Дополнительное образование.

Савченко Татьяна Юрьевна

Программа по дополнительной услуге«Калейдоскоп»

 развитие творческих способностей детей через инновационные дизайнерские технологии и нетрадиционные техники изобразительной деятельности

 (5-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dop.usluge_netraditsionnoe_risovanie.docx75.87 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                      

                                                    детский сад №1 с.Заветное

                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                Заведующий МБДОУ

                                                                                                                        детский сад №1 с.Заветное

                                                                                                                             ________     С.А. Шафранова

Программа

 по дополнительной услуге

«Калейдоскоп»

 развитие творческих способностей детей через инновационные дизайнерские технологии и нетрадиционные техники изобразительной деятельности

                                                                 (5-7 лет)

                                                                                                                                  Составитель:                

Старший воспитатель

высшей квалификационной категории -

Савченко Т.Ю.

                                                                 с. Заветное

2022г.

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт программы

2.Пояснительная записка

- цель, задачи программы, ожидаемые результаты

- особенности проведения занятий

- содержание занятий

- учебный план

- разделы программы

3. Календарно-тематическое планирование.

4.Диагностика развития музыкально-ритмических способностей.

4.Список литературы.

1.Паспорт программы

Наименование дополнительной образовательной услуги

Программа  по дополнительной услуге  развитию творческих способностей детей через инновационные дизайнерские технологии и нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Основание для разработки программы

Запрос родителей воспитанников

Заказчик программы

Родители воспитанников старшего дошкольного возраста

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 1 с. Заветное

Составитель программы

Воспитатель, высшей квалификационной категории: Савченко Т.Ю.

Целевая группа программы

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Цель программы

систематизировать и адаптировать для детей дошкольного возраста различные приёмы и методы изобразительной деятельности, сформировать у ребёнка творческие способности, развивающие воображение и фантазию. Занятия помогут развит у детей художественный вкус, наблюдательность, зрительную память, ручную умелость.научат видеть прекрасное в искусстве, природе.

Задачи программы

1. Развивающие (постепенное воспитание умения видеть в окружающем потенциальное средство выражения художественных замыслов);

2. Обучающие (знакомство детей с художественными терминами, жанрами, традициями, направлениями, новыми видами и приёмами в изобразительной деятельности);

3. Воспитательные (формирование положительных эмоций ко всему красивому, обогащение внутреннего мира ребёнка яркими впечатлениями, развитие эстетического вкуса);

4. Практические ( развитие техники рисования, обучение необходимым художественным навыкам и умениям, накопление опыта презентации собственных произведений и участия в выставках).

2. Пояснительная записка

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.

        Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у детей продуктивной деятельности, в ней ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру.

       Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности, это же отражено в ФГОС ДО. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Содержание  программы снабжает ребенка большим объемом доступной информации, обогащает его словарный запас терминами и понятиями, побуждает ребенка к рассуждениям, способствуя развитию у него логического, наглядно-образного мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы. Система занятий построена с учетом последовательности и системности.

Актуальность.

Изобразительная деятельность - это особое образное познание ребёнком окружающего мира. Его основой является постепенное погружение детей в мир искусства. В нашу эпоху кризиса односторонне рационалистического направления образовательной системы  взоры многих обратились в сторону искусства. Но, к сожалению, инерцию логического подхода к постижению окружающего мира пока удаётся преодолеть немногим. Это касается не только естественнонаучных областей знаний, но и области так называемого приобщения ребёнка к искусству. В педагогике искусства сохраняется по - прежнему информативный подход, только теперь сухие сведения  о жизни и деятельности художников, композиторов, музыкантов заменяется на информацию образно - эмоционального содержания произведений искусства самого общего характера.

        Остаётся невостребованным основное, то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство как игру, чувственное отражение мира: 1) факт творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира; 2) личность высказываемого, индивидуальность взглядов на мир. Подводя итог, можно сформулировать проблему так: введение ребёнка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.  

Стали появляться методики, новые тенденции которых можно сформулировать так:

- рассмотрение того или иного вида искусства как особого языка, особой системы, осознание необходимости создания программ, способствующих непосредственному введению детей в знаковую ситуацию, что обеспечило  бы в дальнейшем адекватное восприятие произведений искусства;

- стремление к синтезу различных видов искусства, их взаимодополняемости;

- ориентация на дошкольный возраст как наиболее благоприятный в плане развития восприятия ребёнка средствами искусства;

- опора на игровую деятельность ребёнка как превалирующую в этих возрастных границах. Определив эти направления, педагогика искусства встала перед новой проблемой: как практически осуществить новые идеи.

Ожидаемые результаты.

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативновности.

-  Индивидуальный «почерк» детской продукции.

-  Способность к активному усвоению художественного опыта.

-  Развитие общей  ручной  умелости .

 -  Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

  - Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

 -  Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Содержание программы.

1. Результат практической работы автора;

2. Использование методик педагогов - преподавателей изобразительной деятельности               ( Г. С. Швайко, А.А. Мелик - Пашаева, З.Н. Новлянской, О. Сусловой, Н. Басиной, Т.В. Королёвой, И.А. Лыковой ) и их адаптация к региональному компоненту и условиям деятельности ДОУ.

3. Использование мультимедийных технологий

 Процесс изодеятельности предполагает знакомство детей с современным искусством, признанным научить не только применять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать при этом относительно новые образцы.

