Аналитические материалы

Сравнительный анализ показателей реализации самостоятельной творческой деятельности детей старшей группы "Радуга" 2016-2017 уч. год

Анкетирование родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %) Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа «Радуга»

Воспитатели: Горюнова Татьяна Алексеевна, Соловьёва Татьяна Александровна.

Дата заполнения:

Начало учебного года 7 сентября, 2016 г

Конец учебного года: 23 мая, 2017 г    

Направления

Период

Уровни

высокий

Выше
среднего

средний

Ниже
среднего

низкий

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации


Начало уч. г.

 -

40%

56%

4%

 -

Конец уч. г.

8%

     44%

     48%

 -

 -

Формирование познавательных действий, становление сознания


/

Начало уч. г.

 -

28%

68%

4%

 -

Конец уч. г.

      8%

      40%

     52%

 -

 -

Развитие воображения и творческой активности


Начало уч. г.

8%

20%

72%

 -

 -

Конец уч, г.

     24%

      20%

     56%

 -

 -

Формирование первичных представлений о себе, других людях

Начало уч, г.

8%

36%

56%

 -

 -

Конец уч. г.

     36%

      24%

      40%

 -

 -

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Начало уч. г.

 -

48%

52%

 -

 -

Конец уч. г.

     12%

      48%

     40%

 -

 -

Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений qсоциокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира    

Формирование первичных представлений об особенностях

Природы.

Начало уч. г.

 -

28%

64%

 8%

 -

Конец уч. г.

     20%

       40%

     36%

        4%

  Формирование первичных представлений об особенностях

природы.

Начало уч. г.

Конец уч. г.

4%

28%

68%

 -

 -

Конец  уч. г

     12%

      52%

      36%

 -

 -

Выводы результатов педагогического мониторинга по образовательной области

 «Познавательное развитие» на конец 2016-2017 учебного года.

Исходя из данных педагогического мониторинга, можно сделать вывод о том, что все дети успешно овладели знаниями и практическими навыками по разделу «Познавательное развитие»  рабочей программы старшей группы «Радуга».

17 % детей показали высокий уровень эффективности педагогических воздействий;

38 % - уровень выше среднего;

44 % - средний уровень;

0.6 % - уровень ниже среднего;

Низкий уровень отсутствует.

Дети  проявляют  познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений),  при восприятии нового пытаются понять суть происходящего, с помощью педагога, а иногда и самостоятельно могут установить причинно-следственные связи. Дети активно задают вопросы, выдвигают свои версии ответов.

Дети с удовольствием участвуют в опытнической деятельности, в речи отражают ход и результат экспериментирования.

Воспитанники группы имеют четкие представления о себе, своих родителях и о своем ближайшем окружении.

  8% воспитанников группы на начало учебного года показали уровень ниже среднего по разделу «Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечеству…», поэтому мы в течение учебного года уделяли особое внимание знакомству детей с нашим родным городом Даниловом, через экскурсии по памятным местам, посещение музея, картинной галереи.

      Так же хочется отметить успехи в этом разделе программы следующих детей: Лианы Б, Сони Б,  Матвея И, Маша Б, Алисы К,  Игната П, по итогам мониторинга они показали высокий  и выше среднего уровни эффективности педагогических воздействий.



Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа: старшая группа «Радуга»

Воспитатели: Горюнова Татьяна Алексеевна, Соловьёва Татьяна Александровна.

Дата заполнения:

Начало учебного года: 12 сентября

Конец учебного года:  19 мая    

Направления

Период

Уровни

высокий

Выше
среднего

средний

Ниже
среднего

низкий

Владение речью как средством общения и культуры

Начало уч. г.

 -

16%

80%

4%

 -

Конец уч. г.

       4%

     52%

     44%

-

 -

Обогащение активного словаря

Начало уч. г.

 -

16%

 80%

  4%

 -

Конец уч. г.

 -

     36%

     64%

 -

 -

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Начало уч. г.

 -

12%

80%

8%

 -

Конец уч. г.

       4%

     32%

     64%

 -          -    

 -

Развитие речевого творчества

Начало уч. г.

 -

4%

72%

20%

4%

Конец уч. г.

 -

    16%

     84%

 -

 -

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Начало уч. г.

 -

8%

80%

8%

4%

Конец уч. г.

