Внеурочная деятельность

Будюк Светлана Николаевна

рабочие программы по внеурочной деятельности:

для 5-6 классов "Математическое конструирование"

для 7-8 классов "Рассуждаем и доказываем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_rassuzhdaem_i_dokazyvaem.docx59.96 КБ
Файл kurs_matematicheskoe_konstruirovanie.docx56.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Брюховецкий район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской

муниципального образования Брюховецкий район

имени И. Ф. Масловского

                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                      решением педагогического совета 

                                                                                                    от 31.08.2013 года протокол №1

                                                                                       Председатель педсовета

____________________

  С.В.Киселев

Программа

элективного курса по математике

«Рассуждаем и доказываем»

Срок реализации программы:    2 года.

Возраст обучающихся:   11-13 лет.

   Автор программы:  

   Будюк С.Н.,  учитель математики

                                                                                                                                           

   МБОУ СОШ № 15

Ст. Переясловская

Пояснительная записка

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Элективный курс  является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс  по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель  не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Элективный курс – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Предполагаемый курс состоит из 68 тематических занятий. В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Занятия разнообразны и по тематике, и по форме. Есть разработки сценариев, КВН, других игр и соревнований.

Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях.

Программа рассчитана на два года обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 1 час в неделю.

Основная цель курса – развитие творческих способностей, логического мышления, внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.                                                                              

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.

 Программа элективного курса «Рассуждаем и доказываем» рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет.

Срок  реализации программы элективного курса «Рассуждаем и доказываем» -2 года

Программа элективного курса «Рассуждаем и доказываем» реализуется в МБОУ СОШ № 15 ст. Переясловской

Программа элективного курса «Рассуждаем и доказываем»» разработана в 2013 году

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их  применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
  • доступность.

Содержание

5 класс

1.Вводное занятие (1ч)

Беседа о происхождении арифметики. История возникновения термина «математика».

2. Не боги горшки обжигают. (1ч)

Беседа о качествах, необходимых при изучении математики.

3. Удивительный квадрат. (1ч)

Игра – головоломка «Танграм».

4.Рождение счёта. (1ч)

Историческая справка о римской и арабской нумерации с применением докладов учащихся.

Презентация «Эти удивительные числа».

5. Поговорим о нуле. (1ч)

Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.

6.В поисках самого большого числа.. (1ч)

Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».

7. Лист Мёбиуса. (1ч)

Практическое занятие.

8. Задачи Карла Гаусса. (1ч)

Сообщения учащихся «Жизнь Карла Гаусса и его  вклад в развитие математики».

Поиск быстрых и простых путей получения результатов.

9.Игра «Волшебное число». (1ч)

Игра-соревнование в умении решать уравнения.

10.Круги Эйлера. (1ч)

Презентация «Леонард Эйлер – математик, механик, физик»

Решение логических задач с применением кругов Эйлера.

11.Графы. (1ч)

Решение комбинаторных задач с использованием графов.

12. Решение логических задач. (1ч)

Показать различные способы решения логических задач.

13. Принцип Дирихле. (1ч)

Задачи на принцип Дирихле

14. Задачи на переливание. (1ч)

Научить построению простейших алгоритмов.

15. Симметрия. (1ч)

Знакомство с осевой симметрией. Презентация «Симметрия в природе».

16.Математический КВН. (1ч)

17. Божественные числа. (1ч)

Геометрическая интерпретация некоторых чисел.

18. Как научиться решать задачи? (1ч)

Показать этапы решения задач и приём самоконтроля при решении задач.

19.Решаем задачи. (1ч)

Оценить результаты совместного занятия детей и родителей.

20. Всяк на свой аршин мерит. (1ч)

Знакомство с различными старинными единицами измерения: длины, массы, стоимости. Презентации и сообщения учащихся.

21. На все времена для всех народов. (1ч)

Знакомство с приставками, которые изменяют основную единицу измерения, делая её дольной или кратной.

22. Быстрый счёт. (1ч)

Игра на проверку вычислительных навыков.

23. Обыкновенные дроби. (1ч)

Сообщения учащихся «Как появились дроби. Их применение». Знакомство с обыкновенными дробями.

