Материалы для конкурса "Учитель года 2018"

Леванова Дарья Федоровна

Материалы для конкурса "Учитель года 2018":

1. Эссе "Я Учитель";

2. Методический семинар;

3. Фото для конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx15.28 КБ
Файл metod_semin.pptx2.96 МБ
Файл metod_seminar.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Я учитель.

Эссе.

Педагог – это инженер человеческих душ.

А. Дистерверг.

Я учитель.., наверное, не было у меня другого пути! Отчетливо помню: мне восемь лет, хожу вдоль комнаты, в руках у меня энциклопедия по истории  « Я познаю мир», четко и громко проговариваю: « 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу»…

- Что ты делаешь? – спрашивает мама.

- Готовлюсь к уроку.

- К какому уроку?

- Который буду вести, когда вырасту и стану учителем истории.

Этот разговор вскоре забылся, когда мое стремление стать учителем смешалось с желаниями быть врачом, режиссером, президентом России, пока в 10 классе я не определилась навсегда – буду учителем! Сегодня слышу от своих коллег: « Не хочу, чтобы мои дети выбрали нашу профессию», а вот моя мама обрадовалась, когда я решила поступать в педагогический. Сколько же времени я провела на последней парте ее кабинета! Решая задачи, сочиняя первые стихи. Скорее всего, именно тогда и происходил мой выбор…

Инженером человеческих душ назвал учителя немецкий педагог Адольф Дистерверг,  живший в XIX веке. И на мой взгляд по прошествии двухсот лет эта мысль продолжает быть актуальной. Менялось отношение к школе, менялись приоритетные методы и формы обучения, но суть взаимоотношений между учителем и учеником оставалась прежней: учитель, словно инженер простраивает механизм получения знаний учеником и постоянно пытается оптимизировать процесс образования, осваивая и применяя новые технологии, способы передачи информации и многое другое.

Где бы ни находился человек, он везде оставляет свой след – у представителя любой профессии есть своя манера работы, свой девиз.

Если спросить меня о моем девизе, жизненном кредо, то в голову сразу приходят слова Иммануила Канта: «Две вещи меня удивляют: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

Так вот,  именно нравственный закон внутри каждого, наверное, и есть суть человека – как личности. А вот воспитание нравственности в личности – цель каждого педагога.

А значит,  и моя цель как учителя – не просто выдать программный материал, обучить учащихся предметной составляющей, но и привить моральные принципы, нравственные идеалы.

Казалось бы, еще Владимир Маяковский просто дал понять,  каким должен быть набор моральных норм ребенка в стихотворении «Кроха сын к отцу пришел», но на самом деле, оказывается, не все так понятно. При условии динамичности общества, представления о ценностях часто меняются. То, что еще вчера казалось неприемлемым, завтра может стать вполне обыденным.  И здесь важно помочь ребенку разобраться во всем многообразии нравственных идеалов, направить его по верному пути, кроме того корректировать этот путь по мере продвижения.

В силу специфики предметов, которые я преподаю, на наших уроках мы с учениками часто затрагиваем вопросы нравственности, говорим не только о морали, но и о патриотизме, гражданственности, проводим мозговые штурмы, дискуссии, деловые игры, думаю, что все это поможет моим ученикам разобраться в сложных жизненных вопросах.

Продуктивность нашего труда невозможна без любви к этому труду, и потому любовь к профессии для меня первична, она – залог высоких учебных и душевных достижений моих учеников. На любви к учебным  предметам основана моя деятельность, потому что невозможно научить тому, чего не любишь сам, увлечь тем, чем сам не заинтересован. Мы привыкли выражать результаты нашей работы в отчетах, состоящих из цифр, а ведь за сухими цифрами скрываются жизни, души наших учеников. Сегодня дети все больше поглощены виртуальным общением, и нас часто просят просматривать их страницы в социальных сетях на предмет запрещенных материалов. Как же радостно и приятно было мне увидеть на странице одного из моих учеников не пошлость и не «желтые» подробности жизни современных звезд, а слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Я ощутила маленькую победу – значит, работаю я не напрасно, значит, есть смысл, если мои ученики любят нашу историю и наше отечество!

Американский общественный деятель Ральф Уолдо Эмерсон сказал: "Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной". И мы - учителя имеем непосредственное отношение к этому воспитанию, от чего я испытываю одновременно и гордость и чувство ответственности. Я искренне верю, что являюсь полезной моим  ученикам, а значит и моей стране.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Разрешите представиться: Леванова Дарья Федоровна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №2»

Слайд 2

Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время». Превратить урок в мастерскую идей, и творчески дать всем их разрешить

Слайд 3

Актуальность: Различные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у учащихся всех возрастных групп, авторских программ, учебников, педагогических технологий.

