"Наука в Подмосковье"

Горожанина Ирина Витальевна

1.Конспект ООД "Песочный город" ( старшая, подготовительная группа.

2.Сказка про песочный город, которую сочиняли дети коллективно.

3.Проект "Водичка" ( первая младшая группа)

4.Экспериментирование "Воздух и его свойства"( подготовительная группа)

5.Проект "Огород на подоконнике "( старшая, подготовительная группа)

6. Рисунок воспитанника "Дети против мусора"

7. Рабочая программа "Заниматьльная экология"

8. Перечень методического обеспечения программы "Занимательная экология"

8. ссылки на мои публикации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 47 «Умка»

Коллективное сочинение сказки в подготовительной группе

«Волшебный патруль в песочном городе»

       

                                 Составила:

                                           воспитатель -

                                                 Горожанина И.В

                                   

                                          2019 г.

Волшебный патруль в песочном городе.

  В одной сказочной стране существовал волшебный песочный городок. Люди в этом городке очень добрые и отзывчивые, всегда готовы прийти на помощь. Песочный городок был невероятной красоты. Везде росли необыкновенной красоты цветы и деревья. Жители всегда поддерживали чистоту и порядок на улицах и в домах своего городка.

   Но вот, однажды в песочный городок заявился вредный волшебник Злобникус со своими

приспешниками  .Бяки, так назывались эти монстры, окружили городок. Жители были напуганы, они не выходили из домов . На город опустилась зловещая мгла. Деревья и цветы стали умирать. Город превратился в призрак.

   Но в нашем городе был волшебный патруль, во главы которого стоял добрый маг, Умникус. Герои атаковали злодеев, однако монстры не собирались сдаваться. И тогда Умникус и Злобникус сразились в волшебном поединке. Умникус был сильнее, и с помощью могущественного заклятия поразил злобного колдуна. Монстры ушли восвояси  и больше никогда не возвращались в песочные земли.

  В городе, благодаря стараниям волшебного патруля все вернулось на круги своя. Город был восстановлен, и жители были очень этому рады. А в честь победы над Злобникусом и его монстрами жители устроили праздник с  огромным разнообразием сладостей и грандиозным салютом!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 47 «Умка»

   Краткосрочный проект реализованный в первой младшей группе
«Водичка, водичка...»

       

                                 Составила:

                                           воспитатель -

                                                 Горожанина И.В

                                   

                                          2019 г.

Краткосрочный проект реализованный в первой младшей группе
«Водичка, водичка...»

Срок реализациикраткосрочный (3 дня).

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Участникивоспитатель, дети 2-3 лет.

Цель:Начальное формирование экологической культуры ребенка

Задачи: учить детей бережно относится к воде, экономить воду.

Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.

Показать детям что вода бывает разной (твёрдой, тёплой, холодной).

Используемый материал:

1. Стакан с водой (теплая, холодная);

2. Стакан со снегом;

3. Гуашь красного цвета;

4. Предварительная подготовка: чтение книг о воде (стихи, потешки, загадки о воде).

 

1. Подготовительный этап:

Беседа о воде.

- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?

- Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)

- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)

 

Чтение художественной литературы:

Светлана Олегова

Кто знает, откуда берется вода?

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.©

 

Вода из-под крана

Я воду в стакан из-под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.

 

Потешки
Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся – вот так!

Маме улыбаемся – вот так!

 

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

 

Пестушка

 

"Водичка, водичка..."

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

2. Исследовательский этап

- А вы знаете, что вода бежит не только из крана. Вы хотите узнать где еще может жить водичка. Тогда давайте оденемся и выйдем на улицу.

- Ребята, посмотрите, что лежит на земле вкруг нас? (Снег.)

- А вы поверите, если я скажу, что это тоже вода, только твердая. А давайте, мы с вами в этом убедимся. Для этого немного снега мы наберем в стакан и занесем в группу.

- Сейчас пока снег превратится в воду, мы рассмотрим воду в другом стакане. Опустите пальчик в воду, и почувствуйте какая вода?

-Какая здесь вода? (Теплая.) Значит вода может быть теплой.