24. Среднее арифметическое. (1ч)

Понятие среднего арифметического.

25. Путешествие в страну Геометрию. (1ч)

История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры,  решить  задачи. Презентация « История геометрических терминов».

26. Введение в комбинаторику. (1ч)

Решение задач, имеющих несколько вариантов решения.

27.Факториал. (1ч)

Знакомство с понятием -  факториал. Решение задач с  использованием  факториала.

28. Теория вероятностей. (1ч)

Познакомить с начальными понятиями теории вероятностей.

29. Случайные события и их вероятность. (1ч)

Знакомство с возможными подходами к вычислению вероятности того или иного события.

30.Теория вероятностей вокруг нас. (1ч)

Практическое занятие. Проведение экспериментов.

31. Математическая викторина для младших школьников. (1ч)

32. Игра «Поле чудес». (1ч)

33. Великие математики древности. Женщины математики. (1ч)

Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия». 

Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.

Их жизнь и вклад в развитие математики.

34. Заключительное занятие Задачи народов мира.(1 ч)

Подведение итогов курса. С математикой вокруг земного шара. Задачи  о мире,  городах, странах, реках, морях, озерах, горах, пустынях и другие.

Тематический план     (1 час в неделю, всего 34 часа)

5 класс

п/п

Тема занятий

Кол

час

Из них

теор

практ

1

Вводное занятие

1

1

2

Не боги горшки обжигают.

1

1

3

Удивительный квадрат.

1

1

4

Рождение счёта.

1

1

5

Поговорим о нуле.

1

1

6

В поисках самого большого числа.

1

1

7

Лист Мёбиуса

1

1

8

Задачи Карла Гаусса

1

1

9

Игра «Волшебное число».

1

1

10

Круги Эйлера.

1

1

11

Графы.

1

1

12

Решение логических задач.

1

1

13

Принцип Дирихле

1

1

14

Задачи на переливание

1

1

15

Симметрия.

1

1

16

Математический КВН.

1

1

17

Божественные числа.

1

1

18

Как научиться решать задачи?

1

1

19

Решаем задачи.

1

1

20

Всяк на свой аршин мерит.

1

1

21

На все времена для всех народов.

1

1

22

Быстрый счёт.

1

1

23

Обыкновенные дроби.

1

1

24

Среднее арифметическое.

1

1

25

Путешествие в страну Геометрию.

1

1

26

Введение в комбинаторику.

1

1

27

Факториал

1

1

28

Теория вероятностей.

1

1

29

Случайные события и их вероятность.

1

1

30

Теория вероятностей вокруг нас

1

1

31

Математическая викторина для младших школьников.

1

1

32

Игра «Поле чудес».

1

1

33

Великие математики древности. Женщины математики.

1

1

34

Заключительное занятие. Задачи народов мира

1

1

   Литература:

  • Балк М., Балк Г. Поиск решения задач. – М., 1983.
  • Зайкин М. И. Математический тренинг. – М., 1996.
  • Миракова Т. Н. Развивающие задачи на уроках математики. – Львов, 1991.
  • Никольская И. Л., Семёнова Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать. – М., 1989.
  • Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999
  • Перькова О. И., Сазонова Л. И. Математический паноптикум. – Псков, 1993
  • Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград, 1997.
  • Раз, два, три – отвечай! (Математические развлечения для школьников.) – М., 1993.
  • Сухих И. Г. Весёлая математика. – М., 2003.
  • Фридман Л. Ф., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи? – М., 1984.
  • Час занимательной математики. – М., 2003.
  • Шарыгин  И. Ф., Шевкин  А. В. Математика. Задачи на смекалку. – М., 1999.

Содержание

6 класс

1.Математические аттракционы и истории. (1ч)

Обобщить материал, изученный в 5 классе в игровой форме.

2. Новый знак деления. (1ч)

Сообщение учащихся «Обозначения знаков деления».

3. Признаки делимости. (1ч)

Что можно узнать о числе из его внешнего вида?

4. Алгоритм Евклида. (1ч)

Показать один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК).

5. НОД, НОК и калькулятор. (1ч)

Решение задач.

6. Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. (1ч)

7. Некоторые приёмы устных вычислений. (1ч)

Показать приёмы устных вычислений, помогающие при решении задач.

