Инновационная деятельность на базе КФУ


Предварительный просмотр:

                           Т Е З И С Ы  

   

   Тема памяти в  повести В.Г. Распутина «Последний срок» и рассказе          из сборника «Страна происхождения» «Сын дерева»  Д. Бакина

Гиниятова Лиана Фирдусовна

Тимендярова Разина Маратовна

Школы № 80 9 «а» класс

Научный руководитель: учитель высшей категории  

                                   Литвина Фарида Сагитовна

         

Данная исследовательская работа посвящена рассмотрению темы памяти в  повести В.Г. Распутина «Последний срок» и рассказе из сборника «Страна происхождения» «Сын дерева» Д. Бакина.  Цель исследования – выявить специфику раскрытия темы памяти в данных произведениях. Новизна темы  заключается в недостаточности исследования вышеозначенной темы в данных произведениях.

Задачи исследования:

- рассмотреть историю создания произведений;

- способы изображения героев:  авторское описание, воспоминания и размышления героев, взаимохарактеристики;

- отношение к природе.

В повести «Последний срок» писатель обращается к изображению последних дней старой крестьянки, старушки  Анны, в дом которой для последнего прощания и похорон съезжаются ее дети. Восьмидесятилетняя  женщина обладает устоявшимся и проверенным за долгую жизнь миросозерцанием, в котором мысли, слова и поступки не противоречат друг другу, а душа живет в разумном согласии с окружающим. Анна следует законам природы даже в своем жизненном творчестве: рожая детей, возделывая землю. По сути, вся жизнь героини – преодоление трудностей во имя лучшего будущего детей – своих и чужих. И это «преодоление во имя» - норма нравственного поведения Анны. Она воспринимает мир во всей полноте, а себя как полноправного представителя этого мира.

В рассказе «Сын дерева» главный герой лишен подвижности, но обладает необыкновенным духовным потенциалом. «Сын дерева» становится неким объединяющим центром семьи, но мучительно переживает свое неучастие в делах живых «подвижных» людей. «Сын дерева» прекрасно умеет рассмотреть за внешним внутреннее, осознает непрерывность связей между людьми.

 В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Восприятие традиции В. Распутиным связано с чувством истории, активным переживанием вечного начала, которое присутствует в прошлом. В свою очередь, чувство истории соединяется с ощущением прошлого не только как прошедшего, но и как развивающегося настоящего. В. Распутину важно было утвердить о том, что каждый человек принадлежит не только своему поколению, но одновременно он связан со своими предшественниками. Его жизнь входит в нескончаемый поток времени и являет собой не только индивидуальный опыт, но и опыт тех, кто жил до него.  В. Распутин и Д. Бакин затрагивают многие нравственные проблемы, в том числе и тему памяти. Главные герои во многом схожи, несмотря на большую разницу в возрасте, половую принадлежность.  Герои этих произведений обладают необыкновенным духовным потенциалом. Они взаимосвязаны с природой, а природа связана с чувствами и мироощущениями главных героев


Проблемы кризиса семьи в современной литературе (на примере сопоставительного анализа повестей Л.С.Петрушевской «Время ночь» и В.С.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»)

Ахмерова Альфинур, 9 класс  

МОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа  № 80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г.Казани

  Научный руководитель:

Учитель  вышей квалификационной  категории русского языка и литературы  Литвина.Ф.С

        Целью данной работы является выявление специфики кризиса семьи в исследуемых текстах повестей Л.С Петрушевской  «Время ночь» и  «Я есть. Ты есть. Он есть» В.С.Токаревой.

        Персонажи  Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь. Мир  Петрушевской — это «изнаночный мир», болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души. Герои  Петрушевской часто физически несовершенны или одержимы душевной болезнью; писательница именно с помощью таких персонажей обнажает несовершенство мира. Тривиальная история о страшной материнской ревности, так часто уродующей молодые семьи, перекликается с повестью В.Токаревой   «Я есть. Ты есть. Он есть». В основе повести, так же, как и в основе других произведений писательницы - «смятая» жизнь, разного рода компромиссы героев с собой и с судьбой. Обе писательницы показывают женскую мечту без какого-либо официозного идеологического крена. Не о покорении заоблачных высот и не о трудовых подвигах мечтают героини. А всего-навсего о том, чтобы укрепиться в довольно немилосердной к ним жизни.

         Анна Андриановна, героиня Петушевской, представлена жертвой бытовых обстоятельств и своих жизненных взглядов.  Она  пишет стихи и статьи, тем самым зарабатывая на проживание. Героиня практически содержит сына, дочь с ее мужем, больную мать, внука и себя. Все держится на хрупких плечах этой женщины. Кто же она -  женщина, которая пожертвовала всем ради семьи, или неудачливая поэтесса-«графоманша» (по определению Алены), сделавшая несчастными своих детей?

