Мое педагогическое кредо

Селиверстова Татьяна Валерьевна

«Что такое хорошо, и что такое плохо?» В.В. Маяковский.

Мой путь в профессию был предопределен в детстве, В семилетием возрасте я попала в таинственный мир знаний и чудес, где меня встретили добрые руки Большого Мастера своего дела - моей Первой Учительницы Мамалуй Марии Петровны. Она сумела привить мне любовь к знаниям, к человеку, как личности, к школе, и эта любовь впоследствии переросла в желание стать учителем.

После окончания начальной школы я с удовольствием вела шефскую работу в классах, которые учила Мария Петровна.

К окончанию школы у меня уже не было сомнений в выборе своего дальнейшего жизненного пути. Два года я работала пионервожатой в средней школе № 116, затем поступила в ЛГПИ им. А.И.Герцена. За время учёбы в институте я проходила практику в различных школах и пионерских лагерях, где мне встречались великолепные Мастера своего дела. После окончания института я вернулась в школу №116, но уже в качестве учителя начальных классов.

С первых дней работы учителем передо мной встала задача распознать потенциал, присущий каждому ученику, помочь ему проявить себя и дать толчок к дальнейшему развитию, создать благоприятные условия для формирования практических умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя уверенно в жизни.

Учитель, наряду с семьей, общественными организациями, сверстниками, является носителем нравственных ценностей, и поэтому одной из главнейших своих задач я считаю формирование нравственности у учащихся на уроках и в системе внеурочных мероприятий.

На уроках формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Для того чтобы экскурсии, которые я провожу с учащимися в течение учебного года, были нравственно ценными, я тщательно продумываю их тематику, создаю эмоциональный настрой, распределяю между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии воспитывают у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ей достоянию - природе.

Развитию эстетического вкуса школьников содействуют экскурсии в музеи, на выставки, посещение кино и театров.

На уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и трудового обучения учащиеся наиболее полно приобретают нравственно-этические знания и навыки. Я использую различные формы работ. Этическую беседу строю на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Младшие школьники всегда с удовольствием смотрят фильмы. Посвященные их сверстникам. Они вызывают у них яркие зрительные впечатления, глубокие переживания, таким образом, детское чувство связывается с определенным нравственным понятием.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что я включаю в них инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом не забываю, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. При этом очень важно помнить, что от меня, как от учителя, требуется большая душевная близость к детям. Ученики должны доверять мне, только в этом случае у них появится

стремление поделиться своими мыслями. Необходимо проявлять уважение к внутреннему миру ребёнка, остерегаться прямолинейности, бестактности.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных кнгаг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуадают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Одна из форм, используемых мною для формирования нравственных убеждений, является читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.

Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут.

Я привлекаю учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.

Я считаю, что в учёбе и в труде огромное нравственное значение имеет коллективная деятельность. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда и факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, форма оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношение школьников к учению и своим товарищам, у меня направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создаёт благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща, решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Мы с детьми совместно определяем ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга и уважать чужое мнение, участвовать в общей работе.

Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, я создаю в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Такое общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определённое правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Я даю детям такие задания, выполняя которые, надо обязательно обратиться к товарищу. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Воспитание в труде - это наиболее действенное воспитание. Одним из жизненных девизов нашей совместной учебной деятельности является утверждение: «Труд и трудно - однокоренные слова!».

Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе ц честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности за себя и свои поступки. Для этого я организовываю дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.

В целях выработки необходимых навыков и привычек нравственного поведения я поручаю ученикам навестить больного товарища, помочь отстающему в учении и направляю их деятельность на организацию положительных поступков по отношению к окружающим.

Для младших школьников отражением и воспроизведением общественно значимой жизни является дидактическая игра. Игровые ситуации, которые я говорить о том, что нельзя делать, а рассказываю о том, что, зачем и как нужно делать, и как нужно поступать в том или ином случае.

Бели ученик совершил недостойный поступок, я стараюсь не увлекаться коллективным осуждением недостатков в поведении школьника, а считаю, что более эффективна индивидуальная беседа с провинившимся учеником. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют меня, как и многих моих коллег, размышлять о будущем России, о молодёжи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников в наше время для меня очень актуальны. В своей работе на каждом уроке я следую, закономерности нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - ...в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.