8. Конкурс художников. (1ч)

Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.

9. Пифагорейский союз. (1ч)

Показать, что число – символ, определяющий многое в жизни человека.

10. Софизмы. (1ч)

Историческая справка о софизме. Показать, что софизмы способствую повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.

11. Криптограммы – числовые ребусы. (1ч)

Уметь применять знания в нестандартной ситуации.

12. Центральная и зеркальная симметрии. (1ч)

Познакомить с различными видами симметрии.

13. Путешествия. (1ч)

Отработать различные способы решения задач на движение.

14. Денежные расчёты. (1ч)

Старинные меры, их использование при решении задач.

15. О правилах «фальшивых и гадательных». (1ч)

Показать традиционные и нестандартные способы решения задач.

16-17. Новогоднее оригами. (2ч)

Познакомить с геометрическими фигурами, с их элементами. Сделать игрушки из бумаги для украшения ёлки.

18. Житейские истории. (1ч)

Показать, что одну и ту же задачу можно решать различными методами.

19. Решение задач на совместную работу. (1ч)

Показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

20. Решение задач «обратным ходом». (1ч)

Показать графический способ решения задач.

21. Старинный способ решения задач на смешение веществ. (1ч)

Показать разные способы решения задач.

22. Прямая и обратная пропорциональность. (1ч)

Показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

23. Интересные свойства чисел. (1ч)

Познакомить с интересными математическими закономерностями и попытаться их продолжить.

24. Из истории интересных чисел. (1ч)

Знакомство с числами, которые названы чьим-то именем. Презентация учащихся «Интересные числа».

25. Возраст и математика. (1ч)

Презентация «Молодость-не порок, можно и в молодые годы достичь многого». Сообщения учащихся о:

Норберте Винере, Блез Паскале; Жозефе Луи Лагранже; Алексисе Клоде Клеро; Игоре Шафаревиче;

Леонарде Эйлере; Эваристе Галуа; Нильсе Абеле.

26. Решение задач на движение. (1ч)

27. Математическое ралли. (1ч)

Проверить умения выполнять действия с дробями.

28. Как уравнять два выражения. (1ч)

Показать, как можно уравнять правую и левую части математического высказывания.

29. Как научиться решать задачи. (1ч)

Основные приёмы работы над текстом задач.

30-31. Решение уравнений. (2ч)

32. Старинные задачи по математике. (1ч)

Презентация «Старинные задачи по математике».

33. Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, сказки. (1ч)

Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки по математике.

34. Игра «Звёздный час дроби» (1ч)

Тематический план     (1 час в неделю, всего 34 часа)

6 класс

п/п

Тема занятий

Кол

час

Из них

теор

практ

1

Математические аттракционы и истории.

1

1

2

Новый знак деления.

1

1

3

Признаки делимости.

1

1

4

Алгоритм Евклида

1

1

5

НОД, НОК и калькулятор

1

1

6

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость

1

1

7

Некоторые приёмы устных вычислений.

1

1

8

Конкурс художников.

1

1

9

Пифагорейский союз.

1

1

10

Софизмы.

1

1

11

Криптограммы – числовые ребусы.

1

1

12

Центральная и зеркальная симметрии.

1

1

13

Путешествия.

1

1

14

Денежные расчёты.

1

1

15

О правилах «фальшивых и гадательных».

1

1

16-17

Новогоднее оригами.

2

2

18

Житейские истории.

1

1

19

Решение задач на совместную работу.

1

1

20

Решение задач «обратным ходом».

1

1

21

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

1

1

22

Прямая и обратная пропорциональность

1

1

23

Интересные свойства чисел.

1

1

24

Из истории интересных чисел.

1

1

25

Возраст и математика

1

1

26

Решение задач на движение.

1

1

27

Математическое ралли.

1

1

28

Как уравнять два выражения.

1

1

29

Как научиться решать задачи.

1

1

30-31

Решение уравнений.

2

2

32

Старинные задачи по математике.

1

1

33

Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, сказки

1

1

34

Игра «Звёздный час дроби»

1

1

          

   Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. 

           В процессе изучения данного элективного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, семинаров, дидактических игр, защиты творческих работ.        

