Информационная карта иновационного (передового) педагогического опыта

Амирова Анна  Эдуардовна

Тема: Использование предметно -практического материала при организации образовательного пространства для  обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_amirova.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Амирова Анна Эдуардовна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон,

 e-mail)

Название учреждения: МБОУ ОШ № 4 г. Охи

Почтовый адрес образовательного учреждения: 694490; Сахалинская область, г. Оха, ул. Школьная, д. 15

Телефон: 8(42437)32821

E-mail: shkola4okha@mail.ru

Должность

Учитель-дефектолог

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

Использование  предметно-практического материала при организации образовательного пространства для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития нарушениями развития.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право на обучение всех обучающихся, независимо от особенностей их психического и физического развития.  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает два варианта организации обучения указанных обучающихся.

Основная цель коррекционно-развивающего сопровождения-

создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП (2вариант)  обучающимися с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом их особых образовательных потребностей и особенностями развития.

Коррекционно-развивающие занятия   направлены на:

  • коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;
  • на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
  • дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
  • на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо создавать специальные условия, соответствующие образовательным потребностям обучающихся с  ТМНР.

К особым образовательным потребностям относится: организация обучения,  подбор специальных методов и средств обучения, использование специфических методов и средств обучения, дифференцированное, пошаговое обучение, развитие мотивации обучения,  обязательная индивидуализация обучения, формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, обеспечение пространственной и временной организации образовательной среды.   В  коррекционно-развивающей практике  удовлетворению таких особых потребностей способствует использование предметно-практического материала.

Главный принцип коррекционно –развивающего сопровождения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития – ребенок должен видеть, осязать и манипулировать с тем предметом о котором идет речь.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

В настоящее время значительно вырос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями, в том числе и к детям-инвалидам с нарушениями интеллекта. Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Дети с ТМНР способны к развитию, хотя их развитие осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.

Использовать различные  материалы для развития предметно-практической деятельности рекомендовано для организации образовательного пространства обучающихся,  с нарушениями двигательного и  сенсорного развития, с н7арушениями интеллектуального и психического развития.

Основной задачей использования предметно-практического материала является подготовка детей к самостоятельной жизни, умение ориентироваться в окружающем, выработать умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность, а так же научить использовать полученные  знания, без которых невозможна социальная реабилитация и адаптация детей с ТМНР в повседневной жизни.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция предполагает дифференцированное обучение  и индивидуальный подход, учитывая особенности, возможности, а также интересы и способности детей, и создания для них специальных условий для обучения. Предполагается комплексный  подход в обучении и развитии ребенка:

  • Диагностика  индивидуального развития.
  • Наблюдение за ребенком.
  •  Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса с учетом индивидуальных требований, необходимого для преодоления трудностей.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

При использовании предметно-практического материала, необходимо  задействовать все анализаторы (тактильный, слуховой, зрительный), заинтересовать обучающегося, пробудить любопытство ребенка, создать условия для проявления им интереса к объектам окружающего мира и взаимодействию с ними, сохранить элементы игры, творчества, развлечения и отдыха.

Использование предметно-практического материала способствует:

  • созданию  оптимально адаптированной  окружающей среды, для обучающегося с ТМНР способствующей стать ему самостоятельным;
  • использованию  различных развивающих технологий и методик.

Для индивидуального  и комплексного подхода к детям, имеющим множественные нарушения, создан  кабинет развития, который оборудован  с применением развивающей педагогической системы Монтессори.

Кабинет содержит в себе следующие зоны:

  • Математическая зона
  • Зона родного языка
  • Сенсорная зона (Включает в себя развивающий набор «Дары Фребеля»)
  • Космическая зона
  • Зона практической деятельности

Кабинет оснащен развивающим дидактическим материалом, который связан  с жизнью. В большом количестве имеется материал для развития  коммуникативных и речевых  навыков, тактильных ощущений.

Кабинет оборудован компьютером и мультимедиа проектором.

Для моделирования простых жизненных ситуаций, используется интерактивный комплекс Мукльтикид

Для развития навыков глобального чтения используется система Нуриевой, с применяем этой системы  созданы тематические альбомы, которые способствуют развитию словарного запаса, коммуникативным навыкам.  

Они составлены с учетом тематики профессии,   животные, действия в школе, овощи, фрукты, предметы быта.  

6. Результат изменений

Все обучающиеся посещающие коррекционно-развивающие занятия  научились работать в группе, взаимодействовать с учителями и друг с другом. У них улучшились моторно-сенсорные процессы, появились навыки взаимодействия, они могут обратиться с просьбой, проявляют интерес к занятиям,   участвуют в  праздниках, представлениях, открытых и спортивных  мероприятиях школы, у всех обучающихся с ТМНР сформированы навыки самообслуживания и навыки взаимодействия.  На уроках «Домоводство» обучающиеся готовят салаты, блины, молочные коктейли, бутерброды.

Обучающиеся могут пользоваться электроприборами (миксер, пылесос, блендр).

7. Публикации

Участие в руководстве секцией и подготовка выступления в рамках областного августовского педагогического совещания

«Приоритетные направления развития регионального образования в рамках формирования национальной системы учительского роста»

Участие в семинаре «Навигатор педагогического работника в особенностях применения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление в рамках областного семинара «Специфика обучения и социализации детей с ОВЗ (Дети с РАС, синдромом Дауна, с ТМНР)

Выступление в рамках областного семинара «Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития в инклюзивном образовательном пространстве образовательного учреждения»

Выступление в рамках областного семинара

«Воспитательная система в образовательном пространстве специальной (коррекционной) школы»

8.Описание педагогического опыта

Использование предметно - практического материала в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям и способностям обучающихся, которые обеспечивают  развитие не только интеллекта ребенка,  затрагивают в большей степени  все органы чувств, способствуют  развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, развитию навыков взаимодействия, формированию и развитию социально-бытовых навыков.

Цель: Создание специальных условий и оказание коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Задачи:

  • Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ, вне зависимости от тяжести их проблем.
  • Пересмотр содержания обучения и совершенствование методов, приемов и всей организации учебно-воспитательного процесса.
  • Разработка разноуровневых и  специальных индивидуальных развивающих  программ и учебно-методического обеспечения.
  • Тесная взаимосвязь с педагогами школы и родителями, оказание им консультативной помощи.
  • Материально-техническое обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

9.Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Данный опыт является инновационным,  использование предметно - практического материала при организации образовательного пространства обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития является средством обучения, развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

На основе разработанной  и апробированной  методики учитель – дефектолог  А.Э. Амирова разработала собственные методы работы с детьми. Такая организация обучения позволила достичь положительного результата и успешно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями.

10.Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Мингазова Ю.Г., заместитель директора по УВР, МБОУ ОШ № 4 г. Охи

Дата заполнения экспертного заключения:

«_____»_________________ 20__ год.