УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2021

Саулова Анастасия Владимировна

Описание опыта работы и эссе "Учитель будущего"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_saulovoy_av.docx83.48 КБ
Файл esse_saulovoy_av.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель года 2021»

номинация

«Учитель-предметник»

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Саулова Анастасия Владимировна,

МБОУ «Гимназия № 3» Вахитовского района г. Казани

Учитель  истории и обществознания

первой квалификационной категории

Информация об участнике конкурса

Участник конкурса: Саулова Анастасия Владимировна

Предметная область: история, обществознание, право, экономика

Квалификационная категория: I категория

Педагогический стаж работы: 7 лет

Методическая тема: «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

 Свою педагогическую деятельность я начала в 2013 году. За год до этого, когда я еще проходила педагогическую практику на базе гимназии, где сейчас и работаю, передо мной встал вопрос: как сделать урок не просто интересным и познавательным, но и практичным? Чтобы знания, которые дети получают на уроке были бы для них полезными не только на данном этапе обучения, но и в будущем. Поэтому, когда я твердо решила связать свою жизнь с образованием, я начала реализовывать свои идеи на практике. Методом проб и ошибок, изучая различные современные методики и технологии образования, я пришла к выводу, что наиболее интересным и практическим способом работы с детьми на уроках истории и обществознания будет технология проблемного обучения.

Почему я остановила выбор именно на этой педагогической технологии? Здесь, конечно, следует вспомнить принцип «современные проблемы требуют современных решений». И сейчас, в нашем быстро меняющимся обществе, этот принцип наиболее актуальный. Почти каждый день происходят события мирового масштаба, которые прямо или косвенно влияют на нашу жизнь. Но, мы прекрасно помним, что без прошлого, не было бы нашего настоящего и не будет будущего. Невозможно ориентироваться в современных реалиях и понимать происходящие сейчас события, не обращаясь к своей истории. Именно поэтому сейчас наиболее актуальным и важным является ее грамотное изучение. Необходимо отметить, что сегодня прослеживается четкая тенденция замены исторической правды, переосмысление, а иногда и намеренное искажение исторического прошлого, что не может негативно не сказаться на наше восприятие действительности и понимании будущего. Поэтому, повторюсь, что изучение истории, особенно на базе школьного образования является наиболее важным и актуальным сейчас. Ведь дети - наше будущее и очень важно научить их ориентироваться в нем, а такие предметы как история и обществознание помогают выбрать правильный вектор развития. Стоит отметить, что история соткана из противоречий, а это вызывает определённые трудности в ее изучении и понимании. Тоже самое можно сказать  о предмете обществознание, включающий в себя пять гуманитарных дисциплин (философия, экономика, политика, право, социология) и является одним из самых сложных предметов в школе из-за большого теоретического материала, который нужно научиться применять в реальной жизни. Именно технология проблемного обучения может помочь научить современных детей справляться с противоречивыми ситуациями, развить навык творческого, критического мышления, грамотно ориентироваться в современных реалиях и применять свои знания на практике.  Это технология помогает сделать мой урок интересным, живым и практичным, мотивировать детей на учебную деятельность, учит новым способам самостоятельной работы на уроке. Таким образом, данная технология является одной из самых актуальных для развития ключевых компетенций школьника.

Связав эти две важные составляющие, я определила следующую цель моей методической деятельности: способствовать развитию ключевых компетенций учащихся с помощью применения технологии проблемного обучения на уроках гуманитарного цикла (история, обществознание, право, экономика) в рамках реализации ФГОС. 

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Формирование навыков постановки проблемы, нахождения пути решения проблемы, умений совершать логические операции, умений раскрывать сущность нового понятия и нового способа действия.

2. Способствовать формированию навыков готовности к самоорганизации, самостоятельной деятельности в соответствии с жизненными планами и интересами.

3. Последовательное развитие социальной, личностной и профессиональной компетентности ребенка.

Здесь необходимо объяснить, что включает в себя понятие «ключевые компетенции». По определению Д. Иванова ключевые компетенции - это наиболее общие способности и умения, помогающие человеку понимать ситуацию, решать проблемные задачи и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества.