        Отдельными блоками в содержании программы идёт знакомство детей с нетрадиционными видами и техниками рисования ( монотипия, граттаж, рисование блопенами, использование техники " декупаж", рисование с помощью ниток.сыпучими материалами), использование в процессе образовательной деятельности техник квиллинга, аппликации, декупажа, коллажа. В работах широко применяются природные материалы, современные изобразительные средства (клей с блёстками, витражные краски, акриловые и анилиновые красители, скульптурный пластилин и т.д.).

Методические рекомендации к программе

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Особенности проведения занятий

Старшая группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 34 занятий. Длительность занятия в средней группе  -25 мин

 Подготовительная группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 34 занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -30  мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Используемые методы и приемы обучения:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Сроки реализации программы- 2 год

Учебный план

Разделы программы

Количество занятий

1 группа

1

««Способы тонирования бумаги»

4

2

«Творим  без  кисточки»

8

3

«Дорисуй…»

4

4

«Знакомство с пейзажем»

2

5

«Выполнения картины – коллажем»

3

6

«Декоративно-прикладное искусство»

5

7

«Оттиск»«Натюрморт»

4

8

«Животные и человек»

Закрепление материала

4

Всего в год

36

Содержание разделов программы

Раздел программы

Содержание раздела

" Цветы и краски лета"

" На большом воздушном шаре"

  «Привет от Осени"

 «Зелёная лапка»

Продолжать стимулировать детей эмоционально откликаться и отражать в работе  впечатления о летнем периоде.вспомнить композиционные приёмы расположения рисунка на листе. При изображении неба познакомить с растяжкой цвета, выполнить тонирование альбомного листа с помощью поролоновой губки и гуаши Познакомить с  различными оттенками зелёного цвета.При изображении цветов познакомить детей с приёмом  выполнения цветка                    "вращение пятна" декорировать работу  выполненными в технике перфорации  бабочками и стрекозами.

«Дождливое настроение»

" Грибное королевство"

«Рябиновая ветка"

«Осенние лакомства "

" Весёлые   витаминчики"

"  Усатый - полосатый"

"  Уютный лесной домик"

«Остаются с нами птицы - снегири и синицы»

Стимулировать детей эмоционально откликаться на настроение друзей, сопереживать им, стараться помочь. Продолжать закреплять знания о тёплой и холодной цветовых гаммах, показать приём смешивания чёрного и белого цветов для получения серого оттенка.Формировать навыки коллективной деятельности, познакомить с изображением грибов, растущих в наших лесах. Показать  детям способ изображения гриба в смешанной технике ( ножка выполняется широкой мягкой кистью, шляпка -  поролоновым штампом в виде половины круга).Закреплять умение рисовать листья приёмом примакивания, с освоением способа  перехода одного цвета в другой      одновременный набор на кисть двух цветов).показать детям приём изображения грозди рябины с помощью нетрадиционного материала        ( ватные палочки), обратить внимание детей на форму рябиновой кисти, её компактность, напомнить об  аккуратности при выполнении работы.Познакомить детей с новым изобразительным материалом – углём. ..." Предложить детям самостоятельно продумать и нарисовать или сконструировать из гофрированной бумаги место  встречи двух птиц.

Выполнить изображение птиц нетрадиционным способом - рисунком ладошкой. Обратить внимание на правильность расположения птиц на листе. Дополнить работу мелкими деталями    ( солнце, облачка) способом печатания пальчиком

" Снежный гость"

«Дедушкина внучка"

«Волшебные верёвочки»

«Рождественская ёлка»

предложить детям сделать снеговиков отличными друг от друга с помощью разнообразных деталей             ( пуговицы, шарф, ведёрко) или методом обрывной аппликации.Использовать в работе разнообразный художественный материал. Развивать эстетический вкус, творческую активность.Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - выкладыванием рисунка шерстяными нитками. Научить выкладывать простейшие по форме предметы – цветок, яблоко, грушу. Постепенно усложнять фигуру, используя несколько верёвочек.

«Тихий лес. Монотипия пейзажная»

«Потолок ледяной, дверь скрипучая»

Познакомить детей с нетрадиционной художественно - графической техникой - пейзажной монотипией, показать приёмы её выполнения. Дополнить исходный рисунок мелкими деталями для отличия от оттиска.Продолжать знакомить детей с творчеством художников - иллюстраторов, вызывать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии

Нежный танец»

" Дом моего детства"

 " Наша армия сильна! "

Познакомить со способом  выполнения картины - коллажем.

 Закончить работу над выполнением коллажа, дополнить его фотографиями пап и их рассказами о службе в армии, украсить готовое произведение декоративными звёздами.Показать детям приёмы изображения танцующего человека.Формировать умение детей рисовать большой многоэтажный дом городского типа, передавать прямоугольную форму стен, плоскую крышу.  

«Городецкая роспись»

" Самая нежная"

"  Как Колобок от бабушки ушёл"

"Домик для Дюймовочки "

" Яркая Дымка»

Знакомить детей с декоративным народным творчеством -городецкой росписью. Научить видеть и выделять характерные элементы росписи. Рассмотреть альбом с изделиями городецких мастеров, узнать историю создания росписи.Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Учить рисовать портрет человека, соблюдая пропорции лица, прорисовывать характерные черты

«Клоун»

" Стартуем в космос "

«Волшебная рыбка»

" Забавный котёнок "

Стимулировать детей к самостоятельному изображению клоуна, выразительной художественной передаче весёлого настроения через мимику и жесты. Формировать творческое умение воплощать задуманный образ.Учить детей использовать знакомые геометрические формы для создания выразительного образа.Закрепить умение детей выполнять рисунок в технике  предметной монотипии, развивать творческую фантазию ребёнка при создании сказочного сюжета, закреплять умение рисовать кистью и красками , используя мазки различного характера..

