Кружковая работа в 2016-2017 учебном году

Алатырева Ольга Григорьевна

Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и развития речи в их единстве и взаимосвязи. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать темп, учит соблюдать речевые паузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Расскажи стихи руками55.26 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

заведующим МАДОУ «Чебурашка»

________________ И.П. Калямина

приказ МАДОУ от « 19» сентября 2016г. №186

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»

на 2016-2017 учебный год

Кружок «Расскажи стихи руками»

(для детей 6-7 лет)

Составлена:

Воспитателем МАДОУ «Чебурашка»

Алатыревой О.Г.

г. Когалым, 2016

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Целевой раздел

5

Пояснительная записка

5

Актуальность

6

Цели  

6

Задачи

6

Содержательный раздел

7

Описание форм и методов проведения занятий

7

Тематический план

8

Организационный раздел

10

Учебный план

10

Список литературы

10

Ведомость учета

11

Приложение

13

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и развития речи в их единстве и взаимосвязи. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать темп, учит соблюдать речевые паузы.

Известно, что в последнее время уровень речевого развития детей снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на занятость на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-ауди-видео). Они редко что-то что делают своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Ребёнок лучше запоминает тексты, как бы почувствовав их через движения.

Развитие мелкой моторики является необходимой частью дошкольного воспитания.

Уже давно известно, какие блага несёт моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению к письму.

По мнению М. М. Кольцовой « систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Поэтому, если руки не развивать, их достоинства не раскроются. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идёт параллельно с развитием руки, всё более тонких движений пальцев.

Особое место в системе упражнений занимают пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи и помогают дошкольникам подготовить руку к письму. Парные и групповые упражнения с пальцами улучшают у детей телесное, невербальное общение, а так же контакты с взрослыми и сверстниками.

Пальчиковые игры проводятся и в повседневной жизни и на занятии во вводной части или после напряжённой зрительной работы в качестве активного отдыха. Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у детей развивается чувство ритма и речь, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и в развитии.

В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной  группы с учётом уровня и динамики их развития.

Увеличения числа детей с различными видами отклонений в развитии, в том числе и речевом, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся в группах для детей с нормальным развитием, вызывает необходимость разработки универсальных развивающих и коррекционных методов и приёмов.

Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии. Поэтому я разработала Программу кружковой работы по теме «Расскажи стихи руками».

Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант  движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о природе будут полезны для закрепления знаний о ней. Их можно использовать в процессе естественно-научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей с речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий. Игровые упражнения проводятся с предметами, проводить их можно, начиная со среднего возраста.

Актуальность.

Работая с детьми в данной возрастной группе, в результате наблюдений и проведения педагогической диагностики, я заметила, что у большинства детей плохо развита речь и мелкая моторика рук и пальцев.

Всем давно известно, что развитию интеллекта и речи ребёнка, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа пальцев. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Результаты моих наблюдений показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев  рук.

В результате выше изложенного, я решила организовать кружковую работу с детьми, потому что эта тема очень актуальна.

Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

Цель: развивать память, речь, мелкую и крупную моторику рук, чувство ритма, мимическую выразительность.

Задачи:

  1. Развитие ручной умелости, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, внимание, сосредоточенность;
  2. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  3. Закрепление знаний об окружающем мире и природе;
  4. Формирование интереса к поэзии, к совместной с взрослыми и сверстниками деятельности.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному - от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практике.

Ожидаемые результаты: предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику и речь ребёнка, кисти приобретут подвижность, гибкость, исчезнут скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучение письму.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувство пространства; обогащают внутренний мир. К тому же, в ходе игры ребята незаметно для себя и быстро запоминают стихотворение, учатся выразительно рассказывать и «показывать» его.

Как можно поиграть со стихотворением.

Первое прочтение знакомит детей со стихотворением, повторное — сопровождается показом движений, и наконец, в третий раз педагог читает стихотворение и выполняет движения вместе с ребятами.

Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут подбирать движения. Например, прочитав стихотворение, воспитатель может предложить детям самостоятельно изобразить его. Такое задание обычно вызывает у ребят бурю восторга. Безусловно, воспитателю необходимо поощрять фантазию и проявления творчества у дошкольников.

Стихотворения в книге подобраны по темам, изучаемым в логопедическом дошкольном учреждении, поэтому она будет полезна преподавателю для подготовки к занятиям с детьми в старшей и в подготовительной к школе группах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Планируемая дата реализации

Фактическая дата реализации

Обжора.

Развивать мелкую и крупную моторику рук.

04.10.2016

Лягушки-хохотушки.

Развивать мимическую выразительность.

11.10.2016

Поиграем в мяч.

Развивать точность произвольных движений руки.

18.10.2016

Футболисты-проказники.

Закрепить знания о видах спорта.

25.10.2016

Смелый капитан.

Развивать глазомер, внимание.

01.11.2016

В лес за грибами.

Закрепить знания о природе.

08.11.2016

Цветик-колокольчик.

Закрепить знания о цветах.

15.11.2016

Интересно всё вокруг.

Закрепить знания об окружающем мире.

22.11.2016

Приготовим обед.

Закрепить умение сервировать стол.

29.11.2016

Юные спортсмены.

Воспитывать желание заниматься спортом.

06.12.2016

Станем мы деревьями.

Закрепить знания о деревьях.

13.12.2016

Снежная баба.

Закрепить знания о времени года зима.

20.12.2016

Лестница.

Развивать точность произвольных движений рук.

27.12.2016

Сосулька.

Формировать интерес к природным явлениям.

10.01.2017

Заботливое солнышко.

Формирование интереса к поэзии.

17.01.2017

Хочу быть птичкой.

Закрепить знания о птицах.

24.01.2017

Радость.

Формировать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

31.01 2017

Проказник ветер.

Закреплять знания о природных явлениях.

07.02.2017

Непослушные дочки.

Развивать умение согласовывать темп и ритм движений.

14.02.2017

Паучок-ткач.

Закрепить знания о насекомых.

21.02.2017

Карманов много у меня.

Развивать память, речь.

28.02.2017

Мы ребята-мастера.

Развивать мимическую выразительность.

07.03.2017

Мы-шофёры.

Закрепить знания о профессиях.

14.03.2017

Любимые куклы.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

21.03.2017

Мамины помощники.

Воспитывать уважение к взрослым.

28.03.2017

Весёлый цирк.

Развивать чувство ритма.

04.04.2017

Весёлый оркестр.

Развивать умение согласовывать темп и ритм.

11.04.2017

Мои умелые руки.

Развивать моторику рук и пальцев.

18.04.2017

Я всё умею.

Развивать мимическую выразительность.

25.04.2017

Учёные мартышки.

Закрепить знания о диких животных, их повадках.

02.05.2017

Такой разный дождик.

Закрепить знания о природных явлениях.

16.05.2017

Не хотим мы больше спать.

Развивать глазомер, внимание, сосредоточенность.

23.05.2017

Вкусный арбуз.

Закрепить знания о фруктах и ягодах.

30.05.2017

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование

День недели

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Кружок «Расскажи стихи руками»

вторник

1

           4-5

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белякова Г.П.  Речевая игра «Живые слова».
  2. Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С .Ушаковой.
  3. Максаков А.И. Учите играя.
  4. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О .С. Ушаковой.
  5. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. О. С. Ушаковой.
  6. Соловьёва О.Н. Говори правильно.
  7. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.


ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

города Когалыма «Чебурашка»

(кружок «Расскажи стихи руками»)

Код ребенка

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

Эмиль.Б.

Лиза.Н.

Влада.П.

Лёша.К.

Лиза.П.

Коля.М.

Миша.К.

Аркадий.П.

Анжелика.Ю.

Сабит.Ш.

Соня.М.

Владик.В.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

_____________/_______________________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 подпись                              расшифровка подписи


Приложения