"Инновационная деятельность на базе КФУ"

"Не каждый умеет  петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам..." С. Есенин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_regionalnogo_seminara-praktikuma.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Соловушка» г. Альметьевска»

Сценарий

семинара-практикума по функционированию                             Республиканской инновационной площадки (РИП) ПМЦПКиППРО ФГАОУ ВО КФУ

Тема: «Установление взаимодействия с семьей при создании оптимальных условий для развития и самореализации детей

с высоким уровнем способностей»

Руководитель республиканской инновационной площадки

ПМЦПК и ППРО ФГАОУ ВО КФУ:

Исламова Г.Г., старший преподаватель

кафедры дошкольного и начального образования

ПМЦПК и ППРО КФУ

Организатор семинара – практикума

 Комлева О.А.,заведующий

 МБДОУ «ЦРР – д\с № 57 «Соловушка»

г.Альметьевск, РТ,  

14 марта 2017 года

Выступление воспитанников детского сада с приветственным словом к участникам семинара.

Ведущий:  Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады, что вы отозвались на наше приглашение принять участие в семинаре.

    «Одаренные дети» - это особые дети, недаром еще Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов – понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать свой опыт и знания. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

      В этом направлении на протяжении нескольких лет  работает и наш  педагогический коллектив. Нами накоплен определенный опыт работы с детьми, имеющими высокий уровень интеллектуального развития. Поэтому мы подали заявку на признание учреждения инновационной базовой площадкой.  В соответствии с Положением  о базовых ДОУ АМР  и по решению Экспертного совета в  2015-2016 учебном году по приказу УО  нашему  детскому  саду присвоен статус  «городской базовой площадки» по направлению «Создание условий для оптимального развития одаренных детей».

     Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями.

      У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. 
Взаимодействие детского сада с семьёй одарённого ребёнка направлено на то, чтобы научить родителей понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребёнка. Поэтому практическая задача педагогов, оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одарённых детей.

Работа с родителями одарённых детей может проводиться по таким направлениям:

- психолого – педагогическое сопровождение семьи способного ребёнка;

- организация информационной среды для родителей;

- совместная практическая деятельность способного ребёнка и его родителей.

Целью психолого – педагогического сопровождения семьи является обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы необходимо проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников может быть разработан цикл родительских собраний «Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания». Для того, чтобы собрания были наиболее эффективными, используются различные формы общения:

- информационно – практические беседы;

- обучающие семинары;

- круглые столы;

- творческие лаборатории родителей;

- обмен мнениями;

- создание различных распечаток, памяток, газеты для родителей;

- проведение различного вида анкетирования, тестирования для выявления интересов, просьб, предложений в работе с родителями.

В настоящее время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы.

На сегодняшний день важно то, что во многих дошкольных учреждениях сложилась определённая система в работе с родителями. Использование различных форм работы даёт определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного процесса и помощниками педагогов.

 

Как и какая работа организуется и проводится конкретно в нашем детском саду, вам расскажут наши педагоги.

Мы предлагаем вам посмотреть образовательную деятельность в старшей и подготовительной к школе группах.

Поисково-исследовательская деятельность в старшей группе «Мы – журналисты»: создание детской газеты (воспитатели М.Г.Сабирова, Г.Р.Мингалиева)

Срез образовательной деятельности с детьми  подготовительной к школе группы по авторской методической разработке  для родителей «Сказки разные читаем, что же в детях развиваем?»  (воспитатели Р.А.Мингазова, Г.Р.Киселева)

Ведущий: Одним из условий всестороннего развития ребёнка и в дальнейшем успешного обучения в школе является полноценное формирование речи. Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. Наилучший результат полноценного речевого развития может быть достигнут при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Своим опытом работы по данному направлению поделится воспитатель высшей квалификационной категории Овчарова Наталья Константиновна.

Выступление из опыта работы Овчаровой Н.К. «Организация эффективных форм взаимодействия с семьей в вопросе речевого развития дошкольников»

Ведущий: С целью повышения  качества  образования  в детском саду созданы творческие группы по следующим направлениям: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, которые строят свою работу с учетом интересов и потребностей каждого ребенка, родителей, педагогов. О работе творческой группы по направлению художественно-эстетического развития расскажет воспитатель высшей квалификационной категории Есина Татьяна Юрьевна.

 

Есина Т.Ю. «Работа творческой группы по созданию условий для формирования у дошкольников интереса к художественно-эстетической деятельности»

Ведущий: В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является работа «Творческой мастерской», которая способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности дошкольников. Как бы мы не рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающей. О том, как выстраивается взаимосвязь с родителями  воспитанников в процессе  работы творческой мастерской, расскажет  воспитатель первой квалификационной категории Сабирова Марина Георгиевна.