         В повести «Время ночь» показан ужасный, страдающий, жестокий мир, изображена «изнанка» человеческих отношений. Однако, обнажая греховную сущность человека, Л. Петрушевская, как и ее героиня, тем не менее любит своего читателя. Таким образом эта необычная писательница заставляет читателей осознать противоречия нашей собственной жизни и призывает осмыслить свое положение в мире: «...толстые, обвисшие, грязные, опомнитесь, люди! Вы похожи на насекомых, а требуете любви...» Как известно, трагическое всегда строится на непримиримом, катастрофическом конфликте между идеалом и действительностью.

        Повесть “Я есть. Ты есть. Он есть” о женщине, бескорыстно пожертвовавшей месяцами своей жизни ради ненавистного ей человека, заставляет задуматься о великом чувстве самопожертвования, вдохнувшем жизнь в молоденькую, несчастную девушку. Повесть о том, что в нашем жестоком современном мире есть место высоким чувствам, пусть и выросшим на низменной почве ревности и злости. Токарева дает понять, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается, что главное: я есть, ты есть, он есть, — а остальное приложится.                                          



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   ЛИТВИНА Ф.С.

(Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя татарско-русская школа № 80» г. Казань)

                           Урок литературы в 9 Б классе с учетом сингапурских технологий «И жить торопится, и чувствовать спешит…» Евгений Онегин. Знакомство с героем.

Цели: 

           1) совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведение

            в его историко-литературной обусловленности;            

           2) воспитание духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию.

           3) воспитание коммуникативности  учащихся, умения работать в команде;

           4) развитие наблюдательности, речи, памяти, мышления, воображения, эмоциональной            сферы, творческих способностей.

Оборудование: карточки, текст романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рабочая тетрадь,  мультимедийное оборудование для показа презентации

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Назначение времени встречи с одноклассником.

Звучит фрагмент 1 главы романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (фонохрестоматия).

–Ребята, догадались, о ком пойдет речь на уроке?  Прочитана 1 глава.  Что мы узнали из первой главы романа о заглавном герое?

Примерный ответ: узнали о происхождении героя, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружает, формирует его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Определили отношение к нему автора.

 1 слайд – тема урока.

- Как вы думаете, каковы цели урока?

 2 слайд – цели урока : Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

 

 3 слайд

 - 1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?  Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

В течение урока мы будем отвечать на эти вопросы. Поможет нам в этом таблица,  которую мы будем заполнять в течение рока.

 4 слайд - таблица

 На столах распечатки. Для того чтобы  заполнить таблицу, давайте проследим за «маршрутом» Онегина.

 5 слайд – «Маршрут» Онегина. Куда из дома направляется герой?

 6 слайд.

Самостоятельная работа. Прочитайте 15-16 строфы романа.

 «К Таlon помчался он…»

Объяснение устаревших слов: Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху. Брегет – часы.

Опрос 1-2 человек.

 Примерный ответ: Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

  7 слайд.

Чтение  учеником  главы о театре.

 Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

 Заполнение части таблицы (по группам).

Структура Континиус Раунд Робин (продолжительный ) -  обсуждение по очереди более одного круга.

Примерный ответ: театр для Онегина  лишь дань определенному ритуалу светской жизни. «Почетного гражданина кулис» больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к «неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.

Для поэта театр – волшебный край. В лирическом отступлении  Пушкин вспоминает о театральных увлечениях соей молодости, дает каткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам.

 8 слайд.

 На балу(строфы 27-28, 33-34).  Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Заполнение части таблицы ( по группам).

Для Онегина любовь: «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Автор: Восхищается женской красотой

Структура Клок баддис (время на 12 часов). Обсуждение ответов.

 Теперь мы готовы ответить на первый вопрос урока:

- Почему Пушкин описывает только один день героя?

Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера».

- При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

 9 слайд.

Ответы учеников даются в парах- структура Микс Пэа Шеа (движение под музыку).

- Вернемся к тем строкам таблицы, которые не заполнены. Закончим работу.

 10 слайд.

 

Вопросы сравнения        

Онегин

Автор

1.Отношение

 к мнению света

«Боясь

ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2.Отношение к      

женщинам и любви

«Наука страсти

 нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3.Отношение

к искусству, театру

«Отворотился

 и зевнул…»

«Волшебный край!»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

Пушкин – творец

5. Отношение

к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

Самопроверка.

11 слайд        

- Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи?  Почему автор не подвержен хандре?