Слайд 4

Цель: Активизация познавательной активности учащихся посредством внедрения в урочный и внеурочный процессы нестандартных форм и методов для повышения учебного интереса к изучаемым предметам.

Слайд 5

С 2011 года образование в нашей стране перешло на новый образовательный стандарт, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, а девиз гласит: «Дай мне сделать самому, и я научусь».

Слайд 6

Метапредметные задачи ФГОС: самостоятельно определять цели своего обучения, а так же пути достижения этих целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; в процессе достижения результата определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Слайд 7

«Плюсы» при проведении нетрадиционных уроков? - активная учебно-познавательная деятельность; -способ «оживлённости», комфортности урока; -коммуникация и сотрудничество; -соблюдается здоровьесберегающий режим; -атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения.

Слайд 8

Для моих учеников уже стало традицией для обобщения материала проводить викторины в различных формах, таких как: «своя игра»; интеллектуальное соревнование «умники и умницы»; круглый стол; дискуссии по принципу «упражнения Джеффа ».

Слайд 9

Уроки-сказки Ученики исправляют ошибки героев; Выполняют задания, чтобы помочь героям.

Слайд 10

Урок - виртуальное путешествие Заглядываем в гости; Оказываемся на улицах разных эпох; Посещаем музеи.

Слайд 11

Урок – суд.

Слайд 12

Дебаты Политические партии России в начале XX века; Дискуссии западников и славянофилов, иосифлян и нестяжателей . «В Федеральном собрании»

Слайд 13

Метод проектов Проект необязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика.

Слайд 14

Групповая форма работы

Слайд 15

Нетрадиционные формы во внеурочной деятельности «Как работает предприятие»; « Если бы….»; Мозговой штурм.

Слайд 16

Нетрадиционные формы уроков и итоговая аттестация В парной и групповой работе можно использовать задания с исторической картой, составлением плана, проводить мини-квесты , работая с картой и иллюстративным материалом , дискуссии помогут научиться приводить примеры и аргументы, заострить внимание учеников на оценке событий и явлений, а в викторины и интеллектуальные игры следует вносить больше заданий на знание терминологии.

Слайд 17

К.Д. Ушинский говорил: «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными - вот задача первоначального обучения».

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методический семинар «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Разрешите представиться: Леванова Дарья Федоровна – учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№2».

2 слайд: Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

 Во все времена педагога волновала проблема - как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Иными словами, как превратить урок в мастерскую идей, и творчески дать всем их разрешить. На мой взгляд,  в этом нам могут помочь нестандартные формы уроков.

3 слайд: Актуальностью данной темы считаю тот факт, что различные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у учащихся всех возрастных групп, авторских программ, учебников, педагогических технологий.

4 слайд: В связи с этим своей целью считаю активизацию познавательной активности учащихся посредством внедрения в урочный и внеурочный процессы нестандартных форм и методов для повышения учебного интереса к изучаемым предметам.

5  слайд: С 2011 года  образование в нашей стране перешло на новый образовательный стандарт, в основе которого лежит системно - деятельностный  подход, а девиз гласит: «Дай мне сделать самому, и я научусь».  Целью же реализации ФГОС является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

  1. слайд: Из чего вытекают следующие метапредметные  задачи:

 овладеть умениями:

  1.  самостоятельно определять цели своего обучения, а так же

пути достижения этих целей;

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  1. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных

и познавательных задач;

  1. в процессе достижения результата определять способы действий в

рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  1. развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

На мой взгляд, помочь решить эти задачи могут именно нетрадиционные формы уроков, потому что именно во время таких уроков создается атмосфера творчества, которая так необходимо для самореализации школьников. Сами формулировки: «проведем игру», «поиграем»,  «отправимся в путешествие», « окунемся в атмосферу», «устроим собственную мастерскую» и т.д. формируют у учащихся дополнительную мотивацию, стремление проявить себя, и, не замечая, дети проводят большую подготовку к уроку. Поэтому я начинаю искать способы «оживления» урока, стараюсь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. В основном, нетрадиционные формы уроков использую на уроках систематизации знаний и при обобщении. Считаю, что слишком часто их проводить не стоит, «праздника» не должно  быть много, т. к. дети привыкают к урокам- праздникам и у них теряется интерес к обычным рабочим урокам.   Какие же есть «плюсы»  при проведении нетрадиционных уроков?

7 слайд:              «+»

-  активная учебно-познавательная деятельность;

-способ «оживлённости»,  комфортности урока;

-коммуникация и сотрудничество;

-соблюдается здоровьесберегающий режим;

 -атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения.

 Предлагаю остановиться на некоторых формах, используемых мной для проведения уроков.

  1. слайд: Для моих учеников уже стало традицией для обобщения

материала проводить викторины в различных формах, таких как:

«своя игра», интеллектуальное соревнование «умники и умницы», круглый стол. В старших классах провожу дискуссии по принципу «упражнения Джеффа».

  1. слайд: Так же для обобщения в 5-6 классах на уроках

обществознания провожу уроки-сказки, герои сказок попадают в разные жизненные ситуации, совершают ошибки, заблуждаются, а иногда обращаются за советом к ученикам, в процессе урока дети помогают героям, повторяя программный материал.

10 слайд: На уроках истории, посвященных повседневной жизни и культуре, благодаря информационным технологиям  мы отправляемся в виртуальные путешествия, заглядываем в города и деревни разных эпох, в гости к простолюдинам и королям, посещаем знаменитые музеи мира. Подводя итоги, обсуждаем увиденное, сравниваем, определяем отличительные черты, особенности.

11 слайд: На обществознании и праве организуем суд, ученики принимают активное участие в подготовке этого мероприятия, а его проведение закрепляет и систематизирует их знания о процессуальном праве. Подобная форма помогает привить учащимся чувство ответственности, потому что каждый играет свою роль, а значит  плохая подготовка одного из них может повлиять на «приговор». Роли распределяем в случайном порядке, а это значит, что и не очень успешный ученик может стать одним из главных действующих лиц, что дает возможность проявить себя каждому.

12 слайд: На истории проводим политические дебаты в рамках изучения политических партий России в начале XX века,  во время подготовки ребята не только изучают программы партий, но и изготавливают различные атрибуты, например, транспаранты с лозунгами. Также дебаты помогают разобраться с дискуссиями западников и славянофилов, иосифлян и нестяжателей. На обществознании политические дебаты помогают нам закрепить и обобщить знания о политических течениях и режимах.

Игра «В Федеральном собрании» способствует обобщению знаний о процедуре законотворчества в РФ.

13 слайд:   В последнее время часто в своей работе использую метод проектов. Проект необязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. А главное, что в этой деятельности можно задействовать весь класс, а иногда и параллель, например, учащиеся 5-х классов неоднократно делали проект « Мечты пятиклассников», проводя опрос своих одноклассников, они выясняли о чем те мечтают, затем анализируя собранные ответы, выявляли мечты «общие» и «индивидуальны». Так же опрос помогал им разобраться в проблемах взаимоотношений между мальчиками и девочками, почему они не хотят дружить друг с другом, узнав о «претензиях», ребята обратились к школьному психологу, который помог им с советами, эти советы легли в основу памятки, которая была распространена среди одноклассников. Участвуя в опросах дети спрашивали о результатах, ждали их представления.

А учащиеся 9-х классов в прошлом году подготовили и провели урок посвященный блокаде Ленинграда.

14 слайд: Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть и групповые формы работы.  При использовании этой формы у ребёнка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, ученик не боится высказывать свои мысли, развивается навык самостоятельной работы.

15 слайд: Все эти формы можно и нужно использовать и во внеурочной деятельности. Так в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Социальная грамотность», мы играем в игру «Как работает предприятие», « Если бы….», решая проблемы, возникающие внутри классного коллектива нередко прибегаем к мозговому штурму.

16 слайд: Анализ результатов государственных экзаменов показал, что наиболее проблемными заданиями по истории являются задания с картой, иллюстративным материалом, задания по культуре, что касается обществознания – это задания на анализ суждений, знания терминологии, умение приводить примеры и аргументы. Общая проблема - составление плана. Решать эти задачи можно с помощью нетрадиционных форм уроков. Например, в парной и групповой работе использовать задания с исторической картой, составлением плана, проводить мини-квесты, работая с картой и иллюстративным материалом,  дискуссии помогут научиться приводить примеры и аргументы, заострить внимание учеников на оценке событий и явлений, а в викторины и интеллектуальные игры следует вносить больше заданий на знание терминологии.

17 слайд: Думаю, что подобные формы и методы помогают нам решать задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом.

К.Д. Ушинский говорил: «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными - вот задача первоначального обучения». Ведь интерес – это двигатель образования, а значит формирование этого интереса – наша основная задача.

18 слайд: Спасибо за внимание.