Сабирова М.Г. Презентация опыта работы творческой мастерской «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и  навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Ведущий: Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Родителям бывает  сложно самим оценить,  какими способностями обладает их ребенок, как их развивать.  В этом должны  им помочь специалисты, педагоги. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Одной из них является  организация консультационного пункта. В нашем детском саду его возглавляет  педагог-психолог высшей квалификационной категории Запускалова Жанна Викторовна.

Запускалова Ж.В. Презентация опыта работы детского сада по организации консультационного пункта.

Ведущий: Практика развития творческого потенциала  одаренных детей предполагает разработку и реализацию программ и методических разработок. Предлагаем вам ознакомиться с опытом работы  по направлению «Физическое развитие», осуществляемое через дополнительное образование.

Педагогическая копилка:

-  Фото презентация «Играем в шахматы» (дополнительное образование: кружок «Белая ладья»)

Видеофильм «Театрализованное представление с участием детей старшего дошкольного возраста «Шахматное королевство». Руководитель кружка Зотова Т.Л., старший воспитатель.

- Фитнес –  студия  «СТЭП – аэробика» (видеоролик  Спортивный танец с элементами  СТЕП – аэробики «Кошечки»). Руководитель кружка Маркова Т.Г. инструктор по физической культуре.

Защита стендового доклада по теме: «Исследовательская деятельность дошкольников» (подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Зиганшина Елена Сергеевна).

Физ. минутка для участников семинара.

Ведущий: Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Но для этого сам педагог должен быть творческим. Мы приглашаем вас в импровизированную арт-студию и творческую мастерскую, где вы сможете проявить свои способности и творчество.

Арт-студия: «Литературное чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей» с импровизированным музыкальным сопровождением    воспитатель  Есина Т.Ю., музыкальный  руководитель  первой кв. категории,  Зиннурова О.Ю.

Творческая мастерская: «Проволочная фантазия»  воспитатель высшей кв. категории  Ермолаева Н.И.

(перерыв: брейк – кафе)

Приглашенные и участники семинара смогут ознакомиться с выставкой  поделок, изготовленных воспитанниками детского сада совместно  с родителями.

II часть

Ведущий: А теперь мы хотим предоставить слово нашим коллегам, приехавшим из соседних городов.

Выступления:

  1. Выступление из опыта работы «Взаимодействие семьи и ДОУ                                       в вопросах развития детей с высоким уровнем способностей  в художественной деятельности» - Миронова Виктория Николаевна, воспитатель 1 кв. кат. МБДОУ «Д/с № 43 «Белочка» г. Альметьевска
  2. Выступление из опыта работы: «Родительский  клуб – как одна из форм работы с родителями» - Акимова Сабина Амировна, воспитатель  МБДОУ Джалильский  д/с № 6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
  3. «Создание условий реализации потенциальных возможностей  воспитанников, посредством привлечения родителей к партнёрскому сотворчеству и сотрудничеству в рамках проектной и творческой деятельности» -   Никифорова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с №14 «Родничок»» г.Лениногорска муниципального образования  «Лениногорский муниципальный район»
  4. «Взаимодействие  с семьей по созданию   условий для развития творческих способностей детей» - Рыкова Анджелла Робертовна, воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с №14 «Родничок»» г.Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
  5. «Семейный вернисаж как форма самореализации детей с высоким уровнем способностей» -  Горынцева Лилия Васильевна,  старший воспитатель  первой кв.кат. МБДОУ «Детский  сад №16 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский  муниципальный район»
  6. «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих общее нарушение речи» - Имамова Регина Шамилевна, учитель – логопед   МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Колокольчик» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района

Ведущий: Физкультурная пауза

 Выступления:

  1.  «Система работы с одаренными детьми в условиях семьи и дошкольного учреждения» - Гараева Миляуша Равилевна МБДОУ Джалильский  детский сад № 6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района
  2. Видео- презентация детско-родительского проекта «Наши семейные традиции» (из опыта работы ДОУ) - Билалова Лилия Раисовна (старший воспитатель);  Сафарова Гульнара Рашидовна (музыкальный руководитель)  МБДОУ «Детский сад №22  г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
  3. Детско-родительский проект «Зимующие птицы. Инновационные  технологии в работе над устной речью детей дошкольного возраста» -Илюхина Светлана Ухтияровна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ
  4.  Презентация опыта работы: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр. Рекомендации для родителей» -   Дрыгина Светлана Владимиро-вна, учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» г. Азнакаево Азнакаевского МР РТ  
  5.   Выступление из опыта работы «Взаимодействие  ДОУ с семьей - Галлямова Альфия Магарифовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Колокольчик» г. Азнакаево
  6.   Выступление из опыта работы «Сотрудничество с семьей по развитию творческих способностей одаренных детей через изобразительную деятельность» - Ефремова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 «Дюймовочка» г. Альметьевск

Ведущий: Это было последнее  выступление, пришло время подвести итоги. Насколько полезную информацию вы получили?

Круглый стол (обмен  мнениями) 

Спасибо всем за участие!