- А здесь какая? (Холодная.) Значит какая может быть?

- А теперь давайте в эту воду добавим немного красной краски. Посмотрите вода окрасилась.

- Ребята, а теперь посмотрите, что произошло с нашим снегом. (Он растаял.)

- Правильно он растаял и превратился в воду. Вода была твердой, а стала жидкая.

- И так, ребята, что мы с вами узнали, какая может быть вода? (Холодная, теплая, твердая, жидкая, можно покрасить воду.)

 

3. Заключительный этап:

А. Алиева

Капля с капелькой слетела,
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась,
вот и лужа налилась!

- О чем этот стих? (о капельке)

- А вы знаете, что капелька это тоже вода? И в луже очень много капелек.

- Давайте, мы с вами нарисуем капельку?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 47 «Умка»

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе

«Воздух и его свойства».

       

                                 Составила:

                                           воспитатель -

                                                 Горожанина И.В

                                   

                                          2019 г.

Образовательная задача:

- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход:

- Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это? (воздух)

- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

- Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными  и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Эксперимент №2. «Бумажные гонки».

- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите лист бумаги и картона. Одну сторону бумажного листа нужно отогнуть. По команде машите картонками, и бумажный лист будет двигаться вперед. Запомните: лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем.  

                 Игра «У кого быстрее».

- Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.

- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?

- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).

- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)

- Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

- Продолжим исследования.

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Эксперимент №5. «Давление воздуха».

- Ребята, воздух постоянно давит на предметы.  Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся, проведя опыт «Линейка и газета».

Дети проводят опыт.

- Ребята, мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

- Воздух не имеет:

  • звука;
  • запаха;
  • вкуса;
  • цвета;
  • формы;
  • он есть везде;
  • И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

 

6. Игра «Мыльные пузыри».

А в конце предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

Воды обыкновенной стаканчик набери,

Пускать из мыльной пены  мы будем пузыри.

Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

Но и одной минуты на свете не живет.

- Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».

              Дети играют.

- Замечательно, ребята,  много пузырей надули.  Закрываем баночки и ставим на место.

- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 47 «Умка»

ИНН 5001092571, КПП 500101001, ОГРН 1135001000738

143954, мкр. Северный, д.60, г. Балашиха, Московская область, тел.: 8 (498) 712 00 01

«Рекомендовано» Экспертным советом                                                                  «Утверждаю»

 по вопросам проведения экспертизы                                                                   Заведующий программ, входящих в  Московский областной

образовательный проект «Наука в Подмосковье»                   МБДОУ «Детский сад №47»

Управления по образованию                                                                           / Григоренко Г.Н.

Администрации Городского округа Балашиха                                     « 21 » __марта__ 2019 г.

Протокол №_____от _________20_____г.

                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная программа

кружка естественнонаучной  направленности  

«Занимательная экология»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Рабочая программа учебного курса                                                                        Составитель:

включает содержание за пределами                                                                        воспитатель

ООП МБДОУ «Детский сад №47»                                                                        Горожанина И.В.

Принято                                                                                                

Педагогическим советом                                                                

Протокол   №4 от 21.03.2019 г.                                            

         Городской округ Балашиха

            Московской области, 2019 г.

Пояснительная записка.

         Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Коллектив МБДОУ «Детский сад № 47» стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Направленность программы.

    Программа «Занимательная экология» имеет естественнонаучную направленность. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление знаний по окружающему миру.

Уровень программы.

    Программа «Занимательная экология» имеет базовый уровень. Она рассчитана на 2 года обучения (144 ч.) и направлена на формирование знаний, умений, навыков. Предполагает обучение со всеми детьми, входящие в данный кружок. Не менее 50% воспитанников намерены участвовать в конкурсах различного уровня. Используются разные способы отслеживания результативности: диагностика, мониторинг, участие в конкурсах и др.

Актуальность и научность. 

Проблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

 •формирование элементов экологического сознания;

 •формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;

• воспитание культуры поведения и деятельности.

   Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения повышения экологической грамотности и культуры. В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие. Суть противоречий в следующем:

Декламируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме биоэкоцентризме, а вот отбор содержания и методов производятся на основе старой парадигмы – антропоцентрической. Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в котором человек считался мерой всех вещей, он выступал властелином природы, способным изменить её для удовлетворений своих потребностей. Целью новой парадигмы является тоже человек, но не он сам, как хозяин, а через сохранение его среды обитания. Мы должны различать все действия человека в окружающей среде и в природных условиях. Каждый ребенок должен понимать, что помогать природе, улучшать её, можно в изменённой среде человеком: в городе, детском саду, в уголке природы. Вся деятельность человека должна строиться с учетом законов природы. Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна. Считаю данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду и для меня, как педагога в частности. Городской округ Подольск живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем.

Экологосоциальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Исходя, из всего этого наша группа взяла в качестве дополнительного образования Экологический кружок «Занимательная экология». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю.

Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.    

  Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Новизна

Использование детьми новой серии книг по экологии Журек Е.  Хранимиры.

 

Цель и задачи программы 

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины городского округа Подольска.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.    3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

- познавательно-исследовательскую;

 - чтение художественной литературы;

- коммуникативную;

- экспериментальную;

- продуктивную;

- трудовую;

 - игровую.

 5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

 Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов, практические занятия. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

   Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.

   Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину.

Программа рассчитана на 2 года обучения детей дошкольного возраста.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети   5-7 лет.

       Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование

Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Так, исследования С.Н. Николаевой доказали, что дети 5-7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Автор считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем — при последовательной работе — понимать связи комплекса признаков. В работах И.А. Хайдуровой и З.П. Плохий отмечается, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки связей внутри сообщества растений. Е.Ф. Терентьева также указывает, что старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей, некоторые биоценотические взаимоотношения внутри лесного сообщества, луга, водоема, причины отлета птиц, связь комплекса признаков, зависимость жизни растений и животных одновременно от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.

Этапы экологического воспитания:

1 этап (с 5 до 6 лет)

 - соблюдение правил поведения в окружающей среде;

 - контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;

- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

- способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

 - доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

 2 этап (с 6 до 7 лет)

 - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;

 - осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;

 - обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);

 - отношение к человеку, как к естественному объекту природы;

- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;

 - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения детей 5-6 лет.

• Знать и называть некоторых домашних животных.

 • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.

 • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

 • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

• Участвовать в наблюдениях за растениями, животными.

         Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу второго года обучения детей 6-7 лет.

 • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

Иметь представления о различных природных объектах;

О растительности леса, луга, сада, поля;

Домашних и диких животных, птицах;

Красной книге;

Природе родного края.

 • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

 • Делать элементарные выводы и умозаключения.

 • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

• Иметь представление о родном крае.

• Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

• Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

 • Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)

• Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

Основные требования к уровню подготовки воспитанников и проектно-исследовательский компонент

логического и творческого мышления, внимания, памяти.

В процессе обучения по программе ученик должен знать:

  • Дети должны приобрести навыки проведения самостоятельных исследований.
  •  Они знают разнообразные источники информации, (книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.
  • Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.
  •  Дети могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

В процессе обучения по программе ученик должен уметь:

  • задавать вопросы
  • видеть проблему
  • выдвигать гипотезы
  • давать определения понятиям
  • обобщать и классифицировать
  • обладать навыками наблюдения
  • осуществлять наблюдения
  • анализировать и делать выводы

Дети старшей группы:

 Должны знать:

 - 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей

- части тела животных и их особенности

 - виды растений

 - основные части растений

- правила ухода.

 Должны уметь:

- устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных;

- устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода. Иметь представление:

 - о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Дети подготовительной к школе группы:

 Должны знать:

 - животных основных классов

 -особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются. • виды растений

 • стадии роста и развития растений

 • что такое вода, воздух, солнце, почва

 Должны уметь:

• устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных,

• различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

• производить группировку «живое», «неживое».

Иметь представление:

 О роли неживой природы в жизни человека.

Формы контроля достижений воспитанников кружка 

- тесты;

-задания;

- диагностика;

- анкетирование родителей;

- опрос;

- открытое занятие по экологии;

 - выставка работ детей;

- участие в конкурсах, викторинах.