       

В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и                     интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач
  • применять нестандартные методы при решении программных задач

Литература:

  • Балк М., Балк Г. Поиск решения задач. – М., 1983.
  • Аллан Рей, Вилльямс Мартин. Математика на 5.- М., 1998
  • Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная работа по математике. – М., 1984.
  • Никольская И. Л., Семёнова Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать. – М., 1989.
  • Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999
  • Кинг Эндрю. Учим дроби. – М., 1998
  • Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград, 1997.
  • Раз, два, три – отвечай! (Математические развлечения для школьников.) – М., 1993.
  • Сухих И. Г. Весёлая математика. – М., 2003.
  • Фридман Л. Ф., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи? – М., 1984.
  • Коваленко В. Г. дидактические игры на уроках математики. – М., 1990
  • Шарыгин  И. Ф., Шевкин  А. В. Математика. Задачи на смекалку. – М., 1999.
  • Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка. – М., 1988
  • Олехник  С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. старинные занимательные задачи. – М.,1996.
  • Остер Г. Ненаглядное пособие по математике. – М., 1992
  • Петраков И. С. Математические кружки. – М., 1987
  • Смекалка для малышей: Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., 1996.
  • Худодатова Л. М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. – М., 2002
  • Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. – М., 1996

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной  работе

_____            Л.Г.Москаленко

«31» августа 2013 года

Муниципальное образование Брюховецкий район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской

муниципального образования Брюховецкий район

имени И.Ф.Масловского

( МБОУ СОШ № 15)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2013/2014 учебный год

курса

«Рассуждаем и доказываем»


Класс – 5 класс

Учитель – Будюк  Светлана  Николаевна 

Количество часов: 34 часа; в неделю – 1 час

Планирование составлено на основе рабочей  программы  Будюк Светланы Николаевны, утверждённой решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 станицы  Переясловской    муниципального образования Брюховецкий  район от 31 августа 2013 года протокол № 1 

Календарно – тематический планирование

5 класс

п/п

Тема занятий

Кол

час

Дата

1

Вводное занятие

1

2

Не боги горшки обжигают.

1

3

Удивительный квадрат.

1

4

Рождение счёта.

1

5

Поговорим о нуле.

1

6

В поисках самого большого числа.

1

7

Лист Мёбиуса

1

8

Задачи Карла Гаусса

1

9

Игра «Волшебное число».

1

10

Круги Эйлера.

1

11

Графы.

1

12

Решение логических задач.

1

13

Принцип Дирихле

1

14

Задачи на переливание

1

15

Симметрия.

1

16

Математический КВН.

1

17

Божественные числа.

1

18

Как научиться решать задачи?

1

19

Решаем задачи.

1

20-

Всяк на свой аршин мерит.

1

21

На все времена для всех народов.

1

22

Быстрый счёт.

1

23

Обыкновенные дроби.

1

24

Среднее арифметическое.

1

25

Путешествие в страну Геометрию.

1

26

Введение в комбинаторику.

1

27

Факториал

1

28

Теория вероятностей.

1

29

Случайные события и их вероятность.

1

30

Теория вероятностей вокруг нас

1

31

Математическая викторина для младших школьников.

1

32

Игра «Поле чудес».

1

33

Великие математики древности. Женщины математики.

1

34

Заключительное занятие. Задачи народов мира

1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной  работе

_____            Л.Г.Москаленко

«31» августа 2013 года

Муниципальное образование Брюховецкий район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской

муниципального образования Брюховецкий район

имени И.Ф.Масловского

( МБОУ СОШ № 15)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2013/2014 учебный год

курса

«Рассуждаем и доказываем»


Класс – 6 класс

Учитель – Будюк  Светлана  Николаевна 

Количество часов: 34 часа; в неделю – 1 час

Планирование составлено на основе рабочей  программы Будюк Светланы Николаевны, утверждённой решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 станицы  Переясловской    муниципального образования Брюховецкий  район от 31 августа 2013 года протокол № 1 

Календарно - тематический планирование     (1 час в неделю, всего 34 часа)

6 класс

п/п

Тема занятий

Кол

час

Дата

1

Математические аттракционы и истории.

1

2

Новый знак деления.

