Русский язык. Методическая копилка

Кельзина Вера Валерьевна

Уроки. Дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_-_slovo_i_predlozhenie.pptx927.52 КБ
Файл kelzina_vv-_1_klass-_slovo_i_predlozhenie.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово и предложение. 1 класс. Кельзина В.В. МОУ СОШ №1с.Варна

Слайд 2

Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Подготовка к письму

Слайд 3

Приготовили ручки, сядем прямо, Развернем углом тетрадь… Скоро нас попросит мама Научить ее писать! Красиво и чисто в тетради пиши: Наклон соблюдай, никуда не спеши!

Слайд 4

Карта путешествия Школа № 1 остров Звуков и Букв остров Слов остров Предложений

Слайд 5

На какие две группы можно разделить? стул Ёж живёт в лесу. лес река

Слайд 6

ТЕМА: ЦЕЛЬ:

Слайд 7

1. Начало предложения пишется с заглавной буквы. 2. В конце предложения ставится . ! ? 3. Слова в предложении пишутся раздельно. Правила написания предложения:

Слайд 8

Рыбки плавали, ныряли В теплой солнечной воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. ФИЗМИНУТКА:

Слайд 9

Прибавить, семья, ум, добрая, и, сила Добрая семья прибавит силы и ума.

Слайд 10

Семья (что сделает?) прибавит. Семья (какая?) добрая. Прибавит (чего?) силы и ума. Связь слов в предложении:

Слайд 11

Туча, закрыть, солнце, хмурая

Слайд 12

Хмурая туча закрыла солнце.

Слайд 13

туча (какая?) … туча (что сделала?) … закрыла (что?) …

Слайд 14

туча (какая?) хмурая туча (что сделала?) закрыла закрыла (что?) солнце

Слайд 15

Группа справилась: «+» Группа сомневалась: «?» Группа не справилась: «-» Самооценка группы:

Слайд 16

Пришла тёплая весна.

Слайд 17

Сегодня на уроке я повторил, что СЛОВО– это __________. Слово имеет своё _____________. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это _____________, которая состоит из _____, связанных по _________ с помощью ___________. Я запомнил, что предложение пишется с __________ буквы, в конце ставится ________, а слова пишутся _______________ . На уроке я научился составлять правильные ________. Эти знания мне нужны для того, чтобы _________ . Мне осталось не понятно _____________. Закончите предложения.



Предварительный просмотр:

Кельзина  Вера Валерьевна

Письмо

1 класс

Тема урока:  «Слово и предложение».  Урок – закрепление.

Цели:  

Личностные  УУД:  осваивать  личностный  смысл  обучения,  оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Метапредметные  УУД:  

Регулятивные:  умение  принимать   и сохранять учебную цель и задачу,  стремиться  ее  выполнить.

 Познавательные:    иметь  представление  о  понятиях   «слово»  и   «предложение», выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;  высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:   участвовать  в  диалоге,  слушать  и  понимать  других,  высказывать  свою  точку  зрения,  стремиться  к  сотрудничеству,  приходить  к  общему  решению  ( при работе  в  группе), умение работать в группе, взаимодействуют с учителем во время приветствия,  взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме.

Предметные  УУД:  формировать  умение  различать  слово  и  предложение.   Закрепить   представление  о  предложении  как  сочетании,  связанных  по  смыслу с помощью вопросов слов,  выражающих  законченную  мысль.  Наблюдать  над  связью  слов  в  предложении.  

Оборудование:  ИКТ

Этапы  урока

              Содержание урока

Деятельность учителя

               Деятельность учеников

        УУД

1.Организационный этап.

- Долгожданный  дан  звонок – начинается  урок,

  На  меня  все  посмотрели – и  тихо сели!

Артикуляционная  зарядка

- Почисти зубки, забей гол, (змейка – для пальчиков).

-Сегодня мы отправимся в путешествие к королеве Речи.  ( 4 слайд ). Но чтобы  до неё добраться, нам необходимо пересечь несколько островов. Кто догадался - какие это острова? Составьте последовательную цепочку этих понятий.

- Значит, с какого острова начнём путешествие?

Настраивает детей на работу.

Напоминает правила посадки при письме.  (2 и 3 слайды).

Готовит к восприятию учебного материала

Организовывают личное пространство.

Вспоминают правила посадки при письме. Выполняют  артикуляционную зарядку.

 - Звук, слог, слово, предложение.

- С острова звуков.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во время приветствия.

Личностные УУД

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

- На какие две  группы можно разделить данную запись? -  5 слайд

- В  чём  различие  между  словом  и  предложением?

- Однажды предложение и слово поссорились, стали спорить:  кто больше? кто важнее? А как думаете Вы?

- В конце урока Вы мне и ответите на этот вопрос!

Организовывает работу по анализу.

Осуществляют  анализ

формулируют собственное мнение и  аргументируют его.

(Дети говорят варианты ответов).

- На группы: слово и предложение.

- Слово-это часть предложения, которое имеет свое лексическое значение.   Предложение – это  законченная  мысль,  которая состоит  из слов, связанных по смыслу.

- ( Мнения ребят.)

Познавательные УУД :

высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения.

Предметные  УУД:  формировать  умение  различать  слово  и  предложение.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-  Значит,  чем  мы  сегодня  будем  заниматься на уроке?  (6 слайд).

- Какова цель нашего урока?

Мотивация:

- А для  чего  нам   это  нужно  знать?   Почему  это  важно знать?

 

- Сегодня мы будем работать  над темой: « Слово  и  предложение».

- Цель урока: систематизировать знания о предложении и  слове.

- (Мнения ребят).

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

Познавательные УУД:

выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

4. Повторение.

Первичное закрепление.

Работа над звуками и буквами.

Эй, скажите мне друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птиц,

Шелестение страниц,

Если мы в ладоши хлопнем,

Или мы ногою топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит, мы

услышим…(звук).  

- Какой речью мы сейчас пользовались?

-Из чего состоит устная речь?

   

- Еще  одна загадка:

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят?    (Буквы).

       

     

На доске: ти, б, ну, з, ме, вёд, р.

     

Работа над словом.

 Игра «Определи слово».

 

 

 

Разбор слова «яма» по алгоритму.

1.Лексическое значение слова.

2.На какой вопрос отвечает. Что обозначает.

3.Родственные слова.

4.Корень слова.

5. Звуковой анализ слова.

 ( По алгоритму:

       1.Прочитай слово.

       2.Поставь ударение.

       3.Раздели слово на слоги.

       4.Характеристика звуков.

       5.Посчитай кол-во слогов,  букв, звуков.

       6.Запиши транскрипцию.

Разбор слова «акула» по алгоритму.

1.Лексическое значение слова.

2.На какой вопрос отвечает. Что обозначает.

3.Родственные слова.

4.Корень слова.

5. Звуковой анализ слова.

 ( По алгоритму:

       1.Прочитай слово.

       2.Поставь ударение.

       3.Раздели слово на слоги.

       4.Характеристика звуков.

       5.Посчитай кол-во слогов,  букв, звуков.

       6.Запиши транскрипцию.

 Работа над предложением.

 

 

 

 

(Прикрепляю  вопросы на доску: «кто?» « что делает?» «где?»)

(Прикрепляю на доску вопрос «какая»?)

(Прикрепляю на доску вопрос «за кем»?)

Работа над интонацией.

Повторяем  3 правила написания предложения (7  слайд):

        1.Начало предложения пишется  с заглавной буквы.

2. В конце предложения ставится .!?

3. Слова в предложении пишутся раздельно.

Физминутка:  (8 слайд)

Рыбки   плавали,  ныряли

В  теплой  солнечной  воде.

То  сожмутся,  разожмутся,

То   зароются   в песке.

-На доске записаны слова:

( 9 слайд ).

Прибавить, семья,

ум, добрая,

и, сила

Добрая семья прибавит силы и ума.

 

Работа в парах.

Работа над связью слов в предложении. ( 10 слайд ).

Фронтальная работа.

-А что мы знаем о звуках?  

- Б-П, В-Ф, …  продолжите  и назовите что это за дружные звуки?

- А как нам можно увидеть звуки?

- Что мы знаем о буквах?

-А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной?

- Выпишите только слоги.

- Если слоги встанут рядом-

получаются ?….     

 

(На доске картинки: кошка и собака.
Называю слова:

кот, собака, амя,  уалка.

-Почему на последние два слова ты не выбрал картинки?

-Подумайте, что нужно сделать, чтобы эти звуки превратились в слова?

- А какие бывают слова по обозначению?

-Как мы можем поработать с этим словом?

- Почему в слове – яма звуков больше, чем букв?

-Как мы можем поработать с этим словом?

- Молодцы ребята!

