Методическая копилка

Костина Ирина Валентиновна

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока:
Логический выражения и таблицы истинности

Предмет:
Информатика и ИКТ

Класс: 10 класс (естественно-математический профиль)

Цели урока:

понимать: что логические выражения - это формулы, что истинность логического выражения, образованного с помощью логических операций, можно установить, используя таблицы истинности;

 

знать: правила построения таблиц истинности; как по таблице истинности установить истинность логического выражения;

 уметь: заменять любые высказывания логическими переменными; строить таблицы истинности;  вычислять значение логического выражения. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать обучающимся представление о подходах к пониманию алгебры высказываний,
  •  научить строить по логическим выражениям таблицы истинности;
  • научить обучающихся строить логические выражения, применять их для решения логических задач;

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия;
  • сочетание индивидуальной и коллективной работы;

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса обучающихся, памяти, внимания;
  • обучение рациональным способам построения таблиц истинности;
  • развитие логического мышления;
  •  выработка рефлексивных навыков оценки собственной мыслительной деятельности через экспериментальное получение результатов;
  • формирование навыков эвристического мышления.

Демонстрационный материал к уроку:

  • Мультимедийная презентация
  • Раздаточный материал
  • Карточки с индивидуальными заданиями
  • Кроссворд

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор

Место темы в структуре учебного курса: пятый урок по теме «Основы логики. Логические элементы построения компьютера».

Тип урока: Комбинированный урок.

Вид урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин) 
  2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (10 мин)
  3. Изучение нового материала (15 мин)
  4. Закрепление новых знаний (5 мин)
  5. Контроль и самопроверка знаний (8 мин)
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин)
  7. Домашнее задание (2 мин)

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание материала. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере прохождения темы ставить их карандашом на полях.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «плюс» (+) отмечается информация, которая понятна ученику.

Знаком «знак !» (!) отмечается новое знание, новая  важная информация.

Знаком «минус» (-) отмечается то, в чем ученик не до конца разобрался.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного наблюдателя, а активного и внимательного. Он обязывает не просто слушать и писать, а анализировать материал, отслеживать собственное понимание в процессе восприятия новой информации.

 На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Для обучающихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение (фронтальное или групповое).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационный момент.

2 мин

Сегодня на уроке мы знакомимся с понятием «таблица истинности», научимся строить таблицы истинности.
В ходе урока нам предстоит:

  1. вспомнить изученные вопросы  темы «Алгебра логики»
  2. изучить новый материал по теме «Построение таблицы истинности»
  3. по результатам работы на уроке каждый получает оценку,

         характеризующую эффективность усвоения материала

(слайд 1)

Обучающиеся включаются в урок.

2.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

10 мин

Устная работа

1 задание – фронтальная работа с классом. Разгадывание кроссворда (слайд 2)

2 задание - парная работа

1. Даны простые высказывания:

                           А: “Петя умеет плавать”

                           В:  “Сергей умеет прыгать”

                           С:  “Алеша умеет стрелять”

Даны формулы сложных высказываний, составленные из этих простых. Прочтите их, используя смысл каждого простого высказывания:

1. А+В·                             4. А ·  · С

2. · В·                             5. А·  ·  

3. А· В·                              6.

3 задание – работа в группах.

ФИО                                                

оценка

Название операции

Логическая операция

Обозначение

В русском языке

Значение выражения

Инверсия

Умножение

А или В;  

А  В;  

Заполнить пустые ячейки таблицы

Правильное решение демонстрируются на экране. (слайды 3,4,5)

Контроль знаний – индивидуальная работа.

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу №1 «Основные понятия алгебры логики»

Обучающиеся предлагают свои варианты

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная работа по вариантам

3.

Изучение нового материала.

18 мин

1.(Демонстрируется слайд 6, на котором пропущены слова (выделены красным), их дополняют сами дети).

Итак, мы уже знаем, что в алгебре высказываний высказывания могут быть простыми (элементарными) и составными (сложными). Простым высказыванием в соответствие ставятся логические переменные, обозначаемые заглавными буквами латинского алфавита. Каждое составное высказывание можно выразить в виде формулы (логического выражения).

