Рекомендации родителям.

Зверкова  Марина Николаевна

Материалы бесед и родительсеких собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ ПОДРОСТКА?

С. Сушинских

Больше десяти лет назад вы стали родителем милого, долгожданного малыша. Вы вставали по ночам, меняли пеленки, кормили по часам, вы играли в бесконечные игры и отвечали на множество вопросов. Вы переживали, когда первый раз повели своего малыша в детский сад, вы плакали, впервые оставив его с другими взрослыми людьми. Вы отдали всю свою любовь в первые годы его жизни, вы вложили немало сил, чтобы ребенок рос и развивался, пошел в школу, занимался музыкой и спортом, чтобы у него было все необходимое. Вы дали ребенку уверенность, что вы его любите и заботитесь о нем.

И, как все родители, внутри себя вы лелеяли надежду, что еще немного, и ваш ребенок станет «настоящим человеком». Вы сможете общаться с ним на таком уровне, что это вознаградит вас за весь тот труд, который в него вложен!

Но какое потрясение!. Куда делся тот очаровательный малыш? Кто этот противоречивый, колючий человек, который поселился в вашем доме? Почему он все время спорит, предъявляет претензии, почему перестал заниматься музыкой и следить за собой?

Родители начинают обвинять себя, искать причину в своих ошибках и промахах, допущенных при воспитании. Но самый главный вопрос: что же со всем этим делать, как себя вести?

Для начала нужно успокоиться и осознать, что:

1. Происходящее вполне нормально и естественно. Ребенок вступил в новый возраст. Подростковый возраст считается кризисным, и это самый тяжелый период в жизни человека. Перемены, которые происходят с взрослеющим ребенком, значительны, а решить их надо быстро, поэтому без конфликтов, смятения и душевной боли в переходный период не обойтись.

2. Когда ребенок был маленький, он в силу возраста и малого опыта не мог оспорить ваши догмы воспитания, и вы легко побеждали. Но сейчас ситуация изменилась. Подросток уже имеет силы и опыт для отстаивания своей, пусть и не всегда правильной, точки зрения.

3. Вам нужно четко осознать, что выросший ребенок - сложившаяся личность, и вы не можете заставить человека стать таким, каким бы вам хотелось. Именно поэтому и возникает большинство конфликтов и споров.

4. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Тем не менее, он считает себя взрослым. Он хочет выглядеть как взрослый, и у него появляется желание самостоятельно управлять собой и собственной жизнью. Но в силу возраста он еще не может контролировать себя, свое поведение, свои желания. Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, нужно принять его нового, со всеми его проблемами и противоречиями.

5. Кроме внутренних конфликтов и конфликтов с родителями, подростку нужно решать конфликты со сверстниками, так как в этом возрасте происходит определение его социальной роли. Коллектив, к которому принадлежит подросток, имеет для него самое большое значение. Его цели, мировоззрение, его внешность изменяются под влиянием его окружения. В системе ценностей подростков родители уходят на второй план. Это нужно знать и опять же принять это как должное, делая все возможное, чтобы оставаться любимыми и дорогими людьми для него.

Итак, что же делать, чтобы сохранить хорошие отношения с подростком:

•  Дать ребенку уверенность, что родители любят его, принимают таким, какой он есть, всегда готовы помочь и никогда не бросят в беде.

•  Уметь договариваться.

•  Не навязывать своего общества. Подростку все чаще хочется побыть одному, у него появляется потребность побыть наедине с собой и своими чувствами.

•  Что бы ни произошло, вы должны сохранять спокойствие и выдержку, а не читать нотаций. Подросток - почти взрослый человек, и решать проблемы с ним нужно уже по-взрослому, конструктивно.

•  Как это ни странно звучит, но постарайтесь получить удовольствие от общения с ребенком уже в другой роли. Вспомните те времена, когда вы сами были подростком, о ваших желаниях и мечтах, стремлениях. Расскажите ребенку о том, каким подростком вы были. Ведь иногда понимание того, что ты не одинок в своих проблемах, оказывает серьезную поддержку.

Чего делать нельзя:

•  Использовать «взятки» (если ты будешь вести себя хорошо, я дам тебе карманные деньги).

