Электронные образовательные ресурсы как средство формирования квалифицированного читателя

Кудрявцева Наталья Владимировна

Ключевые слова: проблема развития читательской компетентности и информационной культуры,  полипроект "Чтение с увлечением", квалифицированный читатель, электронные образовательные ресурсы, интерактивные формы работы, Интерактивный библиографический указатель по ресурсам  Интернет, аннотированный каталог ресурсов Интернет, собственный информационный продукт, престижность чтения.

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования квалифицированного читателя-школьника за счет предоставления широкого  и разнообразного поля возможностей знакомства с электронными образовательными ресурсами в рамках полипроекта «Чтение с увлечением». Автор раскрывает цель и задачи полипроекта, рассказывает об инновационных интерактивных формах работы. Особое внимание обращается на создание учащимися собственного информационного продукта – интерактивного рекомендательного указателя по биографии М.В. Ломоносова. Выявлена и обоснована необходимость  использования электронных образовательных ресурсов для повышения читательской активности учащихся.

 

Electronic educational resources as means of formation of the qualified reader (within the Reading Excitedly project)

Keywords: a problem of development of reader's competence and information culture, the Reading Excitedly polyproject, the qualified reader, electronic educational resources, interactive forms of work, the Interactive bibliographic index on resources the Internet, the annotated catalog of resources the Internet, own information product, prestigiousness of reading.

Summary

Article is devoted to a question of formation of the qualified reader school student due to granting the wide and various field of opportunities of acquaintance to electronic educational resources within the Reading Excitedly polyproject. The author opens the purpose and tasks of the polyproject, tells about innovative interactive forms of work. Special attention is paid on creation by pupils of own information product – the interactive recommendatory index according to M.V. Lomonosov's biography. Need of use of electronic educational resources for increase in reader's activity of pupils is revealed and proved.

 

Проблема развития читательской компетентности и ин­формационной культуры школьников декларируется во всех без исключения документах, отражающих образова­тельную политику. В качестве одной из центральных она выступает в документах, связанных с ФГОС. В связи с актуальностью данной проблемы в 2013 учебном году учителями ПО русского языка и литературы МБОУ «ЛГ № 27» г. Северодвинска  был разработан полипроект "Чтение с увлечением". Цель полипроекта: развитие читательской компетентности и формирование информационной культуры школьников в процессе освоения ими программ основного и дополнительного образования на всех  этапах обучения; повышение престижа чтения среди учащихся, создание позитивного образа читающего человека.

Одна из задач проекта: формировать квалифицированного читателя  за счет предоставления широкого  и разнообразного поля возможностей знакомства с электронными образовательными ресурсами, современными источниками информации.

Бытует мнение, что нынешнее поколение школьников меньше стало читать, так как компьютер вытесняет  книгу. Мы, учителя русского языка и литературы МБОУ «ЛГ № 27», в рамках полипроекта «Чтение с увлечением», стараемся построить свою работу так, чтобы  компьютерные технологии стали нашими помощниками  в продвижении чтения.

Наряду с традиционными, нами активно внедряются  новые интерактивные формы работы, среди которых: библиотечные интерактивные уроки, игры (урок-презентация «Словари – корабли мысли», урок-презентация «Усердней с каждым днём гляжу в словарь»,  интерактивные игры по творчеству С. Михалкова,  Д. Хармса  и др.), интерактивные  беседы («М. Цветаева. Не женщина – ветер»), виртуальные выставки («Поэты Архангельского Севера», «Писатели, писавшие о войне»), виртуальные экскурсии («Литературное  Пинежье», «В музее Шерлока Холмса»)

      Совместно с библиотечно–информационным центром гимназии нами был создан Интерактивный библиографический указатель по ресурсам  Интернет – навигатор для учащихся в  бурлящих потоках информации. В данном библиографическом указателе представлен аннотированный каталог ресурсов Интернет по предметам лингвистического образования: электронные библиотеки и архивы ( Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», электронный архив «Рукописные памятники Древней Руси» и др.), порталы (портал русского языка «Ярус», справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ и др.), сайты, созданные коллегами – филологами ( сайт кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета, сайт педагогов из Санкт – Петербурга «Культура письменной речи» и др.), сайты олимпиад (открытая олимпиада по русскому языку «Светозар»). Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим основным дисциплинам по лингвистике общего образования. Ресурсы, включенные в Интерактивный указатель, содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам — выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ.