   А.Хуторской приводит такой перечень ключевых компетенций:

1) ценностно-смысловая (это способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);

2) общекультурная (понимание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов);

3) учебно-познавательная (сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, навыки исследовательской учебной деятельности);

4) информационная (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

5) коммуникативная (включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);

6) социально-трудовая (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, знания и навыки в социально-трудовой сфере, права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права);

7) личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Таким образом, умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной (учебной), личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют ключевыми компетенциями. Для развития данных умений наиболее подходящей, на мой взгляд, является технология проблемного обучения. Целью проблемного типа обучения является не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности ученика и развития его мыслительных способностей. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и проблемно-диалогическое обучение.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. При такой методике я не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения поставленной проблемы. В свою очередь, учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом и глубже усваивают материал. Такой метод я применяю, когда тема урока новая или слишком сложная, учитель на уроке в таких случаях играет главную роль. Например, проблемное изложение можно использовать при изучении урока обществознания темы «Государство». Спорным остается вопрос: причины возникновения такого социального института как государство? Ученикам предлагается рассмотреть разные теории о причинах возникновения государственной власти, благодаря чему, учащиеся приходят к выводу, что в каждой теории можно выделить четыре основных аспекта появления государства: экономический, политический, социальный, духовный.

Смысл проблемно-диалогового обучения заключается в том, что на уроке изучения нового материала или урока комбинированного типа должны быть проработаны две составляющие: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют с помощью выстроенного диалога. Диалог может быть двух видов: побуждающий, который должны мотивировать детей на поиск решения проблемы и подводящий, который должен помочь подвести к верному ответу. Применение этой методики я начинаю с создание проблемной ситуации на уроке, причем она должна нести в себе противоречие. Затем я обращаюсь к ученикам с вопросами, которые способствуют созданию ситуации удивления, порожденной противоречием. Ученики начинают вступать в диалог с учителем, выявляют это противоречие, проговаривают и осознают его. После этого мы формулируем проблему. Здесь помогают следующие вопросы ученикам: В чем здесь противоречие? Что удивляет? Какой у вас возникает вопрос? Вопрос может быть сформулирован по-разному.

Например, тема урока истории «Восстание декабристов» 9 класс.

«Декабристы – представители дворянского сословия, элита российского общества, владельцы огромных земель и крепостных крестьян, офицеры царской армии, опора монархии, многих из которых император Николай I знал лично. Но именно они восстали против существующего строя, выступили за освобождение крестьян от крепостной зависимости, тем самым, совершив измену государю».

Вопрос к классу: что в этой ситуации вас удивляет? В чем противоречие?

Первое, что обязательно выделят ученики, то, что декабристы, сами были помещиками, которые владели крепостными, однако, они выступали за их личную свободу. Почему? Также здесь обязательно обратят внимание на то, что офицеры царской армии, для которых служить царю было делом чести вступили на путь измены ради простого народа. И почему сам народ не восстал вместе с декабристами, если они защищали их интересы?

После этого мы формулируем проблемы «Декабристы – безумцы или герои своего времени?»

Какие есть предположения и версии решения проблемы?

На этом этапе мы формулируем задачи урока.

Еще одним методом технологии проблемного обучения является поисковая беседа.  Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью, подготовленной заранее системы вопросов. Я использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем. Лучше всего ее применять на стадии актуализации знаний и на этапе первичного закрепления материала. Так, например, на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы «Направление общественного развития» я ставлю вопрос «Является ли прогресс в обществе только благом?». Дети высказывают различные предположения, обязательно аргументируя свой ответ.

Или, например, урок по истории на тему «Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва».

Формулируется проблемный вопрос: «Почти 200 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?». Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

1.Почему сражение на реке Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

2. Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками.

4. Почему Князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон?

5. Какую тактику использовал Дмитрий?

6.Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?

7.Чем вы объясните успех русских?

8.Каково значение Куликовской битвы?

И теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

В 10 классе при изучении темы Второй мировой войны и ее итогов можно сформулировать проблемный вопрос следующим образом: «Сегодня страны запада, особенно США приписывают победу во ВМВ исключительно своим заслугам, минимально оценивая роль СССР. В чем причина искажения исторических фактов?»

Или, изучая тему «Мир на кануне Первой мировой войны», дается следующие проблемное задание: «Исключительно ли страны Тройственного союза, а именно Германия, были виновны в развязывании военного конфликта?». Класс делиться на три группы: первая группа представители блока «Антанта», вторая группа «Тройственный союз», третья «Независимые историки». Группам даются вопросы, исторические источники в ходе работы с которыми ученики приходят к выводу, что в развязывании первой мировой войны виноваты два блока и причина войны является борьба за колониальный передел мира.

