Моя физика

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок: Агрегатные состояния вещества

Цели урока:

Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

Дидактический тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-беседа с элементами поиска

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор,
  • видео о строении вещества
  • деревянный брусок
  • сосуды разной формы
  • воздушный шарик
  • интерактивная доска

Программное обеспечение:

  • Сборник задач: А. В. Перышкин. Физика 7 класс.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

3. Мотивация

4. Начало изучения нового материала

5. Исследовательская работа

6. Подведение итогов исследования

7. Систематизация знаний

8. Вывод

9. Подведение итогов урока

Ход урока

Организационный момент

УчительЗдравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.

Актуализация опорных знаний

Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.

Вопросы для проверки усвоения материала

1. Что дают человеку знания о строении вещества?

2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.

3. Что называют молекулами?

4. Почему вещества кажутся нам сплошными?

5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

7. Какое явление называют диффузией?

8. Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.

9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?

10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?

12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку, вас можно допускать к исследовательским установкам, т. к. вы показали хорошее знание теории о строении вещества.

Мотивация

Учитель. Переходим к следующему этапу урока Учитель читает стихотворение, предварительно задав вопрос: О каком веществе идет речь? (Создается проблемная ситуация)

Я и туча  и туман

Я ручей и океан

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу!

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик. Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

Начало изучения нового материала.

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества”. Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. (начало составления таблицы-тезисы вывешиваются на доску) <рисунок1>

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500096/img1.GIF

   

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны.

Учитель: Спросите меня, что вы сегодня хотите узнать о трех состояниях вещества.

Ученики: Какими свойствами они обладают

 Учитель: Давайте, выясним свойства обладают три состояния вещества (могут быть другие предложения)  Результатом нашей работы будет заполнение таблицы. Работаем в парах

вещество

форма

объем

сжимаемость

жидкое

твердое

газообразное

После заполнения таблицы

Учитель: А почему одно и тоже вещество может находится в трех состояниях и от чего это зависит.

Учащиеся выдвигают гипотезы:

А) расположение молекул в веществе

Б) движения молекул

В) взаимодействия молекул

Могут быть еще гипотезы

Учитель предлагает посмотреть видео о строении, движении и взаимодействии молекул жидкости, газов и твердых тел.После просмотра предлагается заполнить таблицу: Работаем в парах

Строение ( рисунок)

Движении молекул

Взаимодействие (оценить силы притяжения и отталкивания)

Жидкое

Твердое

газообразное

После обсуждения таблицы.

Учитель: А что нужно сделать , чтобы перевести вещество из одного агрегатного состояния в другое

Ученики: Изменить температуру вещества

 Подводится итог изучения нового

Учитель: Что нового мы узнали сегодня?

Закрепление: Учащиеся решают задачу из сборника задач А.В. Перышкин.

Дома:

 



Предварительный просмотр:

Заключительный урок по  изучению раздела физики 9 класс « Радиоактивность» материал выдается в виде лекции с показом презентации.

Радиоактивность вокруг нас:

Существует два вида радиации: естественная и искусственная радиоактивность.

Когда мы слышим слово «радиация», то сразу представляем себе атомные электростанции, оружие массового поражение или радиоактивные отходы. Однако, это однобокое видение. Радиация, как правило, незаметна, и встречается она везде. Вопрос только в каких количествах? В целом, все источники радиации на планете можно разделить на естественные (космическое излучение, газы, радиоизотопы) и искусственные (причиной появления которых стал человек).

Естественная радиоактивность

Естественная радиация была всегда: до появления человека, и даже нашей планеты. Радиоактивно всё, что нас окружает: почва, вода, растения и животные. В зависимости от региона планеты уровень естественной радиоактивности может колебаться от 5 до 20 микрорентген в час. По сложившемуся мнению, такой уровень радиации не опасен для человека и животных, хотя эта точка зрения неоднозначна, так как многие ученые утверждают, что радиация даже в малых дозах приводит к раку и мутациям. Правда, в связи с тем, что повлиять на естественный уровень радиации мы практически не можем, нужно стараться максимально оградить себя от факторов, приводящих к значительному превышению допустимых значений.

Соотношение естественных источников радиации

 

Откуда же берется естественная радиоактивность? Существует три основных источника:

1.Космическое излучение и солнечная радиация — это источники колоссальной мощности, которые в мгновение ока могут уничтожить и Землю, и всё живое на ней. К счастью, от этого вида радиации у нас есть надёжный защитник — атмосфера. Впрочем, интенсивная человеческая деятельность приводит к появлению озоновых дыр и истончению естественной оболочки, поэтому в любом случае следует избегать воздействия прямых солнечных лучей. Интенсивность влияния космического излучения зависит от высоты над уровнем моря и широты. Чем выше Вы над Землей, тем интенсивнее космическое излучение, с каждой 1000 метров сила воздействия удваивается, а на экваторе уровень излучения гораздо сильнее, чем на полюсах.

Вспышки на солнце — один из источников «естественного» радиационного фона.

Ученые отмечают, что именно с проявлением космической радиации связаны частые случаи бесплодия у стюардесс, которые основное рабочее время проводят на высоте более десяти тысяч метров. Впрочем, обычным гражданам, не увлекающимися частыми перелетами, волноваться о космическом излучении не стоит.

Уровень радиации в салоне самолета на высоте 10 000 метров превышает естественный в 10 раз.

