Артикуляционная гимнастика

Березовская Мария Игоревна

Проведение артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, 2 раза в день, утром и вечером. Чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 минут, и перед вечерними процедурами.

Идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе даётся для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, тогда отрабатываем старый материал.

Артикуляционные упражнения выполняю сидя,  так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок сидит за столом, перед зеркалом,  так чтобы видел лицо родителя, которое должно быть хорошо освещено.

Надо организовать работу следующим образом: а) рассказать о предстоящем упражнении, б) показать его выполнение, в) ребёнок выполняет упражнение, г) родитель проверяет правильность выполнения.

Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере, овладения ими, темп, артикуляционной гимнастики увеличивается. Сначала при выполнении ребёнком упражнения наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнения неверно, - это может привести к отказу выполнять  движение. Надо показать ребёнку его достижения («Видишь, Кирилл, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научиться подниматься кверху»).

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

Уважаемые родители! Позволю себе напомнить, что даже самые серьёзные нарушения речи устранимы, если грамотно, с терпением и любовью заниматься с малышом. Успехов в занятиях, радости в общении!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Первый комплекс

(для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке  ц сначала смычку, потом щель); движение губ, нижней челюсти  (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упр.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загнать шарик на одно выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель.  Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одно выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при  этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Это упражнение способствует направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упр. Не получается, надо вернуться к  упр. «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.1. Губы неподвижны, находятся в положении  улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.



Предварительный просмотр:

Второй комплекс

(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твёрдого нёба, при этом кончик языка образует щель с твёрдым нёбом (при ч – сначала смычку, потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы вытягиваются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идёт посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упр.

Наказать непослушный язык

Цель.  Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном  выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при  этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упр. Правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упр. Способствует направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упр. Не получается, надо вернуться к  упр. «Наказать непослушный язык».

Грибок

Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, и растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыт рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка  - его ножку).

Методические указания.1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упр. Надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. Е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз. Но не из стороны в сторону.

Методические указания.1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упр. Не получается, нужно вернуться к упр. «наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку  (уздечку)

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются  меха у гармошки, так растягивается подъязычная уздечка. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упр. надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.1. следить, чтобы, когда открывает рот, губы были не подвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка подлетит.

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.



Предварительный просмотр:

Третий комплекс

(для звука л)

Для произнесения звука л необходимо достаточно сложное и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработки необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель.  Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким , края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одно выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при  этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упр. Правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упр. Способствует направленной воздушной струи.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз. Но не из стороны в сторону.

Методические указания.1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «падсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упр. Не получается, нужно вернуться к упр. «наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.1. следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, что бы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед назад а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить,  чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка» - пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.1. Упр. Сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упр. «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упр. 4. Следить, чтоб кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощёлкивать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же  движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания. 1. Следить, что бы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами а не высовывается изо рта.

 



Предварительный просмотр:

Четвертый комплекс

(для звука р)

Для произнесения звука р необходимо сложная работа всех мышц языка: кончик язык и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработки необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка  «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не сгибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать  движения  языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить » кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

Методические указания.1.Губы и нижняя челюсть должна быть неподвижны.2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

9. Чередование движения языка вверх и вниз.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. Е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Лошадка» - пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.1. Упр. Сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упр. «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упр. 4. Следить, чтоб кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, что бы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз. Но не из стороны в сторону.

Методические указания.1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упр. Не получается, нужно вернуться к упр. «наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Барабанщик

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот  и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания. 1. Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалось выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги при правильном выполнении  упражнения она будет отклоняться.