•  Постоянно контролировать все, что делает подросток (я отпущу тебя в гости, но ровно в 9 папа будет тебя встречать).

•   Излишне строгое наказание (с завтрашнего дня ты сидишь неделю дома).

•  Распоряжения в приказном тоне.

•  Шантаж (если я еще раз увижу у тебя сигареты, я не разрешу приятелям быть у тебя в гостях).

•  Применять запугивания и телесные наказания.

Подростковый возраст - трудное время, но вы любите подростка, а он любит вас! И, самое важное, решая проблемы, которые вы испытываете в отношениях с вашим ребенком, вы получаете бесценную возможность изменить в первую очередь что-то в себе!



Предварительный просмотр:

Дети с трудностями в обучении.

 Почему детям трудно в школе?

Н.Г.Манелис,  психолог

Комплекса социальной помощи

детям и подросткам,

 г. Москва

 
Быть школьником - непростая профессия. Особенно это касается учащихся начальной школы. Почему же у ребят возникают проблемы и как им могут помочь родители? Давайте попробуем разобраться.

Большая часть нашей жизни так или иначе связана со школой. Все мы когда-то учились в школе, десять или одиннадцать лет в нее ходят наши дети. Но как часто это время превращается в кошмар. Дневник пестрит замечаниями, в тетрадях двойки. Почти все свободное время тратится на приготовление уроков. Некогда заняться спортом, посмотреть кино, просто поболтать. Все разговоры крутятся вокруг школьных проблем. Настроение хронически испорчено. А что говорить о родительских собраниях! Врагу не пожелаешь этой пытки. Да и детям не легче. Пока они маленькие, в школу идут более менее безропотно, хотя и без особого удовольствия. А потом? Начинаются прогулы, опоздания. И вот отношения родителей и детей уже окончательно испорчены. Ребенок ищет способы справиться с трудностями и, как правило, находит их в компании себе подобных, что, конечно же не устраивает родителей. Клубок проблем, все больше запутывается…

Что же делать?

Прежде всего давайте скажем себе: «Так быть не должно. Нельзя всю свою жизнь превращать в борьбу с собственным ребенком. Нужно ему помочь решить его проблему».

Теперь нужно определить, в чем же собственно эта проблема заключается. Почти все школьные трудности можно разделить на три большие группы.

Во-первых, это, так называемые, трудности усвоения школьных навыков. Ребенку может не даваться математика, чтение или русский язык.

Во-вторых, это проблемы, связанные с поведением. В этом случае затруднено усвоение социальных норм, ребенку трудно привыкнуть к правилам поведения в школе, часто нарушено общение со сверстниками.

Наконец, третья группа проблем связана с соматическим здоровьем – ребенок бесконечно болеет.


Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее.

Предположим, у ребенка серьезные трудности вызывает обучение русскому языку. В тетрадях куча, на первый взгляд, самых нелепых ошибок. Кажется, что эти ошибки связаны с невнимательностью, потому что в них нет никакого смысла, нет закономерности. И все же стоит попробовать их проанализировать. Для этого возьмите несколько наименее удачных письменных работ и выпишите встретившиеся там ошибки, в том числе и исправленные самим ребенком. А теперь посмотрите, к какому классу из перечисленных ниже их можно отнести.

1. При письме смешиваются (заменяются) следующие буквы
З – С, Д – Т, Б – П, К – Г – Х, В – Ф. Например, ребенок пишет: коза, вместо коса, точка, вместо дочка, бочка, вместо почка и т.п. Часто встречаются, такие замены как О - У, Ё – Ю, Р - Л, З - Ж, Ц -Т, Ч -Щ, Ч -Т.


Ошибки такого рода не являются случайными. В данном случае заменяются буквы, обозначающие звуки, сходные либо по звучанию (например, б-п, д-т, с-з), либо по артикуляции (например р-л, з-ж, ц-т).

2. Наблюдается такие замены букв, как и–у, б–д, ж–х, Н–К (заглавные), У –Ч (заглавные). В этом случае ребенок путает буквы, близкие по написанию. Часто такой ребенок испытывает сложности при ориентировке на тетрадном листе (не может найти места, откуда нужно начать писать, например начинает писать с середины или внизу листа).