2. Излучение земной коры. Помимо космического излучения радиоактивна и сама наша планета. В её поверхности содержится много минералов, хранящих следы радиоактивного прошлого Земли: гранит, глинозём и т.п. Сами по себе они представляют опасность лишь вблизи месторождений, однако человеческая деятельность ведёт к тому, что радиоактивные частицы попадают в наши дома в виде стройматериалов, в атмосферу после сжигания угля, на участок в виде фосфорных удобрений, а затем и к нам на стол в виде продуктов питания. Известно, что в кирпичном или панельном доме уровень радиации может быть в несколько раз выше, чем естественный фон данной местности. Таким образом, хоть здание и может в значительной мере уберечь нас от космического излучения, но естественный фон легко превышается от использования опасных материалов. Уберечься от таких «сюрпризов» можно, только используя дозиметры. По мнению специалистов, это единственный способ померить уровень радиации в бытовых условиях и не приобретать опасные с радиационной точки зрения материалы.

  3. Радон — это радиоактивный инертный газ без цвета, вкуса и запаха. Он в 7,5 раз тяжелее воздуха, и, как правило, именно он становится причиной радиоактивности строительных материалов. Радон имеет свойство скапливаться под землей в больших количествах, на поверхность же он выходит при добыче полезных ископаемых или через трещины в земной коре.

Источники попадания радона в дома и квартиры.

Радон активно поступает в наши дома с бытовым газом, водопроводной водой (особенно, если её добывают из очень глубоких скважин), или же просто просачивается через микротрещины почвы, накапливаясь в подвалах и на нижних этажах. Снизить содержание радона, в отличие от других источников радиации, очень просто: достаточно регулярно проветривать помещение и концентрация опасного газа уменьшится в несколько раз.

Накопление радона в разных комнатах.

Искусственная радиоактивность

В отличие от естественных источников радиации, искусственная радиоактивность возникла и распространяется исключительно силами людей. К основным техногенным радиоактивным источникам относят ядерное оружие, промышленные отходы, АЭС,  медицинское оборудование, предметы старины, вывезенные из «запретных» зон после аварии Чернобыльской АЭС, некоторые драгоценные камни.

 

Источники попадания радиации в организм человека.

Радиация может попадать в наш организм как угодно, часто виной этому становятся предметы, не вызывающие у нас никаких подозрений. Единственный способ обезопасить себя — купить дозиметр радиации. Этот миниатюрный прибор окажет Вам неоценимую услугу: Вы всегда сможете самостоятельно контролировать безопасность членов своей семьи, не доверяя «уловкам» продавцов стройматериалов, антиквариата или торговцам на рынке, ручающимся за безопасное происхождение и экологическую чистоту своего товара. Мы сами ответственны за свою жизнь и здоровье. Защитите себя от радиации!

Источники радиоактивного облучения среднестатистического россиянина за год.

Изучив теорию по естественной и искусственной радиации , я измерила уровень радиации в разных местах:

  1. В школе:

Кабинеты:

  •  физики- 19 микрорентген в час (после проветривания 12 микрорентген в час)
  • Математики-11 микрорентген в час
  • Химии-20 микрорентген в час. Лаборантская химии-14 микрорентген в час
  • Учительская-14 микрорентген в час
  • Секретарь-17 микрорентген в час
  • Кабинет завучей -15 микрорентген в час
  • Кабинет начальной школы-6 микрорентген в час

Дома:

  • Гостиная-6 микрорентген в час
  • У телевизора-12 микрорентген в час
  • В подвале-11 микрорентген в час
  • Около угля-15 микрорентген в час

                             Магазины:

  • Строительные товары -13 микрорентген в час
  • Ткани-8 микрорентген в час
  • Продуктовые от 13  до 20 микрорентген в час (магазин Бельского- Танковича)

Вывод:

1) радиация в Абане находиться в пределах нормы

2)Однако чтобы уменьшить накопляемость радиации необходимо проветривание помещений

3) Приобретая товары необходимо проверять дозиметром уровень радиации

Литература:

  •  «Радиация и жизнь» Э.Холл 1989г
  • «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы» АМ Кузин  1991г
  • «Планета Земля в опасности» Л. Дотто Издательство « Мир»

ХIV  Районная  Научно-практическая  конференция « Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

Можно ли ходить по воде «Неньютоновская жидкость»

Название научного направления конференции и секции

Естественно-математическая

Тип работы

Исследовательский работа

Возрастная номинация

10-13лет

Фамилия имя автора

Комлев Иван

Территория

п. Абан Абанский район Красноярский край

Место учебы

МБОУ Абанская ООШ № 1

Класс

 7а

Место выполнения работы

Абанская ООШ № 1

Руководитель

Шильченок Г.Д. учитель физики Абанская ООШ № 1

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

Шильченок Г.Д. учитель физики Абанская ООШ №1

Контактный телефон

8 (9620840294 )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Радиация вокруг нас

Слайд 2

Цель исследования: Выяснить причины возникновения радиации в окружающем мире Задачи: Изучив литературу выяснить причины возникновения радиации Произвести измерения уровня радиации в разных местах пребывания людей Сделать вывод о мерах предосторожности

Слайд 3

Соотношение естественных источников радиации

Слайд 4

Вспышки на солнце –один из источников «естественного радиационного фона»

Слайд 5

Источники попадания радиации в организм человека

Слайд 6

Источники попадания радона в дома и квартиры

Слайд 7

Накопление радона в разных комнатах

Слайд 8

ДОЗИМЕТР

Слайд 9

Источники радиоактивного облучения среднестатистического россиянина за год

Слайд 10

Уровень радиации в разных помещениях Школа Кабинет физики-19мкР/ч после проветривания-12мкР/ч Кабинет хими-20мкР/ч Кабинет математики-11мкР/ч Кабинеты начальной школы от 6-13мкР/ч Кабинет завучей-15мкР/ч Дом Гостиная-6мкР/ч У телевизора-12мкР/ч В подвале-11мкР/ч Около угля-15мкР/ч