Особое внимание на уроках я уделяю стадии мотивации, а именно созданию проблемной ситуации. Именно начало урока задает темп и интерес к будущей теме. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.). Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и включить в работу учащихся. Это достигается за счет мотивации, заложенной в данной ситуации. Создание мотивационно-проблемных ситуаций или постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, в которых заключается практический смысл изучения определенной темы, на мой взгляд, дает эффект. Стараюсь в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Мотивационный этап позволяет достигнуть эффекта быстрого включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, ведь мотивация – это процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для учащегося известный личностный смысл, превращает внешне заданные цели во внутренние потребности личности.

Так, при изучении темы «Роль образования в жизни человека» рассказываю случай из жизни: «Недавно в интернете я прочитала мнение, что сейчас высшее образование совсем неактуально. Человек может добиться высокого положения в обществе благодаря личным талантам. А как вы думаете: действительно ли упала роль высшего образования в современном обществе?»

В процессе работы над темой «Глобальные проблемы современности» предлагаю учащимся ситуацию: «Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Интернет– это прогресс или регресс?» Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.

Еще интересным вариантом будет создание ситуации выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

П.А. Столынин: консерватор или великий реформатор? 

Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.

Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся. В 10 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» предлагаю учащимся ряд  таких заданий:

1. Некоторые зарубежные историки утверждали, что первопричиной развязывания Второй мировой войны был советско-германский пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы главные причины войны?

2. Некоторые американские историки полагают, что гитлеровский план «Барбаросса» провалился по трем причинам: из-за военных и политических ошибок А. Гитлера, неблагоприятных климатических условий и обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли вы этот перечень полным и объективным? Почему? Как вы сформулируете причины провала блицкрига?

Данный пример показывает, что учебная проблема была сконструирована учителем, выбор способов решения проблемной задачи осуществлялся учителем и классом, а вот решение проблемной задачи учащиеся выполнили самостоятельно.

Технология проблемного обучения может использовать совместно с игровой технологий. Например, на первом уроке изучения темы о правлении Ивана Грозного в 7-х классах, я формулирую тему так: «Иван Грозный – тиран или великий реформатор?» и объявляю ребятам, что после изучения его правления мы проведём игру «Суд над исторической личностью». Такая игра требует большой подготовки и хорошего знания учебного материала. Роли распределяются заранее. Выбираются действующие лица: царь, свидетели защиты, свидетели обвинения, адвокат, прокурор, судья. Чтобы игра прошла с пользой и интересом, дети заранее должны собирать материал о правлении Грозного, быть внимательными на уроках, изучать исторические источники, чтобы определить свою точку зрения и уметь ее аргументировать. В течение изучения всего блока тем по истории данного правителя, ребята заинтересованы и вовлечены в работу, ведь каждый из них хочет выиграть исторический суд и доказать свою точку зрения.

Таким образом, технология «проблемного обучения» является одним из эффективных средств развития познавательной активности и формировании ключевых компетенции ребенка. Ученики получают более прочные знания, углубляют интерес к предмету, развивают воображение и способность отстаивать свое мнение.

Подведя итоги, отмечу, что за время работы над своей методической темой я достигла определенных успехов, одними из которых, в первую очередь, является повышение интереса к предмету, положительная динамика качества обучающихся, участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях вместе со своими учениками.



Предварительный просмотр:

Эссе «Учитель будущего»

МБОУ «Гимназия № 3»

учитель истории и обществознания

Саулова Анастасия Владимировна

Как много эпитетов к слову «будущее» мы можем подобрать – «туманное» будущее, «грядущее» будущее, «светлое» будущее, но несмотря ни на что, мы продолжаем его ждать с трепетом и надеждой. Профессия педагога всегда была направлена именно на будущее и то, каким будет будущее нашего города, страны, мира зависит от того, что будет вложено в подрастающее поколение на данном этапе. Как говорил известный польский педагог Януш Корчак: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». С этими словами трудно не согласиться, ведь именно в детстве в человеке закладывается его дорога во взрослую жизнь. Мы всегда должны помнить, что перед нами не просто дети, а следующие поколение, в руках которых наше будущее, и каким оно станет во многом будет зависеть от нас, педагогов.  

