Методическая копилка

Cоболевская Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

О.В.Соболевская

Музыкальный руководитель МКДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида

Важным  показателем музыкального воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, ведь  она отражает интерес ребенка к классической музыке, а также  сопереживание, желание выразиться в других видах творческой деятельности.

В своей работе мы столкнулись с тем, что  дети  не слушают классическую музыку, и  у них  не достаточный объем музыкальных впечатлений. Поэтому данная проблема актуальна для меня, как музыкального руководителя. Мы определили, что  необходимо так организовать работу по  музыкальному воспитанию, чтобы  у детей накапливался опыт восприятия музыкальной классики:  научить  слушать и слышать классическую музыку, переживать и анализировать её.

 Работа в данном направлении ведется с младшей группы.  Начинаем знакомство  с классическими произведениями, которые дают представления о том, что музыка может выражать разные чувства, настроения, переживания человека. Мною были  подготовлены  музыкально – дидактические игры на восприятие музыки: «Солнышко и дождик», « Смайлики настроений», »Цветы  настроений», « Гусеница», игры на развитие тембрового слуха и знакомства с инструментами симфонического оркестра « Угадай, что играет», « Собери инструменты по группам».

На моих занятиях дети учатся  передать настроение музыки движением рук – отрывистыми, чёткими движениями – веселое настроение и плавными движениями – грустное, печальное.

   Работая по этой теме в подготовительной группе, я применяю такой дидактический материал, как пиктограммы. Мною была изготовлена музыкально-дидактическая игра «Музыкальные гномики». Прослушав музыку,  дети  самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру  прослушанного  музыкального произведения.

 Одним из эффективных методов развития эмоциональной отзывчивости является метод цветовых ассоциаций.  Мы подводим дошкольников  к понятию того, что « музыка и цвет связаны» музыку можно увидеть», а « цвет услышать». Даем представления, что  мажор – это тёплые тона красок, минор более холодные.  Дети, слушая музыку, подбирают  карточки с нужным цветом. Так, разложив,  карточки теплых, нежных тонов – определяют характер  музыки, как грустный, печальный, задумчивый.  А тона холодных, темных  красок  говорят  нам о том, что музыка  страшная, колючая, холодная.

 Мы используем цветовые  кубики с разноцветными сторонами, например, для развития ладового чувства, закрепляем представление о музыкальных регистрах: предлагаем поиграть в игру. Цвет куба соответствует музыкальным регистрам: темно синий – музыка звучит низко, если звучит мелодия в том регистре, в котором сможете повторить ее голосом, то это средний регистр – синий цвет, а высокому регистру соответствует голубой цвет.  После детям предлагается прослушать произведения Э. Грига « В пещере горного короля», «Кобольд»; П.И.Чайковского .1-я симфония «Зимние грезы», 1-я часть, фрагмент; Э. Григ «Песня Сольвейег» («Пер Гюнт»). Обращаю внимание на то,  что в кубе есть и другие цвета, они обозначают настроение. Дети отвечают, что яркие цвета соответствуют радостному, задорному, бодрому, игривому настроению, а если на кубе появятся темные, насыщенные цвета это взволнованная, настороженная музыка. При желании педагога один из кубиков может открыться, и дети получат  музыкальные  медальки за правильный ответ.

Хочется обратить внимание на то, что детей нужно удивлять, это может в конечном итоге привести к поводу для исследования. Например,  включаю красивейшую хрустальную музыку Чайковского» Танец Феи Драже»  дети слушают, определяют  средства музыкальной  выразительности, и тут, я показываю видео, на котором играют на хрустальных бокалах, которые у всех есть дома. Далее  рассказываю, что звук от того, что разное наполнение воды, создается определенная гамма звуков, это же волшебство. Через удивление можно подвести ребенка к тому, что он полюбит все это, научится слушать классическую музыку. Даем, обязательно, детям поиграть на таком инструменте палочкой и дети понимают, что и правда, издаются звуки разной высоты.  Обычно это очень их вдохновляет, и они сочиняют свою мелодию. Опять же дети начинают фантазировать,  какие звуки можно изобразить с помощью такого инструмента («Ой, сосульки капают», «Как колокольчик», «Росинка упала с цветка» - такие мы слышим  ответы).

Таким образом, классическая музыка прекрасно развивает ребенка во всех отношениях: развивается эмоциональная сфера ребенка, он становится более открытым в общении, проявляет музыкальные и творческие способности.

В заключении хочется сказать, что классическая музыка – это беседа, переход в новое состояние, ощущение духов вселенной, ангельских крыльев и чтобы его услышать, надо прислушаться. Маленьким детям это сделать намного легче, чем школьникам.  Поэтому прививайте детям  любовь, интерес к классической музыке, заходите разными путями: сердцем, умом, душой.

Список источников

1. Абдирасулиева А. Классическая музыка в детском саду [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/01/09/klassicheskaya-muzyka-v-detskom-sadu

     2. Навстречу музыке: Музыкальные игры и занятия для детей Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении:  / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов н/Д: Феникс,2010. – 254с. – (Мир вашего ребенка).

    3. Позднеева М. Игры в процессе обучения [Электронный ресурс] https://infourok.ru/igri-v-processe-obucheniya-1282946.html



Предварительный просмотр:

Игра - занятие на развитие творческих способностей

«Как медвежонок потерял маму»

Цельразвивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, формировать представление о выразительности и изобразительности музыкальной речи, учить передавать музыкальный образ в движениях и игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный материал:

• М. Мусоргский. «Слеза» (фрагмент).

• А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

• С. Прокофьев. «Вальс»«Марш».

• К. Сен-Санс. «Птичник» из сюиты «Карнавал животных»«Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка» муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего.

• А. Гречанинов. «Материнские ласки».

Музыкальные инструменты и оборудование: коллекция колокольчиков, свистульки, ритмические палочки, шарфы, элементы костюмов (или эмблемы) бабочек, ежиков, птичек, колокольчиков, кукла бибабо медвежонок.

Ход игры

Музыкальный руководитель показывает детям медвежонка и предлагает послушать историю, которая однажды с ним произошла.

Музыкальный руководитель: Как-то раз медвежонок отправился на прогулку в лес. Когда он гулял по лесу, то встретил веселых щебечущих птичек, ежиков, грациозных бабочек и прекрасные цветы колокольчики (педагог предлагает выбрать детям роли названных персонажей и разместиться на импровизированной лесной полянке).

Музыкальный руководитель: Долго гулял медвежонок по лесу и не заметил, как заблудился. Сел на пенек и плачет.

Звучит фрагмент пьесы «Слеза» М. Мусоргского.

Музыкальный руководитель: Синие колокольчики, которые росли на этой полянке, решили утешить несмышленыша — они распрямили свои стебельки, расправили головки и заиграли чудесную мелодию.

Звучит фрагмент «Музыкальной табакерки» А. Лядова, и дети-колокольчики оркеструют его звучание.

Музыкальный руководитель: Бабочки услышали красивую музыку и прилетели тоже, чтобы развеселить медвежонка своим грациозным танцем.

Звучит «Вальс» С. Прокофьева, дети-бабочки исполняют танцевальную импровизацию с шарфами.

Музыкальный руководитель: На звуки прекрасной музыки откликнулись и ежики. Они увидели медвежонка, который потерялся в лесу, и решили его развеселить веселым, задорным маршем.

Звучит «Марш» С. Прокофьева, дети-ежики маршируют и одновременно оркеструют звучание мелодии с помощью ритмических палочек.

Музыкальный руководитель: На полянку прилетали и птички — угощали медвежонка орешками и пели ему чудесные песенки.

Звучит «Птичник» К. Сен-Санса из «Карнавала животных», дети-птички исполняют пластическую импровизацию и оркеструют звучание музыки с помощью свистулек. В конце импровизации они угощают медвежонка орешками.