1

3

Признаки делимости.

1

4

Алгоритм Евклида

1

5

НОД, НОК и калькулятор

1

6

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость

1

7

Некоторые приёмы устных вычислений.

1

8

Конкурс художников.

1

9

Пифагорейский союз.

1

10

Софизмы.

1

11

Криптограммы – числовые ребусы.

1

12

Центральная и зеркальная симметрии.

1

13

Путешествия.

1

14

Денежные расчёты.

1

15

О правилах «фальшивых и гадательных».

1

16-17

Новогоднее оригами.

2

18

Житейские истории.

1

19

Решение задач на совместную работу.

1

20

Решение задач «обратным ходом».

1

21

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

1

22

Прямая и обратная пропорциональность

1

23

Интересные свойства чисел.

1

24

Из истории интересных чисел.

1

25

Возраст и математика

1

26

Решение задач на движение.

1

27

Математическое ралли.

1

28

Как уравнять два выражения.

1

29

Как научиться решать задачи.

1

30-31

Решение уравнений.

2

32

Старинные задачи по математике.

1

33

Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, сказки

1

34

Игра «Звёздный час дроби»

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Брюховецкий район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской

муниципального образования Брюховецкий район

имени И.Ф.Масловского

( МБОУ СОШ № 15)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 31.08.2015  года

Председатель педсовета

    _____________    Карамов И. Р.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

научно-познавательного направления с включением проектной деятельности

Тип программы: комплексная

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Срок реализации программы:    2 года.

Возраст обучающихся:   11-13 лет.

Автор программы:  

   Будюк С.Н.,  учитель математики

                                                                                                                                           

   МБОУ СОШ № 15

 

  1. Пояснительная записка

 На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход, по нашему мнению, является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.

Ученики, получают новую для себя роль - «роль исследователей», которые под скрытым руководством учителя открывают для себя все новые и новые знания. На наш взгляд принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем знаний. Он организовывает самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.  Он  равноправный партнер по учебному процессу, с которым можно спорить, отстаивать свою позицию, которому можно предложить альтернативную точку зрения и эта точка зрения будет услышана и понята. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности,

Разработанный нами курс «Математическое конструирование» дает возможность решить эту задачу, а также дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью. Конструкторско-практическая деятельность обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, способствует актуализации и закреплению в ходе практического использования математических знаний и умений, повышает уровень осознанности изученного материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

В учебном плане на изучение программы данного курса отводится 1 ч в неделю,  всего 68 часов (в 5 классе 34 часа, в 6 классе 34 часа).

Занятия предполагают большое количество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой.

Цель курса:

сформировать элементы логического и конструкторского мышления, развить познавательную активность и интерес к математике.

Задачи курса:

- формирование умения узнавать изученные геометрические фигуры в объектах, различать линейные, плоскостные и пространственные геометрические фигуры;

- развитие воображение учащихся;

- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом, умения мысленно расчленять объект на составные части, умения собирать объект из частей, усовершенствовать его по заданным условиям, умения построить чертеж модели, собрать модель по чертежу, умения  рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности;        

- формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;

- овладение учащимися различными способами моделирования;

- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой;

- развивать комбинаторное мышление, геометрическое видение;

- формирование стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их  применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

  1. Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование направлений внеурочной деятельности, Разделов (модулей), тем

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика  деятельности обучающихся

Общеинтеллектуальное направление «Математическое конструирование»

Аудиторные

Внеаудиторн.

34

34

1

Вводное занятие.

.1

1

Беседа с учениками

2

Рисунок из геометрических  фигур.

4

4

Занятие-практикум

3

Геометрия бордюров

4

4

Занятие-практикум

4

Конструирование моделей

6

6

Работа с бумагой

5

Конструирование моделей симметричных фигур

4

4

Работа с бумагой

6

Линии в жизни

5

5

Изучение линий и их расположение

7

Циркульные орнаменты.

2

2

Выполнение построений циркулем

8

Проволочные каркасы.

5

5

Моделирование геометрических фигур

9

Творческая мастерская «Задача для друга».