Слайд 11

Магазины Продукты:( Бельского, Островского Танкович )-13-15-20мкР/ч Строительные товары-12-13 мкР /ч Ткани-8мкР/ч Евросеть-8мкР/ч

Слайд 12

Вывод: Радиационный фон не превышает нормы Чтобы уменьшить уровень радиации необходимо проветривать помещения При покупке товаров необходимо проверять уровень радиации ( желательно иметь дозиметр)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Электрический ток Определение электрического тока Условие существования электрического тока. Какие источники тока существуют. Все ли вещества проводят электрический ток Какое действие оказывает электрический ток на человека Техника безопасности

Слайд 2

Электрическим током называют направленное движение заряженных частиц

Слайд 4

Условие существования электрического тока: Наличие источника тока

Слайд 5

Источники тока: Электростанции, батарейки, аккумуляторы

Слайд 6

Вещества, которые проводят электрический ток называют проводниками. Вещества, которые не проводят электрический ток называют изоляторами или диэлектриками

Слайд 7

Скорость распространения электрического тока 300000 км/с

Слайд 8

Техника безопасности Нельзя самостоятельно проводить ремонтные работы, связанные с неполадками в электрической цепи Отключить электроприбор из сети Нельзя трогать, оборванные оголенные провода Освобождать пострадавшего от действия электрического тока, не дотрагиваясь до него

Слайд 9

Задание: Опиши последовательность своих действий, е сли перегорела лампа в люстре и требуется ее замена



Предварительный просмотр:

           

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с реализуемой образовательной программой образовательного учреждения учителя физики МБОУ ООШ Абанской  ООШ  № 1 Шильченок Галины Дмитриевны

 http://abanscooll.ucoz.ru/2015_svedeniya/4_obrazovanie/oosh-1_oop_ooo.pdf.

    Целью  моей профессиональной педагогической деятельности является создание системы педагогических условий, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся. В соответствии с образовательной программой школы поставленную цель реализую на основе применения проблемного и исследовательского методов обучения, информационно- коммуникативных технологий (использование интерактивной доски и учебные цифровые образовательные ресурсы). В поисках эффективных форм изучаю проблемы инновационной работы в условиях развития школы, обращаюсь к опыту учителей-новаторов. На протяжении нескольких лет строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создавать на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу ребят планированию своих действий, направляю на поиск нетрадиционных способов решения, стимулирую развитие нестандартного мышления. Четко представляю цели и задачи, стоящие перед современной школой. Люблю свой предмет, поэтому его преподавание доставляет мне радость, которую я хочу передать и детям, используя различные формы и методы на уроке и во внеклассной работе. Стараюсь привить интерес к такой сложной науке через эксперимент, самостоятельный поиск физических явлений в жизни, учу замечать необычное вокруг себя. Стараюсь, чтобы уроки были не похожи друг на друга. 

Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс  обучения, формирование у учащихся информационной компетенции.  

 В учебном процессе применяю информационно-коммуникационные технологии: организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; готовлю мультимедийные презентации  к урокам и учу этому детей; использую готовые КИМы для объективной оценки ЗУН учащихся и т.д.

Использую на своих уроках методику проблемного обучения, так как проблемное обучение является важнейшим средством формирования творческого мышления и в конечном итоге сводится к анализу, синтезу, сравнению, и другим логическим операциям, без которых вообще не возможно успешного овладения предмета и миропонимания в целом. Проблемное обучение я осуществляю на различных уровнях:

  1. На уровне проблемного изложения материала мною, сама создаю проблему и сама решаю.
  2. На частично-поисковом уровне, когда я создаю проблемную ситуацию, а ученики вовлекаются в ее решение лишь на отдельных этапах.
  3. Проблемную ситуацию создаю я, а решают ее ученики  в процессе самостоятельной деятельности
  4. Ученики  сами формулируют проблему и сами ее решают ( исследовательский метод)

Создаю проблемную ситуацию различными способами:

      1.Одновременно предъявляю противоречивые факты,  теории и мнения- физика 8 класс тема: «Агрегатные состояния вещества». Задаю вопрос « Может ли вода кипеть при комнатной температуре».  Возникает проблема.

      2. Сталкиваю разные мнения учеников. 8 класс тема « Теплопроводность». Перед проведением опыта с металлическим стержнем, спрашиваю, как вы думаете «гвоздики отпадут все сразу или нет». У учеников возникают разные мнения, которые проверяются опытно.

      3. Ситуация несоответствия когда жизненный опыт учеников, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными. Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагаю  вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.

      4.  Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное проблемное - задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа. Например, ученикам известно, что объем тела определяется  V= a* b*c. Предлагается определить объем тела неправильной формы с использованием линейки. Учащиеся приходят к выводу, что необходим другой прибор для решения проблемы.

.      5. Ситуация опровержения создается тогда, когда ученикам предлагается доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта, доказательства, антинаучного вывода. Например, предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя, или существования на Земле насекомых слишком больших размеров, или движения со скоростью, превышающей скорость света в вакууме, или предлагаю разломать кусок пластилина , а потом его соединить- разломать кусочек мела и его куски соединить. Учащиеся приходят к противоречию . Возникает вопрос почему, а возможно ли это сделать.

Каждый урок планирую с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся, их здоровья, отношения к различным видам деятельности. Для эффективного развития универсальных учебных действий ( познавательных, регулятивных, коммуникативных), на уроках использую парную, групповую, индивидуальную, коллективную работу. В работе опираюсь на принцип индивидуального обучения. Моя задача развить каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного выбора, способа  деятельности, объема заданий ( не ниже обязательного минимума содержания образования).

 Поэтому к каждому уроку стараюсь подготовить что-то новое, интересное: занимательные тесты, проблемные творческие задания, яркий наглядный материал, игры, видеосюжеты и слайды. 
Наряду с традиционными формами урока,  использую видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки – взаимообучения, уроки-зачеты, урок - деловая игра.
  Много времени на уроках уделяю самостоятельной работе учащихся. 

Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда. Развиваю у детей умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать мнение членов группы.

Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым ребенком позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.  

 Значительное место на уроке отвожу решению задач, в результате чего ребята овладевают системой научных и технических знаний, понятий. Решение задач воспитывает у них трудолюбие, настойчивость, волю, характер.  

 Провожу самостоятельные работы с взаимопроверкой и помощью учителя, для тех, кто не справляется, даю консультации  Контрольные и проверочные работы провожу с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Для этого использую карточки с различными уровнями сложности.

Такая работа приводит к следующим результатам: уровень освоения государственного образовательного стандарта за последние 3 года составляет 100%,  качество  обучения  составляет от 24,8% до 36% . ККР8, 2017г процент выполнения 80%, качество 38%

Внеурочную деятельность осуществляю с целью развития исследовательских  компетенций обучающихся, углубления и расширения предметных знаний. Мои ученики становятся победителями школьной научно-практической конференции участниками районной конференции Комлев Иван (2015г.) победитель школьной НПК и участник районной НПК.. Участие учащихся в районной Всероссийской предметной олимпиады  школьников районного уровня говорит об увлеченности детей предметом.

Свой педагогический опыт обобщаю на заседаниях школьного и районного МО.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ

Учебный год

Класс

Успеваемость

Качество знаний

2014-2015

7

100%

25%

2015-2016

8

100%

30%

2016-2017

9

100%

36%



Предварительный просмотр:

ХIV  Районная  Научно-практическая  конференция « Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

Можно ли ходить по воде «Неньютоновская жидкость»

Название научного направления конференции и секции

 физико-математическое

Тип работы

Исследовательская работа

Возрастная номинация

10-13лет

Фамилия имя автора

Комлев Иван

Территория

п. Абан Абанский район Красноярский край

Место учебы

МБОУ Абанская ООШ № 1

Класс

 7а

Место выполнения работы

Абанская ООШ № 1

Руководитель

Шильченок Г.Д. учитель физики Абанская ООШ № 1

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

Шильченок Г.Д. учитель физики Абанская ООШ №1

Контактный телефон

8 (9620840294 )

Комлев Иван

П. Абан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская основная школа № 1 7 класс

«Можно ли ходить по воде « Неньютоновсеая жидкость»

Руководитель : Шильченок Галина Дмитриевна учитель физики

Цель работы : Исследовать  проблему можно ли ходить по воде. Рассмотреть и продемонстрировать опыты с Неньютоновской жидкостью. Метод проведения - изучение научной литературы и  проведение экспериментов. Вывод по жидкости можно ходить, если поменять ее свойства

   

   ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • «Можно ли ходить по воде»

       ЗАДАЧИ:

  • Изучив соответствующую литературу выяснить «можно ли ходить по воде»
  • Провести опыты подтверждающие , что ходить по воде возможно

        ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Какой должна быть вода, чтобы по ней можно было ходить
  • Какими свойствами обладает, по которой можно ходить
  • Можно ли сделать воду в домашних условиях
  • Для чего нужна такая вода

Изучив соответствующую литературу, выдвинули
Гипотезу:
Физика поможет решить проблему «можно ли ходить по воде»

            Методы исследования:
       1. подумать самостоятельно
       2. посмотреть книги о том, что исследуешь
       3.познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования
       4. обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет
       5. понаблюдать
       6. провести эксперимент

Можно ли ходить по воде? Неньютоновская жидкость.

 С научной точки зрения ходить по воде невозможно, но… это лишь в том случае, если речь не идет о неньютоновской жидкости. Что это за жидкость и почему по ней можно ходить?

Итак, ни ходить, ни бегать по воде невозможно — это знает каждый. Однако, некоторые утверждают, что, разогнавшись до определенной скорости, пробежать по поверхности воды все-таки можно. Так ли это?

Еще в конце 17-го века великий физик Ньютон обратил внимание на то, что грести веслами быстро гораздо тяжелее, нежели делать это медленно. И тогда он сформулировал закон: «Вязкость жидкости усиливается пропорционально силе воздействия на нее». То есть, если максимально увеличить силу воздействия на воду, то ее вязкость и сила сопротивления увеличатся настолько, что вода сможет удержать бегущего человека на поверхности. Но какой же должна быть при этом его скорость? Для человека массой 70 кг и 42-м размером обуви — порядка 150 км/ч. Однако человек не может развить такую скорость, поэтому о «хождении по воде» можно забыть.

Тем не менее, жидкость способна выдержать на своей поверхности вес человека!

Для этого нужно всего лишь немного изменить состав воды. Жидкости, которые не подчиняются закону Ньютона, справедливо называют «неньютоновскими». Их вязкость растет намного быстрее, чем увеличивается сила воздействия.

Изготовим неньютоновскую жидкость самостоятельно.

Для этого достаточно смешать обычную воду с крахмалом в пропорции 1:1 до получения сметанообразной субстанции. При быстром и частом погружении в нее палец останется сухим. Если же палец опустить медленно, то он полностью погрузится в жидкость, которая ничем не будет отличаться от обычного киселя.

Неньютоновской жидкостью называют, жидкость при течении которой ее вязкость зависит от градиента скорости. Обычно такие жидкости сильно неоднородны и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры. Неньютоновскую жидкость называют вязкопластичной жидкостью.

Если ее бить она будет твердой, если ее мять она будет податливой, чем быстрее воздействие - тем она тверже.