-Что делает акула?

-Что вы сейчас составили?

-Докажите.

-О ком это предложение? Что она делает?  

-А мы  узнали - где акула  плавает?

-Что вы заметили – какое стало предложение?  

-А  мы узнали из предложения  - какая была акула?

-Добавим  слова – признаки.

- А мы узнали - за кем плавает  акула?

- Сравните первое  и последнее предложения. Какое предложение больше нравится? Почему?

-Итак,  с помощью чего мы сейчас составили такое длинное  и  красивое предложение?

-Какой вывод можно сделать, что же такое предложение?

- Произнесем это предложение с разной интонацией.

Спишите предложение – 1 ряд: повествовательное.

 2 ряд: вопросительное.

 3 ряд: восклицательное.

-Прочитайте.  Сравните слова  в левом  и  правом столбиках. Какая группа слов составляет  предложение?  

-  Докажите, что это предложение!

Прочитайте  его!

-На что  похоже  это  предложение?  

-Какой  смысл  пословицы?

- Спишите это предложение без ошибок и проверьте.  (В парах).

Составьте схему предложения.

- Как связаны  слова в предложении? Запишите, проговаривая.

- В русском языке звуки делятся на 2 группы.  Бывают гласные – воздух проходит свободно, и согласные - воздух встречает преграду.

- Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Это парные согласные.

- Согласные бывают - парные и непарные, глухие и звонкие.  Гласные  бывают -  ударные и безударные. Гласные ЕЁЮЯ обозначают  два звука: в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь. Всегда твердые согласные  - Ж Ш Ц.  Всегда мягкие  согласные - Й Щ Ч.) 

-Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный.

-Устной.

-Устная речь состоит из звуков.

- Звуки в русском языке обозначаются буквами. Это письменная речь.

- Букв в алфавите-  33, они бывают гласные и согласные, гласные  буквы на письме обозначают гласный звук, согласные буквы на письме  – обозначают  согласный звук.

- Дружат гласная с согласной, составляя вместе  - слог!  

- Ти, ну, ме –открытые слоги,

 вёд – закрытый слог.

- Слова.

1 ученик у доски показывает картинку  и объясняет,  почему он выбрал эту картинку.

- Это не слова,  а набор звуков.

- (Предлагают разные варианты). Надо переставить буквы.  Получились  понятные слова - яма, акула. Это слова, которые имеют свой определённый  смысл.

- Слова обозначают:

Предметы – отвечающие на вопросы – Кто? Что?

Действия - отвечающие на вопросы – Что  делать? Что сделать?

Признаки - отвечающие на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие?

1) Яма – это углубление в земле.

2)  Яма – отвечает на вопрос  - Что?     Обозначает неживой предмет.

3)  Родственные слова (это слова с одинаковым лексическим значением и одинаковым корнем )  – ямы, ямка, ямочка.

4)  Выделяем корень  ( это общая неизменяемая часть у родственных слов)  у  родственных слов– корень  ям-.

5) Выполняем звуковой анализ слова (1-у доски, все в тетради).

 

- Проверка.

- Буквы ЕЁЮЯ обозначают 2 звука:

        1) В начале слова.

        2) После гласной.

        3) После  Ь  и  Ъ.

1) Акула – это крупная хищная морская рыба.

2)  Акула - отвечает на вопрос  - Кто?- обозначает живой предмет.

3)  Родственные слова – акулы, акулёнок, акулу, акулами.

4)  Выделяем корень у родственных слов – корень  акул-.

5) Выполняем звуковой анализ слова (1-у доски, все в тетради).

 - Проверка.

- Акула плавает.

- Предложение.

- Предложение – это законченная  мысль,  которая состоит  из слов, связанных по смыслу.

-  Акула плавает  в море.

- Понятное, красивое.

- Нет.

- Серая голодная акула плавает  в море.

- Нет.  …Серая голодная акула плавает  в море за рыбками.

- Последнее. Понятное, красивое предложение!

-С помощью вопросов : «кто?», « что делает?», «где?», «какая?», «за кем»?

- Предложение – это законченная  мысль,  которая состоит  из слов, связанных по смыслу -  с  помощью  вопросов.

- Серая голодная акула плавает  в море за рыбками? (С вопросительной интонацией)

- Серая голодная акула плавает  в море за рыбками! (с радостью, восхищением, с восклицанием.)

- Проверяют помощники – ученики (каждый на своем ряду).