Основные принципы работы: 

• Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.

 • Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;

• В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;

• Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

Объем образовательной нагрузки

Занятия проводятся 2 раз в неделю продолжительностью 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данная программа реализуется вне основной образовательной деятельности в группе № 3 «Совята». Форма обучения – очная. Срок реализации программы – 2 года.

Учебный план занятий.

Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составлено единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность (НОД) по программе дополнительного образования осуществляется во второй половине дня, продолжительность занятий в соответствии с возрастом.

Учебный план занятий на первый год обучения.

п/п

Название раздела,

тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Неживая природа

51

20

31

1.1.

Вводное занятие (введение в природу)

10

4

6

1.2.

Вода

9

3

6

1.3.

Ветер

12

5

7

1.4.

Песок

12

5

7

1.5.

Растения

8

3

5

2.

Живая природа

21

9

12

2.1.

Домашние животные

7

2

5

2.2.

Дикие животные

7

4

3

2.3.

Птицы

7

3

4

Учебный план занятий на второй год обучения.

п/п

Название раздела,

тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Экология

6

2

4

2.

Вода

10

4

6

3.

Воздух

6

2

4

4.

Солнце

7

2

5

5.

Песок

13

5

8

6.

Растения

8

3

5

7.

Живая природа

14

5

9

8.

«Юные экологи» (Защитники природы )

8

3

5

Всего

72

26

46

Всего за два года обучения пройдено 144 ч.

Тематическое планирование первого года обучения

Старшая группа дети 5-6 лет

Месяц

Кол. зан. в месяц

Тема

занятия

Методическое обеспечение и дидактические материалы

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

1-4

«Земля - наш дом»

Иллюстрации, фотографии

(демонстрационный материал)

5-8

«Угадай правило»

Рисунки с графическим изображением правил, стихи.

Посещение выставки рисунков старших детей,

Октябрь

1-2

«Выбери правильно дорогу»

Картинка, на которой изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены маркеры с правилами поведения в лесу.

3-4

«Вода - друг человека» Дидактическая

игра

Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико»

Разучивание стихов, потешек

5-6

«Разноцветная вода»

Наглядный материал, Оборудование для опыта

7-8

«Вода холодная и горячая»

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы»

Игры с дидактич. куклой

Ноябрь

1-3

«Удивительные приключения капельки»

Обучающая настольная игра

4-6

«Ветер, ветер, ты могуч»

Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения за вентилятором

7-8

«Как мы дышим»

 Иллюстрации

Декабрь

1-2

«Наблюдение за ветром»

Наблюдения, игры с флажками, султанчиками, вертушками

Дидактическ. Игра «Поиграй с Нами ветерок»

3-4

«Облака - белогривые лошадки»

Наблюдения, песенка «Облака - белогривые лошадки», стихотворения

Разучивание песен на муз. занятии

5-6

«Пусть всегда будет солнце»

Опыты:

а) Солнце высушивает предметы

б) Солнце прогревает предметы

7-8

«Могущества песка»

Теоритическое занятие

Наглядные пособия

Январь

1-4

«Песок - наш помощник»

Опыт:

 а) Сыпучесть песка б)Рассматривание под лупой

5-8

«Что у нас под ногами»

Наблюдение, практические занятия

Февраль

1-2

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с цветами. Худож. слово

3-4

«Как живут растения зимой»

Иллюстрации «Зимний лес», «Зимние забавы»

Рассматривание ветки ели

5-6

«Как узнать ель»

Худож. слово, загадки

Рассматривание ветки ели

7-8

«Поможем ёлке»

худож. слово, подвижные игры

Дидактич. игра «С чейветки детки»

Март

1-2

«Козы! Кыш от берёзы!»

Песня «Берёзка» Е. Тиличеева на слова П. Воронько, худож. слово

Слушание кассеты «Голоса животных»

3-4

«Корова-козалошадь - домашние животные»

Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных взаписи.

5-6

«Зайчик в беде»

худож. слово, хоровод «Заинька»

7-8

«Знакомство с кроликом»

Живой объект, худож. слово, наблюдения

Апрель

1-2

«Сравнение собаки и кошки»

Картинный материал, худож. слово

Игры с мягкими игрушками в группе

3-4

«По экологической тропе»

худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод«Берёзка»

5-6

Прогулка в лес»

худож. слово

Дидактич. игра «Кто как кричит?»

7-8

«Путешествие в весенний лес»

худож. слово, дидактические игры

Наблюдения на прогулке

Май

1-2

Воробей и ворона»

худож. слово, прослушивание голосов птиц в записи

Просмотр видеофильма

3-4

«Птицы»

Инсценированиесказки, картинки

Наблюдения за птицами во дворе

5-6

«Птичка живая и игрушка»

Сравнение живой и неживой птицы, худож. слово.

7-8

«Викторина о птицах»

вопросы, Худож. слово, прослушивание записи птичьих голосов

Тематическое планирование второго года обучения

Подготовительная группа 6-7 лет.

Месяц

Кол. зан. в месяц

Тема

занятия

Методическое обеспечение и дидактические материалы

Сопутствующие формы работы

Сентябрь

1-2

«Экология»

Кукла «Инопланетянин», Предметные картинки, дерево без листьев, пособие, «Напоминающее знаки»

3-4

«Мы друзья природы»

Картины с изображением обитателя леса, карта – план путешествие, стихи, загадки, дидактическая игра «Кто, где живёт»

Рассматривание Иллюстраций «Что хорошо, что плохо»

5-6

«Сиреневый бал природы»

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

7-8

«Где живут капли воды в детском саду»

наблюдения, народный фольклор

Октябрь

1-2

«Послушная водичка»

опыт: определениецвета, прозрачности, запаха, вкуса, формы воды

3-4

«Вода - кровь земли»

Иллюстрация, худож. слово,

Рассматривание энциклопедии

5-6

«Ходит капелька по кругу»

Инсценировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих

7-8

 «Где же 5-й океан»

плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты

Беседы с детьми

Ноябрь

1-2

«Этот удивительный воздух»

опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»

3-4

«Вот труба, над нею дым»

художественное слово, иллюстрации

5-6

«Воздух вокруг нас»

Опыт со стаканом и водой. Опыт на доказательство невидимости и прозрачности воздуха

Беседы с детьми

7-8

«Солнце»

Макет солнечной системы

Теория и практика совмещены

Декабрь

1-2

«Солнце в Жизни растений и животных»

Иллюстрации, художественное слово, народный фольклор

Знакомство с пословицами, поговорками

3-5

«От чего происходит смена дня и ночи»

Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением различных времён суток. Детская энциклопедия. Игра «Путешествие на пароходе», подвижная игра «День и ночь»

Чтение худ.литературы

6-8

«Песок и глина -наши помощники»

опыты с песком, глиной в экологической лаборатории

Январь

1-4

«Что у нас под ногами»

иллюстрации, коллекция камней, картинный материал

5-8

«Сухая и влажная почва»

«Знакомство с подземным царством»

Экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы

Экологическая лаборатория, опыты с почвой

Зарисовки наблюдений

Чтениелитературы о подземныхцарствах

Февраль

1-2

«Значение почвы в жизни растений»

плакаты, иллюстрации, художественное слово

3-4

«Не уставайте удивляться»

Художественное слово, загадки, приметы

Рассматривание Фотоальбома «Природ аглазами художника»

5-6

«Зелёная аптека»

стенд «Лекарственные растения», художественное слово, загадки

Изготовление и рассматривание гербария

7-8

«Растения под нашей защитой»

иллюстрация, художественное слово

Март

1-2

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с цветами. Худож. слово

Наблюдения за цветущимирастениями в детском саду

3-4

«Где живут обитатели природы»

таблица, дидактические карточки, комнатные аквариум, художественное слово, дидактическая игра «Где мой дом»

5-6

«Учитесь жалеть и беречь»

художественное слово, таблица «Прудовая лягушка», аудио запись «Голоса птиц»

7-8

«О чём поют птицы»

приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц»

Апрель

1-2

«Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим»

иллюстрации, художественное слово, картинки,легенды.