3

3

Работа над поделками в парах и группах

2 год обучения

Наименование направлений внеурочной деятельности, Разделов (модулей), тем

Всего

часов

Кол-во часов

Характеристика  деятельности обучающихся

Общеинтеллектуальное направление «Математическое конструирование»

Аудиторные

Внеаудиторн.

34

34

1

Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников.

.1

1

Создание паркета по образцу, по словесному описанию. Исследовательская работа

2

Проектная работа «Школьный двор моей мечты».

3

3

Создание проекта на тему «Школьный двор моей мечты». Моделирование на бумаге, Моделирование с помощью объемных фигур.

3

Исследовательская работа «Площадь и периметр школьного двора»

2

1

1

Исследование школьного двора. Экскурсия.

4

Работа с лоскутками треугольной и четырехугольной формы

6

6

Работа с тканью. Знакомство с понятием пэчворк

5

Развёртки и модели геометрических фигур.

8

8

Развитие пространственного мышления, моделирование разверток геометрических фигур.

6

Творческая мастерская «Замок из многогранников».

2

2

Занятие-практикум

7

Задачи на разрезание

3

3

Решение задач на разрезание с помощью клетчатой бумаги.

8

Построение диаграмм.

6

6

Круговые диаграммы. Столбчатые диаграммы. Исследовательская работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения»

  1. Содержание программы:

1 год обучения

       Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с целями занятий по программе «математическое конструирование». Связь со школьными предметами. Развитие геометрической наблюдательности: работа с деталями конструктора «Уголки» и «Танграм».

Тема 2. Рисунок из геометрических  фигур. (4  часа).

Создание рисунка (человека, воробья) из простейших геометрических фигур. Практическая работа «Дом моей мечты». Выставка лучших работ.

Тема 3. Геометрия бордюров. (4 часа).

Бордюры из геометрических фигур. Составление узоров из геометрических фигур для оформления ковров. Элементы геометрических фигур в узорах декоративно- прикладного искусства народов Кубани. Практическая работа. «СНЕЖИНКА». Выставка лучших работ.

Тема 4. Конструирование моделей(6  часов).

Конструирование моделей по теме «Доли и дроби». Модель легкового автомобиля. Исследовательская работа «Конструирование модели теремка».

Тема 5. Конструирование моделей симметричных фигур(4 часа).

Преобразование фигур. Симметрия. Оси симметрии фигуры Конструирование моделей симметричных фигур (бабочка, старинный замок).

Тема 6. Линии в жизни.(5 часов).

Линии в жизни. Проектная работа «Безопасный маршрут «Дом-школа». Проектная работа «Карта-схема «Город мечты». Выставка лучших работ.

Тема 7. Циркульные орнаменты.(2  час).

Как рисовать циркулем? Орнамент с помощью циркуля.

Тема 8. Проволочные каркасы.(5  часов).

Построить конструкцию по заданному образцу. Построить конструкцию по словесному

описанию. Проектная работа «Каркас бабочки», «Каркас парусника», «Домик для щенка».

Выставка лучших работ.

Тема 9. Творческая мастерская «Задача для друга». (3 часа)

Задачи на движение. Составление задач на доли и дроби.

2 год обучения

Тема 1. Конструирование геометрических паркетов из треугольников и четырехугольников. (4  часа).

Геометрические паркеты. Паркеты из одинаковых правильных многоугольников.  Создание паркета по образцу, по словесному описанию. Исследовательская работа «Возможно ли выложить паркет из данных фигур?»

Тема 2.Проектная работа «Школьный двор моей мечты».(3 часа)

Создание проекта на тему «Школьный двор моей мечты». Моделирование на бумаге, Моделирование с помощью объемных фигур. Экскурсия.

Тема 3. Исследовательская работа «Площадь и периметр школьного двора» (2 часа)

Измерение параметров школьного двора.

Тема 4. Работа с лоскутками треугольной и четырехугольной формы (6 часа)

Шитье из квадратов. Шитье из треугольников. Проектная работа «Фартук для моей мамы».

Тема 5.Развёртки и модели геометрических фигур. (8 часов)

Развертка куба. Создание разверток куба. Модель куба. Создание моделей куба. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Создание разверток прямоугольного параллелепипеда. Модель прямоугольного параллелепипеда. Создание модели прямоугольного параллелепипеда.