" Петушок - Золотой гребешок"

 " Яркий, праздничный салют"

"  Яркая бабочка»

Закрепление материала

Развивать фантазию и творчество детей. Побуждать использовать в работе различные художественные материалы, выполнять её в различных изобразительных техниках, дополнять мелкими деталями.закрепить умение детей выполнять рисунок в технике  предметной монотипии, развивать творческую фантазию детей, закреплять умение рисовать кистью и красками , используя мазки различного характера. Развивать чувство симметрии.

3. Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности в средней возрастной группе

 ( 5-6 лет)

Сроки исполнения

Тема

Программное содержание

Материалы

Сентябрь

" Цветы и краски лета"

" На большом воздушном шаре"

  «Привет от Осени"

 «Зелёная лапка»

Продолжать стимулировать детей эмоционально откликаться и отражать в работе  впечатления о летнем периоде.вспомнить композиционные приёмы расположения рисунка на листе. При изображении неба познакомить с растяжкой цвета, выполнить тонирование альбомного листа с помощью поролоновой губки и гуаши.

Стимулировать детей эмоционально откликаться и отражать в работе  впечатления о летнем периоде. Познакомить с  различными оттенками зелёного цвета. Выполнить тонирование альбомного листа с помощью поролоновой губки и гуаши.формировать навыки нанесения вертикальных мазков полусухой широкой кистью. При изображении цветов познакомить детей с приёмом  выполнения цветка                    "вращение пятна" декорировать работу  выполненными в технике перфорации  бабочками и стрекозами.

Формировать навыки коллективной деятельности, закрепить умение рисовать  круг по трафарету для получения чёткой формы. Показать приём декорирования воздушного шара пальчиковыми красками.

Завершить изображение большого воздушного шара с подвесной корзиной, " собранного " из маленьких шаров, мотивировать детей на придумывание литературного мини - сюжета.

Обращать внимание детей на изменения в окружающей природе, тренировать их в умении изображать дерево, передавая в рисунке его строение вертикальными и боковыми мазками, закрепить навык предварительного тонирования рисунка с помощью поролоновой губки,

 показать детям приём выполнения кроны дерева с помощью сухого листика в технике печатания, напомнить о тёплой цветовой гамме, пополнить словарный запас детей новыми названиями цветовых оттенков " багряный",                 " охристый", " золотистый".

  Продолжать знакомство  с деревьями различных пород, показать на прогулке детям пушистую ёлочку или сосну, рассказать сказку " Зелёная лапка", показать характерные особенности строения ели и выполнить рисунок ёлочки, обращая внимание детей на правильность композиционного расположения и подбора красок.формировать у детей понятие о композиционной законченности работы, напомнить о необходимости внесения дополнений   ( солнце, трава, грибы).

Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка,

тонированная бумага,  кисти жёсткие, клей - карандаш, салфетки.

Половина альбомного листа, трафарет, простой карандаш, салфетки, пальчиковые краски, фотоизображения воздушных шаров,

тонированный лист ватмана с объёмной корзиной, предварительно выполненные детьми заготовки шаров, клей - карандаш, салфетки.

Альбомный  лист, поролоновая губка, тонкая кисть, гуашь, салфетки,

предварительно выполненный рисунок дерева, сухие листья, мягкие широкие кисти, гуашь, иллюстративный материал.

Альбомный  лист,  тонкая кисть, гуашь, салфетки,

предварительно выполненный рисунок ёлочки, фломастеры  иллюстративный материал, вырезанный для каждого ребёнка из бумаги оранжевого цвета силуэт белочки.

Октябрь

«Дождливое настроение»

" Грибное королевство"

«Рябиновая ветка"

«Осенние лакомства "

Стимулировать детей эмоционально откликаться на настроение друзей, сопереживать им, стараться помочь. Продолжать закреплять знания о тёплой и холодной цветовых гаммах, показать приём смешивания чёрного и белого цветов для получения серого оттенка. Затонировать альбомный лист, вспомнить о технике работы жёсткой сухой кистью, изобразить дождь, проводя линии под наклоном. " Исправить настроение", наклеив на рисунок вырезанное из жёлтой бархатной бумаги солнышко и наклеив сверкающие капли - стразы.

 Формировать навыки коллективной деятельности, познакомить с изображением грибов, растущих в наших лесах. Показать  детям способ изображения гриба в смешанной технике ( ножка выполняется широкой мягкой кистью, шляпка -  поролоновым штампом в виде половины круга). Закреплять умение аккуратно рисовать овальную форму одним движением и тщательно закрашивать ограниченное пространство.завершить работу, приклеив предварительно вырезанные грибочки на лист ватмана с изображением плетёной корзинки. Дополнить картину осенними  листьями, вырезанными из фетра.

 Использовать навыки  освоения детьми изобразительных приёмов    ( линия, пятно). Закреплять умение рисовать листья приёмом примакивания, с освоением способа  перехода одного цвета в другой      одновременный набор на кисть двух цветов).показать детям приём изображения грозди рябины с помощью нетрадиционного материала        ( ватные палочки), обратить внимание детей на форму рябиновой кисти, её компактность, напомнить об  аккуратности при выполнении работы.

Совершенствовать  композиционные умения, закреплять навыки тонирования листа широкой мягкой кистью, познакомить детей с новым декоративным материалом  - полиуретановой пенкой. Побеседовать с детьми об их гастрономических предпочтениях, напомнить об осеннем сборе урожая. Выполнить  предварительноетонирование листа гуашью.    