Эксперименты с неньютоновской жидкостью:

ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Нальем неньютоновскую жидкость в таз, положим на ее поверхность деревянный брусок и попробуем вбить в него гвоздь. Получилось?.. Да! Жидкость при ударе мгновенно твердеет. Поэтому брусок остается на поверхности, а гвоздь легко входит в дерево.

В воде же забить гвоздь в брусок практически невозможно.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2. В полиэтиленовый пакет наливаем воду и кладем сырое яйцо. Завязываем пакет и бросаем с определенной высоты. В результате — пакет рвется, вода вытекает, яйцо разбивается — чего и следовало ожидать.

Теперь проделываем то же самое, но с неньютоновской жидкостью. Что в итоге? Пакет разорвался, жидкость вытекла, а яйцо… целое!!!

ЭКСПЕРИМЕНТ 3. Готовим большое количество неньютоновской жидкости (300 литров воды на 300 кг крахмала) и переливаем ее бассейн размером 2х3 метра. Для начала бросим в бассейн 5-килограммовый шар для боулинга. Шар катится как по твердой поверхности и у противоположного края тонет.

Сможет ли человек удержаться на поверхности подобно шару? Настает момент истины… Оказывается — сможет! Для этого достаточно прыгать, бегать или даже танцевать; главное — не останавливаться!

Физическая основа неньютоновской жидкости.

Частицы крахмала набухают в воде и между ними формируются физические контакты в виде хаотически сплетенных групп молекул. Эти прочные связи называются зацеплениями. При резком воздействии прочные связи не дают молекулам сдвинуться с места, и система реагирует на внешнее воздействие как упругая пружина. При медленном воздействии зацепления успевают растянуться и распутаться. Сетка рвется и молекулы равномерно расходятся.

Вывод:

Ходить по жидкости можно:

  • достаточно изменить ее свойства- вязкость жидкости
  • либо увеличить скорость движения

Применение:

  • Бронежилеты США
  • Жидкая сумка для пассажиров в самолете
  • Мешки заплатки для починки дорожных ям-США
  • Игрушка умный –пластилин
  • Кремний органический- материал ДЗО
  • Мото/вело защита( наколенники)

Примеры Неньютоновской жидкости:

  • Масляные краски
  • Зыбучие пески
  • Кровь человека
  • Зубная паста
  • болото

Литература:

  • Уилкинсон У. Л., Неньютоновские жидкости, пер. с англ., М., 1964
  • Астарита Д ж., Марруччи Д ж., Основы гидромеханики неньютоновских жидкостей, пер. с англ., М., 1978
  • Рейнер М., Реология, пер. с англ., М., 1965
  • Шульман 3. П., Беседы о реофизике, Минск, 1976

ХIV  Районная  Научно-практическая  конференция « Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

Можно ли ходить по воде «Физика и кошка»

Название научного направления конференции и секции

Естественно-математическая

Тип работы

Исследовательский реферат

Возрастная номинация

14-16лет

Фамилия имя автора

Егорова Таня

Территория

п. Абан Абанский район Красноярский край

Место учебы

МБОУ Абанская ООШ № 1

Класс

 7а

Место выполнения работы

Абанская ООШ № 1

Руководитель

Шильченок Г.Д. учитель физики Абанская ООШ № 1

Научный руководитель

нет

Ответственный за корректуру текста работы

Шильченок Г.Д. учитель физики Абанская ООШ №1

Контактный телефон

8 (9620840294 )

Егорова Таня

П. Абан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Абанская основная школа № 1 7а  класс

Физика и кошка

Руководитель : Шильченок Галина Дмитриевна учитель физики

Цель работы : Исследовать  как связана физика с кошкой. Обьяснить особые способности кошки с точки зрения физики. Метод изучение литературы о кошке с использованием интернета

Грациозные и независимые усатые -полосатые

Кошки ласковые и преданные животные. Красота строения тела, элегантность. Изящество, уверенность движений, независимый характера у многих людей вызывает большую любовь к кошкам.

Цель:

  • Выяснить , может ли обычная кошка представлять интерес в качестве объекта физических исследований.

Задачи:

  • Изучив соответствующую  литературу и понаблюдав за поведением собственной мурлыки, выяснить особенности строения тела кошки, ее органов зрения, слуха, а также особенности ее поведения.
  • Найти ответы на вопросы, вызывающие интерес к кошкам

Кошачьи « почему»

  • Почему кошки видят в темноте и почему у нее светятся глаза
  • Почему у кошек хороший слух
  • Почему мурлыкают кошки
  • Почему кошки спокойно разгуливают по перилам на большой высоте
  • Почему кошки при падении всегда приземляются на лапы
  • Почему говорят, что кошки лечат больное место у человека

Как много кошечек хороших

  • Надо сказать, что тема, которую мы выбрали была для нас очень интересной, потому что кошки являются нашими домашними любимцами и мы убедились, что кошек нельзя считать бесполезными для человека существами, что они представляют интерес и в качестве объекта для исследования. Вот, что нам удалось выяснить в ходе нашей работы.

Так как вопросы равновесия тел, падения тел, вопросы связанные со звуками и светом, цветовым зрением изучает физика, то мы выдвинули следующую гипотезу:

  • ФИЗИКА  ПОМОГАЕТ  РАЗГАДАТЬ И  ОБЪЯСНИТЬ   МНОГИЕ  « КОШАЧЬИ СЕКРЕТЫ»

Очаровательные глазки

  • Глаза у кошек бывают самых разных оттенков: «пиратские» желтые и загадочные зеленые, задумчивые голубые и даже хитрые оранжевые. Кошки отлично видят не только днем , но и в сумерках. Способность хорошо видеть в полутьме объясняется повышенной светочувствительностью кошачьих глаз. Она в 7 развыше, чем у человека.
  • Интересно, что у кошек самые большие глаза относительно размеров тела среди всех животных

Видит ли кошка в темноте:

  • Вопреки распространенному мнению, в полной темноте кошка не видит, а ориентируется при помощи слуха и осязания. Именно прекрасно развитое чувство осязания делает пушистую хищницу такой уверенной в ночное время даже в абсолютной тишине.