Новый век всегда предъявляет новое требование, и не секрет, что существуют профессии, где нельзя выучить что-то раз и навсегда, есть специальности, где необходимо совершенствоваться постоянно, к одной из них относится профессия учителя. Поэтому, как мне кажется, учитель будущего – это, в первую очередь, тот кто стремится развиваться и преуспеть в своем деле, не боится новых открытий и инноваций, интересных экспериментов, готов преодолевать трудности, с которыми может столкнуться на своем профессиональном пути. Учителю нового поколения должна быть присуще открытость новому опыту, гибкость идей и преданность принципам образования.  

Этот год особенно показал, как высока роль школы в воспитании и обучении ребенка. Условия, в которые нас поставила пандемия, заставили очень быстро, в короткие сроки искать пути решения для организации новой для нас деятельности - дистанционного обучения, а также показали, насколько учителю необходимо быть мобильным, передовым, владеющим навыками интерактивных технологий, быть готовым к различным ситуациям, чтобы сохранить и улучшить образовательный процесс в новых реалиях.

Чтобы быть профессионалом высокого класса, учитель не должен бояться учиться самому. Как мне кажется, важное качество учителя будущего – это его многопрофильность. Практически все гуманитарные науки связаны между собой. Как историк, я считаю, что преподаватель истории и обществознания должен хорошо разбираться в литературе, искусстве, кинематографии, даже в спорте, быть грамотным правоведом и политологом. Все это необходимо для того, чтобы уметь правильно преподнести материал, заинтересовать учащихся и быть готовым к самым неожиданным вопросам. Ведь профессия учителя – это творческая работа. Учитель должен постоянно самосовершенствоваться, вырабатывать свои методики обучения, подбирать разнообразный материал, чтобы сделать свои уроки более яркими, живыми и интересными.  Сейчас есть большая возможность для саморазвития и самообразования педагога, которую нельзя упускать. Это интересные конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, где есть возможность делиться своим опытом и получать новые знания, совершенствую себя.

Размышляя над тем, каким должен быть учитель будущего, я вижу учителя, который не боится осваивать современные компьютерные технологии и активно внедрять их в образовательный процесс. Ведь с каждым годом в школах происходит процесс информатизации. Учитель должен не просто уметь использовать те или иные гаджеты, но и быть способным освоить их новые версии. Это сделает наши занятия еще более интересными и практически полезными.

Учитель XXI века должен обладать высоким мастерством корректирования сложных взаимоотношений ученика с окружающим миром, налаживать баланс его интересов и образовательного процесса.  Поэтому, важным, на мой взгляд, навыком для, учителя будущего будет овладение психологией. Сейчас растет очень интересное, сложное поколение, образ жизни и мышление которого нам не всегда понятен. Поэтому, чтобы помочь своим ученикам в трудных ситуациях мудрым советом, поддержкой, необходимо знать основы детской психологии. Ведь так часто бывает, что дети идут за помощью не к своим родителям или друзьям, а учителям. И здесь важно быть хорошим психологом, чтобы прочувствовать душу ребенка и направить его в нужное русло, а также выстроить доверительные отношения с целым классом, чтобы детям на наших уроках было психологически комфортно.

Как историк я не могу не отметить, что, строя свое будущее, мы не должны забывать обращаться к прошлому. Ведь именно оно закладывает фундамент для нашего дальнейшего пути развития. Поэтому в педагогике будущего важно не отметать прошлые достижения, забывая о них и заменяя новыми интерактивными технологиями, а важно научиться адаптировать их к современным реалиям, чтобы потом грамотно воспользоваться для воспитания будущего поколения. Я придерживаюсь именно этого принципа в преподавании истории и обществознании, применяя широко известные методы проблемного обучения. На своих уроках я стараюсь научить ребят уметь переосмысливать свое историческое прошлое, искать ответы на загадки истории в настоящем и правильно определить значение истории грядущих событий в будущем. На мой взгляд, правильно понимать свою историю и осознавать, что можно сделать для развития нашего будущего, является одной из основных задач, который должен помочь решить современный учитель, опираясь на опыт наших предшественников.  

И, конечно, нам нельзя забывать о нашем нравственном долге перед детьми. Такое значимое качество как человечность видеться мне ключевым для учителя будущего. Простые и в тоже время самые важные слова такие, как «доброта», «эмпатия», «отзывчивость» являются основой нашей профессии.

Педагогика – это наука о том, как важно любить ребенка и в основе этой любви лежат наши желания и стремления помочь детям встать на свой собственный жизненный путь. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается главная цель профессии учителя. Об этом знали учителя в прошлом, этому учит учитель сегодня и об этом должен помнить учитель будущего.