Логическое выражение включает:

- логические переменные (высказывания);
- знаки логических операций.

2.Изложение нового материала - самостоятельная работа с фрагментом презентации (слайды 7-19)

3.Пробное применение знаний:

Обучающимся предлагается решить задачу. (слайды 20-21)

Задача 1. Определить истинность следующего высказывания: «За окном светит солнце, и нет дождя».

Решение:

Нам дано сложное составное высказывание. Выделим из него простые высказывания:

А = «За окном светит солнце»

В = «За окном дождь»

Составим логическую функцию, соответствующую данному высказыванию.

F(A, B) = A /\ ¬B

построим таблицу истинности для данной логической функции (используем интерактивную доску)

A

B

¬B

A /\ ¬B

0

0

0

1

1

0

1

1

A

B

¬B

A /\ ¬B

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

0

0

 (по заполненной таблице обучающимся предлагается сделать вывод)

Ответ: логическое выражение принимает значение истина только при наборе F(1,0)=1.Следовательно, данное нам высказывание истинно только тогда, когда первое простое высказывание истинно, а второе ложно.

4. Упражнения с переносом знаний в новые условия: (слайд 22)

1. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

X

Y

Z

F

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

Какое выражение соответствует F?

1)

¬X/\¬Y/\Z

2)

¬X\/¬Y\/Z

3)

X\/Y\/¬Z

4)

X\/Y\/Z

Решение (вариант 1, через таблицы истинности):

Чтобы решить данную задачу можно построить часть таблицы истинности для каждой из четырех функций, заданных в ответе для заданных наборов входных переменных, и сравнить полученные таблицы с исходной:

X

Y

Z

F

¬X

¬Y

¬Z

¬X/\¬Y/\Z

¬X\/¬Y\/Z

X\/Y\/¬Z

X\/Y\/Z

0

0

0

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

Ответ: 3

(можно предложить обучающимся подумать над другим способом решения)

Решение (Вариант 2):

Чтобы не строить таблицу истинности для каждого выражения, можно просто перепроверить предложенные ответы по заданной таблице истинности. Т.е. в каждую из четырех предложенных функций последовательно подставлять значения переменных X, Y  и Z, из заданной таблицы истинности и вычислять значения логического выражения. Если значения вычисляемого выражения совпадут со значением F во всех трех строчках заданной таблицы, то это и есть искомое выражение.

Рассмотрим данный конкретный пример:

  1. первое заданное выражение  ¬X/\¬Y/\Z = 0 при X=0, Y=0, Z=0, что не соответствует первой строке таблицы;
  2. второе заданное выражение ¬X\/¬Y\/Z = 1 при X=0, Y=0, Z=1, что не соответствует  второй строке таблицы;
  3. третье выражение   X\/Y\/¬Z    соответствует F при всех предложенных комбинациях X,Y и Z;
  4. четвертое выражение X\/Y\/Z = 1 при X=0, Y=0, Z=1, что не соответствует второй строке таблицы.

Ответ: 3

Ответы обучающихся

Обучающиеся самостоятельно изучают новый материал, делая записи в тетради и пометки на полях

Пробную задачу у доски решает один из способных учеников, остальные работают в своих тетрадях.

Ответы обучающихся с вариантами решения задачи.  Далее самостоятельное построение таблиц истинности (проверка – просмотр слайда 22)

4.

Закрепление новых знаний

5 мин

слайд 23

1.Построить таблицы истинности для следующих выражений:

                    а) А (В);

2.Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинности,

что и 

 (  (В  С ) ).

                  1) А  В  С  А;

                 2) А   (В  С);

                 3) А  (  ).

                 4) (А  В)  (А  С).

Таблица истинности для 1-го выражения в  выполняется одним из обучающихся на доске, а для выражений 1-4 таблицы истинности строятся в тетради всеми учениками.

5.

Контроль и самопроверка знаний

8 мин

Индивидуальная работа  по вариантам, после выполнения заданий идет проверка в парах с оцениванием.