Музыкальный руководительМедвежонок был очень благодарен лесным жителям за то, что они не бросили его в трудную минуту — старались подбодрить и развеселить. Но все же они не знали, как ему попасть домой. Медвежонок уже совсем отчаялся, но вдруг он услышал голос — самый чудесный на свете.

Звучит пьеса «Материнские ласки» А. Гречанинова.

Музыкальный руководитель: Это был голос мамы — самый нежный, ласковый, теплый и задушевный. От слез и хрусти медвежонка не осталось никакого следа, ведь он понял, что мама где-то рядом и обязательно его найдет. Лесные жители обрадовались тому, что медвежонок встретился с мамой, и устроили большой хоровод.

Звучит «Песенка мамонтенка», все участники исполняют танцевальную импровизацию, оркеструя звучание музыки на детских музыкальных инструментах.

Медвежонок прощается с лесными жителями и отправляется к маме.

Игра «Отгадай, кто мы?»

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных или профессии, н – р художника, музыканта. Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, ведущий отгадывает, расколдовывает



Предварительный просмотр:

Игра – занятие  « Волшебные кубы»

для детей подготовительной группы.

Цель: развивать ладовое чувство, закреплять представление о регистрах.

Игровой материал: кубы с разноцветными сторонами 50Х50. Записи музыкальных произведений.

Рекомендуемые музыкальные произведения:

З. Григ. « В пещере горного короля», «Кобольд» П.И.Чайковский.1-я симфония «зимние грезы», 1-я часть, фрагмент;

Бетховен. Соната № 17, 3-я часть;

Э. Григ. »Песня Сольвейег» («Пер Гюнт»)

М. Мусоргский « Балет невылупившихся птенцов»

Ход занятия.

В гости к детям приходит Госпожа Гармония вместе с басовым ключом Фабасом.

Госпожа Гармония: Здравствуйте! Я хочу вам представить своего спутника – это Фабас, он всегда сопровождает меня во всех путешествиях, и вместе с ним любая мелодия может стать яркой, красивой. Богатой. Только тогда. Когда мелодия, гармония и бас объединяются вместе, звучит настоящая музыка.

Фабас: я хочу предложить вам поиграть в музыкальную игру. У меня есть три куба – темно – синий, синий и голубой. Цвет куба соответствует музыкальным регистрам: если музыка звучит низко – это низкий регистр. Какому цвету куба может соответствовать такое звучание?

 Дети: темно – синему.

Фабас: Верно. Если же вы слышите мелодию в том регистре, в котором сможете повторить ее голосом, то это средний регистр. Какой цвет мелодии будет соответствовать такой мелодии?

Дети: синий.

Фабас: А высокому регистру соответствует голубой цвет куба. Сейчас будут звучать фрагменты мелодий в разных регистрах. А вы расположите в соответствующем порядке мои музыкальные кубы.

Звучат фрагменты музыкальных произведений, дети выполняют задание, Фабас им помогает.

Госпожа Гармония: А вы заметили, что на этих музыкальных кубах есть другие цвета. Как вы думаете, что они могут обозначать?

Дети: Настроение в музыке.

Госпожа Гармония: какому настроению соответствуют яркие цвета?

 Дети: радостному, задорному, бодрому, игривому.

Госпожа Гармония: А какая музыка может прозвучать, если на кубе появятся темные, насыщенные цвета?

Дети: Взволнованная, торжественная.

Фабас: Я сейчас проверю, готовы ли вы найти цвет, соответствующий настроению музыки?

Звучит «Весело – грустно» Л. Бетховена.  Дети определяют настроение контрастной по характеру музыки и подбирают цвета в соответствии с настроением.

Фабас: Мне кажется, что это слишком простой для вас пример. А попробуйте определить, как изменится настроение в других музыкальных произведениях.

Звучат произведения трехчастной формы. Например, « Клоуны» Д. Кабалевского. Дети подбирают цвета в соответствии тс изменением характера музыки.

Госпожа Гармония: Мы очень рады вашим успехам. А чтобы вы научились

различать настроение в музыке, мы с Фабасом дарим вам разноцветные кубики и записи музыкальных произведений.