Дети выполняют упражнения.

- В правом столбике записано предложение.

(Варианты ответов детей).

-  Предложение – это законченная  мысль,  которая состоит  из слов, связанных по смыслу - с  помощью  вопросов. Начало предложения пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

- Предложение похоже на пословицу.

- Близкие люди всегда помогут в трудную минуту и научат многому.

(Дети списывают).

(Дети оценивают работу соседа. Без ошибок: «+».  С ошибками: «-». )

- Слова в предложении связаны по смыслу – с помощью вопросов.

Семья (что сделает?) прибавит.

Семья (какая?) добрая.

Прибавит (чего?) силы  и  ума.

Познавательные УУД:

- Слушают учителя

- Отвечают на вопросы учителя

Предметные УУД:

закрепить   представление  о  предложении  как  сочетании,  связанных  по  смыслу с помощью вопросов слов,  выражающих  законченную  мысль.  Наблюдать  над  связью  слов  в  предложении.  

Предметные УУД:

закрепить   представление  о  предложении  как  сочетании,  связанных  по  смыслу с помощью вопросов слов,  выражающих  законченную  мысль.  Наблюдать  над  связью  слов  в  предложении.  

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Закрепление.

Предложение рассыпалось.

- На доске даны слова: (11 слайд):

туча,  закрыть,  солнце,  хмурая

Работа в группах.

Самооценка  в  группе.

Работа  в рабочей  тетради.

-с.58

        

Организовывает

проблемную ситуацию.

Включает учащихся 

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовывает самостоятельную работу после предварительного инструктажа 

-Можно ли назвать это предложением?

-Почему?  

-Что нужно сделать, чтобы получилось  предложение?

-Делимся на группы. Какую работу будете выполнять в группах?

- Проверка.

-Самопроверка  всех групп  по эталону. (12,  13,  14  слайды).

- Оцените свою работу по следующей шкале:

Группа справилась: «+»

Группа сомневалась: «?»

Группа не справилась:

«-»  (15 слайд)

                        

- Это предложение?  

 - Почему?

- Напишите  правильно.

- Сравните с эталоном.

( 16 слайд).

-Какой вывод сделали?

Осознание необходимости получения новых знаний.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и  аргументируют его.

Осуществляют  анализ,  классификацию

Работают в группах. Учатся работать самостоятельно по инструктажу.

- Нет.

- Слова  не  связаны друг  с  другом.

-  Поставить вопросы, изменить  слова.

- Составляем из данных слов предложение и определяем связь слов в предложении с помощью вопросов.

( Самостоятельная работа в группах).

Первая  выполнившая группа читает предложение   и связь слов в предложении с помощью вопросов.  Делает  вывод, что:  предложение – это законченная  мысль,  которая состоит  из слов, связанных по смыслу  - с  помощью  вопросов. Начало предложения пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

Дети оценивают работу своей группы.

- Нет.

- Нет точки, слова  написаны  слитно.

( Пришлатёплаявесна)

-«Пришла тёплая весна.»

-Слова в предложении пишутся раздельно.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД : умение работать в группе.

Предметные УУД:

закрепить   представление  о  предложении  как  сочетании,  связанных  по  смыслу с помощью вопросов слов,  выражающих  законченную  мысль.  Наблюдать  над  связью  слов  в  предложении.  

Коммуникативные УУД:

умение слышать других и участвовать в обсуждении.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итог  урока.

Работа в группе.

Посовещавшись в группах и  составив правильные  ответы  по  тексту,  от каждой  группы  -  отвечают  по 1 представителю.  

- Итак, что же такое  слово?   Что  такое предложение?

 (17  слайд)

- Так  что же важнее – слово или предложение?

- Молодцы!  Вы  правы!  Спасибо  за  урок!

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

- Сегодня на уроке я повторил, что  слово - это  часть предложения. Слово  имеет своё  лексическое  значение. Предложение –это  законченная мысль, которая состоит из  слов, связанных  по  смыслу с помощью  вопросов.  Я запомнил, что предложение  пишется с  заглавной  буквы, в конце ставится  точка, а слова  пишутся   раздельно. На уроке я научился составлять правильные  слова и предложения.  Эти знания мне нужны для того, чтобы  правильно  говорить  и  писать.  Мне  осталось  не  понятно _____________.

- Слово  и  предложение одинаково важны. Без слов не составить предложение. А без предложения  слова  будут стоять в беспорядке.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.