либо позитивно повлиять на развитие детей, либо существенно осложнить его.

С одной стороны, четвероклассники еще считают себя детьми, говорят о том, что им хочется оставаться под защитой родителей, с другой — пробуют быть взрослыми. К сожалению, взрослость очень часто понимается ими как нарушение норм поведения, которых придерживается большинство сверстников и взрослых людей. В этот период появляются первые негативные чувства по отношению к родителям. Ребята могут открыто говорить о том, что им надоели взрослые, хочется больше свободы и самостоятельности. Они начинают отстаивать границы личного пространства, просить родителей не входить в их комнату без стука и т. п. У некоторых появляется желание противоречить взрослым, даже осознавая собственную неправоту, — просто хочется быть вредным.

Таким образом, для четвероклассников тематика подросткового кризиса уже может быть актуальной. Данный период является своего рода воротами в подростковый возраст, а дальнейшее взросление во многом зависит от того, насколько они раскрыты.

Три группы четвероклассников

Взросление происходит неравномерно. По протеканию данного процесса детей можно разделить на три основные группы.

Первая группа — это те, у кого «ворота» в подростковый возраст открыты. Такие дети хотят и пытаются проявлять реальную взрослость: берут на себя ответственность за что-либо, стремятся сделать правильный выбор и т. д. Как правило, это вторые или третьи дети в семье родителей-реалистов, предоставляющих им соответствующие условия для взросления.

Вторую группу составляют дети, у которых «ворота» в подростковый возраст наглухо закрыты. Они совершенно не хотят и даже боятся взрослеть. Обычно это дети родителей-перфекционистов, у которых такие же идеальные дети, которые не могут даже помыслить о том, чтобы поступать против родительской воли. Им предстоит начать взрослеть позже — в 5-6-м классе. Причем с большой вероятностью можно утверждать, что процесс взросления таких детей будет сложным, а пока им живется достаточно комфортно.

Третью группу составляют те, кого усиленно контролируют родители. Такие дети находятся в наиболее сложном положении. У них «ворота» приоткрыты: шагнуть за них хочется, но в то же время страшно. В глубине души они уже испытывают протестное чувство по отношению к родителям, но пока еще не проявляют его. Это повышает у них тревожность и порождает стремление к нарушению норм тогда, когда для этого появляются подходящие условия, например на уроках, которые ведет более мягкий учитель, или в отношениях с доброй бабушкой, ослушаться которую проще, чем строгую маму.

В наиболее сложных случаях у детей может закрепиться привычка к выплескиванию негативных чувств по отношению к более слабому сверстнику, что приводит к возникновению конфликтов в классе и появлению изгоев.

Несмотря на внешнее благополучие такие дети должны попасть в сферу внимания педагога-психолога. Заниматься с ними лучше в малых группах (по 2-3 человека) или индивидуально. Основная цель таких занятий — помочь детям осознать начало процесса взросления, помочь в игровой форме выплеснуть агрессивно-протестные чувства по отношению ко взрослым.

Проводить занятия целесообразно в игровой форме, предполагающей соревнование ребенка со взрослым. Результаты соревнования заносятся в специальный соревновательный лист. Каждое занятие может состоять из нескольких игр, в итоге победить должен ребенок.

Еще одно условие — равноправие ребенка и взрослого на занятии. По сути, оба являются его участниками. На первых занятиях взрослый предлагает те или иные игры и объясняет их условия, в последующем ребенок уже сам выбирает какие-то из освоенных им игр.

Четвероклассникам важно не только победить взрослого, но и в игровой форме перехитрить, обмануть его, поэтому в части заданий взрослый находится в игровой беспомощной позиции, а ребенок может «руководить» им или «обманывать» его.

В жизни таких детей обычно слишком много всяких правил и ограничений, а также занятий, которыми они вынуждены заниматься не по собственной воле, а по желанию взрослых. Важно, чтобы предлагаемые игры им нравились, тогда они будут участвовать в них с удовольствием.

Примеры заданий

Далее приведены примерные задания, которые можно использовать в работе с четвероклассниками.

Конкурс саперов

Один из участников прячет в комнате «мину» (шарик), другому нужно ее «обезвредить» (найти). Первый может помогать второму, произнося слова «хрю-хрю», если сапер приближается к шарику, или «гав-гав», если он отдаляется от него.