 

Ответ: Пушкина привлекает в Онегине неудовлетворенность той жизнью, которая нравится многим людям света. Автор показывает и отрицательные стороны Онегина: живет вне какого-то ни было труда, не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа.

12 слайд        

Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

Каковы его черты?

Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

Каким образом он хотел избавиться от скуки?

Почему не спасло чтение книг?

Почему он не стал сочинителем?

Избавился ли он от скуки в деревне?

      Почему?

13 слайд

Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

Высший свет – общество насквозь фальшивое.

Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню.

Он не увидел в книгах правды жизни.

Упорный труд ему был тошен.

Он не способен видеть красоты природы

Возьмите листочки. Подпишите свои фамилии.  Сформулируйте вопрос однокласснику по теме урока.

Структура Таймд Пеа Шеа.

Сдайте листочки.

Слайд 14

Вывод урока:

Возьмите листочки. Подпишите фамилии. Напишите на листочках

Структура: «3-2-1»

 

  • «3»… самых важных момента, которые я сегодня узнал.
  • «2» …понятия, которые я буду применять при подготовке к урокам литературы: 1 –положительная черта Онегина, 1– отрицательная черта Онегина
  • «1»… вопрос, который у меня возник на уроке.

Сдайте листочки.

15 слайд

 Домашнее задание: Инструкция. Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть. Перечитать 2 главу. Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны. Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть.



Предварительный просмотр:

Особенности подготовки к выполнению части  «С»   ЕГЭ.

Литвина Ф.С.

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 80 с углубленным изучением отдельных предметов » г.Казань, Вахитовский район.

Как известно, третья часть экзаменационной работы ЕГЭ направлена на проверку состояния практических и речевых умений и навыков. Довольно часто ученики испытывают затруднения при комментировании проблемы, не всегда справляются с изложением собственного мнения,  многие работы представляют собой пересказ исходного текста.

Предлагаю систему заданий по выполнению части С  из опыта своей работы.

        Исходный текст.

        (1) Лежать на траве. (2)Опуститься, опрокинуться навзничь,  раскинуть руки… (3) Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. (4 )Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. (5)Так тонет свинцовая гирька, если  ее положить на поверхность моря. (6)Так тонет напряженный воздушный шарик, выпущенный из рук. (7)Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? (8)Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.        

(9) Еще минуту тому назад я шел по косогору и был причастен разным земным предметам. (10) Я, конечно, в том числе  видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идешь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору.        (11)Но это еще не значит – видеть небо.

(12)Тут вместе с небом видишь и еще что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность. (13) Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания, твоего сознания, твоей души. (14) Вот тропа огибает большой валун. (15) Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. (16)Вот цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля.

        (17)Ты идешь,  а окрестный мир снабжает тебя информацией. (18) Это … информация. (19) Она не похожа на радиоприемник, который ты не волен выключить. (20)  Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. (21) Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя под влиянием все той же информации апатии. (22) Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы.

        (23) Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал - ласковая информация. (24) От нее не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница. (25) Но все же внимание твое рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам. (26) Один лучик – к ромашке (не погадать ли – и тут далеко уводящая цепочка ассоциаций), второй лучик – к березе («чета белеющих берез»), третий лучик – к лесной опушке («когда в листве сырой и ржавой рябины заалеет гроздь»), четвертый – к  летящей птице («Сердце – летящая птица, сердце – щемящая лень»). (27) И пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления, но все же и не сосредотачиваясь от многих точек к одной, как это бывает в минуты творчества, в минуты, вероятно, молитвы, да еще вот когда останешься один на один с бездонным небом. (28)Но для этого надо опрокинуться в летнюю траву и раскинуть руки.

        (29)…И так лежать на траве. (30)Но почему именно на траве? (31)Что же, если не нравится, ложитесь на пыльную дорогу, на кирпичи, на обрезки железа, на кучу минерального удобрения, на сучковые доски. (32)Можно, конечно, расстелить на земле плащ. (33)Но я бы советовал – на траве. (34)Эти минуты сделаются, может быть, лучшими, памятными минутами вашей жизни.

                                                                                                                         (По В. Солоухину)

        Для того, чтобы успешно выполнить задания части С, очень важно понять исходный текст, то есть выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями и чувствами он хочет поделиться с читателями.

        Выделяем ключевые (опорные) слова.

        Трава                                                      улетаешь, тонешь

        синее небо, бездонное небо           видеть небо

        легкость, стремительность               душа                            

        валун, цветок,  птица                         лежать на траве            

        можжевеловый куст                          ласковая информация  

        ромашка, березка                              лучшие, памятные

        лесная опушка                                     минуты жизни.

        Объединяем получившиеся блоки:

                    ПРИРОДА                                                ЧЕЛОВЕК

Итак, теперь несложно выделить проблему: восприятие человеком природы, влияние природы на человека.

Формулируем  проблему в виде вопроса: «Может ли природа (трава, синева неба, березка, ромашка), наблюдение за ее «подробностями» сделать жизнь человека лучше? Об этом размышляет В.Солоухин в предложенном для анализа тексте». Еще один вариант определения проблемы текста: «Может ли наблюдение за природой возвысить человека, повлиять на его духовное развитие? Этот вопрос возникает при прочтении текста В. Солоухина».

При комментировании проблемы текста задаем вопросы: что делает автор исходного текста, на какие аспекты проблемы он обращает внимание, что особенно волнует пишущего, как он это делает.  Не сбиваемся на пересказ! Подсказкой служит задание В8 (ни в коем случае не переписываем слово в слово): «Вступая в разговор с читателем, В.Солоухин использует такой прием, как…» Итак, варианты фрагмента комментария: «Комментируя эту проблему, считаю необходимым отметить следующее. Используя глаголы 2 лица единственного числа («видишь», «идешь»), автор неторопливо ведет доверительную беседу с читателем. Солоухин с любовью описывает то, что его окружает: тропу, огибающую валун, птицу, цветок, «беспредельное» синее небо. Писатель  считает, что «окрестный мир» снабжает человека особой, «ласковой» информацией,  от которой «дробиться душа». Автор текста исподволь подводит читателя к мысли о том, что  минуты наслаждения природой «сделаются … лучшими, памятными минутами жизни людей». Еще один фрагмент комментария: «Используя глаголы 2 лица единственного числа (видишь», «идешь»), автор неторопливо ведет доверительную беседу с читателем. Солоухин считает, что  все живое, окружающее нас, минуты наблюдения за этим живым, наполняют состоянием спокойствия и счастья».

         Последние предложения в приведенных вариантах комментариев можно отнести к определению позиции автора. Мы ответили на следующие вопросы: «Какова цель высказывания автора? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора ключевыми, главными? Чему учит текст?» Главное: формулируем авторскую, а не свою позицию, не приписываем автору мысли, которых нет в тексте.

Далее высказываем собственное мнение и аргументируем его: «Нельзя не согласиться с мнением автора. Примеры из художественной литературы убеждают нас в том, что природа благотворно влияет на душу человека. Вспомним, как начинается «Гроза»  Островского: Кулигин любуется волжским пейзажем: «Восторг!» Этот волжский пейзаж является антитезой уродливой жизни города Калинова. А в «Слове о полку Игореве» природа наделяется автором человеческими чувствами: способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских воинов о несчастьях, переживает с ними горе и радость.

Наташа Ростова,  героиня  романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: ее окрыляет увиденное. Для Андрея Болконского, также одного из главных героев «Войны и мира», мысль о том, что он может воскреснуть к новой жизни, любви, деятельности, была ему неприятна. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьям, князь Андрей соглашается с ним: «Наша жизнь кончена!» После встречи с Наташей (его встревожила неистребимая жажда жизни, умение быть счастливой) иными глазами смотрит вокруг себя, и старый дуб подсказывает ему совсем другое. Итак, изменения,  произошедшие в душе князя, связаны с красотой и величием могучего дерева. Вспомним также, что А.П.Чехов, мастер тонких по настроению, одухотворенных картин природы, умеющий чутко улавливать и живо передавать эмоциональное состояние пейзажа, его тесную связь с жизнью людей, верил в единство и неразрывность человека с природой». Заглавный герой рассказа А.А. Платонова «Юшка» умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было несложно найти точку приложения своей любви: он бескорыстно помогал девочке-сироте.

Следует предупредить выпускников, что при аргументации примеров из литературы необходимо правильно назвать автора, героев, обрисовать ситуацию. Учитываем и то, что в некоторых источниках Интернета, публикующих готовые литературные примеры, содержатся ошибки: например, героиня Настена из повести В. Г. Распутина «Живи и помни» названа Матреной; дети героя «Старшего сына» Вампилова названы равнодушными, бесчувственными.

Нам остается закончить сочинение: «Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: окружающий мир полон особой, «радостной» информацией, которая человека, способного ее «прочитать», делает счастливым».

Хочется также поделиться еще одной находкой.  В 10 классе заводим с учениками тетрадь «Банк аргументов» . Под заголовками предполагаемых проблем («Человек и природа», «Война», «Проблема любви», «Отцы и дети») на уроках литературы заполняем страницы заготовками аргументов. С более подробной информацией можно ознакомиться на моем сайте Lalit.at.va.



Предварительный просмотр:

Ф.С. Литвина (Казань, СОШ №80, учитель в.к.к.)

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

 ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА

        

Преподавание литературы в национальной школе предполагает применение различных методик изучения художественного произведения. Одним из методов изучения является сравнительно-сопоставительный анализ произведений русской и национальной литератур, который позволяет выявить с одной стороны самобытность, а с другой  общность традиций  каждой литературы и проследить диалог культур в целом.

Мною разработана система уроков по реализации сравнительно-сопоставительного подхода в изучении русской литературы при параллельном  изучении литературных произведений татарских художников слова. Вниманию читателей предлагается небольшая часть приемов сравнительно-сопоставительного анализа, позволяющих получить представление о вышеуказанном методе.

  На уроках изучения фольклора звучат русские и татарские пословицы о Родине, дружбе, здоровье нравственном и физическом. Ребята  пишут  сочинения-размышления по одной из понравившихся пословиц, создают иллюстрации. При изучении фольклора говорим и о народных сказках: «Царевна – лягушка» (рус.) и «Танбатыр» (тат.). Ищем соответствие законам волшебной сказке: отправление героя в путь, наличие благородных героев-помощников, волшебных предметов, добро обязательно побеждает зло. Уроки сопоставления русского и татарского устного народного творчества воспитывают у пятиклассников чуткость и уважение к национальным обычаям и традициям других народов.  

Об общечеловеческих ценностях рассуждаем и при ознакомлении с библейскими легендами и притчами, сурами из Корана. Учащиеся приходят к выводу, что и Библия, и Коран призывают совершать добрые поступки, учат милосердию, почтительному отношению к родителям, уважению к труду.

Народный эпос оказал сильное влияние на развитие литературы у всех народов мира, оставаясь для поэтов образцом высокого художественного творчества на глубоко национальной основе. При изучении русских былин знакомимся и с татарским народным эпосом («Ак Кубек») Учащиеся восхищаются силой, ловкостью и удалью богатырей, инсценируют эпизоды.

Расскажем ученикам о том, что А.С.Пушкин создал под влиянием  прочтения Корана поэтический цикл «Подражание Корану». А стихотворение «К вельможе» (1830 г.) посвящено другу А.С.Пушкина – татарскому князю А.Б. Юсупову.

Поэзия Пушкина была постоянным спутником Габдуллы Тукая.  Он ставил свое имя рядом с именами Пушкина и Лермонтова, подчеркивая этим свое достоинство как национального татарского поэта и свою большую близость к великой русской литературе. Анализируем стихотворения «Узник» А.С.Пушкина и «Махбус» Тукая.

Габдулла Тукай в автобиографических очерках вспоминал, что они  с М.Гафури с самых юных лет «с увлечением читали произведения  Каюма Насыри [Каюм Насыри 1977: 7]. Расскажем  детям об этом великом татарском просветителе, энциклопедичность, деятельность во многих областях знаний которого роднит с Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносовым.

Прочитаем наставления из «Книги о воспитании» К. Насыри: «О сын мой, человека с дурным и злым нравом следует воспитывать не словами,  а добрыми делами» [Каюм Насыри 1977:91]. Вспоминаем «Поучение Владимира Мономаха». Он тоже призывает не лениться, усердно трудиться, остерегаться лжи и пьянства. Здесь же проводим параллель с «Письмами о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева. Он также говорит о нравственности, милосердии: «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки» [Дмитрий Лихачев 1984 :64].

На уроке знакомства с отрывком из произведения К.Г.Паустовского «Первый снег» анализируем одноименное стихотворение В.Брюсова. В стихотворении Рустема Кутуя  «Как белый снег прекрасен в улочках немых...» ученики находят олицетворения («верх земли в дремоте…светом первым налегке омыт», «ночь горит») [Рустем Кутуй 1981: 14].

Совесть, внутренняя свобода, любовь к людям, сострадание, праведничество – к этим вечным вопросам обращались Н.Некрасов и Н.Лесков. Продолжает эту традицию и А.Солженицын. Анализируя рассказ «Матренин двор», обращаемся к повести А.Гилязова «В пятницу вечером». Учащиеся характеризуют образы Матрены и Бибинур, заполняя таблицу (портретная характеристика, личностные качества характера героинь отношение к труду, речевая характеристика, отношение окружающих, автора, как сложилась судьба). Ученики находят много общего в характерах Матрены и Бибинур, их отношений к жизни. Писатели не дают конкретного описания внешности героинь. Наверное, не это главное. Матрена Тимофеевна «обезоруживала лучезарной улыбкой» [Солженицын 2001: 124). Бибинур – маленькая старушка, с веретено. Солженицын обращает внимание на свет в глазах Матрены, подчеркивает открытость и честность. Бибинур не боится никаких неожиданностей и с удивительной стойкостью переносит все тяготы жизни. В конце урока  делается вывод о том, что Аяз Гилязов – достойный продолжатель традиций своего народа и традиций русских писателей X1X  и XX веков. Дома учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Чем мне дороги образы Матрены и Бибинур».

Изучая повесть «Ася» И.С.Тургенева, непременно побеседуем о рассказе «Хаят» Амирхана Фатиха. Оба писателя создавали образы необыкновенных девушек со сложными, противоречивыми характерами. Может ли быть человек счастлив, полюбив безответно?  Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра. И «тургеневская девушка» Ася, и Хаят Фатиха Амирхана проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. На примере сопоставительной характеристики образов  героинь  рассматриваем, насколько трагично может сложиться судьба девушки, любящей и мечтающей о счастье, под влиянием общественного мнения и патриархальных традиций.

Говоря о поэзии Серебряного века, невозможно пройти мимо творчества татарского поэта и мыслителя Хади Такташа, который считал, что подлинная связь между народами – духовная, а не природная.  Как А.Белый мечтал о особом роде символизма, так и Хади Такташ стремился к новой, романтической   религии, религии общечеловеческой, размыкающей узконациональные границы человечества. В его творчестве отчетливо обнаруживается то, что характерно для поэзии и прозы начала XX века Востока и Запада: обостренное чувство одиночества, бесприютности, затерянности человека в мире.

Интересным является также  сопоставление отношений к теме поэта и поэзии Хади Такташа и В.Маяковского. Рассматриваем с учениками следующие аспекты: тема будущего в творчестве поэтов, образ времени, художественное своеобразие и единство стилей.

Изучая изображение гражданской войны М.Шолоховым, непременно поговорим о повести «Красные цветы» Галимжана Ибрагимова. Биографии обоих писателей, пейзажные зарисовки, неприятие насилия – все эти общие черты рассматриваем в сопоставлении. Писателям знаком тяжелый крестьянский труд,  оба они являлись свидетелями боев, в их памяти отложились те впечатления и воспоминания, которые отобразились на страницах созданным ими произведений. Говорим об огромной силе обобщения, свойственной Г.Ибрагимову. Его стиль несравненен при описании массовых сцен. Писатель смог в небольшом произведении вместить огромные события, в нескольких страницах он порождает живой  образ большого общественного движения.  Шолохов  обращается к фольклору, используя в качестве эпиграфов народные песни. Сказовая манера повествования свойственна и Г. Ибрагимову.  Под пером Шолохова природа оживает. Она как бы чувствует настроение и понимает состояние героев-персонажей. Г. Ибрагимов также обращается к природе, чтобы передать душевное состояние героев. Итак, два писателя разных национальностей, находившихся в «годину смуты и разврата» в разных уголках нашей Родины, увидели несовместимость обычного деревенского быта с жестокостью гражданской войны, ее бесчеловечностью. Они показали моральное разложение человека в эпоху войны, когда бессмысленная жестокость затмевала духовный разум, милосердие,  в результате чего исчезали нравственные ценности.

Изучая творчество Мусы Джалиля, ученики пришли к самостоятельному выводу:  стихотворение о Родине «К Двине» близко по духу, отношению, художественно-изобразительным средствам, символам стихотворению С.Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Применение описанных выше приемов  сравнительно-сопоставительного анализа при изучении произведений представителей русской и мировой литератур с произведениями писателей своей национальности, несомненно, способствует формированию основ толерантно-позитивного отношения к культуре других народностей, позволяет   найти верную тональность для диалога культур в целом.

Длительная практика применения такого подхода в преподавании русской литературы в национальной школе позволяет мне сделать вывод  о весомом положительном эффекте метода, который естественным образом вовлекает учащихся в диалог культур и, несомненно, повышает результативность уроков литературы. Учащиеся пишут не только сочинения, но и занимаются  научно-исследовательской деятельностью.  Доклады были высоко оценены на городском,  республиканском и федеральном уровне.

         

                                         Литература

1.   Дмитрий Лихачев. Заметки о русском. – М.: Сов. Россия, 1984.

2. Каюм Насыри. Избранные произведения. – Казань: Татарское книжное издательство, 1977.

3. Рустем Кутуй. Осенняя воля. Стихи. – Казань: Татарское книжное издательство, 1981.

4.  Солженицын А.И. Рассказы. – М.: ООО «Издательство АСТ», 20001.  



Предварительный просмотр:

      Ф.С. Литвина  (СОШ № 80 г. Казань,

учитель русского языка и литературы в.к.к.)

 

ПРИМЕНЕНИЕ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

НА  ПРИМЕРЕ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  В 9Б КЛАССЕ

Тема урока: «И жить торопится, и чувствовать спешит…» Евгений Онегин. Знакомство с героем.

Цели: 1) совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения  в его историко-литературной обусловленности; 2) воспитание духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию; 3) воспитание коммуникативности  учащихся, умения работать в команде; 4) развитие наблюдательности, речи, памяти, мышления, воображения, эмоциональной   сферы, творческих способностей.

Оборудование: карточки, текст романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рабочая тетрадь, фонохрестоматия,  мультимедийное оборудование для показа презентации.

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Назначение времени встречи с одноклассником.

Звучит фрагмент 1 главы романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (фонохрестоматия).

– Ребята, догадались, о ком пойдет речь на уроке?  Прочитана 1 глава.  Что мы узнали из первой главы романа о заглавном герое?

Примерный ответ: Узнали о происхождении героя, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружает, формирует его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Определили отношение к нему автора.

 1 слайд – тема урока.

- Как вы думаете, каковы цели урока?

 2 слайд – цели урока: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

  3 слайд

 - 1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?  Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

В течение урока мы будем отвечать на эти вопросы. Поможет нам в этом таблица,  которую мы будем заполнять в течение урока.

 4 слайд - таблица

 - На столах распечатки. Для того чтобы  заполнить таблицу, проследим за «маршрутом» Онегина.

 5 слайд – «Маршрут» Онегина. Куда из дома направляется герой?

 6 слайд.

Самостоятельная работа. Прочитайте 15-16 строфы романа.

 «К Таlon помчался он…»

Объяснение устаревших слов: Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху; Брегет – часы.

Опрос 1-2 человек.

 Примерный ответ: Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

  7 слайд.

Чтение  учеником  главы о театре.

 Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

 Заполнение части таблицы (по группам).

Структура Континиус Раунд Робин (продолжительный) -  обсуждение по очереди более одного круга.

Примерный ответ: театр для Онегина - лишь дань определенному ритуалу светской жизни. «Почетного гражданина кулис» больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к «неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.

Для поэта театр – волшебный край. В лирическом отступлении  Пушкин вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам.

 8 слайд.

 На балу (строфы 27-28, 33-34).  Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?  Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой?

Заполнение части таблицы (по группам).

Онегин: «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь».

Автор: Восхищается женской красотой

Структура Клок баддис (время на 12 часов). Обсуждение ответов.

 Теперь мы готовы ответить на первый вопрос урока:

- Почему Пушкин описывает только один день героя?

Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера».

- Счастлив ли Евгений? Почему?

 9 слайд.

Ответы учеников даются в парах - структура Микс Пэа Шеа (движение под музыку).

- Вернемся к тем строкам таблицы, которые не заполнены. Закончим работу.

 10 слайд.

Вопросы сравнения        

1.Отношение к мнению света: Онегин: «Боясь ревнивых осуждений»; Автор: «Не мысля гордый свет забавить». 2.Отношение к  любви: Онегин: «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»; Автор: Восхищается женской красотой. 3.Отношение к искусству, театру: Онегин: «Отворотился и зевнул…»; Автор: «Волшебный край!». 4. Отношение к труду, творчеству: Онегин: «Упорный труд ему был тошен»; Пушкин – творец. 5. Отношение к природе: Онегин: «На третий роща, холм и поле его не радовали боле»; Автор: «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…».

Самопроверка.

11 слайд        

- Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так не похожи?  Почему автор не подвержен хандре?

 Ответ: Пушкина привлекает в Онегине неудовлетворенность той жизнью, которая нравится многим людям света. Автор показывает и отрицательные стороны Онегина: живет вне какого-то ни было труда, не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа.

12 слайд        

Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

Каковы его черты?

Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

Каким образом он хотел избавиться от скуки?

Почему не спасло чтение книг?

Почему он не стал сочинителем?

Избавился ли он от скуки в деревне?

Почему?

13 слайд

Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

Высший свет – общество насквозь фальшивое.

Сел за книги, желая присвоить себе «ум чужой», пытался сделаться писателем, уехал в деревню.

Он не увидел в книгах правды жизни.

Упорный труд ему был тошен.

Он не способен видеть красоты природы

Возьмите листочки. Подпишите свои фамилии.  Сформулируйте вопрос однокласснику по теме урока.

Структура Таймд Пеа Шеа.

Сдайте листочки.

Слайд 14

Вывод урока:

Возьмите листочки. Подпишите фамилии. Напишите на листочках

Структура «3-2-1»:

«3»… самых важных момента, которые я сегодня узнал;

«2» …понятия, которые я буду применять при подготовке к урокам литературы: 1 –положительная черта Онегина, 1– отрицательная черта Онегина;

«1»… вопрос, который у меня возник на уроке.

Сдайте листочки.

15 слайд

 Домашнее задание: Инструкция. Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть. Перечитать 2 главу. Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны. Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть.



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 Б классе

«И жить торопится, и чувствовать спешит…» Евгений Онегин. Знакомство с героем.

Цели: 

1) совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности;

2) воспитание духовно развитой личности, способной к самосовершенствованию.

      3) воспитание коммуникативности  учащихся, умения работать в команде;

  1. Развитие наблюдательности, речи, памяти, мышления, воображения, эмоциональной  сферы, творческих способностей.

Оборудование: карточки, текст романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рабочая тетрадь,  мультимедийное оборудование для показа презентации

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Назначение времени встречи с одноклассником.

Звучит фрагмент 1 главы романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (фонохрестоматия).

–Ребята, догадались, о ком пойдет речь на уроке?  Прочитана 1 глава.  Что мы узнали из первой главы романа о заглавном герое?

Примерный ответ: узнали о происхождении героя, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружает, формирует его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Определили отношение к нему автора.

 1 слайд – тема урока.

- Как вы думаете, каковы цели урока?

 2 слайд – цели урока : Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

 

 3 слайд

 - 1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?  Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

В течение урока мы будем отвечать на эти вопросы. Поможет нам в этом таблица,  которую мы будем заполнять в течение рока.

 4 слайд - таблица

 На столах распечатки. Для того чтобы  заполнить таблицу, давайте проследим за «маршрутом» Онегина.

 5 слайд – «Маршрут» Онегина. Куда из дома направляется герой?

 6 слайд.

Самостоятельная работа. Прочитайте 15-16 строфы романа.

 «К Таlon помчался он…»

Объяснение устаревших слов: Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху. Брегет – часы.

Опрос 1-2 человек.

 Примерный ответ: Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

  7 слайд.

Чтение  учеником  главы о театре.

 Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

 Заполнение части таблицы (по группам).

Структура Континиус раунд робин (продолжительный ) -  обсуждение по очереди более одного круга.

Примерный ответ: театр для Онегина  лишь дань определенному ритуалу светской жизни. «Почетного гражданина кулис» больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к «неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.

Для поэта театр – волшебный край. В лирическом отступлении  Пушкин вспоминает о театральных увлечениях соей молодости, дает каткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам.

 8 слайд.

 На балу(строфы 27-28, 33-34).  Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Заполнение части таблицы ( по группам).

Для Онегина любовь: «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Автор: Восхищается женской красотой

Структура Клок баддис (время на 12 часов). Обсуждение ответов.

 Теперь мы готовы ответить на первый вопрос урока:

- Почему Пушкин описывает только один день героя?

Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера».

- При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

 9 слайд.

Ответы учеников даются в парах- структура Микс пэа шеа (движение под музыку).

- Вернемся к тем строкам таблицы, которые не заполнены. Закончим работу.

 10 слайд.

 

Вопросы сравнения        

Онегин

Автор

1.Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2.Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3.Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

«Волшебный край!»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

Пушкин – творец

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

Самопроверка.

11 слайд        

- Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи? Ч Почему автор не подвержен хандре?

 

Ответ: Пушкина привлекает в Онегине неудовлетворенность той жизнью, которая нравится многим людям света. Автор показывает и отрицательные стороны Онегина: живет вне какого-то ни было труда, не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа.

12 слайд        

Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

Каковы его черты?

Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?

Каким образом он хотел избавиться от скуки?

Почему не спасло чтение книг?

Почему он не стал сочинителем?

Избавился ли он от скуки в деревне?

      Почему?

13 слайд

Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

Высший свет – общество насквозь фальшивое.

Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню.

Он не увидел в книгах правды жизни.

Упорный труд ему был тошен.

Он не способен видеть красоты природы

Возьмите листочки. Подпишите свои фамилии.  Сформулируйте вопрос однокласснику по теме урока.

Структура Таймд пеа шеа.

Сдайте листочки.

Слайд 14

Вывод урока:

Возьмите листочки. Подпишите фамилии. Напишите на листочках

Структура: «3-2-1»

 

  • «3»… самых важных момента, которые я сегодня узнал.
  • «2» …понятия, которые я буду применять при подготовке к урокам литературы: 1 –положительная черта Онегина, 1– отрицательная черта Онегина
  • «1»… вопрос, который у меня возник на уроке.

Сдайте листочки.

15 слайд

 Домашнее задание: Инструкция. Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть. Перечитать 2 главу. Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны. Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть.