Развитие критического мышления

Бирюкова Елена Владимировна

Презентация на тему "Развитие критического мышления на уроках химии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krit_myshlenie.pptx118.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления на уроках химии Автор Бирюкова Е.В.

Слайд 2

Цель данной технологии: Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.

Слайд 3

Критическое мышление По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 4

Критическое мышление имеет 5 характеристик: Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Слайд 5

Что даёт РКМ ученику повышение эффективности восприятия информации повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения умение ответственно относиться к собственному образованию умение работать в сотрудничестве с другими повышение качества образования желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Слайд 6

Что даёт РКМ учителю умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Слайд 7

Этапы урока в технологии РКМ Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация уже имеющихся знаний по теме. С этой целью используются такие приёмы, как составление кластера, «мозговой штурм», рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на уроке. Вторая стадия – осмысление . Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. Для этого можно использовать чтение текста с остановками, маркирование текста символами, составление таблиц и схем. Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. Здесь можно составлять кластер, возвращаться к ключевым словам, написать мини-сочинение, решать проблемные ситуации, выполнить практическое или исследовательское задание. Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.

Слайд 8

Кластер Это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Слайд 9

Инсерт В дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления. 1этап: предлагается система маркировки текста v – «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам - «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям, ошибка + «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно, новое ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше 2 этап: учащиеся читают текст и делают пометки 3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента Система обозначений может быть и другой

Слайд 10

Синквейн Используется способ синтеза материала план 1 строка – 1 слово- существительное- название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы - действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1 –2 слова – , синоним первой строки, обобщение на философском или эмоционально – образном уровне. пример Ионы Отрицательные, положительные, устойчивые Двигаются, взаимодействуют Помогают понять свойства веществ Заряженные частицы

Слайд 11

Познавательные УУД Универсальные учебные действия : поиск и выделение необходимой информации проявление познавательной инициативы знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта структурирование знаний постижение речевого высказывания в устной и письменной форме смысловое чтение контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов установление причинно-следственных связей

Слайд 12

контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий. Регулятивные УУД

Слайд 13

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи применение знаний в конкретной учебной ситуации Коммуникативные УУД

Слайд 14

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом нравственно-этическая ориентация оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей умение формулировать собственную позицию Личностные УУД

Слайд 15

Спасибо за внимание