3. Замены и пропуск гласных, в том числе и находящихся под ударением. Иногда такие дети вообще начинают писать одними согласными, а позже допускают ошибки преимущественно в гласных. ( например, «тровка, я сгодя хдла» – я сегодня ходила).

4. Слитное написание слов. Обычно это служебные слова (предлоги и союзы) , но иногда вместе пишутся и самостоятельные слова. Несколько реже встречается раздельное написание частей слова (я сный, и дет).

Эти и другие типы ошибок не являются случайными и обусловлены вполне определенной причиной. Призывы как можно больше читать, быть внимательнее, бесконечное выполнение упражнений и письмо под диктовку, вряд ли приведут к успеху, поскольку никак на эту причину не воздействуют. Помочь в этих случаях могут логопед и нейропсихолог.

Эти же специалисты работают и с трудностями при обучении чтению. Анализируя умение своего ребенка читать, обратите внимание на следующие моменты: как часто он путает буквы при чтении (обычно эти ошибки аналогичны тем, которые встречаются при письме), наблюдается ли зеркальное (справа налево) чтение, например, вместо слова «он», ребенок читает «но», насколько он понимает смысл прочитанного.

Обязательно постарайтесь оказать своим детям необходимую помощь. Ведь каждый день они сталкиваются с неудачей, испытывая серьезные трудности с тем, что их одноклассникам дается легко. Они чувствуют себя беспомощно и неуверенно, иногда замыкаются, становятся робкими и необщительными. В других случаях может появиться раздражительность и даже агрессивность. А может быть ребенок попытается компенсировать свой неуспех другим, не всегда приемлемым способом. В любом случае все эти проблемы стоит обсудить со специалистом.

Трудности усвоения школьных навыков иногда сочетаются и с нарушением поведения, что, разумеется, еще больше осложняет ему жизнь и в школе, и дома. Одним из наиболее распространенных видов нарушений поведения является, так называемый, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Если следующие особенности поведения являются типичными для ребенка, то скорее всего речь идет именно об этом синдроме.


1. Часто создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

2. Ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу и повседневные дела (не из чувства протеста).

3. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома.

4. Часто легко отвлекается на внешние стимулы.

5. С трудом сохраняет внимание во время занятий или игр.

6. Избегает или очень не любит таких заданий, как домашняя работа, требующих постоянных умственных усилий.

7. Часто беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.

8. Покидает свое место в классе или в другой ситуации, когда требуется оставаться на месте.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Часто мешает другим, пристает к окружающим, например, вмешивается в игры других детей.

11. Часто выпаливает ответы до того, как выслушает вопросы.

12. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

13. Не может дожидаться своей очереди в играх.

14. Слишком много разговаривает.

15. Может совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений. (Например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Очень часто таких детей воспринимают как избалованных и плохо воспитанных. Причем, в качестве аргумента обычно приводят следующий: «Если он чем-нибудь увлечен, например, смотрит фильм, или играет в свой любимый конструктор, то совершенно не отвлекается и вообще ничего не видит и не слышит вокруг себя. До него не докричишься. Значит может, если захочет!» На самом деле, такое поведение тоже может свидетельствовать о недостатках внимания. Ведь ребенок и в таких ситуациях не может распределять внимание – он полностью поглощен тем, что его захватило в этот момент.

У таких детей, как правило возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Из-за их непоседливости, несдержанности, многоречивости – они источник беспокойства для учителя, поскольку часто мешают вести урок. Нередко возникают и конфликты с детьми, т.к. ребенку трудно соблюдать правила игры, он может не задумываясь взять чужие вещи и т.п. В результате он становится нежеланным и отвергаемым. Пытаясь наладить отношения со сверстниками, такой ребенок может взять на себя роль классного шута, но общаться с ним предпочитают лишь дети более младшего возраста или сверстники с аналогичными проблемами.

Обычно не меньше проблем у ребенка и в семье. Родителей раздражает то, что ребенок непослушен, недисциплинирован, беспокоен. Ему трудно сосредоточиться при выполнении домашних заданий, он постоянно отвлекается, поэтому приготовление уроков может растягиваться на многие часы. Источником беспокойства является и то, что такой ребенок часто совершает необдуманные действия, представляющие потенциальную опасность для себя и окружающих. Наказания и замечания обычно не дают желаемого результата. К описанным проблемам к тому же нередко присоединяется низкая успеваемость, а также лживость, агрессивность и склонность к воровству.

