Информационная карта иновационного (передового) педагогического опыта
Тема: Использование предметно -практического материала при организации образовательного пространства для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_amirova.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Амирова Анна Эдуардовна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Название учреждения: МБОУ ОШ № 4 г. Охи Почтовый адрес образовательного учреждения: 694490; Сахалинская область, г. Оха, ул. Школьная, д. 15 Телефон: 8(42437)32821 E-mail: shkola4okha@mail.ru |
Должность | Учитель-дефектолог |
1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта | Использование предметно-практического материала при организации образовательного пространства для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития нарушениями развития. |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право на обучение всех обучающихся, независимо от особенностей их психического и физического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает два варианта организации обучения указанных обучающихся. Основная цель коррекционно-развивающего сопровождения- создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП (2вариант) обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом их особых образовательных потребностей и особенностями развития. Коррекционно-развивающие занятия направлены на:
Для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо создавать специальные условия, соответствующие образовательным потребностям обучающихся с ТМНР. К особым образовательным потребностям относится: организация обучения, подбор специальных методов и средств обучения, использование специфических методов и средств обучения, дифференцированное, пошаговое обучение, развитие мотивации обучения, обязательная индивидуализация обучения, формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, обеспечение пространственной и временной организации образовательной среды. В коррекционно-развивающей практике удовлетворению таких особых потребностей способствует использование предметно-практического материала. Главный принцип коррекционно –развивающего сопровождения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития – ребенок должен видеть, осязать и манипулировать с тем предметом о котором идет речь. |
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта. Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Дети с ТМНР способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Использовать различные материалы для развития предметно-практической деятельности рекомендовано для организации образовательного пространства обучающихся, с нарушениями двигательного и сенсорного развития, с н7арушениями интеллектуального и психического развития. Основной задачей использования предметно-практического материала является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность, а так же научить использовать полученные знания, без которых невозможна социальная реабилитация и адаптация детей с ТМНР в повседневной жизни. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Концепция предполагает дифференцированное обучение и индивидуальный подход, учитывая особенности, возможности, а также интересы и способности детей, и создания для них специальных условий для обучения. Предполагается комплексный подход в обучении и развитии ребенка:
|
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | При использовании предметно-практического материала, необходимо задействовать все анализаторы (тактильный, слуховой, зрительный), заинтересовать обучающегося, пробудить любопытство ребенка, создать условия для проявления им интереса к объектам окружающего мира и взаимодействию с ними, сохранить элементы игры, творчества, развлечения и отдыха. Использование предметно-практического материала способствует:
Для индивидуального и комплексного подхода к детям, имеющим множественные нарушения, создан кабинет развития, который оборудован с применением развивающей педагогической системы Монтессори. Кабинет содержит в себе следующие зоны:
Кабинет оснащен развивающим дидактическим материалом, который связан с жизнью. В большом количестве имеется материал для развития коммуникативных и речевых навыков, тактильных ощущений. Кабинет оборудован компьютером и мультимедиа проектором. Для моделирования простых жизненных ситуаций, используется интерактивный комплекс Мукльтикид Для развития навыков глобального чтения используется система Нуриевой, с применяем этой системы созданы тематические альбомы, которые способствуют развитию словарного запаса, коммуникативным навыкам. Они составлены с учетом тематики профессии, животные, действия в школе, овощи, фрукты, предметы быта. |
6. Результат изменений | Все обучающиеся посещающие коррекционно-развивающие занятия научились работать в группе, взаимодействовать с учителями и друг с другом. У них улучшились моторно-сенсорные процессы, появились навыки взаимодействия, они могут обратиться с просьбой, проявляют интерес к занятиям, участвуют в праздниках, представлениях, открытых и спортивных мероприятиях школы, у всех обучающихся с ТМНР сформированы навыки самообслуживания и навыки взаимодействия. На уроках «Домоводство» обучающиеся готовят салаты, блины, молочные коктейли, бутерброды. Обучающиеся могут пользоваться электроприборами (миксер, пылесос, блендр). |
7. Публикации | Участие в руководстве секцией и подготовка выступления в рамках областного августовского педагогического совещания «Приоритетные направления развития регионального образования в рамках формирования национальной системы учительского роста» Участие в семинаре «Навигатор педагогического работника в особенностях применения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление в рамках областного семинара «Специфика обучения и социализации детей с ОВЗ (Дети с РАС, синдромом Дауна, с ТМНР) Выступление в рамках областного семинара «Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития в инклюзивном образовательном пространстве образовательного учреждения» Выступление в рамках областного семинара «Воспитательная система в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы» |
8.Описание педагогического опыта | Использование предметно - практического материала в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям и способностям обучающихся, которые обеспечивают развитие не только интеллекта ребенка, затрагивают в большей степени все органы чувств, способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, развитию навыков взаимодействия, формированию и развитию социально-бытовых навыков. Цель: Создание специальных условий и оказание коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. Задачи:
|
9.Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений) | Данный опыт является инновационным, использование предметно - практического материала при организации образовательного пространства обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития является средством обучения, развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. На основе разработанной и апробированной методики учитель – дефектолог А.Э. Амирова разработала собственные методы работы с детьми. Такая организация обучения позволила достичь положительного результата и успешно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями. |
10.Ф.И.О. эксперта, должность, место работы | Мингазова Ю.Г., заместитель директора по УВР, МБОУ ОШ № 4 г. Охи |
Дата заполнения экспертного заключения:
«_____»_________________ 20__ год.