Развертка конуса. Создание разверток конуса. Модель конуса. Создание модели конуса. Развертка цилиндра. Создание разверток цилиндра. Модель цилиндра. Создание модели цилиндра.

Тема 6. Творческая мастерская «Замок из многогранников». (2 часа)

Тема 7. "Задачи на разрезание»(3 часа)

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Пентамино. Задачи на разрезание фигур более сложной формы с границами, являющимися дугами

Тема 18. Построение диаграмм.(6 часов)

Круговые диаграммы. Столбчатые диаграммы. Исследовательская работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения»

  1. Предполагаемые результаты реализации программы

К результатам обучения относятся следующие:

в личностном направлении:

- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы происхождения и развития геометрии из практических потребностей людей;

в метапредметном направлении:

- умение планировать свою деятельность;

- умение работать с геометрическим материалом;

- умение проводить несложные рассуждения опираясь на ранее изученный материал;

- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы построений;

- применение приемов самоконтроля при решении определенных задач;

в предметном направлении:

- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

- приобретение навыков изображения геометрических фигур;

- умение распознавать  и изображать равные и симметричные фигуры;

- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- умение использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

- умение проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;

- умение выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие;

- умение находить периметр,  площадь  и объем геометрических фигур.

  1. Формы контроля

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Создание и защита собственных исследовательских проектов.

Выставки работ.

  1. Методические рекомендации

Программа курса кроме непосредственно исследовательской деятельности включает в себя работу по развитию творческого мышления и воображения школьников, поскольку проектная и, особенно, исследовательская деятельность предполагают  наличие гибкости мышления, умение проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал,  возможность творческого  подхода к исследуемой проблеме.

Программа позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

  1. Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  1. М. А. Екимова, Г. П. Кукин  «ЗАДАЧИНАРАЗРЕЗАНИЕ», МЦНМО Москва, 2002
  2. А.В. Волошинов «Математика и искусство», Москва, «Просвещение»,1992 год.
  3. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2007
  4. Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
  5. Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
  6. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
  7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  9. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение,

1 шт.

По кол-ву учащихся

  1. Печатные пособия:

3.Технические средства обучения:

Магнитная доска

ПК

Мультимедийное оборудование        

1 на класс

1на класс

1на класс

4.Экранно-звуковые пособия:

Презентации по темам занятий

Аудиозаписи музыки «Музыка для души», «Музыка для релаксации» 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a-2ba2-4f2e-917b-1f9accd80b71/118912/?

«Математика и конструирование»

1 шт.

2 шт.

5. Игры и игрушки:

Настольные игры

Сборники чайнвордов, кроссвордов.

6 шт.

3 шт.

6. Оборудование класса:

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

По количеству учащихся в классе

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей математики, информатики и физики

МБОУ  СОШ № 15

от 29.08._ 2015  года № 1

___________          С. Н. Б

                        подпись руководителя МО            Ф.И.О

СОГЛАСОВАНО

   Заместитель директора по УВР

______________     Л. Г. Москаленко

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 2015  года

Поурочное тематическое планирование

5 класс

№ п\п

Темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Оборудование

1

Вводное занятие.

1

2

Рисунок человека из простейших геометрических фигур.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

3

Рисунокворобья из простейших геометрических фигур.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

4

Практическая работа «Дом моей мечты»

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

5

Выставка лучших работ.

1

6

Бордюры из геометрических фигур

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

7

Составление узоров из геометрических фигур для оформления ковров.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

8

Элементы геометрических фигур в узорах декоративно- прикладного искусства народов Кубани.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

9

Практическая работа. «СНЕЖИНКА». Выставка лучших работ.

1

Альбом, линейка

10

Конструирование моделей по теме «Доли и дроби».

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

11

Конструирование моделей по теме «Доли и дроби». Выставка лучших работ.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

12

Модель легкового автомобиля.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

13

Модель легкового автомобиля. Выставка лучших работ.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

14

Исследовательская работа «Конструирование модели теремка».

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

15

Защита исследовательских работ.

1

Модели изделий

16

Преобразование фигур. Симметрия.

