"Русская культура XIV-XVI веков"

Козловских Екатерина Валерьевна

Дистанционное занятие "Русская культура XIV-XVI веков"

В истории русской культуры в к. XV-XVI века были и трудные времена, и многие темные стороны, тяжелы были условия ее развития. Но, опираясь на богатейшие традиции народного творчества, вдохновленная идеей единства и независимости родной страны, культура России XVI в. стала тем надежным «предмостьем», с которого начиналось в XVII в. развитие новой русской культуры.

На данной странице можно задать вопросы по дистанционному занятию, выполнению домашнего задания, а так же найти список дополнительной литературы и ссылку на видеолекцию по теме:

Домашнее задание (работа с текстом):

Лихачев Д.С. «О русской культуре»

…Не всякому народу досталась на долю и такая способность подняться над узостью национализма в своем высоком патриотическом сознании. Причинами тому были особые формы существования Русского государства. В союзе Руси на равных основаниях участвовали и восточнославянские племена и финно-угорские народы: меря, весь и чудь. В Киеве был «Чудин двор», в Новгороде целый район — «Чудин конец». В составе русского войска, ходившего походом на Константинополь, плечом к плечу со славянами сражались варяги и чудь. 

Благодаря своей национальной уживчивости древние русичи обитали целыми поселениями в Константинополе, в греческом Херсонесе в Крыму, на Афоне, на полуострове Тихань на озере Балатон в Паннонии и во многих других местах. Кочевые народы тюркского происхождения свободно расселялись на территории Древней Руси и принимали здесь христианство. 

Русь не была отгорожена Китайской стеной ни от южных, ни от западных, ни от восточных или северных соседей. Это была мировая и мирная держава, не опасавшаяся своего поглощения соседними культурами…

Культура — это святыни народа, святыни нации. 
Что такое, в самом деле, старое и уже несколько избитое, затертое (главным образом от произвольного употребления) понятие «Святая Русь»? Это, разумеется, не просто история нашей страны со всеми присущими ей соблазнами и грехами, но — религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, места поклонений и места, связанные с исторической памятью. 

«Святая Русь» — это святыни нашей культуры: ее наука, ее тысячелетние культурные ценности, ее музеи, включающие ценности всего человечества, а не только народов России. Ибо хранящиеся в России памятники античности, произведения итальянцев, французов, немцев, азиатских народов также сыграли колоссальную роль в развитии российской культуры и являются российскими ценностями, поскольку, за редкими исключениями, они вошли в ткань отечественной культуры, стали составной частью ее развития. (Русские художники в Петербурге учились не только в Академии художеств, но и в Эрмитаже, в галереях Кушелева-Безбородко, Строганова, Штиглица и других, а в Москве в галереях Щукиных и Морозовых.) 

Святыни «Святой Руси» не могут быть растеряны, проданы, поруганы, забыты, разбазарены: это смертный грех. 

Смертный грех народа — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество всегда считалось у народов европейской цивилизации самым низким делом). Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим. Подобно тому как мы не имеем морального права расхищать природные богатства, не учитывая прав собственности, жизненных интересов наших детей и внуков, точно так же мы не вправе распоряжаться культурными ценностями, которые должны служить будущим поколениям. 

Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания... 

Мне представляется необходимым рассматривать культуру как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части. 

 

Вопросы к статье:

1.    В чем автор видит особую форму существования Русского государства?

2.    Привести цитаты из статьи, подтверждающую открытость русской культуры.

3.    Почему власть не может распоряжаться культурными ценностями?

4.    Почему нельзя из культурного поля, по мнению автора, изъять какую-либо его часть.

5.    Привести пример влияния культур разных народов на культуру России.

6. Почему, по Вашему мнению,  Д.С. Лихачев ситает "«из всех периодов истории российской культуры именно XV – XVI вв. являются особенно важными"?

Источники:

1. Видеолекция " Культура и быт России конца XV - XVI вв."  

2.Золотая книга русской культуры. В.М. Соловьёв.-М.: Белый город,2006.-560 с.:ил. ISBN 5-7793-1136-6.

3.  Русская культура.Д.С.Лихачев. -М.: Искусство,2000.- 440 с.: ил.- ISBN 5-210-01377-4.

4.Культура   России  ХV - XVI  веков.