       4%

     44%

      52%

 -

 -

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Начало уч. г.

 -

 -

92%

8%

 -

Конец уч. г.

 -

     20%

     80%

 -

 -

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Начало уч. г.

 -

8%

80%

12%

 -

Конец уч. г.

      4%

      40%

    56%

-

 -

Выводы результатов педагогического мониторинга по образовательной области

«Речевое развитие» на конец 2016-2017 учебного года.

Исходя из данных педагогического мониторинга, можно сделать вывод о том, что все дети успешно овладели знаниями и практическими навыками по разделу «Речевое развитие»  рабочей программы старшей группы «Радуга».

2% детей показали высокий уровень эффективности педагогических воздействий;

34 % - уровень выше среднего;

64 % - средний уровень;

Низкий  и ниже среднего уровни отсутствуют.

Дети могут устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, вступают в речевое общение разными способами. Активно используют в речи вежливые слова.

В речи дети употребляют слова, обозначающие все части речи, составляют предложения разных типов. Почти не допускают ошибок в выборе лексических и грамматических средств.

Большинство детей к концу года имеют правильное звукопроизношение, могут выделять первый и последний звук в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Дети с удовольствием слушают литературные произведения, пересказывают их индивидуально и коллективно.

В летний период планируется провести следующую работу:

  • продолжить работу по развитию звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха, через дидактические упражнения и игры;
  • для использования в речи синонимов и антонимов проводить с детьми дидактические игры, такие как  «Слова-враги»,  «Скажи по другому»,  «Подбери прилагательные» и др.;
  • развивать связную речь посредством пересказывания рассказов, сказок, составления описательных рассказов, используя алгоритмы.



Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа: старшая группа «Радуга»

Воспитатели: Горюнова Татьяна Алексеевна, Соловьёва Татьяна Александровна.

Дата заполнения:

Начало учебного года:12 сентября, 2016 г 

Конец учебного года: 24 мая, 2016 г      

Направления

Период

 Уровни

высокий

Выше среднего

средний

Ниже
среднего

низкий

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Начало уч. г.

 -

40%

60%

 -

 -

Конец уч. г.

      16%

         44%

      40%

 -

 -

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Начало уч. г.

8%

28%

64%

 -

 -

Конец уч. г.

     20 %

      32%

      48%

 -

 -

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Начало, уч. г.

4%

32%

60%

4%

 -

Конец уч. г.

     20%

        28%

     52%

 -

 -

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Начало уч. г.

 -

 32%

68%

 -

 -

Конец уч. г.

       8%

       44%

     48%

 -

 -

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Начало уч. г.

8%

36%

56%

 -

 -

Конец уч. г.

      20%

       52%

     28%

 -

 -

Формирование позитивных установок к различным видам труда итворчества

Начало уч. г.

8%

24%

64%

4%

 -

Конец уч. г.

    28%

        24%

     48%

 -

 -

Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе

Начало уч. г.

 -

40%

60%

 -

 -

Конец уч. т.

      12%

       40%

    48%

 -

 -

Выводы результатов педагогического мониторинга по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на конец 2016-2017 учебного года.

Исходя из данных педагогического мониторинга, можно сделать вывод о том, что все дети успешно овладели знаниями и практическими навыками по разделу «Речевое развитие»  рабочей программы старшей группы «Радуга».

18% детей показали высокий уровень эффективности педагогических воздействий;

38% - уровень выше среднего;

44 % - средний уровень;

Низкий  и ниже среднего уровни отсутствуют.

Дети стремятся выполнять нормы и правила поведения, правила культуры общения в совместной со взрослым и сверстниками деятельности. Охотно принимают участие в групповом разговоре, но не всегда могут поддержать общую тему разговора.

 Дети самостоятельно и последовательно действуют в повседневной деятельности и привычной обстановке, стремятся деятельно участвовать в жизни группы, высказывать свои предложения.

Все дети доброжелательны, но в конфликтных ситуациях чаще прибегают к помощи взрослого, если пытаются договориться, то не всегда получается продуктивно.

Дети положительно относятся к посещению детского сада, замечают нарушения чистоты и порядка в группе.

Ребята имеют отдельные представления о своей жизнедеятельности.

В летний период продолжать закреплять правила поведения в общественных местах, посещая картинную галерею, музей, библиотеку,  Дом культуры.



Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГМЧЕСКИХВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старшая группа «Радуга»

Воспитатели: Горюнова Татьяна Алексеевна, Соловьёва Татьяна Александровна.

Дата заполнения:

Начало учебного года: 9 сентября, 2016 г.

Конец учебного года:  23 мая, 2017 г.      

Направления

Период

Уровни


высокий

Выше
среднего

средний

Ниже
среднего

низкий

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, Мира природы

Начало уч. г.

 -

20%

76%

4%

 -

Конец уч. г.

      12%

       28%

         60%

 -

 -

Становление эстетического отношения к окружающему миру                                                                    

Начало уч. т.

 -

32%

68%

 -

 -

Конец уч. г.

       16%

       32%

        52%

 -

 -

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Начало уч. г.

4%

28%

68%

 -

 -

Конец уч. г;

     12%

       36%

       52%

 -

 -

Восприятие музыки

Начало уч. г.

 -

20%

68%

12%

 -

Конец уч. г.

 -

       20%

       72%

        8%

 -

Восприятие художественной литературы, фольклора

Начало уч. г.

 -

32%

 64%

4%

 -

Конец уч.-г.

       8%

        24%

        64%

       4%

 -

Стимулирование сопереживания персонажам художественных, произведений

Начало уч. г.

 -

28%

72%

 -

 -

Конец уч. г.

 -

       32%

         68%

 -

 -

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Начало уч. г.

4%

36%

52%

8%

 -

Конец уч. г.

      20%

         40%

      36%

       4%

 -

Выводы результатов педагогического мониторинга по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» на конец 2016-2017 учебного года.

По данным мониторинга на конец учебного года мы можем сделать вывод о том, что

высокий уровень  эффективности педагогических воздействий показали 9.7% детей;

уровень выше среднего – 27% детей;

средний уровень – 61% детей;

уровень ниже среднего – 2.3 % детей;

низкий уровень отсутствует.

 Воспитанники группы эстетически воспринимают окружающий мир, ярко реагируют на природные явления и объекты. Дети с удовольствием рассматривают произведения искусства, проявляют интерес к музыкальным произведениям, с помощью взрослого объясняют смену настроения в музыкальном произведении.

При восприятии художественной литературы, дети адекватно реагируют на события описанные в тексте, могут дать оценку персонажам согласно их поступкам; соотносят содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями.

Следует отметить, что активизировалась самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании – передают образы знакомых предметов, явлений действительности и литературных произведений. В своих работах дети отражают свое настроение, эмоциональное состояние.



Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Физическое развитие»        

Возрастная группа: старшая группа «Радуга»

Воспитатели: Горюнова Татьяна Алексеевна, Соловьёва Татьяна Александровна.

Дата заполнения:

Начало учебного года ___9 сентября, 2016__ 

Конец учебного года: ____26 мая 2017_____


Направления


Период

Уровни

высокий

Выше
среднего

средний

Ниже
среднего

низкий

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость

Начало уч. г.

  -

20 %

76%

4%

 -

Конец уч. г.

         12%

      56 %

        32%

 -

 -

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Начало уч. г.

■ '

 -

8%

92%

 -

 -

Конец уч. г.

  -

        52%

        48%

 -

 -

Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Начало уч. г.

  -

20%

72%

8%

 -

Конец уч. г.

         12%

       32%

         56%

 -

 -

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Начало уч. г.

 -

20%

80%

 -

 -

Конец уч. г.

           20%

        48%

         32%

 -

 -

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Начало уч. г.

 -

20%

76%

4%

Конец уч. г.

         12%

       36%

         52%

 -

 -

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Начало уч. г.

 -

20%

80%

 -

 -

Конец уч. г.

          12%

        36%

         52%

 -

 -

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Начало уч. г.

 -

36%

64%

 -

 -

Конец уч. г.

          12%

        52%

         36%

 -

 -



Предварительный просмотр:

Выводы мониторинга на конец 2016 – 2017  учебного года.

Исходя из данных педагогического мониторинга,  мы можем сделать вывод о том, что большинство детей успешно справилось с усвоением программы по всем образовательным областям, и имеют средний уровень эффективности педагогических воздействий.

По всем разделам программы отсутствует низкий уровень эффективности педагогических воздействий.

Уровень ниже среднего мы поставили по нескольким направлениям реализации образовательных областей  «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» Артему С. Однако, следует отметить, что и у него наблюдается положительная динамика развития, т.к. ребенок стал регулярнее посещать детский сад. В связи с этим мы планируем проводить с ним индивидуальную работу по этим направлениям в летний период.

Так же хочется отметить успехи в освоении образовательной программы следующих детей: Лиана Б., Алиса К., Маша Б., Соня Б., Матвей И., Алиса Г.

По итогам мониторинга они показали высокий и выше среднего уровни эффективности педагогических воздействий.

В летний период планируется проводить работу с детьми по некоторым направлениям образовательных областей.

Речевое развитие: продолжить работу по развитию звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха, через дидактические упражнения и игры; развитие связной речи посредством пересказывания рассказов, сказок, составления описательных рассказов, использования алгоритмов.

Художественно – эстетическое развитие: продолжить работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками и средствами выразительности, рассматривание картин и репродукций известных художников.

Познавательное развитие: продолжить взаимодействие с социальными партнерами (картинная галерея, музей, библиотека и т.п.) с целью расширения представлений детей об истории родного города.  Через экскурсии к объектам природы расширять экологические представления детей.



Предварительный просмотр:

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГМЧЕСКИХВОЗДЕЙСТВИЙ (в %)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Возрастная группа: старшая группа «Радуга»

Воспитатели: Горюнова Татьяна Алексеевна, Соловьёва Татьяна Александровна.

Дата заполнения:

Начало учебного года: 9 сентября, 2016 г.

Конец учебного года:  23 мая, 2017 г.      

Направления

Период

Уровни


высокий

Выше
среднего

средний

Ниже
среднего

низкий

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, Мира природы

Начало уч. г.

 -

20%

76%

4%

 -

Конец уч. г.

      12%

       28%

         60%

 -

 -

Становление эстетического отношения к окружающему миру                                                                    

Начало уч. т.

 -

32%

68%

 -

 -

Конец уч. г.

       16%

       32%

        52%

 -

 -

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Начало уч. г.

4%

28%

68%

 -

 -

Конец уч. г;

     12%

       36%

       52%

 -

 -

Восприятие музыки

Начало уч. г.

 -

20%

68%

12%

 -

Конец уч. г.

 -

       20%

       72%

        8%

 -

Восприятие художественной литературы, фольклора

Начало уч. г.

 -

32%

 64%

4%

 -

Конец уч.-г.

       8%

        24%

        64%

       4%

 -

Стимулирование сопереживания персонажам художественных, произведений

Начало уч. г.

 -

28%

72%

 -

 -

Конец уч. г.

 -

       32%

         68%

 -

 -

Реализация самостоятельной творческой деятельности

Начало уч. г.

4%

36%

52%

8%

 -

Конец уч. г.

      20%

         40%

      36%

       4%

 -

Выводы результатов педагогического мониторинга по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» на конец 2016-2017 учебного года.

По данным мониторинга на конец учебного года мы можем сделать вывод о том, что

высокий уровень  эффективности педагогических воздействий показали 9.7% детей;

уровень выше среднего – 27% детей;

средний уровень – 61% детей;

уровень ниже среднего – 2.3 % детей;

низкий уровень отсутствует.

 Воспитанники группы эстетически воспринимают окружающий мир, ярко реагируют на природные явления и объекты. Дети с удовольствием рассматривают произведения искусства, проявляют интерес к музыкальным произведениям, с помощью взрослого объясняют смену настроения в музыкальном произведении.

При восприятии художественной литературы, дети адекватно реагируют на события описанные в тексте, могут дать оценку персонажам согласно их поступкам; соотносят содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями.

Следует отметить, что активизировалась самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании – передают образы знакомых предметов, явлений действительности и литературных произведений. В своих работах дети отражают свое настроение, эмоциональное состояние.

Исходя из анализа диаграммы, я могу сделать вывод о том, что в начале учебного года дети испытывали затруднения в создании замысла, в работах заметно присутствовал элемент подражательности. Дети испытывали некоторые затруднения в сравнении предметов,  в выделении их особенностей для изображения, в изображении человека и животных в движении.

