Показатели инновационной деятельности

годмероприятие темарезультат
2016ПроектБурятский национальный костюм

1.Освоение проектного метода

2. Профессиональный рост

2017Мастер -класс   

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Овладения средствами речевого развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.99 КБ
Файл konspekt_obrazovatelnogo_proekta.docx52.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем»

А. С. Макаренко

Мастер – класс

«Дидактические игры как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

подготовила: Ильина О.А.

Цель: 

систематизирование и углубление знаний педагогов о роли дидактической игры в развитии речи дошкольников.

 Задачи:

 - Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

 - Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребёнка к занятию.

Оборудование:  предметные картинки, проектор, экран, ноутбук, интерактивные игры

План проведения:

1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Условия успешного речевого развития.

3. Дидактические игры по развитию речи (практическая часть)

Ход мастер – класса

 

1.Организационный момент.  

2.Теоретическая часть.

Проблема современности.


С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения  речи. Практика работы показывает, что справиться с этой проблемой можно только, объединив усилия трёх сторон – родителей, педагога и учителя-логопеда.


  Актуальность темы.


Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. 

 3. Условия успешного речевого развития.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей:

- учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

- побуждают детей к речевому общению между собой.

Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи:

- речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Воспитатель (совместно с учителем – логопедом) обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

 Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

 Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

Поощрять детское словотворчество.

4.Практическая часть.

Учёные всего мира признали, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что игра положительно влияет на развитие психики ребёнка. 

1.Послушайте стихотворение.                                                                        

          Гастроном

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом садитесь сами.

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ.

Вышел МАГ и вышел ГНОМ.

А за ними АГРОНОМ.

Мост построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС…

Сверху лётчику видна

Вся родная СТОРОНА.

 А теперь попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ  как можно больше слов   (карточка со словом здоровье перед глазами педагогов).

ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред, родео, ведро, двор.

Выходят два педагога, которые первыми назвали слова. Они помогут провести 1 часть мастер-класса.

2. Объявление темы мастер-класса.

Мы с вами вместе сформулируем тему мастер-класса.

Обратите внимание на картинки и слова, которыми их обозначили дети:

АВТОБУС –  «атобу»

ПОМИДОР –  «мидой»

КАСТРЮЛЯ –  «кастуя»

ОБЕЗЬЯНА –  «бизяна»

КЛУБНИКА –  «кумника»

ТАРЕЛКА –  «таейка»

– Вы догадались, что случилось со словами – нарушен контур слова,  трудные звуки  заменены более простыми по звучанию и всё это не даёт возможности понять, о чём идёт речь.

Тема «Дидактические игры как средство развития речи  детей дошкольного возраста»

Цель мастер – класса: ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр. Повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме  развития речи  детей дошкольного возраста.    

 Сегодня мы, играя, поучимся корректировать  речь.

Артикуляционная гимнастика (участвуют все педагоги). 

Маленькая справка: на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы  рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),  
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).   
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),   
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).  
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)  
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),  
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк споследующим выпусканием воздуха через губы).  
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).  
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ  МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз),  
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),  
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). 

Кинезиологическая физминутка  (участвуют все педагоги) 

Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по-другому  «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

Упражнение   «Колечко».

  (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке  каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры…

Упражнение «Фонарик»  (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).

Фонарик погас! – Фонарик зажёгся!

Сочетать с произнесением слогов: ша-шо…

 Педагог А. С. Макаренко говорил: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». К. Д. Ушинский  считал, что игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает.

Дидактическая игра «Кто хочет стать миллионером?»  (участвуют все педагоги)
Цель: развивать фонематический слух. Учиться соблюдать правила игры.
Оборудование: предметные картинки на определённый звук.

Описание игры:

В игре участвуют 2-4 игрока. В центр стола выкладываются 4 картинки. Логопед называет любую из картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, чётко произносит его  и забирает картинку. Логопед на место выбывшей картинки кладёт другую и игра продолжается. Обладатель наибольшего количества картинок становится «миллионером» и получает приз.

  Дидактическая игра «Урожай» (участвуют 2 педагога)

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по темам «Овощи, фрукты, ягоды». Дифференцировать звуки (р)-(л), (рь)-(ль), (р)-(рь), (л)-(ль).

Оборудование: предметные картинки изображением овощей, фруктов, ягод и корзины по числу игроков.

Описание игры: 


Дети идут по кругу вокруг стола, на котором размещены корзины и картинки с изображением  
овощей, фруктов, ягод, произнося слова:

Во саду ли, в огороде

Собираем урожай.

Стой на месте, скорей садись,

В свою корзину овощи собирай, в названии которых присутствует твёрдые сонорные звуки – (р), (л).

Объясняют свой выбор: я собрал в корзину фрукты: грушу, гранат…

Аналогично собирают фрукты-ягоды, в названии которых звуки (л), (рь), (ль).

Дидактическая игра «Вершок-корешок» (выполняют все педагоги)  
Цель: расширение знаний об особенностях различных овощей. Развитие слухового внимания детей. Развитие общей моторики.

До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).Детям нужно вставать на носочки и поднимать руки вверх, когда услышат название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.),  и приседать, когда логопед назовёт «корешки» (картофель, лук, редис, свёкла). Можно просто показывать картинки овощей.

Упражнение-игра «Дождь в лесу»  (музыкотерапия) (участвует 7 педагогов) 

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии (понимания эмоционального состояния другого человека и демонстрация этого понимания).

Инструкция : 

Участники стоят по кругу, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

– В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (Поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).                                                                                                            – Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (Раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (Участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди).

– Дождик стучит всё сильнее и сильнее (Усиливаем движение пальцев по спине).

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (Проводим ладонями по спине стоящего впереди).

– Опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Рефлексия

 Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые  наблюдали со вниманием наш мастер-класс. Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие.

Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остаётся в памяти приблизительно 10 % из того, что он слышит, 50 % – из того, что он видит, и 90 % – из того, что он делает.

Каждому педагогу вручается буклет с дидактическими играми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. Детство-пресс 1999

2.Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Акцидент, 1998 

3.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

4.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.  Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.

5.Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии.
М.: Школа-Пресс, 1999.

6.Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.

7..Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.                

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект образовательного проекта

C:\Users\Home\Downloads\229397B1A55C.jpg

Проект

Бурятский национальный костюм

Цели проекта:  

Формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков, формирования представления детей о бурятском национальном костюме.

Задачи проекта:

•        Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;

•        Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру;

•        Расширять представление о национальной культуре, в частности о бурятском национальном костюме;

•        Познакомить детей с разновидностями бурятского орнамента и его особенностями;

•        Развивать творческие способности детей.

Принципы реализации проекта:

•доступность;

• систематичность и последовательность;

• наглядность и занимательность.

Тип проекта:

Творческий, краткосрочный (однодневный), познавательно-продуктивный.

Краткая аннотация проекта:  Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себя исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, рисовании и т.д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы  создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Этнокультурный  компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа. Актуальность проекта предполагает знакомство с национальной культурой бурятского народа, в данном случае с бурятским национальным костюмом, национальным орнаментом одним из компонентов культуры народа. Данный проект способствует развитию творческих способностей, воспитанию эстетических и нравственных качеств. В  пределах учреждения может быть использован  на занятиях изобразительного искусства, бурятского языка, для оформления уголков и стендов.

Сегодня, после почти векового перерыва, традиционный костюм вновь входит в повседневный обиход, становится своеобразным символом возрождения этнокультурных традиций народов Сибири. За последние два десятилетия окрепли и получили серьезное развитие такие направления как реконструкция традиционного костюма, создание театрального бурятского костюма, создание современного повседневного и праздничного, а также авторского костюма с использованием национальных традиций. Для успешного функционирования этих направлений художественного творчества необходимо тщательное изучение семантики костюма в ее взаимосвязи с законами композиции, что позволит лучше понять наследие традиционной культуры. Мы живем на бурятской земле. Мы обязаны знать историю быта бурятского народа, а так же обычаи и традиции родного края.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

•        освоение проектного метода;

•        профессиональный рост;

•        повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

•        иметь представление об истории своего края, о культурных традициях  своего народа, орнаменте;

•        знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты;

•        умение рисовать  бурятский национальный костюм, передавая характерные признаки и значения орнамента;

•        знание и умение играть в бурятские народные игры;

•        умение работать в группе, подгруппе.

C:\Users\арюна\Downloads\krORTEFhQXc.jpgC:\Users\арюна\Downloads\b5fGmRVLXn0.jpgC:\Users\арюна\Downloads\Yo2KuyM-LPM.jpg