Конечно же такой ребенок нуждается в помощи, которая может быть оказана ему прежде всего врачом – невропатологом. Кроме того, для таких детей разработаны специальные психологические и педагогические программы коррекции поведения.

Существуют и общие рекомендации для родителей детей с гиперактивностью и нарушением внимания.

1. Старайтесь хвалить ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи, пусть даже и незначительные. Это позволит укрепить его уверенность в своих силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Старайтесь говорить сдержанно и спокойно.

4. На определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание.

5. Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, так, чтобы время приема пищи, выполнения уроков и сна соответствовало этому распорядку.

6. По возможности избегайте мест большого скопления людей, которые оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

7. Во время игр постарайтесь ограничить ребенка одним партнером.

8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе.

10. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

11. Постоянно учитывайте особенности ребенка.

Эти рекомендации, конечно же носят самый общий характер. В каждом конкретном случае необходимо создавать реальные четкие программы. Делать это лучше всего с помощью профессионалов.

С трудностями общения сталкиваются не только дети с гиперактивностью. Пожалуй, не реже можно встретить детей, которые не имеют друзей, прежде всего из-за того, что у них практически отсутствуют общие интересы со сверстниками. Такие дети обычно поглощены своими собственными, часто довольно необычными пристрастиями. Например, они увлекаются коллекционированием каких-то необычных предметов, изучением расписаний поездов или афиш. Они годами могут, играть в одни и те же игры, говорить на одни и те же темы, рисовать одни и те же рисунки. Кстати, сюжеты этих рисунков обычно связаны с катастрофами, пожарами, стихийными бедствиями и т п. Такой характер рисунков на самом деле отражает наличие страхов, присущих ребенку. Вообще страхи часто сопутствуют этим детям, но проявляться они могут не только и даже не столько в избегании «угрожающих» ситуаций, сколько в непреодолимом влечении говорить о них. Часто при этом наблюдается выраженная вербальная агрессия: ребенок долго и подробно рассуждает о том, что он сделает со своими врагами.

Речь таких детей часто изобилует выражениями из «взрослой» речи. Самая большая проблема в их речевом развитии заключается в том, что им трудно вести диалог, поскольку они предпочитают говорить о своем и при этом не ориентируются на других. Нередко они вступают в разговор о том, что их интересует с незнакомыми людьми. Часто обращает на себя внимание их мимика, которая не соответствует тому, что чувствует ребенок (например, когда ему страшно или он расстроен, может начать улыбаться), интонация, по которой трудно догадаться, что чувствует ребенок. Такие дети могут избегать контакта глазами или наоборот очень пристально смотреть в глаза собеседнику, могут держаться на удалении или, наоборот, слишком близко подходить при разговоре. В любом случае у них отсутствует гибкость в использовании этих средств коммуникации.

Надо сказать, что многие из этих детей талантливы в определенных областях, например имеют абсолютный музыкальный слух, хорошо рисуют, увлекаются биологией, историей, компьютером. Нередко у них обнаруживаются способности к математике, кстати часто они очень рано овладевают навыками счета, чтения и письма. При этом на фоне такого опережающего интеллектуального развития, такие дети часто удивительно беспомощны в простейших бытовых ситуациях. Они, как правило, не чувствуют подтекста ситуации, удивительно социально наивны. Их легко обмануть, они доверчивы, часто не понимают обычных детских шуток и розыгрышей, а поэтому и становятся их объектом. Прекрасно понимая научные тексты, такие дети не любят художественную литературу, потому что не понимают метафоры и переносный смысл, которые воспринимают буквально.

Кроме того, трудности общения у таких детей во многом связаны с тем, что они не понимают намерений, установок и мотивов поведения других людей. Они как бы не в состоянии посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Это очень четко проявляется, например, в том, что такие дети долго не могут научиться играть в прятки. Ведь для того, чтобы это сделать, нужно уметь посмотреть на самого себя с точки зрения партнера по игре. Вообще непонимание того, что, то, что вижу, знаю, хочу я, и то, что видит, знает и хочет другой – это не одно и то же - является очень большой проблемой этих детей и причиной многих их неудач.