Конкурс чтения мыслей на расстоянии

Ребенок и взрослый записывают на листе бумаги свои любимые цвет, погоду, блюдо (спорт, транспорт, животное и т. п.) и затем по очереди пытаются догадаться, что написал партнер. За каждый верно угаданный ответ участник получает один балл. В конце количество баллов суммируется.

Конкурс лжецов

Участники по очереди задают друг другу по три вопроса. Отвечая, нужно два раза сказать правду и один раз соврать. Слушающий должен догадаться, когда прозвучала неправда. Верный ответ приносит один балл.

Конкурс дрессировщиков

Одному из участников завязывают глаза, другой в это время расставляет на полу маленькие игрушки и затем дает первому участнику различные команды типа «один шаг влево», «три шага вперед», помогая продвигаться от одной стены к другой, не задевая препятствий. Потом участники меняются ролями.

Конкурс художников

Одному из участников завязывают глаза, другой подводит его к доске и дает различные команды, помогая нарисовать рисунок.

Конкурс разведчиков

Один из участников (ребенок или взрослый) закрывает глаза. Другой должен незаметно положить ему на голову бумажный листок размером 10 х 10 см («гранату»). Первому необходимо либо поймать руки «разведчика», либо почувствовать и схватить «гранату». Балл получает тот участник, который обнаружил «гранату», или тот, кто ее успешно (незаметно) подложил.

Конкурс воришек

Один из участников кладет себе на ладонь шарик, а вторую ладонь держит сверху на расстоянии примерно 20 см. Другой участник должен успеть схватить шарик до того, как первый прихлопнет его свободной ладонью.

Конкурс отгадчиков

Ребенку дают карточки с написанными на них действиями. Задача — разложить эти карточки в два столбика: в одном должны быть карточки с теми действиями, которые ему нравятся, во втором — с теми, которые не нравятся. Взрослый имеет общий список всех действий. Ему нужно догадаться, в какой столбик ребенок поместил карточку с тем или иным действием. Если он угадывает, то получает балл (плюс). Если ошибается, то балл присуждается ребенку. В конце подводится итог, определяется победитель.
По ходу игры ребенок может пояснять свой выбор (например, не нравится быть центром семьи, потому что все пристают) или более подробно описывать какие-то ситуации.
Слова на карточках могут быть разными, соответствовать реальным желаниям детей или проявлению недовольства с их стороны.

Примерный набор действий к конкурсу отгадчиков

  1. громко смеяться, хохотать;
  2. разбрасывать вещи;
  3. скрывать свои мысли;
  4. быть центром семьи;
  5. быть самым умным (самой умной);
  6. быть самым веселым (самой веселой);
  7. быть самым привлекательным (самой привлекательной);
  8. обижаться;
  9. пачкаться;
  10. часто мыться;
  11. рассказывать анекдоты;
  12. возражать взрослым;
  13. злить других;
  14. мусорить;
  15. когда жалеют;
  16. отстаивать свою точку зрения;
  17. иногда быть вредным (вредной);
  18. спорить со взрослыми;
  19. спорить со сверстниками;
  20. быть центром класса;
  21. злиться.

Конкурс ругателей

Перед участниками находится стопка карточек, на которых написаны те или иные действия детей, за которые их могут ругать взрослые. Карточки по очереди открывают, участникам нужно быстро придумать и назвать слова, которыми родители могут ругать их. При этом уточняется, что речь идет не о конкретных маме и папе, а о родителях вообще (абстрактных).

Примерный набор карточек к конкурсу ругателей

  1. двойка;
  2. тройка;
  3. грубит взрослым;
  4. не слушается;
  5. плохо ведет себя в школе;
  6. беспорядок на столе;
  7. спорит со взрослыми;
  8. грязь в тетради;
  9. несобранность;
  10. не слышит обращения к нему с первого раза;
  11. не держит слово;
  12. не выполняет требования взрослых;
  13. делает то, что хочет;
  14. плохо выполняет домашние задания;
  15. мало занимается уроками;
  16. не убирает свои вещи;
  17. не старается.

Конкурс фантазеров

Ребенок и взрослый по очереди берут карточки из стопки и быстро придумывают предложения с ними. Если это им удается, карточки они оставляют себе. В конце подсчитываются баллы; одна карточка — один балл.