Познакомить детей с жанром живописи - натюрмортом, составить композицию  и приклеить на рисунок предварительно вырезанные педагогом из пенки овощи и фрукты.

Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка, палитра, тонированная бумага,  кисти жёсткие, стразы самоклеющиеся, салфетки.

Половина альбомного листа, штампы, гуашь, широкие кисти, тонированный лист ватмана с изображением плетёной корзинки, предварительно выполненные детьми изображения грибов, клей - карандаш, листья из фетра.

Альбомный  лист пастельного оттенка с нарисованной веткой рябины, тонкая кисть, фотоматериалы,

ватные палочки, гуашь красного и бордового оттенков, иллюстративный материал.

Альбомный  лист,  широкая кисть, гуашь, цветная декоративная полиуретановая пенка,

тонированный лист бумаги,  иллюстративный материал  ( натюрморты, выполненные известными художниками), вырезанный для каждого ребёнка набор овощей и фруктов, клей - карандаш.

Ноябрь

" Весёлые   витаминчики"

"  Усатый - полосатый"

"  Уютный лесной домик"

" Яркая Дымка"

Рассказать детям о пользе употребления витаминов, их полезных свойствах. Показать приём выполнения витаминчиков из цветного пластилина с последующим наклеиванием их на вырезанные из пластиковых крышек флакончики.

Упражнять детей в рисовании округлой формы одним движением карандаша, правильном построении мордочки животного   ( ушки, глазки, носик, усы).познакомить с новым изобразительным материалом -  сухой пастелью, показать приёмы работы с ней ( закрашивание контура с последующим растиранием линии пальчиком для создания эффекта мягкой шёрстки).

Учить детей изображать часть дерева с дуплом с помощью бокового  прокатывания по поверхности листа использованного фломастера и гуаши коричневого цвета. Изображение дупла выполняется с помощью тонкой кисти чёрной краской,

учить детей изображать белку на основе овала, показывая в рисунке её характерные особенности        ( большой пушистый хвост, рыжий цвет). Соблюдать элементарные пропорции между частями, передавать несложное движение. Использовать в работе тонкую щетинную кисть.

 Продолжать знакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора ( прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Формировать навыки проведения ровных прямых горизонтальных и вертикальных линий, покрывать ими ограниченное пространство, ставить в клетках мазки и точки.

 Закончить работу над выполнением изображения дымковской барышни, выполнить оформление её лица с помощью ватной палочки. Составить из кукол хоровод, приклеив их на лист ватмана и украсив декоративными элементами       ( ленточками и разноцветными пуговицами по краю листа).

Цветной пластилин, пластиковые прозрачные крышки, кукла -Айболит.

Фотоматериалы, рисунки, выполненные старшими детьми, простой карандаш, сухая пастель.

Альбомный  лист, использованные фломастеры,  тонкая кисть, гуашь, иллюстрации художников – анималистов,

предварительно выполненный рисунок ствола дерева, тонкие щетинные кисти, гуашь, фотоматериалы, влажные салфетки.

Вырезанный из картона силуэт дымковской барышни,  тонкая  кисть, гуашь, ватные палочки, глиняные дымковские игрушки,    иллюстративный материал, лист ватмана, клей - карандаш.

Декабрь

«Совушка - круглая головушка»

  «Остаются с нами птицы - снегири и синицы»

" Снежный гость"

«Дедушкина внучка"

«Волшебные верёвочки»

«Рождественская ёлка»

 «Тихий лес. Монотипия пейзажная»

Познакомить детей с алтайской народной сказкой   «Про глупую сову" с иллюстрациями алтайского художника А. Бороева.  "Расшатать " сюжет сказки, придумать с детьми варианты её окончания. Познакомить детей с новым изобразительным материалом - углём. Выполнить тонирование листа бумаги приёмом растирания угля на поверхности листа пальцами.

Завершить работу, выполнив изображение совы из заготовок серого, чёрного и жёлтого фетра.

Углублять знания детей о средствах выразительности бумаги ( гофрированная). Прочитать стихотворение А. Барто " Улетают, улетели..." Предложить детям самостоятельно продумать и нарисовать или сконструировать из гофрированной бумаги место  встречи двух птиц.

Выполнить изображение птиц нетрадиционным способом - рисунком ладошкой. Обратить внимание на правильность расположения птиц на листе. Дополнить работу мелкими деталями    ( солнце, облачка) способом печатания пальчиком.

Продолжать учить детей передаче несложного сюжета, развивать творческие способности, упражнять в разных приёмах работы кистью ( всей кистью и концом). Совершенствовать у детей навыки рисования концом кисти мелких деталей в рисунке, напомнить о необходимости логического завершения композиции, предложить детям сделать снеговиков отличными друг от друга с помощью разнообразных деталей             (пуговицы, шарф, ведёрко) или методом обрывной аппликации.

 Показать детям приёмы выполнения изображения девочки в шубке.

Закончить работу над выполнением изображения Снегурочки, выполнить оформление её лица с помощью ватной палочки. Учить детей вносить в свою работу дополнения        (изображения деревьев, птиц, животных).  Использовать в работе разнообразный художественный материал. Развивать эстетический вкус, творческую активность.

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - выкладыванием рисунка шерстяными нитками. Научить выкладывать простейшие по форме предметы – цветок, яблоко, грушу. Постепенно усложнять фигуру, используя несколько верёвочек.

 Закреплять умение детей изображать пушистую ёлку с постепенно удлиняющимися ветками, показать способ изображения ёлочных веток способом примакивания поролонового " кирпичика".