Просмотр диафильма

3-4

«В гостях у зелёного друга»

игра – викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М. Ильину

5-6

«Что растёт в лесу и кто живёт в лесу»

художественное слово, загадки

7-8

«Кто главный в лесу»

художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о растениях и животных

Май

1-2

«Лес в жизни человека»

панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что не следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из древесины»

3-4

«Заповеди юных защитников природы»

плакаты сизображением различныхситуаций, беседа.

5-6

«Природа просит защиты»

Художественное слово, иллюстрации, рисунки детей, игра инсценировка «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт

7-8

«Природа и человек»

занятие

Художественное слово, иллюстрации, картины

Методическое обеспечение программы

  • Микроскоп с набором для опытов Levenhuk Rainbow
  • Набор микропрепаратов
  • Природный фильтр
  • Набор для опытов "Планетарий"
  • Набор для опытов Модель глаза
  • Научный опыт "Строение тела"
  • Научные опыты "Планета Земля"
  • Набор для исследований Юный натуралист
  • Микроскоп Эврики
  • Стол для экспериментирования и д.р.
  • Демонстрационные материалы
  • Проектор с экраном

На территории ДОУ разбит огород с теплицей

Формы и методы и

 Формы проведения занятий:

  • занятие - беседа,
  •  занятие - игра,
  • занятие - викторина,
  •  практическое занятие,
  • занятие - экскурсия.

Методы обучения:

  • продуктивный,
  • исполнительский,
  • частичнопоисковый,
  • поисковый,
  • исследовательский;
  • словестный
  • показательный

Формы и методы занятий направлены на то, чтобы организовать атмосферу интересной деятельности путём создания ситуаций, вызывающих особо яркие впечатления у детей, создать положительный настрой на занятиях, повысить интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями. Программа учитывает возрастную особенность детей. На каждом занятии широко используется игровая форма обучения (ролевые, экологические, дидактические, познавательные игры; игры-путешествия, игры-соревнования; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, подвижные). Игра, как никакая другая форма активного обучения, позволяет детям этого возраста пройти основные этапы усвоения материала - восприятие, осмысление, запоминание. В игровой форме быстрее происходит развитие воображения, логического и творческого мышления, внимания, памяти.

Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими центрами: 

«Маленький гений»:

 - представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

 - разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; - природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; -медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

- бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка ,гайки, винтики, гвоздик, проволока;

- сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

 - детские халаты, фартуки; «Уголок природы»

- календарь природы, модель календаря природы

 - уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

 - различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки

 - природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

 - металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

 - игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…) «Огород на подоконнике»

 - мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

- уголок

– садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями) «Огород» 

Организован на территории детского сада (теплица и грядки). Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Методическая литература:

 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М.: ВАКО, 2005год.

 3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»

 4. Масленникова О.М., Филиппенко А.А Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2011 год.

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2015 г.

6. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Литература для детей:

  1. Журек Е.  Хранимиры «Просим защиты». Художественная литература. Заказ №02426-18, отпечатано в ОАО «Подольская фабрика офсетной печати! ГАУ МО Издательство «Подиосковье», 2018.
  2. Журек Е.  Хранимиры «Заповедная земля». Художественная литература. Заказ №02426-18, отпечатано в ОАО «Подольская фабрика офсетной печати! ГАУ МО Издательство «Подиосковье», 2018.
  3. Журек Е.  Хранимиры «Правила трех». Художественная литература. Заказ №02426-18, отпечатано в ОАО «Подольская фабрика офсетной печати! ГАУ МО Издательство «Подиосковье», 2018.
  4. Журек Е.  Хранимиры «Живая вода». Художественная литература. Заказ №02426-18, отпечатано в ОАО «Подольская фабрика офсетной печати! ГАУ МО Издательство «Подиосковье», 2018.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/node/add/mini-site-page 

     

ссылка на страничку «Наука в Подмосковье»

публикации:

https://nsportal.ru/node/3897122

https://nsportal.ru/node/3897119

https://nsportal.ru/node/3897118

https://nsportal.ru/node/3897117

https://nsportal.ru/node/3897110