Дети, о которых идет речь, очень часто воспринимаются окружающими как избалованные и плохо воспитанные. Нередко прохожие, или попутчики в транспорте, да и родственники не отказывают себе в удовольствии сделать замечание или дать совет родителям, о том, как надо правильно воспитывать ребенка. Воспринимается это конечно очень болезненно, родители часто начинают чувствовать себя виноватыми и действительно начинают думать, что они неправильно воспитывают своего ребенка, что недостаточно строги с ним и многое ему позволяют. Нередко пытаются и изменить стиль воспитания, применяя более жесткие методы. Надо сказать, что это обычно не слишком помогает, если помогает вообще.

На самом деле прежде всего нужно понять, что такой ребенок развивается совершенно особым образом, что ему необходима помощь, для того чтобы это развитие проходило нормально и, что такую помощь можно получить, потому что существуют люди, которые умеют это делать. Обычно такими проблемами занимаются психологи, работающие в специальных центрах помощи детям.

До сих пор мы обсуждали трудности, с которыми сталкиваются дети в школе, обусловленные явными психологическими проблемами. Однако причиной школьной дезадаптации могут стать и соматические расстройства. Конечно, если ребенок страдает тяжелым хроническим заболеванием, то это не может не сказаться на его развитии, формировании отношений со сверстниками, возможностях адаптации. Психологические исследования показывают, что часто болеющие дети являются изгоями, что обусловлено хроническим отсутствием ребенка в классе – дети о нем просто забывают. Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи психологов и педагогов.

К счастью описанная выше ситуация встречается относительно редко. Значительно чаще приходится сталкиваться с заболеваниями, не приводящими к длительной изоляции ребенка. В то же время число таких заболеваний постоянно растет. Согласно многочисленным исследованиям за последние годы здоровье школьников значительно ухудшилось, что связывается с неблагополучной экологической обстановкой, социально – экономическим кризисом, ухудшением медицинского обслуживания. У школьников до 14 лет отмечается рост заболеваний желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. В старших классах наблюдается еще более интенсивный рост заболеваний, среди которых выделяются болезни эндокринной системы, аллергические заболевания, особенно бронхиальная астма, заболевания почек, близорукость. Надо сказать, что, по крайней мере, три из выше перечисленных вида расстройств, а именно бронхиальная астма, некоторые болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит) и органов кровообращения, относятся к так называемым психосоматическим заболеваниям. Именно они в последние годы стали объектом многочисленных психологических исследований. Дело в том, что особенностью психосоматических расстройств является тесная связь психологических проблем и соматических нарушений. Для этих больных характерны специфические личностные особенности, в первую очередь крайне высокий уровень тревожности, страхи, снижение коммуникативных возможностей. Несомненно, психотравмирующие ситуации не являются единственной причиной возникновения соматического заболевания, однако они играют далеко не последнюю роль в его развитии и часто являются провоцирующим фактором, приводящим к обострению болезни.

Описанные выше расстройства характеризуются структурными изменениями в больном органе и требуют специального лечения. Но к заболеваниям психосоматического круга принято относить и так называемые соматоформные нарушения – психогенные функциональные нарушения органов, при которых отсутствуют их морфологические изменения. Дети с соматоформными нарушениями часто жалуются на боли в животе, головные боли, у них без видимой причины может подниматься температура. Медицинское обследование, как правило, не выявляет каких – либо отклонений в состоянии здоровья. Но, несомненно, эти дети находятся в группе риска по психосоматическим заболеваниям.

Дети с психосоматическими расстройствами испытывают серьезные трудности школьной адаптации. С одной стороны они обусловлены состоянием здоровья. Действительно, плохое самочувствие затрудняет обучение в школе. Учитывая, что обострение болезни часто провоцируется психологическими причинами, необходимо выявлять и по возможности предотвращать стрессовые ситуации. Иногда травматическая ситуация является достаточно прозрачной, например, каждый раз перед контрольной появляются боли в животе. Понятно, что в данном случае необходимо постараться уменьшить возникающий страх, при этом следует помнить, что нельзя ругать ребенка, считая, что он притворяется. Как правило, у него действительно болит живот.Однако гораздо чаще не удается выявить прямой связи между стрессогенной ситуацией и обострением заболевания.