Развивать эстетическое восприятие детей, помогать изображать гирлянды бус с чередованием по цвету и размеру, показать приёмы работы с блопенами и перламутровым гелем для декоративного оформления работы.

Познакомить детей с нетрадиционной художественно - графической техникой - пейзажной монотипией, показать приёмы её выполнения. Дополнить исходный рисунок мелкими деталями для отличия от оттиска.

Сказка       " Про глупую сову", альбомный лист, уголь, влажные салфетки,

цветной фетр, клей - карандаш, ножницы.

Альбомный лист пастельного цвета, гофрированная бумага, фломастеры

альбомный лист, пальчиковые краски, влажные салфетки.

Бумага синего или чёрного цвета, ватные диски, бархатная бумага ярких цветов, ножницы, клей – карандаш, гуашь в наборе, тонкие кисти, декоративные пуговицы, цветная бумага.

Кукла - Снегурочка, альбомный лист, гуашь голубого цвета, широкие кисти,

пастель.

Белая бумага, цветные шерстные нитки, клей -карандаш, ножницы.

Альбомный лист пастельного цвета, гуашь, тонкие кисти, пальчиковые краски, блопены, перламутровый гель с блёстками.

Согнутый пополам лист белой бумаги,

кисти, акварель.

Январь

«Потолок ледяной, дверь скрипучая»

Продолжать знакомить детей с творчеством художников - иллюстраторов, вызывать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии. Предложить детям изобразить сказочную ледяную избушку в зимнем лесу. Использовать в работе холодную цветовую гамм: Совершенствовать умение самостоятельно придумывать композицию рисунка, его содержание, развивать творческое воображение и фантазию детей

Альбомный лист, гуашь, широкие кисти, книги для рассматривания с иллюстрациями Васнецова и Билибина, гуашь, пастель.

Февраль

«Нежный танец»

" Дом моего детства"

 " Наша армия сильна! "

Показать детям приёмы изображения танцующего человека.  Выполнить изображение платья девочки блопенами, используя интенсивность выдувания краски для усиления выразительности цвета.

 Формировать умение детей рисовать большой многоэтажный дом городского типа, передавать прямоугольную форму стен, плоскую крышу. Тренировать детей в проведении прямых вертикальных и горизонтальных линий.завершить работу, дополнив изображение окнами в стиле обрывной аппликации и декорировав ватными " сугробами".

Вызывать у детей интерес к рассматриванию и изображению военной техники ( самолётов, танков, вертолётов). Развивать творческий подход к изображаемым объектам. Выполнить с помощью трафарета рисунок военной техники. Познакомить со способом  выполнения картины - коллажем.

 Закончить работу над выполнением коллажа, дополнить его фотографиями пап и их рассказами о службе в армии, украсить готовое произведение декоративными звёздами.

Лист бумаги розового цвета, гуашь белого цвета, тонкие кисти, альбом с репродукциями работ Дега, блопены, влажные салфетки.

Бумага синего или чёрного цвета, яркие гуашевые краски, цветная бумага, вата, клей – карандаш

Фото и видео материалы, фломастеры, половина альбомного листа, блопены,

гуашь,пастель.

Март

«Городецкая роспись»

" Самая нежная"

"  Как Колобок от бабушки ушёл"

"Домик для Дюймовоч-

ки "

 Знакомить детей с декоративным народным творчеством -городецкой росписью. Научить видеть и выделять характерные элементы росписи. Рассмотреть альбом с изделиями городецких мастеров, узнать историю создания росписи. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать композицию рисунка,обсудить цветовую гамму городецкой росписи, предложить детям нарисовать городецкий цветок - ромашку в окружении листьев . развивать художественный вкус детей.

 Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Учить рисовать портрет человека, соблюдая пропорции лица, прорисовывать характерные черты.  Завершить работу над портретом мамы, прорисовать детали, выполнить декоративную рамку из соломки для коктейля.

Закрепить умение детей выполнять рисунок в технике монотипии, развивать творческую фантазию ребёнка при создании сказочного сюжета. Учить передавать эпизод из знакомой сказки. Доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Завершить работу, дополнив картину второстепенными деталями. Совершенствовать технические приёмы и навыки.

Продолжать стимулировать детей к изображению сюжета из сказки. Предложить нарисовать большой тюльпан - дом Дюймовочки.выполнить прожилки на тюльпане с помощью выдувания краски из коктейльных трубочек. Развивать творческое воображение детей, побуждая вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Иллюстративный материал по теме  «Городецкая роспись», полоски жёлтой бумаги, гуашь, тонкие кисти.

Лист цветной  бумаги, гуашь белого цвета, гуашь цветная, тонкие кисти, фломастеры для накручивания полосок бумаги, ножницы.

пластиковая соломка, клей - карандаш, фломастеры

Альбомный лист, цветные карандаши,  фломастеры, пастель.

Иллюстрации к сказке,  пластиковые коктейльные трубочки, гуашь, пастель.

Апрель

  «Клоун»

" Стартуем в космос "

«Волшебная рыбка»

" Забавный котёнок "

Стимулировать детей к самостоятельному изображению клоуна, выразительной художественной передаче весёлого настроения через мимику и жесты. Формировать творческое умение воплощать задуманный образ. Развивать фантазию и творчество детей. Побуждать использовать в работе различные художественные материалы, выполнять её в различных изобразительных техниках.