Линейка, карандаш, циркуль

17

Оси симметрии фигуры

1

Линейка, карандаш, циркуль

18

Конструирование моделей симметричных фигур (бабочка)

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

19

Конструирование моделей симметричных фигур (Старинный замок)

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

20

Линии в жизни.

1

21

Проектная работа «Безопасный маршрут «Дом-школа».

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

22

Защита проекта.

1

23

Проектная работа «Карта-схема «Город мечты».

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

24

Проектная работа «Карта-схема «Город мечты». Выставка лучших работ.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка

25

Циркульные орнаменты. Как рисовать циркулем?

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

26

Орнамент с помощью циркуля.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

27

Построение конструкции по заданному образцу

1

Проволока, спички, пластилин

28

Построение конструкции по словесному описанию.

1

Проволока, спички, пластилин

29

Проектная работа «Каркас бабочки».Выставка лучших работ.

1

Проволока, спички, пластилин

30

Проектная работа «Домик для щенка». Выставка лучших работ.

1

Проволока, спички, пластилин

31

Проектная работа «Каркас парусника». Выставка лучших работ

1

Проволока, спички, пластилин

32

Творческая мастерская «Задача для друга». Задачи на движение.

1

Интерактивная доска

33

Составление задач на доли и дроби.

1

Интерактивная доска

34

Составление задач на движение.

1

Интерактивная доска


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по учебно-воспитательной  работе

_____Л.Г.Москаленко

«31» августа 2015 года

Муниципальное образование Брюховецкий район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской

муниципального образования Брюховецкий район

имени И.Ф.Масловского

( МБОУ СОШ № 15)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2015/2016 учебный год

по  внеурочной программе  

«Математическое конструирование»


Класс – 6 класс

Учитель – Будюк  Светлана  Николаевна

Количество часов: 34часа; в неделю – 1час

Планирование составлено на основе рабочей  программы Будюк Светланы Николаевны, утверждённой решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 станицы  Переясловской    муниципального образования Брюховецкий  район от 31 августа 2015 года протокол № 1


Поурочное тематическое планирование

6 класс

№ п\п

Темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Оборудование

1

Геометрические паркеты.

1

Презентация

2

Паркеты из одинаковых правильных многоугольников.

1

Цветная бумага, ножницы, клей,  линейка

3

Создание паркета по образцу, по словесному описанию.

1

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

4

Исследовательская работа «Возможно ли выложить паркет из данных фигур?»

1

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

5-7

Проектная работа «Школьный двор моей мечты». Выставка лучших работ.

3

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

8-9

Исследовательская работа «Площадь и периметр школьного двора»

2

10

Шитье из квадратов.

1

Лоскутки, ножницы, нитки

11

Шитье из треугольников.

1

Лоскутки, ножницы, нитки

12-15

Проектная работа «Фартук для моей мамы»

4

Цветная бумага, ножницы, клей, линейка

16

Развертка куба. Создание разверток куба.

1

Цветной картон, ножницы, клей, линейка

17

Модель куба. Создание моделей куба.

1

Цветной картон, ножницы, клей, линейка

18

Развертка прямоугольного параллелепипеда. Создание разверток прямоугольного параллелепипеда.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

19

Модель прямоугольного параллелепипеда. Создание модели прямоугольного параллелепипеда.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

20

Развертка конуса. Создание разверток конуса.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

21

Модель конуса. Создание модели конуса.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

22

Развертка цилиндра. Создание разверток цилиндра.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

23

Модель цилиндра. Создание модели цилиндра.

1

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

24-25

Творческая мастерская «Замок из многогранников». Выставка лучших работ.

2

Цветной картон, ножницы, клей, циркуль, линейка

26

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

1

Клетчатая бумага, ножницы

27

Пентамино.

1

Клетчатая бумага, ножницы

28

Задачи на разрезание фигур более сложной формы с границами, являющимися дугами

1

Клетчатая бумага, ножницы

29

Построение диаграмм. Круговые диаграммы.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

30

Столбчатые диаграммы.

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

31-32

Исследовательская работа «Одноклассники и их успеваемость», «Одноклассники и их увлечения»

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль

33-34

Исследовательская работа «Одноклассники и их увлечения»

1

Альбом, цветные карандаши, линейка, циркуль