Во-первых, пугающей часто становиться самая безобидная с обывательской точки зрения ситуация, поскольку такой ребенок в силу особенностей организации нервной системы, всегда готов реагировать тревогой.

Во-вторых, нередко причиной подобных реакций на самом деле является тесная, по сути симбиотическая, связь ребенка с матерью, которая тоже часто отличается высокой тревожностью и боязливостью и не позволяет детям развивать самостоятельность. В этих случаях формируется некий порочный круг: чем дольше ребенок пропускает занятия в школе, тем сильнее нарастает социальная изоляция, возникают отставания в учебе и опасения при возвращении в школу. Ребенок начинает бояться, что одноклассники будут считать его либо прогульщиком и лентяем, либо больным.

Надо сказать, что матери испытывают не меньшие трудности при разлуке с ребенком. Они часто реагируют раздражением или депрессией на попытки ребенка стать более самостоятельным и независимым. Поэтому в этих случаях помощь необходима не только самому ребенку, но и его семье.

Конечно, круг школьных проблем далеко не ограничивается описанными выше. На самом деле их гораздо больше. Кроме того, они имеют свойство по-разному проявляться в различные возрастные периоды. То, о чем говорилось в этой статье, чаще всего встречается в младшем школьном возрасте, хотя многие предвестники будущей школьной неуспешности можно обнаружить и в более младшем возрасте, а значит и постараться предотвратить ее. Множество новых проблем возникает и в подростковый период. Но обо всем этом – в следующий раз.



Предварительный просмотр:

                                   КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Как подготовиться психологически

— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);

— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;

— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

— готовься к экзаменам 8 часов в день;

— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку - потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление

1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.

7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.

4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
3. Минимум телевизионных передач!



Предварительный просмотр:

http://forfamily.iatp.by/Pamiatki3.htm

Памятка для родителей

Как помочь ребенку в учебных делах

  • Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

бытовые - хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий;

эмоциональные - проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные - обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.

  • Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

  • Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.

  • Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими пользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

  • Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.

  • Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным.

  • Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости.

  • Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и доля оказания возможной помощи.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по психологической подготовке абитуриентов к ЕГЭ

Советы выпускникам:

Подготовка в течение года.

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Достаточно картинки в этих тонах или эстампа.

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, четко определи, что именно сегодня будешь изучать. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

  • Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм.

  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Выполняй как можно больше различных опубликованных по этому предмету тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в разделе "А" в среднем уходит по 2 минуты на задание).

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

  • Потренируйся в чётком написании печатных букв.

  • Познакомься со своими правами во время ЕГЭ. Апелляции бывают по процедуре экзамена и по выставленному количеству баллов (но не по содержанию ЕГЭ).

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, немного погуляй, прими душ. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Экзамен — это борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности.

  • В пункт сдачи экзамена надо явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

  • Если в школе холодно, надо тепло одеться, на экзамене придётся сидеть 3 часа.

Во время тестирования

  • Исправления в бланке ответов нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, помни, что их можно делать только в заданиях типа "А" и "В", используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток".

  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Несколько полезных советов для более успешной тактики тестирования:

Сосредоточься! После заполнения бланков регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы. "Спеши медленно"! Жесткие временные рамки не должны влиять на качество ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, освободишься от нервозности, голова начнет работать более ясно и четко, ты войдешь в рабочий ритм. Вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо не добрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Читая новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому правила и формулы, которые ты применил в одном (уже решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают правильно решить новое задание.

Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам)! Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти — семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! Выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тесты рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам.

Не повышайте тревожность абитуриента накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то юноши в силу возрастных особенностей могут эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше дети боятся неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием детей, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки, не допускайте перегрузок, объясните детям, что они обязательно должны чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте их с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой.

Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте детей ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена необходимо как следует выспаться. Не беспокойтесь о количестве баллов, которые ваши дети получат на экзамене, и не критикуйте их после экзамена. Внушайте им мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность детей и обеспечить подходящие условия для занятий.

Подготовлено по материалам сайта http://www.ht.ru/