Экологическое воспитание

Жбанова Татьяна Николаевна

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, всё живое, что нас окружает.

В.А.Сухомлинский предлагал вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребёнок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, её охрана, углубление и систематизация знаний о ней- неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.

Всё вышесказанное подтверждает актуальность проблемы формирования интереса и бережного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста. В настоящее время немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включён в каждую комплексную программу.

Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у младших дошкольников.

Исходя из основной цели работы- формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей младшего дошкольного возраста можно сформулировать следующие задачи:

1.передача детям знаний о представителях растительного мира, их строение, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

2.формирование трудовых навыков по уходу за растениями;

3.навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

4.развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Работу по формированию бережного отношения к миру растений с детьми можно условно разделить на 5 основных этапов.

Цель первого этапа выявление уровня знаний и развития интереса к миру растений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи второго этапа:

- обогащение представлений детей о мире растений, условиях их роста и развития (каждому растению необходимы почва, вода и тепло), обучение умению различать характерные признаки растений;

- формирование навыков обобщающего понятия по теме;

- развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то или иное состояние растения).

- развитие познавательного интереса к живой природе, эмоциональной отзывчивости и любознательности;

- воспитание бережного отношения к природе.

Для решения поставленных задач можно использовать различные формы и методы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы (деревья, кусты, цветы- какие они; как мы отдыхаем на природе; как готовятся растения к зиме и др.), чтение художественной литературы (стихи и сказки о родной природе Т.А.Шорыгиной и др.), дидактические игры ( четвёртый лишний, с какого дерева листок и др.), наблюдения в ходе прогулок.

Задачи третьего этапа:

- расширение и уточнение знаний детей о растениях, их внешнем виде, строении и особенностях состояния в разные сезоны;

-формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека;

- расширение и активизация словаря по теме;

-воспитание доброжелательности, отзывчивости и интереса к миру растений, бережного отношения к природе.

Для успешного решения поставленных задач можно использовать следующие формы и методы работы: проведение опытов и экспериментов.

Задачи четвёртого этапа:

- уточнение знаний дошкольников о мире растений в процессе дидактических игр;

-формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе элементарной совместной трудовой деятельности;

-развитие речи, памяти и внимания;

-воспитание бережного отношения и устойчивого интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

Для решения поставленных задач используется совместная трудовая деятельность, проведение дидактических игр (наряди деревце, больничка для растений и др.).

Также для формирования бережного отношения к миру растений детей можно привлечь других специалистов:

- музыкального руководителя

- специалиста физической культуры

-специалиста изо студии.

Для работы в группе, можно пополнить:

-уголок книги, приобрести энциклопедии о природе, стихи, рассказы, поговорки, сказки, загадки.

- музыкальный уголок: веночки, листья, маски, шапочки, аудиозаписи с музыкой о природе.

- уголок художественно-творческой деятельности: оригинальными поделками из природного материала, раскраски, трафареты.

Пятый этап:

Подведение итогов. Анализируются результаты работы.

В процессе общения с природой у детей постепенно пополнится словарный запас, в организованном обучении и совместной деятельности будет способствовать активизации и расширению словарного запаса.

Таким образом, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Обогащая словарный запас, полученный на знаниях, формируются речевые умения и навыки, строится правильное отношение на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.