Используя  компьютерные технологии для реализации нашего полипроекта, мы ориентируем учащихся на создание  собственных информационных продуктов.

Одним из ключевых направлений работы полипроекта «Чтение с увлечением» является краеведение. Жизнь и творчество нашего знаменитого земляка Михаила Васильевича Ломоносова активно исследуется  гимназистами.  Группа старшеклассников под руководством учителей русского языка и литературы разработала интерактивный  рекомендательный указатель «М.В. Ломоносов - жизнь и творчество великого русского гения», посвященный 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова. Создавая указатель, учащиеся ставили перед собой задачу -  привлечь наших юных читателей – гимназистов  к краеведческой выставке «М.В. Ломоносов – Великий сын России», которая была организована в нашем библиотечно-информационном центре.

В интерактивном указателе «М.В. Ломоносов - жизнь и творчество великого русского гения» представлены книги и  статьи, имеющиеся в нашей библиотеке по  заданной теме.

Интерактивный рекомендательный указатель открывается обращением к читателям: «Михаил Васильевич Ломоносов — уникальная личность в российской истории. По масштабу своего таланта он по праву стоит в одном ряду с титанами эпохи Возрождения. В истории развития практически любой науки он оставил свой яркий след, опережая своих современников в понимании законов природы. К большому сожалению, нашим молодым поколениям Ломоносов почти неизвестен. Надеемся, что наш интегрированный  библиографический указатель «М.В. Ломоносов - жизнь и творчество великого русского гения» познакомит Вас с творчеством М.В. Ломоносова, исследованиями известных ученых, посвящённых Ломоносову, а также с  лучшими биографиями о нём.

Указатель состоит из следующих  разделов:

  • Биография М.В. Ломоносова
  • М.В.Ломоносов – поэт
  • Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии
  • Ломоносов – художник.

Выберите то, что Вам важно и  интересно, щелкнув по этому разделу. Стрелочки в углу экрана помогут вернуться Вам назад.

Тематическое меню реализовано как гипертекст со ссылками на нужную литературу. Каждое издание сопровождается аннотацией и иллюстрацией. В качестве иллюстративного материала использовались книжные иллюстрации, обложки книг и портреты.

Наша работа с указателем на этом не завершена. Указатель будет дополняться    в   соответствии    с    новыми    поступлениями    книги   о     М.В. Ломоносове».

Интерактивный  указатель выложен на сайте МБОУ «ЛГ № 27» и  рассчитан на использование не только учащимися  нашей гимназии, но и пользователями  сети Интернет.

Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. В рамках проекта «Чтение с увлечением» мы стараемся повысить мотивацию обучающихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого  и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и другими источниками информации. Использование инновационных форм работы с привлечением  электронных образовательных ресурсов помогает нам, педагогам, успешно   реализовывать полипроект «Чтение с увлечением», повышая престижность чтения. В 2017-2018 учебном году наш проект стал лауреатом регионального фестиваля проектов «Храни огонь родного очага».

 

Список информационных источников.

 

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) с изменениями на 29 июля 2017 года) //СПС «Консультант плюс».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ  от 17 декабря 2010 года    № 1897 (ред. от 31.12.2015)  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]// СПС «Консультант плюс».
  3. Закон Архангельской области от 2 июля 2013 года № 712-41-ОЗ            «Об образовании в Архангельской области». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».
  4. Жизнь Замечательных Людей: Электронная библиотека книжной серии издательства «Молодая Гвардия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zzl.lib.ru/
  5. Национальный корпус русского языка. - Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/
  6. Портал русского языка «Ярус». - Режим доступа: http://yarus.aspu.ru/
  7. Сайт гимназии:  http://lingvogym27.com29.ru/
  8. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/
  9. Филологический портал Philology.ru. – Режим доступа: http://www.philology.ru/
  10. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/
  11. Philolog.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philolog.petrsu.ru/