Учить детей использовать знакомые геометрические формы для создания выразительного образа. Вызывать желание узнать историю открытия людьми космоса. Закреплять умение последовательно выполнять этапы работы. Выполнить эскизный рисунок ракеты. Способствовать отображению в рисунке задуманного сюжета, формировать умение комбинировать в рисунке различные изобразительные техники.

Закрепить умение детей выполнять рисунок в технике  предметной монотипии, развивать творческую фантазию ребёнка при создании сказочного сюжета, закреплять умение рисовать кистью и красками , используя мазки различного характера. Завершить работу, дополнив картину второстепенными деталями. Совершенствовать технические приёмы и навыки.

 Учить передавать в рисунке образ котёнка.  Добиваться умения рисовать котёнка с разным видом движения.

 Развивать у детей образное восприятие и воображение. Побуждать вносить дополнения в рисунок, которое лучше раскроет образ.

Фото и видео материал, цветной лист бумаги, маркеры, блопены, сангина, сухая пастель, фломастеры

Лист белой  бумаги, пластиковый трафарет, простой карандаш,восковые мелки, акварель.

Фломастеры, гель с перламутровыми блёстками,

альбомный лист, гуашь, тонкие кисти

Иллюстрации, фотоматериалы, цветная бумага, гуашь, чёрная капиллярная ручка.

Май

" Петушок - Золотой гребешок"

 " Яркий, праздничный салют"

"  Яркая бабочка"

 Стимулировать детей к  изображению героя детской песенки, выразительной художественной передаче весёлого  озорного характера петушка. Формировать творческое умение воплощать задуманный образ. Развивать фантазию и творчество детей. Побуждать использовать в работе различные художественные материалы, выполнять её в различных изобразительных техниках, дополнять мелкими деталями.

Учить детей использовать знакомые геометрические формы для создания выразительного образа.побуждать детей к яркому и выразительному изображению салюта над ночным городом. В изображении салюта использовать различные методы ( печатание, тычок, размытые цветовые пятна).

Способствовать отображению в рисунке задуманного сюжета, формировать умение комбинировать в рисунке различные изобразительные техники.

закрепить умение детей выполнять рисунок в технике  предметной монотипии, развивать творческую фантазию детей, закреплять умение рисовать кистью и красками , используя мазки различного характера. Развивать чувство симметрии.

 Выполнить коллективную работу, наклеив бабочек на лист ватмана . Декорировать картину цветами из гофрированной бумаги и полиуретановой пенки.

Фото и видео материал, цветная  бумага, ножницы, клей,
маркеры, фломастеры.

Лист белой  бумаги, цветные восковые мелки, гуашь, восковые мелки, акварель.

Альбомный лист, гуашь, тонкие кисти, ватные палочки, фломастеры, гель с перламутровыми блёстками.

Старшая возрастная группа ( 6-7лет)

Сроки исполнения

Тема

Программное содержание

Материалы

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

« До свидания, лето!»

"Рассматривание картины И.Левитана " Золотая осень"

«Облетает листва»

" Что такое натюрморт? "

"  Натюрморт.  Алтайская  рябинушка."

"  Тайны Нептуна"

"  Сказка - ложь, да в ней намёк... "

" Вот,  что осень подарила!"

"Льёт дождик мелкий за окном..."

" Городецкие узоры. Городецкий фазан"

" Волшебные листья "

" Снеговик - почтовик"

" В сказке зимнего сна "

" Волшебный хоровод"

"  Яблоки на снегу "

"  Весёлая зима"

" Наш герой - Петрушка!"

"  Вставай на лыжи"

«Дворец Снежной Королевы"

"Серебристый иней на ветвях "

" Родная армия России"

" Широкая масленица "

"  Жанр живописи - портрет  "

" Мой первый друг"

« Портрет мамы»

"Цветы весны "

 " Ранняя весна в картине И.Левитана  " Март"

 " Художники - анималисты "

" В гости в волшебный лес "

"  К далёким планетам "

 " Дорога к храму"

« Золотая Хохлома»

  «Сказочная птица»

 Формировать навыки нанесения вертикальных мазков полусухой широкой кистью для   более выразительного изображения структуры травы.  Изображать цветы на поляне боковыми мазками.

 Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние природы. Учить выделять основные принципы выразительности , научить различать оттенки настроений в образе осени. Подготовить лист к занятию  " Роскошная осень".

Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Учить отражать эмоционально окрашенное состояние природы, закреплять умение рисовать особенности в строении различных видов деревьев.

Продолжать знакомство  с деревьями различных пород, их состоянии в пору осеннего листопада. Закрепить умение детей выполнять рисунок ствола дерева с помощью коктейльной трубочки.

 Закрепить знания детей о жанре живописи - натюрморте: его содержании, композиции, подборе цвета предметов.предложить детям подготовить листы для следующей работы " Хозяйка однажды с базара пришла"

Продолжать знакомить детей с натюрмортом, продемонстрировать работы в этом жанре мастеров живописи. Учить передавать в рисунке форму и цвет, характерные особенности формы фруктов и овощей

Формировать умение воспринимать различные средства выразительности, учить передавать  в рисунке характерные особенности рябиновой кисти. Предложить детям выполнит.

 Вызывать у детей желание нарисовать картину морского дна. Побудить к рисованию подводного мира  путём создания своеобразного колорита, использования выразительных деталей. Учить соединять в одном рисунке разные художественные материалы. Совершенствовать умение работать разными техническими приёмами           ( лессировка ,набрызг, печатание) Выполнить натюрморт в  смешанной технике " восковые мелки - акварель"

Совершенствовать  композиционные умения, закреплять навыки тонирования листа широкой мягкой кистью большого пространства. Развивать творческую фантазию ребёнка для создания и изображения сказочных образов. Формировать умение воспринимать цвет как средство выразительности.