Вариант 1

  1. Составить таблицы истинности

                    (А  В)  ( А В)

  1. Заполнить пустые ячейки таблицы

А

В

 В)

  

А   

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

1

Вариант 2

  1. Составить таблицы истинности

                    ((Х  Y)  (X  Z))  (Z Y)

  1. Заполнить пустые ячейки таблицы

А

В

С

¬B

С  А

 А) Λ ¬В

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

Обучающиеся выполняют проверочную работу по вариантам, после выполнения идет проверка в парах с оцениванием

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин

Личностное осмысление каждым учеником результатов урока:

  1. Что было наиболее трудным?
  2. Что удалось лучше всего?

(Прием «Пометки на полях»)

Обсуждение ответов обучающихся

7.

Домашнее задание

2 мин

Уровень знания: знать, что такое таблица истинности, уметь строить таблицу истинности

Уровень понимания: составить таблицы истинности и определить истинность формулы

Домашняя проверочная работа.

1 вариант

1. Равенство (A VB) Λ (B V ¬C)=0 выполняется при значениях...

1) A=0, B=1, C=1     2) A=1, B=0, C=0           3) A=1, B=0, C=1    4) A=1, B=1, C=0

2. Выражению F = ¬A VA Λ B соответствует таблица истинности...

1)

A

B

F

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

2)

A

B

F

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

3)

A

B

F

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

4)

A

B

F

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

3. Составить таблицу истинности

A V ( ¬B V ¬C )

4. Приведенная таблица истинности соответствует выражению:

    1) C = ¬ A Λ ¬ B                  2) C = A Λ ¬ B                  

    4) C =  A V ¬ B                 3) C = ¬ A V ¬ B      

A

B

C

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

5.*   Составить таблицу истинности.

2 вариант

1. Равенство (A Λ C) Λ (B V C)=1 выполняется при значениях...

1) A=0, B=1, C=0         2) A=0, B=1, C=1        3) A=1, B=0, C=0       4) A=1, B=0, C=1

2. Выражению F = ¬A Λ B V A соответствует таблица истинности...

1)

A

B

F

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

2)

A

B

F

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

3)

A

B

F

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

4)

A

B

F

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

0

3. Составить таблицу истинности

В)С)

4. Приведенная таблица истинности соответствует выражению:

A

B

C

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

        1) C = ¬ A Λ ¬ B      2) C = A Λ ¬ B    

          3) C = ¬ A V¬ B         4) C = ¬ A V  B

5.*  Составить таблицу истинности.

                

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логические выражения и таблицы истинности Цель урока: сформировать навыки построения таблиц истинности

Слайд 2

www.themegallery.com Company Logo Повторение пройденного материала КРОССВОРД на тему «Алгебра высказываний»

Слайд 3

www.themegallery.com Company Logo Даны простые высказывания: А: “Петя умеет плавать” В: “Сергей умеет прыгать” С: “Алеша умеет стрелять” Даны формулы сложных высказываний, составленные из этих простых. Прочтите их, используя смысл каждого простого высказывания: Повторение пройденного материала

Слайд 4

www.themegallery.com Company Logo Заполнить пустые ячейки таблицы Повторение пройденного материала ФИО оценка Название операции Логическая операция Обозначение В русском языке Значение выражения Инверсия Умножение А или В; А  В; 4* задание ( дополнительное) В следующих высказываниях выделите простые, обозначив буквой каждое из них. Запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание: Число 376 четное и трехзначное Зимой дети катаются на коньках или на лыжах Гости смеялись, разговаривали друг с другом и не расходились .

Слайд 5

www.themegallery.com Company Logo Проверка Выполнение самостоятельной работы № 1 «Основные понятия алгебры логики»

Слайд 6

www.themegallery.com Company Logo Итак, мы уже знаем, что в алгебре высказываний высказывания могут быть _________(элементарными) и _____________ (сложными). Простым высказываниям в соответствие ставятся ___________________________, обозначаемые ____________________________________. Каждое составное высказывание можно выразить в виде ____________________________________ Логическое выражение включает: ________________________________________ _______________________________________ Изучение нового материала простыми составными логические переменные заглавными буквами латинского алфавита формулы (логического выражения). логические переменные (высказывания); знаки логических операций.

Слайд 7

www.themegallery.com Company Logo Приоритеты логических операций 1 Инверсия (отрица ние) 2 Конъюнк ция (умноже ние) 3 Дизъюнк ция (сложе ние) При выполнении логических операций определен следующий порядок:

Слайд 8

www.themegallery.com Company Logo Таблица истинности это таблица, показывающая, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний

Слайд 9

www.themegallery.com Company Logo Алгоритм построения таблицы истинности 1. подсчитать количество переменных n в логическом выражении; 2. определить число строк в таблице m = 2 n ; 3. подсчитать количество логических операций в формуле; 4. установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов; 5. определить количество столбцов в таблице: число переменных плюс число операций; 6. выписать наборы входных переменных ; 7. провести заполнение таблицы истинности по столбикам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью

Слайд 10

www.themegallery.com Company Logo Наборы входных переменных 1. Определить количество наборов входных переменных. 2. Разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть колонки 0 , а нижнюю — 1 . 3. Разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую четверть чередующимися группами 0 или 1 , начиная с группы 0. 4. Продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами 0 или 1 до тех пор, пока группы 0 и 1 не будут состоять из одного символа.

Слайд 11

www.themegallery.com Company Logo Для формулы построить таблицу истинности 1. Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк в таблице истинности должно быть 2 3 = 8. 2. Количество логических операций в формуле 5, следовательно количество столбцов в таблице истинности должно быть 3 + 5 = 8.

Слайд 12

www.themegallery.com Company Logo Заполним наборы входных переменных

Слайд 13

www.themegallery.com Company Logo Заполним наборы входных переменных

Слайд 14

www.themegallery.com Company Logo Заполним наборы входных переменных

Слайд 15

www.themegallery.com Company Logo Проведем заполнение таблицы истинности по столбцам

Слайд 16

www.themegallery.com Company Logo Проведем заполнение таблицы истинности по столбцам

Слайд 17

www.themegallery.com Company Logo Проведем заполнение таблицы истинности по столбцам

Слайд 18

www.themegallery.com Company Logo Проведем заполнение таблицы истинности по столбцам

Слайд 19

www.themegallery.com Company Logo Проведем заполнение таблицы истинности по столбцам

Слайд 20

www.themegallery.com Company Logo Задача 1 Определить истинность следующего высказывания: «За окном светит солнце, и нет дождя». 1. Выделим из него простые высказывания: А = «За окном светит солнце» В = «За окном дождь» 2. Составим логическую функцию, соответствующую данному высказыванию. F ( A , B ) = A /\ ¬ B 3. Построим таблицу истинности для данной логической функции

Слайд 21

www.themegallery.com Company Logo Задача 1 Определить истинность следующего высказывания: «За окном светит солнце, и нет дождя». 1. Выделим из него простые высказывания: А = «За окном светит солнце» В = «За окном дождь» 2. Составим логическую функцию, соответствующую данному высказыванию. F ( A , B ) = A /\ ¬ B 3. Построим таблицу истинности для данной логической функции Ответ : логическое выражение принимает значение истина только при наборе F (1,0)=1.Следовательно, данное нам высказывание истинно только тогда, когда первое простое высказывание истинно, а второе ложно.

Слайд 22

www.themegallery.com Company Logo Задача 2 Дан фрагмент таблицы истинности выражения F : Какое выражение соответствует F ? Решение: 1) ¬ X /\¬ Y / \Z 2) ¬X\/¬Y\/Z 3) X\/Y\/¬Z 4) X\/Y\/Z Ответ: 3

Слайд 23

www.themegallery.com Company Logo Закрепление новых знаний 1. Построить таблицу истинности для следующего выражения: 2.Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинности, что и

Слайд 24

www.themegallery.com Company Logo Контроль и самопроверка знаний Индивидуальная работа по вариантам

Слайд 25

www.themegallery.com Company Logo Домашнее задание Уровень знания : знать, что такое таблица истинности, уметь строить таблицу истинности Уровень понимания: составить таблицы истинности и определить истинность формулы Домашняя проверочная работа

Слайд 26

Click to edit company slogan . Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

УРОК ИНФОРМАТИКИ

 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ДВУМЕРНЫЕ МАССИВЫ».

Тема: Решение задач по теме «двумерные массивы»

Продолжительность: 90 минут

Класс: 10

Цель урока: отработка умений, навыков, знаний, решение задач по теме «Двумерный массив»        

Задачи урока:  

  1. Образовательная - закрепить знания и навыки решения задач по теме «Двумерные массивы»; способствовать формированию представления о двумерном массиве и основных свойств квадратных матриц;
  2. Разливательная - развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, проводить аналогию, обобщать, творчески мыслить; развивать  алгоритмический стиль мышления;
  3. Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение.

Тип урока:  урок формирования умений и навыков.

Вид  урока: комбинированный.

Средства обучения: персональные компьютеры, оболочка Паскаль, PowerPoint, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент, сообщение темы и целей урока (2 – 3 мин);
  2. Актуализация изученного материала (17-20 мин).
  1. Проверка домашнего задания (5 - 7 мин);
  2. Фронтальная работа с классом на интерактивной доске (12-13 мин):
  1. Вставьте пропущенные слова

Массив – набор ____________, одного типа, имеющих общее _____ и различающихся _______________.

  1. Массив характеризует следующие свойства:

А) Имя

Б) Тип

В) Размерность

Г) Размер

  1. Например, массив средних температур октября:

T –

Целый –

Одномерный -

30 элементов –

  1. Например, билеты в кинотеатр, в котором, 16 рядов по 12 мест в каждом:

Имя –

Тип –

Размерность –

Размер –

  1. Исправьте неточности в описании двумерного массива:

Var

A= array[1..n,1..m] of integer;

  1. По блок-схеме части решения задачи попробуйте восстановить условие задачи. Какую задачу решали?

  1. Найти ошибки:

var I, S, K, SR : integer;

B : aray[1..5; 1..5] of integer;

Begin

S:=0; K:=0;

For I: =1 to N do

A[ I ] = random(10);

For I := 1 to 5 do

Begin

For J = 1 to 5 do

Writeln ( A [ I , J ] : 3 );

Writeln;

End;

for I := 1 to 5 do ;

for J: = 1 to 5

S:=S+A[I]; K:=K+1;

SR:=S/K;

Wrateln(‘ср.арифм.=’,SR);

end.

Ученики работают в парах, затем проверяют ошибки друг у друга.

  1. Решение задач – (35 мин).
  1. (№ 19 из части 1 ЕГЭ)

Дан фрагмент программы, обрабатывающей двухмерный массив A размера n×n.

k := 1;

for i:=1 to n do begin

c := A[i,i];

  A[i,i] := A[k,i];

  A[k,i] := c;

end

Представим массив в виде квадратной таблицы, в которой для элемента массива A[i,j] величина i является номером строки, а величина j – номером столбца, в котором расположен элемент. Тогда данный алгоритм меняет местами

        1) два столбца в таблице

        2) две строки в таблице

        3) элементы диагонали и k-ой строки таблицы

        4) элементы диагонали и k-го столбца таблицы

(Правильный ответ – 3)

  1. Значения элементов двухмерного массива A[1..10,1..10] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

for i:=1 to 10 do

  for k:=1 to 10 do

    if i > k then

      A[i,k] := 1

    else A[i,k] := 0;

Чему равна сумма элементов массива после выполнения этого фрагмента программы?

1) 45        2) 50        3) 90        4) 100

(Здесь заполняются 1 элементы массива, стоящие под главной диагональю, остальные – 0. Всего элементов -100. Под главной диагональю в 1 строке -0, во второй – 1, в третьей – 2 и т.д., в 10-ой – 9. Итого 1+2+3+4+5+6+7+8+9=45. Ответ – 1)

  1. Составить программу, преобразующую исходный массив А[5,5] следующим образом:

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

- Это пример диагональной матрицы. Кто сформулирует определение диагональной матрицы7

(Квадратная матрица, у которой все элементы, исключая элементы главной диагонали, равны нулю, называется диагональной матрицей.)

Частным случаем диагональной матрицы является единичная матрица. Как вы думаете, как она выглядит? (На главной диагонали – 1).

  1. Решение индивидуальных заданий  на карточках (30 мин);
  2. Итоги урока, домашнее задание (3 – 5 мин).
  1. Составить программу, преобразующую исходный массив А[5,5] следующим образом:

0        0        0        0        0

0        0        0        1        0

0        0        2        0        0

0        3        0        0        0

4        0        0        0        0

  1. Сайт http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

№ 19 часть 1. Задачи для тренировки №№ 2, 3.



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Компьютерные вирусы»

 1 вариант

1. Что такое "компьютерный вирус"?

А) это программы, активизация которых вызывает уничтожение программ и файлов;

Б) это совокупность программ, находящиеся на устройствах долговременной памяти;

В) это программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы;

Г) это программы, передающиеся по Всемирной паутине в процессе загрузки Web-страниц.

2. Какие файлы заражают макро-вирусы?

А) исполнительные;

Б) графические и звуковые;

В) файлы документов Word и элект. таблиц Excel;

Г) html документы.

3. Неопасные компьютерные вирусы могут привести

А) к сбоям и зависаниям при работе компьютера;

Б) к потере программ и данных;

В) к форматированию винчестера;

Г) к уменьшению свободной памяти компьютера.

4. Какой вид компьютерных вирусов внедряются и поражают исполнительный файлы с расширением *.exe, *.com?

А) файловые вирусы;

Б) загрузочные вирусы;

В) макро-вирусы;

Г) сетевые вирусы.

5. Основные типы компьютерных вирусов:

  1. Аппаратные, программные, загрузочные
  2.  Программные, загрузочные, макровирусы.
  3. Файловые, сетевые, макровирусы, загрузочные.

6. На чем основано действие антивирусной программы?

  1. На ожидании начала вирусной атаки.
  2. На сравнении программных кодов с известными вирусами.
  3. На удалении зараженных файлов.

7. Какие программы относятся к антивирусным

  1. AVP, DrWeb, Norton AntiVirus.
  2. MS-DOS, MS Word, AVP.
  3. MS Word, MS Excel, Norton Commander.

8. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

  1. Аппаратные средства.
  2. Программные средства.
  3. Аппаратные средства и антивирусные программы.

9.  Вставь пропущенное слово, определив тип антивирусной программы

Антивирусные       ...      -      это       программы,       перехватывающие «вирусноопасные» ситуации и сообщающие об этом пользователю.

  1. Основные меры по защите информации от повреждения вирусами:
  1. проверка дисков на вирус
  2. создавать архивные копии ценной информации
  3. не пользоваться "пиратскими" сборниками программного обеспечения
  4. передавать файлы только по сети

Тест по теме «Компьютерные вирусы»

 2 вариант

1. Что такое "компьютерный вирус"?

А) это программы, активизация которых вызывает уничтожение программ и файлов;

Б) это совокупность программ, находящиеся на устройствах долговременной памяти;

В) это программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы;

Г) это программы, передающиеся по Всемирной паутине в процессе загрузки Web-страниц.

2. К каким вирусам относится "троянский конь"?

А) макро-вирусы;

Б) интернет-черви;

В) скрипт-вирусы;

Г) загрузочные вирусы.

3. Опасные компьютерные вирусы могут привести…

А) к сбоям и зависаниям при работе компьютера;

Б) к потере программ и данных;

В) к форматированию винчестера;

Г) к уменьшению свободной памяти компьютера.

4. Какой вид компьютерных вирусов внедряются и поражают файлы с расширением *.txt, *.doc?

А) файловые вирусы;

Б) загрузочные вирусы;

В) макро-вирусы;

Г) сетевые вирусы.

5. Основные типы компьютерных вирусов:

  1. Файловые, сетевые, макровирусы, загрузочные.
  2. Аппаратные, программные, загрузочные
  3. Программные, загрузочные, макровирусы.

6.Антивирусные программы - это программы для:

  1. Обнаружения вирусов
  2. Удаления вирусов
  3. Размножения вирусов
  4. Помещение в карантинную зону зараженных файлов

7. Какие программы относятся к антивирусным

  1. MS-DOS, MS Word, AVP.
  2. AVP, DrWeb, Norton AntiVirus.
  3. MS Word, MS Excel, Norton Commander.

8. По предложенному описанию определите тип вируса. 

Заражают файлы документов Word и Excel. Являются фактически макрокомандами, которые встраиваются в документ. Это…

9.Основные признаки проявления вирусов:

  1. Частые зависания и сбои в работе компьтера
  2. Уменьшение размера свободной памяти
  3. Значительное увеличение количества файлов
  4. Медленная работа компьютера

10. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

  1. Аппаратные средства.
  2. Программные средства.
  3. Аппаратные средства и антивирусные программы.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Рекурсивные алгоритмы»

Вариант 1

1. Алгоритм вычисления значений функций F(w) и Q(w), где w - натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(1) = 1; Q(1) = 1;

F(w) = F(w-l) + 2*Q(w-1) при w > 1

Q(w) = Q(w-l) - 2*F(w-1) при w > 1.

Чему равно значение функции F(5)+Q(5)?

2.  Найдите количество цифр в заданном натуральном числе n, используя функцию

Проверочная работа по теме «Рекурсивные алгоритмы»

Вариант 2

1. Алгоритм вычисления значения функции F(w), где w - натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(1) = 4; F(2) = 5;

F(w) = 4*F(w-l)- 3*F(w-2) при w > 2.

Чему равно значение функции F(8)?

2.  Найдите наибольший общий делитель НОД(a, b) натуральных чисел a и b, используя  рекурсивную функцию:

а) если b=0, то НОД(a, b)=a;

б) если а mod b=0, то НОД(a, b)=b;

в) если а mod b>0, то НОД(a, b)= НОД(b, а mod b).

Проверочная работа по теме «Рекурсивные алгоритмы»

Вариант 1

1. Алгоритм вычисления значений функций F(w) и Q(w), где w - натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(1) = 1; Q(1) = 1;

F(w) = F(w-l) + 2*Q(w-1) при w > 1

Q(w) = Q(w-l) - 2*F(w-1) при w > 1.

Чему равно значение функции F(5)+Q(5)?

  1. Найдите количество цифр в заданном натуральном числе n, используя функцию

Проверочная работа по теме «Рекурсивные алгоритмы»

Вариант 2

1. Алгоритм вычисления значения функции F(w), где w - натуральное число, задан следующими соотношениями:

F(1) = 4; F(2) = 5;

F(w) = 4*F(w-l)- 3*F(w-2) при w > 2.

Чему равно значение функции F(8)?

2.  Найдите наибольший общий делитель НОД(a, b) натуральных чисел a и b, используя  рекурсивную функцию:

а) если b=0, то НОД(a, b)=a;

б) если а mod b=0, то НОД(a, b)=b;

в) если а mod b>0, то НОД(a, b)= НОД(b, а mod b).

Ответы:

Вариант 1

  1. -14
  2. {Функция на Pascal}

Function K(N:Longint):Byte;

Begin

        If N<10

        Then K:=1

         Else K:=K(N div 10)+1

          End;

Вариант 2

  1. 1097
  2. function GCD(a, b:integer):integer;

(Greatest Common Divisor – Наибольший Общий Делитель)

       begin

        if b=0 then GCD:=a else

 if a mod b=0 then GCD:=b

 else GCD:=GCD(b, a mod b)

end;



Предварительный просмотр:

Классификация моделей

                                                                               Фамилия, имя, класс

                 

Модель – это __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Классификация моделей

Название

Определение

Пример

По области использования

Учебные

Используются во время учебного процесса

Опытные

Научно-технические

Игровые

Имитационные

С учетом фактора времени и области использования

Статические

Отражают состояние объекта в определенный момент

Динамические

По способу представления

Материальные

Уменьшенная копия реального объекта

Информационные

Вербальные

Знаковые

Компьютерные

Некомпьютерные


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: