« Приобщение детей к музыкально – ритмическим движениям»

Завадская Наталья Петровна

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx293.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 77 « Золотая рыбка» г. Брянска.

Завадская Наталья Петровна

Опыт работы по теме :

« Приобщение детей к музыкально – ритмическим движениям»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем.

«Приобщение детей к музыкально – ритмическим движениям».

Учитывая мнение известных педагогов Н.А.Ветлугиной, С.И.Бекиной и психолога К.В.Тарасовой о значимости в жизни ребёнка музыки, связанной с движением и мои наблюдения, я определила тему «Приобщение детей к музыкально – ритмическим движениям» - как приоритетную.

После того как была изучена дополнительная литература по развитию музыкально – ритмических движений, определила цель своей работы:

Цель – развивать в каждом ребёнке творческую личность посредством музыки и движений.

Определив цель своей работы, были поставлены следующие задачи: развивать чувство ритма, координацию движений; закреплять индивидуальность, помогать ребенку верить в свои силы и раскрыть способности в процессе музыкальной и танцевальной деятельности, сочинять этюды по прослушанным музыкальным произведениям, имеющим программное содержание; закреплять и развивать зрительное и слуховое внимание, музыкальную память, образное мышление, снимать зажатость и скованность; учить создавать в движении образы живых существ и неживых объектов с помощью выразительных пластических движений; воспитывать интерес детей к видам танцевального искусства, с танцевальной терминологией; совершенствовать мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, образность восприятия музыки.

На протяжении нескольких лет, я работала по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой,  для себя сделала вывод, что в данной программе содержание по развитию музыкально – ритмических движений, которое выделено в общем разделе «Музыкальное воспитание в детском саду», не в полной мере помогает решить поставленные задачи. Поэтому возникла потребность дополнительно использовать парциальные программы, методические рекомендации, пособия.

Я изучила программу «Ритмическая мозаика»  А.И. Бурениной .

Данное пособие наиболее созвучно тем задачам, которые я поставила перед собой, поэтому, именно на нём я и остановила свой выбор. Пособие «Ритмическая мозаика» ценно для меня ещё тем, что оно формирует основы музыкально – ритмических навыков и навыков выразительных движений, что актуально, для выбранной мною темы.

 Для достижения желаемых результатов использую следующие направления.

Работу с детьми провожу систематично и поэтапно. Для этого составила перспективный план по разделам музыкально – художественной деятельности, календарный и тематически.

Определила формы работы с детьми, одной из основных форм является непосредственная образовательная деятельность. Она помогает мне осуществлять полноценное развитие личности и формировать у детей музыкальные способности. Желание и потребность жить в мире движений, развивать эмоциональную отзывчивость, детское творчество, обстановку эмоционального комфорта, увлечённости, радости.

Начиная со старшего возраста ввожу специальную непосредственную образовательную деятельность, которую провожу один раз в квартал:

- танцевальная (придумывать пляски из знакомых движений)

- музыкально – ритмическая ( разучивание и закрепление музыкально – ритмических движений)

Праздники и развлечения - показатель работы музыкального руководителя. Важным моментом в подготовке праздников должен быть: внимательный, грамотный подбор музыкального сопровождения, чтобы каждый образ, каждый персонаж имел свою характеристику и свои образные, характерные только для них движения.

Самостоятельная танцевальная деятельность - включает в себя индивидуальные танцы, которые помогают раскрепостить детей и чувствовать себя уверенней.

Во всех формах работы с детьми использую педагогические технологии, позволяющие учитывать индивидуальные, личные качества и способности каждого ребёнка.

Использую такие методы и приёмы, которые позволяют более ярко и конкретно передавать образы в движениях, ввести ребёнка в удивительный мир танца, развивая двигательное и танцевальное творчество.

Со старшего дошкольного возраста начинаю использовать дополнительные методы и приём: участие в групповых и общесадовых мероприятиях; индивидуальные консультации, рекомендации; родительские собрания; посещение непосредственной образовательной деятельности родителями; в старшем дошкольном возрасте: совместный досуг в контакте с воспитателем;

участие родителей в изготовлении костюмов, которые придают детям больше уверенности в себе, тем самым развивая технику выразительных движений, сочетая учебные и творческие задачи, повышается активности и самостоятельность детей.

D:\Новогодний утренник 2017.mp4_snapshot_00.49.26_[2017.09.16_15.59.55].jpg

Немало важную роль по работе над музыкально – ритмическими движениями играет музыкально – предметная среда, созданная в группах и музыкальном кабинете: иллюстрации, книги, журналы, магнитофоны, элементы костюмов, маски животных.

Работа в социуме - повышает интерес детей к танцевальному творчеству, желание показать своё умение на уровне детского сада, на уровне муниципальных учреждений.

 В работе с детьми большую роль играет семья, где решающим фактором является отношение родителей к музыке, к музыкальному воспитанию.

Стараюсь как можно чаще встречаться с родителями, чтобы работа была более эффективной, для этого определила следующие формы работы.

Данная работа строится на индивидуальных беседах, где родители задают очень интересные вопросы. Я в свою очередь, обращаюсь к родителям с просьбами и поручениями: помочь выучить ребенку роль, создать для него костюм, изготовить атрибуты для занятия или утренника. Кроме индивидуальных бесед принимаю участие в родительских собраниях, где предоставляю опыт работу по музыкально – ритмическим движениям. Форма выступления на родительских собраниях разнообразная: это беседы, консультации и ответы на поставленные вопросы, концерты на общесадовских собраниях.

С родителями старшего дошкольного возраста применяю новые формы работы:

-Совместный досуг в контакте с воспитателем (дни рождения, спортивные соревнования,концерты)

- Участие родителей в изготовлении костюмов

Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей помогает мне в работе, что является залогом успешного выполнения поставленных мной задач. Совместное проведение праздников, развлечений объединяет нас в работе над сценарием, изготовлением атрибутов, костюмов, оформлением зала. В индивидуальной работе с воспитателями провожу практический показ для дальнейшего разучивания с детьми упражнений, различных движений, танца.

На педагогических советах выступаю с опытом работы, считаю, что нет ни одно проблемы в воспитании и обучении дошкольника, которая существовала бы отдельно от музыкального руководителя (для этого предлагаю музыку для прослушивания перед сном, во время свободных игр, во время проведения различных видов деятельности).

Можно сказать, что правильно подобранные методы и приёмы, формы работы по развитию музыкально – ритмических движений, работа с воспитателями и с родителями дали положительную динамику ожидаемых результатов:

• У детей улучшилась осанка;

• Стали двигаться легче, ритмичней;

• Более развитым стало чувство ритма, восприятия образности;

• Улучшились показатели музыкального слуха и ритма;

• Дети хорошо слушают музыку, понимают особенности каждого музыкального произведения, умеют его сопереживать и выражать в движении;

• У детей развиты творческие способности и навыки сочинительства;

Много моих выпускников продолжают обучение в хореографических кружках, занимаются в музыкальных школах. И я надеюсь, что музыка оставит глубокий след в их душах.

Имея следующие результаты педагогического обследования, руководствуясь программами нового поколения и непосредственно программой  «От рождения до школы»  под редакцией        Н.Е. Вераксы, Т.С. Кромаровой, М.А. Васильевой, можно сделать следующий вывод:  если активно внедрять  дополнительно методы и приёмы, новые формы работы, современные педагогические технологии - у детей успешно развиваются чувства ритма, умение слушать и различать особенности мелодий, её звучание, сочетание её с движениями.

Руководствуясь  всему вышеуказанному, не остановлюсь  на достигнутом, в дальнейшем буду развивать детские таланты, а они в свою очередь, будут радовать меня, своих близких и окружающих.                                                            

 «Я всегда говорю детям – смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер колышет ветви деревьев, как он рябит воду. Учитесь движениям у природы».

                                                                                                                 Айседора Дункан