Варианты карточек к конкурсу фантазеров

Карточка 1.

• Никогда;
• не стану;
• не соглашусь;
• несправедливо;
• нечестно;
• неинтересно;
• не люблю;
• не терплю;
• ненавижу;
• не нравится;
• не лезь;
• не надо;
• не стараюсь;
• не делаю;
• не выношу.

Карточка 2.
• Не верю;
• не слушаюсь;
• не понимаю;
• не боюсь;
• не хочу;
• не притворяюсь;
• не собираюсь;
• не буду;
• неприятно;
• не разбрасывай;
• не ленись;
• не груби;
• не делай;
• не спорь;
• не надевай;
• не выковыривай;
• не кричи;
• не капризничай;
• не настаивай.

Конкурс ловцов жемчуга

Один из участников завязывает глаза. Другой берет в руки звенящую палочку (звенящий мячик). Это считается жемчугом. Первому участнику нужно поймать жемчуг, ориентируясь на звук палочки (мячика).



Предварительный просмотр:

Психология возраста начальной школы

Ребенок в этом возрасте хорошо понимает, что значит нельзя, и, конечно, в большинстве случаев слушается, когда вы говорите ему «нет». Но не всегда. Ваши постоянные «нет» очень часто вызывают в нем негативную реакцию и он начинает противиться, делать то, что вы ему запрещаете. Если вы хотите уберечь ребенка от проблем, научить его тому, что такое хорошо, что такое плохо, вам необходимо применять следующие методы.


Объяснение и еще раз объяснение. В свои просьбы вы должны вкладывать положительный смысл. Не говорите, чего он не должен делать, скажите, что лучше сделать. Например, если ребенок говорит с кем-то капризным голосом, кричит на кого-либо фраза «так нельзя разговаривать» не подойдет, скажите «в разговоре с людьми мы разговариваем хорошо, вежливо и т.п.» В этом возрасте ребенок вполне способен понимать ваши объяснения.


Предлагайте выбор. Ребенку необходимо ощущать независимость, особенно остро это чувствуется, с началом школьной жизни, где ребенок зажат в жесткие рамки «надо и нельзя». Поэтому дома ему просто необходимо чувствовать свою независимость, в противном случае, это не только отразится на его поведении (оно ухудшится), но и на здоровье. Например, если ребенок не хочет делать уроки до ужина, можете предложить ему сделать до ужина что-то еще, что обычно в вашем распорядке стоит после приема пищи.


Или, если ребенок желает съесть конфету до обеда, попробуйте предложить ему что-нибудь другое сухофрукты, фрукты и т.п., объясните, почему важно не есть конфеты и другие сладости до основного приема пищи. И еще один момент - не критикуйте выбор ребенка.


Избегайте ситуаций, вызывающих непослушание. В этом возрасте такие ситуации сводятся к минимуму, хотя их трудно избегать, тем не менее, постарайтесь. Зачем например, идти в гости к бабушке или тете, у которой в доме идеальный порядок, много хрупких вещей, а ваш ребенок именно там стремится все потрогать, переставить. Вместо этого пригласите тетю или бабушку в гости к вам, таким образом, вы обойдете сложную ситуацию, вам не надо будет говорить ребенку «нет».


Альтернативы. Можно придумать специальные коды, по которым ребенок будет распознавать, что вы против того или иного действия. Например, вы можете называть ребенка по взрослому, по имени и отчеству, когда недовольны его поведением, это может быть похлопывание по плечу или что вам подсказывает ваша фантазия. Единственное в чем вы должны быть уверенны, так это в том, что ребенок четко понимает смысл вашего сигнала.


Терпимость и твердость. Прежде чем сказать ребенку «нет» подумайте, насколько обоснован ваш запрет, может без него можно обойтись. Однако, если ситуация того требует, нам приходиться говорить нет. Если вы решили что ребенку необходимо что-то запретить, нужно проявить твердость, нельзя давать ребенку двойных сигналов. Например, говорить ласковым голосом «нет дорогой/ая, я думаю этого делать нельзя». Вы должны проявить настойчивость и строгость, а когда ребенок выполнит что требуется, обязательно похвалите его.

И не забывайте, что самый лучший способ воспитания – это собственный пример.