Формировать у детей положительное отношение и уважение к труду, Учить отражать в рисунке свои представления о труде, передавать эмоциональное состояние картины убранного поля, работающих тракторов. Совершенствовать навыки использования в изодеятельности различных художественных материалов.

Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке образ поздней осени, её настроение. Дать детям представление о цвете как об одном из главных  выразительных средств. Предложить детям выполнить работу в технике пейзажной монотипии.

 Знакомить детей с декоративным народным творчеством - городецкой росписью. Познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи, городецкими сюжетами. Показать детям последовательность выполнения росписи птицы, учить заполнять пространство вокруг птицы цветами и листьями.

Развивать в детях активное внимание, эстетическую восприимчивость. Стимулировать к любованию красотой, яркостью осенних листьев, анализировать форму, очертание, цветовую гамму осенних листьев. Вызывать у детей желание самостоятельно придумать и составить аппликацию из осенних листьев. Освоить новый способ смешанной изобразительной техники нанесения рисунка с помощью листьев и кончиков пальцев. Оформить работу в декоративную раму из фетра тёплых оттенков.

Познакомить детей со сказкой                                "  Снеговик  - почтовик" с иллюстрациями  художника А. Плетнёва " Расшатать " сюжет сказки, придумать с детьми варианты её окончания. Активизировать самостоятельность в выборе сюжета рисунка. Учить изображать лес в тёмное время суток, украшая деревья в технике квиллинга. Дополнить работу набрызгом.

Углублять знания детей о средствах выразительности. Способствовать яркому творческому самовыражению детей, продолжать развивать художественное восприятие. Учить видеть не только внешнюю сторону изображения, но и его внутреннюю составляющую. Научить передавать красоту зимнего леса в рисунке с помощью различных техник.

Закреплять умение детей передавать сказочный образ Снегурочки через её наряд: длинную шубку со снежными узорами и меховой отделкой. Подбирать холодные оттенки путём смешивания нескольких красок. Совершенствовать навыки правильного композиционного размещения персонажей на листе.

Формировать у детей представление о птицах, совершенствовать умение изображать птиц, используя нетрадиционную технику обработки бархатной бумаги с помощью зубочистки. Предложить детям изобразить птиц на заснеженной ветке рябины, снег изобразить с помощью поваренной соли.

 Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - кляксографией. Научить образной передаче настроения через цвет. Выполнить коллективную работу по воспоминаниям о зимних каникулах.

Закреплять умение детей оперировать цветом как средством выразительности, уметь изображать  персонажи, объединяя их общим содержанием. Учить детей передавать в рисунке свои впечатления.

 Познакомить детей с нетрадиционной художественно - графической техникой - рисованием белой гелевой ручкой по тёмной бумаге., показать приёмы её выполнения. Выполнить " быстрый" рисунок - набросок, прорисовывая мелкие детали.

Продолжать знакомить детей с творчеством художников - иллюстраторов, вызывать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии. Предложить детям изобразить сказочный ледяной дворец. Использовать в работе холодную цветовую гамму.  Учить проявлять самостоятельность и творческий выбор в процессе архитектурного ансамбля. Декорировать дворец перламутровыми гуашевыми красками и гелем с блёстками.

Закрепить навыки действия с нетрадиционным изобразительным материалом - блопенами.  Продолжать формировать у детей умение рисовать дерево, показывая его характерные особенности, опускающиеся вниз нежные ветки берёзы. Воспитывать у детей чувство любви к родной природе, предложить детям разнообразный изобразительный материал на выбор для создания яркого художественного образа.

Углублять знания детей о защитниках Отечества, воспитывать любовь и уважение к ним.учить передавать в рисунке свои представления об армии. Совершенствовать умение изображать военную технику, воинов на боевом учении.самостоятельно продумывать композицию рисунка.

Вызывать у детей интерес к рассматриванию и изображению народных праздников, раскрыть его происхождение, идею. Рассмотреть картину Кустодиева  " Масленица". Раскрыть красоту русской зимы, яркого русского праздника. Учить детей передавать свое отношение к народному гулянию средствами изобразительной деятельности.

Закрепить знания детей о портрете, Дать представление о том, что главное для художника изобразить не только внешний вид человека, но и показать его настроение, характер.показать детям, с помощью каких изобразительных средств художник добивается выразительности  образа.

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Учить рисовать портрет человека, соблюдая пропорции лица, прорисовывать характерные черты, попробовать выполнить " быстрый" набросок портрета друга в монохромной гамме, используя сангину или уголь.

Закрепить умение детей правильно переносить на рисунок пропорции листа, добиваться сходства с оригиналом, выделять характерные черты. Предложить детям оформить портрет мамы в рамку с использованием дизайнерского приёма " обьёмное купажирование".

 Продолжать стимулировать детей к изображению разнообразных весенних цветов. Предложить выполнить корзину с розами и фиалками . Показать особенности в изображении роз ( закручивание бумаги по спирали). Совершенствовать композиционные умения.

Развивать у детей эмоциональный отклик на весеннее изменение природы, побуждать к рассказу об увиденных изменениях. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность. Совершенствовать композиционные умения

Познакомить детей с творчеством художников - анималистов. Продолжать формировать умение всматриваться в иллюстрации, рассказывать о них, замечать выразительные характерные черты животных. Выполнить рисунок любого животного материалами по выбору.