Еще о кошачьем зрении:

  • В сумраке кошка  видит очень хорошо. Причин этому несколько. Во-первых, в сетчатке глаза кошки  нервных окончаний, называемых палочками, больше, чем у человека. Так у человека соотношение палочек и  колбочек (второй вид нервных окончаний) 4 к 1, а у кошек – 25 к 1. Именно палочки отвечают за сумеречное видение. Во-вторых, за сетчаткой глаза кошки находится некая область (тапетум), от которой свет, проходя через палочки и колбочки, отражается, возвращается назад и снова раздражает нервные окончания. За счет того, что нервные окончания в глазу кошки раздражаются дважды, улучшается видимость объектов в сумраке. Это также объясняет нелюбовь кошек к яркому освещению.

Почему горят глаза:

  • Интересно, что та же область (тапетум) заставляет кошачьи глаза "гореть" в темноте, поскольку свет отражается от ее зеленовато-желтой поверхности.  Изменение цвета кошачьих глаз при фотосъемке со вспышкой также объясняется наличием у кошек этой области. Хотя в ночное время суток кошка ориентируется лучше человека, однако в абсолютной темноте она также, как и он, ничего не видит.  А способность расширять в сумеречном свете зрачки - еще одно объяснение отличного ночного зрения кошки. Эта способность зрачка позволяет большему количеству света попадать в глаз  и раздражать нервные окончания (палочки и колбочки)

Различают ли кошки цвета:

  • В сумраке кошка  видит очень хорошо. Причин этому несколько. Во-первых, в сетчатке глаза кошки  нервных окончаний, называемых палочками, больше, чем у человека. Так у человека соотношение палочек и  колбочек (второй вид нервных окончаний) 4 к 1, а у кошек – 25 к 1. Именно палочки отвечают за сумеречное видение. Во-вторых, за сетчаткой глаза кошки находится некая область (тапетум), от которой свет, проходя через палочки и колбочки, отражается, возвращается назад и снова раздражает нервные окончания. За счет того, что нервные окончания в глазу кошки раздражаются дважды, улучшается видимость объектов в сумраке.  Это также объясняет нелюбовь кошек  к яркому освещению.

Зачем кошке два глаза:

  • Изображение, которое кошка видит обоими глазами, фактически одно и то же. В мозгу кошки оба изображения накладываются одно на другое, и картинка становится трехмерной. Этот эффект называется бинокулярным зрением.
  • Углу зрения каждого глаза кошки можно только позавидовать: он составляет около 205 градусов (у человека же всего 180 градусов).
  • Зрачки у кошки могут достигать сантиметра в диаметре.

Подвижные и прямостоячие ушные раковины, а также огромное количество нервных окончаний в слуховых нервах наделили кошку превосходным слухом.

Кошка способна улавливать звуки в ультразвуковом диапазоне, что используется ею при охоте на мышей, а также при общении котёнка с матерью

«Мурлыкалка»- шарманка:

Когда мы чем-то взволнованы, то иногда слушаем спокойную музыку, чтобы как-то успокоиться. Для котика такая успокаивающая музыка - это его собственное мурлыканье. Есть несколько теорий, объясняющих механизм мурлыкания кошек, но уже известно, что мурлыкание - это вибрация, которая каким-то чудесным образом благотворно влияет и на кошачий, и на наш организм. Поэтому мурлыкалка для кошки - это еще своего рода и аптечка, которая помогает снизить давление, унять головную боль.

Мурлыкай, киса на здоровье!

  •     Интересный факт - кошки всех пород и возрастов издают урчащие звуки с одинаковой частотой - 25 циклов в минуту.
  • Мурлыкание у кошек в крови. Как только кошки рождаются, они начинают мурчать. При этом, урчание и всасывание материнского молока происходят одновременно, успокаивая котенка и его мать. Когда кошка хочет показать котятам, что они в безопасности, она мурлыкает.

Если кошка лежит в блаженной неге и мурлычет, то это верный знак того, что не только лично у нее,  но и в нашем доме все хорошо.

Осязание кошки:

   К органам осязания у кошки относятся крупные, выступающие над поверхностью шерстного покрова чувствительные волоски – вибриссы, которые 

являются видоизменившимися в процессе эволюции  рецепторами. Вибриссы у кошки разбросаны по всему телу. Есть вибриссы на хвосте и на щиколотках - они помогают кошке охотиться за подвижной  добычей, а также между подушечками на лапах.

Физика для кошки:

  • Вибрисы воспринимают мельчайшие изменения окружающей среды, в том числе перемену атмосферного давления
  • Воздушные потоки, отражаются от стоящих поблизости предметов и улавливаются вибрисами. Это свойство позволяет кошке, независимо от зрения, определять расположение предметов и уклоняться от препятствий, не касаясь их даже в полной темноте!

Не гладь против шерсти!

  • Шевелением усов кошка определяет скорость и направление ветра, чтобы скорректировать положение тела и силу толчка в прыжке.
  • Кошке нравится, когда ее гладят по шерсти - тогда рука человека скользит по вибриссам. И не нравится, когда её гладят против шерсти - такие поглаживания создают дискомфортные ощущения, вызванные электростатическими разрядами.
  • Если кошке обрезать усы, она не сможет ориентироваться не только в темноте, но даже при свете – это может привести к гибели кошки.  Правда, есть кошки, у которых нет  усов, но охотятся они также прекрасно. И это ещё одна из кошачьих загадок.