В течение года на занятиях художественного творчества я активно использовала нетрадиционные средства выразительности, что несомненно дало положительные результаты.

 В процессе работы с различными материалами (манная крупа, свеча, бумага с напылением и скребок) дети проявляли заинтересованность, с неподдельным интересом знакомились с их свойствами. К концу учебного года дети могли самостоятельно выбрать соответствующие теме выразительные и изобразительные средства; у ребят пропала некая «нерешительность», боязнь сделать что-то неправильно.

После знакомства с новой техникой изображения  в свободной деятельности дети сначала повторяли свои работы, а затем вносили элемент новизны, создавая замысел до начала рисования, и очень радовались, когда получали результат соответствующий замыслу (Алиса К., Соня Б., Соня Г., Матвей И.)

Следует отметить успехи в реализации самостоятельной творческой деятельности Тимофея П. К концу учебного года у него стали наблюдаться попытки создания замысла до начала работы, пусть и с элементами подражания. По-прежнему испытывает затруднения в создании замысла и содержания своей работы Артем С.  Ребенок не проявляет заинтересованности при работе с новыми материалами и техниками изображения, поэтому я ставлю  перед собой задачу  тщательнее продумывать мотивацию для определенной деятельности на индивидуальных занятиях;  мною разработан план дополнительных занятий с Артемом по развитию интереса к продуктивной творческой деятельности и развитию навыков при работе с различными материалами.



Предварительный просмотр:

Анкета по теме родительского собрания

«Сюжетно – ролевая игра в жизни вашего ребенка».

  1. Играете ли вы с ребенком в сюжетно-ролевые игры?

------------------------------------------------------------------------

  1. В какие игры играете?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как часто?

------------------------------------------------------------------------

  1. Как вы считаете, важны ли эти игры?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Если важны то, что они развивают?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Какую роль, по вашему мнению, играет сюжетно-ролевая игра в развитии ребенка?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

                                     Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вскоре в нашей группе состоится круглый столпо теме

«Успешный ребенок – тактика родительской поддержки».

Просим вас ответить на следующие вопросы:

  • Что такое, по вашему мнению «успех»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какого человека можно назвать успешным?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кто, на ваш взгляд, является ответственным за успешность ребенка?

    - родители

-воспитатели

-бабушки и дедушки

-специалисты (педагоги дополнительного образования)

-можно указать свой вариант ответа ________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кто такой «успешный родитель»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как помочь ребенку быть успешным?  (что конкретно нужно делать?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ показателей реализации самостоятельной творческой деятельности

 детей старшей группы «Радуга», 2016 – 2017 учебный год

Исходя из анализа диаграммы, я могу сделать вывод о том, что в начале учебного года дети испытывали затруднения в создании замысла, в работах заметно присутствовал элемент подражательности. Дети испытывали некоторые затруднения в сравнении предметов,  в выделении их особенностей для изображения, в изображении человека и животных в движении.

В течение года на занятиях художественного творчества я активно использовала нетрадиционные средства выразительности, что несомненно дало положительные результаты.

 В процессе работы с различными материалами (манная крупа, свеча, бумага с напылением и скребок) дети проявляли заинтересованность, с неподдельным интересом знакомились с их свойствами. К концу учебного года дети могли самостоятельно выбрать соответствующие теме выразительные и изобразительные средства; у ребят пропала некая «нерешительность», боязнь сделать что-то неправильно.

После знакомства с новой техникой изображения  в свободной деятельности дети сначала повторяли свои работы, а затем вносили элемент новизны, создавая замысел до начала рисования, и очень радовались, когда получали результат соответствующий замыслу (Алиса К., Соня Б., Соня Г., Матвей И.)

Следует отметить успехи в реализации самостоятельной творческой деятельности Тимофея П. К концу учебного года у него стали наблюдаться попытки создания замысла до начала работы, пусть и с элементами подражания. По-прежнему испытывает затруднения в создании замысла и содержания своей работы Артем С.  Ребенок не проявляет заинтересованности при работе с новыми материалами и техниками изображения, поэтому я ставлю  перед собой задачу  тщательнее продумывать мотивацию для определенной деятельности на индивидуальных занятиях;  мною разработан план дополнительных занятий с Артемом по развитию интереса к продуктивной творческой деятельности и развитию навыков при работе с различными материалами.