Закрепить умение детей выполнять рисунок в технике  предметной монотипии, развивать творческую фантазию ребёнка при создании сказочного сюжета, закреплять умение рисовать кистью и красками , используя мазки различного характера. Осуществлять замысел соответственно образу сказочного героя, научить детей подчинять цветовую гамму красок эмоционально - образному содержанию рисунка.

Закрепить правильное решение композиции в листе, Учить рисовать объект путём анализа его функциональных частей . Развивать фантазию, придумывая свой оригинальный звездолёт. Развивать конструкторские и дизайнерские навыки для выполнения этого задания.

Познакомить детей с древнерусским зодчеством, показать основные конструктивные части храма. Рассказать об используемых материалах при строительстве храма и колорита их изображения.  Формировать умение соподчинять принципы композиции с собственным замыслом.

Познакомить детей с народным промыслом Хохломой, историей её возникновения.  Показать и обсудить предметы, украшенные этой росписью. Научить детей видеть и выделять характерные элементы росписи ( ягоды, цветы.завитки). Обсудить цветовую гамму росписи. Выполнить роспись тарелки

Научить  детей выполнять рисунок в технике   граттажа, развивать творческую фантазию детей, закреплять умение рисовать кистью и красками , процарапывая рисунок зубочисткой. Развивать чувство симметрии.

Альбомный лист, гуашь, поролоновая губка, салфетки, тонированная бумага, кисти жёсткие, клей - карандаш, салфетки, репродукция И.Левитана   " Луг на опушке леса".

Альбомный лист, салфетки, гуашь, палитры, фотоизображения различных состояний осени.

альбомный лист, салфетки, гуашь, палитры, фотоизображения различных состояний осени.

Альбомный  лист,  тонкая кисть, гуашь, коктейльные трубочки.

Лист, гуашь, поролоновая губка, палитра, салфетки,

муляжи фруктов и овощей, гуашь, палитры.кисти.

Альбомный лист , восковые мелки, акварель, широкие кисти.

Фотоиллюстрации, бумага большого формата, акварель, гуашь.маркеры, старые зубные щётки.

Альбомный  лист,  широкая кисть, пастель, цветные карандаши.

Фото и видеоматериалы с изображением уборки урожая, лист бумаги большого формата, гуашь, сангина, палитры, кисти.

Фотоматериалы, акварель, широкие мягкие кисти, фломастеры.

Иллюстративный материал, альбомный лист жёлтого цвета, гуашь, кисти.

Сборник стихов русских поэтов. Сост.   В. Розова, гуашь, кисти, вода. Осенние листья разных форм и размеров, два чистых листа бумаги, фетр, клей - карандаш.

Альбомный лист, ватные диски, бумажные ленты для квиллинга, клей - карандаш, гуашь, кисти, влажные салфетки.

Альбомный лист пастельного цвета,  акварель, гуашь на выбор, репродукции картин художников с изображением зимнего леса.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, широкие и тонкие кисти, пайетки  и серебряное кружево для декорирования, клей - карандаш.

Альбомный лист, бархатная бумага, зубочистки, соль, гуашь, широкие кисти, пастель

Лист ватмана.гуашь, широкие кисти, коктейльные трубочки, печатки, перфорированные снежинки.

Альбомный лист пастельного цвета, гуашь, тонкие кисти, маркеры, ватные палочки.

Бумага тёмного цвета, белая капиллярная ручка.

Альбомный лист, гуашь, широкие кисти, перламутровая гуашь, гель -клей.

Репродукция картины И. Грабаря " Февральская лазурь", альбомный лист, материалы на выбор.

Фото и видео материалы, лист ватмана, пластиковые трафареты, гуашь.фломастеры. маркеры.

фото и видео материалы, фломастеры, силуэты одежды

Репродукции портретов, В.Серова, И. Репина, Б. Неменского.

Лист белой бумаги, сангина, уголь.

Альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры, пастель, салфетки для декупажа, клей.ножницы.

Бархатная бумага, клей - карандаш, альбомный лист, фломастеры.

фото и видео материал, репродукция картины, акварель или гуашь, палитры.кисти. поролоновые штампы.

Лист белой  бумаги, изобразительные материалы на выбор.

Альбомный лист, гуашь, акварель, фломастеры ,второй лист бумаги для отпечатка.

Иллюстрации, фотоматериалы, цветная бумага,  гуашь, поролоновые палочки, блопены, маркеры, палитры.кисти.

Фото и видео материал, белая бумага, гуашь, акриловая краска золотого цвета, кисти, палитры.


Картонная тарелка, гуашь, тонкие кисти, золотая акриловая краска.

Альбомный лист, гуашь, широкие кисти, зубочистки, стеариновая свеча.

4.Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень форсированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В разработанной мной программе используется следующая диагностика

Тема исследования: «Развитие художественно- творческих способностей детей в процессе рисования нетрадиционными техниками».

Целью исследовательской работы  является:

-изучение механизмов  формирования и развития  художественно – творческих способностей детей;

-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности

Методы исследовательской работы:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

-метод исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Задачи исследовательской работы:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих  способностей детей в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих  способностей детей.

 Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.

Основные направления изучения художественно-творческих способностей:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные нетрадиционные  техники

и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи  является  способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных  техник живописи.

Исследовательская работа состоит из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

Методы оценки результативности программы:

Количественный анализ:посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВНах по ИЗО, детские выставки, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков, показ открытых занятий для педагогов района ,создание  журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

 Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

1

2

3

Итого  баллов по критериям

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

4.Список литературы

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.