Гуляет кошка по забору:

  • Кошка славится тем, что безбоязненно гуляет по заборам, перилам балкона, лазает          по вертикальным опорам, с удивительной легкостью крадется по тонким веткам деревьев, сгибающихся под ее тяжестью. Она умеет при помощи хвоста, гибкости и четкой работы мышц так скорректировать положение тела, что даже трехметровой высоты ей будет достаточно, чтобы приземлиться на все четыре лапы.

Главная загадка кошки:

  • При падении с высоты кошка инстинктивно поднимает голову, изворачивается всем телом, чуть опуская круп, и совершает движения в плечевом поясе и поясе задних конечностей в противоположном друг другу направлениях, чтобы перевернутся животом к земле. Если скорость вращения вокруг оси позвоночника окажется слишком большой, кошка может снизить ее, притормаживая хвостом, вращая его в обратную сторону. После этого она, расставив конечности в стороны, расслабляется и какое-то время парит в воздухе (аэродинамический эффект). Чтобы смягчить удар, кошка выгибает спину дугой и ловко, как ни в чем не бывало, встает на четыре лапы.

Лечат ли кошки:

  •  Кошки обожают тепло. Если у человека что-то болит, то в этом месте у него повышенная температура, кошка, благодаря своей способности всегда укладываться на тёплое местечко и превосходному чувству осязания легко находит больное место у человека и своим теплом может его вылечить.

Вывод:

  • На наш взгляд, мы оказались правы. Помимо эстетического удовольствия, которое человек получает при наблюдении за кошкой и общении с ней, кошку поистине можно считать интересным объектом при изучении многих физических явлений, таких как падение тел, равновесие тел, создание больших давлений, теплопроводность, электризация.                      
  • Кроме этого большой интерес вызывает особенность кошек видеть в темноте, свечение их глаз в темноте, способность улавливать источник звука  в ультразвуковом диапазоне длин волн.  А есть у кошки и такие секреты, которые пока наука объяснить не сумела.

 

Литература:

1. Домашние кошки (составитель

       Ю.И. Филиппов), М., Росагропромиздат,   1991;

  2. http://www.murlyki.ru/ interesting/purring.html 

  3. http://ok.novgorod.net/  pavor

  4. Ptichka.Ru

  5.http://www.glaza.info/news/zadacha /2009-09-15-3476 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Можно ли ходить по воде» исполнитель : Комлев Иван ученик 7а класса МБОУ Абанская ООШ№1

Слайд 2

Цель исследования «Можно ли ходить по воде»

Слайд 3

Задачи: Изучив соответствующую литературу выяснить «можно ли ходить по воде» Провести опыты подтверждающие , что ходить по воде возможно

Слайд 4

Проблемные вопросы Какой должна быть вода, чтобы по ней можно было ходить Какими свойствами обладает, по которой можно ходить Можно ли сделать воду в домашних условиях Для чего нужна такая вода

Слайд 5

Изучив соответствующую литературу, выдвинули Гипотезу: Физика поможет решить проблему «можно ли ходить по воде»

Слайд 6

Методы исследования: 1. подумать самостоятельно 2. посмотреть книги о том, что исследуешь 3.познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования 4. обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет 5. понаблюдать 6. провести эксперимент

Слайд 7

«Вязкость жидкости усиливается пропорционально силе воздействия на нее» Исаак Ньютон 17 век

Слайд 8

При массе 70 кг, 42 размер обуви, скорость 150 км/ч

Слайд 9

Неньютоновская жидкость Как приготовить: Для этого достаточно смешать обычную воду с крахмалом в пропорции 1:1 до получения сметанообразной субстанции. При быстром и частом погружении в нее палец остается сухим. Если палец опускать медленно, то он полностью погрузится в жидкость.

Слайд 10

Неньютоновская жидкость

Слайд 11

Можно работать как с пластилином

Слайд 12

Неньютоновской жидкостью называют, жидкость при течении которой ее вязкость зависит от градиента скорости. Обычно такие жидкости сильно неоднородны и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры. Неньютоновскую жидкость называют вязкопластичной жидкостью

Слайд 13

Эксперимент №1 Нальем неньютоновскую жидкость в таз, положим на ее поверхность деревянный брусок и попробуем забить гвоздь. ПОЛУЧИЛОСЬ! Проделаем тоже самое с чистой водой. Не получилось.

Слайд 14

Эксперимент № 2 В полиэтиленовый пакет и кладем сырое яйцо. Завязываем пакет бросаем с высоты. Яйцо разбилось. Повторяем опыт с неньютоновской жидкостью- яйцо целое

Слайд 15

Эксперимент № 3 Готовим большое количество неньютоновской жидкости (300 литров воды +300 кг крахмала). Бросим шар для боулинга. Шар катиться как по твердой поверхности. УРА ПОЛУЧИЛОСЬ!!! Повторим эксперимент с человеком, человек танцует на поверхности воды как на твердой поверхности!!!

Слайд 16

ВЫВОД: Ходить по воде можно необходимо: Увеличить скорость движения Изменить вязкость жидкости

Слайд 17

ПРИМЕНЕНИЕ: Мешки заплатки для починки дорожных ям-США Жидкая сумка для пассажиров самолета Бронежилеты-США Мото /вело защита( наколенники) Игрушка- умный пластилин Кремнийорганический –материал ДЗО

Слайд 18

Примеры неньютоновской жидкости Масляные краски Зубная паста Зыбучие пески Кровь человека болото



Предварительный просмотр:

 Урок физики

Тема: Испарение и конденсация

Изучение нового материала с помощью решения « СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ»

Учащиеся получают карточки с ситуационной задачей.

Название задачи

ТЕМА: Испарение и конденсация

Личностно- значимый  познавательный вопрос

Знаете ли вы что в Африке проживают африканские слоны, а в Индии индийские

слоны

 http://expressotvet.ru/wp-content/uploads/2016/11/Opisanie-goda.pnghttps://otvet.imgsmail.ru/download/ac244abe20d4c3cbf7eef6c180b9b54f_i-119.jpg

Так зачем же африканскому слону столь большие уши, в отличие от индийского слона?

Информация по данному вопросу

Изменением агрегатного состояния вещества является также процесс перехода жидкости в газ (пар).  Этот процесс будет называться испарением

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_567bfdf981aef/konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-po-tiemie-isparieniie-i-kondiensatsiia_1.png

Обратный же процесс называется конденсацией.

Парообразование может происходить как в виде испарения, которое происходит с поверхности жидкости, так и в виде кипения.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_567bfdf981aef/konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-po-tiemie-isparieniie-i-kondiensatsiia_2.png

Рассмотрим, каким образом происходит процесс испарения. Молекулы в жидкости обладающие большой кинетической энергией покидают поверхность , преодолевая силы поверхностного натяжения.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_567bfdf981aef/konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-po-tiemie-isparieniie-i-kondiensatsiia_3.png

Потеряв часть энергии, некоторые молекулы возвращаются в жидкость –этот процесс называется конденсацией. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется, и маленькие капельки воды оседают на траве и листьях

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_567bfdf981aef/konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-po-tiemie-isparieniie-i-kondiensatsiia_4.png

Более подробно мы сегодня рассмотрим испарение и найдем ответы на следующие вопросы: что же именно происходит с жидкостью (и ее молекулами) во время испарения; от чего зависит скорость испарения; какую роль играет этот процесс в жизни человека, животных, растений.

Что происходит при испарении:

1) уменьшение температуры жидкости при испарении

“Энергичные молекулы улетают, следовательно, внутренняя энергия уменьшается, и уменьшается температура тела, с поверхности которого идет испарение”.

От каких параметров зависит испарение:

1) зависимость от температуры

2) зависимость от площади

3) зависимость от рода жидкости

4) зависимость от ветра

“Толстые и колючие кусты не похожи на другие растения. Семейство этих колючих уродцев живет в основном в пустынях, там, где мало влаги, и если у всех развивается пластинка листа, то у кактуса развивается основание. Здесь и накапливается сокровище – вода. Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. Чтобы меньше испарять влаги, кактусы покрылись толстой кожицей, поверх которой находится слой воска, или густой волосяной покров. Самые крупные кактусы накапливают до двух тысяч литров воды.

Бегонии с большими красивой формы листьями обитают в тропиках Южной Америки, Азии, в Индии.

Эвкалипт – одно из самых высоких деревьев в мире. Растет в Австралии (100 м) и в пустынях Центральной Австралии, но уже кустарники высотой 2 – 3 метра. Эти растения приспосабливаются к жаре. Листья эвкалиптов на длинных черешках и всегда поворачиваются параллельно к падающим солнечным лучам

- Так зачем же африканскому слону столь большие уши, в отличие от индийского слона?

- А чтобы решить проблему с охлаждением напитков, фирма “Фил Канн Индастри” (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнет бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20–25о.

Африканские слоны живут в основном в степных областях, где мало деревьев. Ничто не защищает их от яркого солнца. 

Огромные уши служат для охлаждения тела, они отдают тепло.

Индийским слонам такие большие уши не нужны, потому что они обитают в тенистых лесах.

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление

  1. Известны два вида парообразования…

А) испарение и плавление; Б) испарение и кипение; В) кипение и конденсации

 2. При какой температуре происходит испарение?

        А) при определенной для каждой жидкости

        Б) чем меньше плотность жидкости, тем при более низкой

        В) при любой

Понимание

  1. Испарение – это парообразование, которое…

        А) происходит с поверхности жидкости

        Б) наступает при нагревании жидкости

        В) наблюдается лишь у некоторых жидкостей

Применение

 
Мокрое бельё, вывешенное на улице, через некоторое время становится сухим даже зимой. Чем это объяснить?

  В какую погоду скорее просыхают лужи от дождя: в тихую или ветреную? Теплую или холодную?

  В блюдце и стакане налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испарится? Почему?

   При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?

Анализ

Практическая работа  смотри в приложении №1

Синтез

  • Рассмотрите два растения: кактус и бегония. Что представляют собой листья этих растений? Листья, какого растения будут испарять меньше влаги? Почему? В каких местах могут произрастать эти растения?

Оценка

https://allyslide.com/thumbs/89aba510917b432cde34c16b36070b1c/img2.jpg

Приложение № 1 Практическая работа 

Опыт№ 1.

Возьмите промокательную бумагу и капните на разные места по одной капле воды, спирта и глицерина. Проследите, какая из капель испариться первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод и обоснуйте его.

Опыт № 2.

Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле одеколона, поместите одну из них над нагретой электрической плиткой. Заметьте время, в течение которого испарится одеколон с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта, а зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.

Опыт№ 3.

На две чистые стеклянные пластинки стекла поместите по капле одеколона. Помашите над одной из пластинок веером так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.

Опыт № 4.

Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.

Опыт№ 5.

Налейте одинаковое количество воды (2 – 3 ложки) в стакан и в блюдце. Поставьте их на холодильник или подоконник. Проследите за испарением воды в сосудах. Где вода испаряется быстрее? Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от величины ее поверхности, обоснуйте свой вывод.(Это задание было дано заранее на дом)

Опыт № 6.

Смочите ватку спиртом. Оберните ею шарик термометра. Заметьте значение температуры в начале опыта и спустя 2 – 4 минуты. Сделайте вывод из этого опыта об изменении температуры во время испарения, попробуйте обосновать этот вывод. Вы можете привести примеры из жизни?