5. Продуктивность, личного вклада педагогического работника в повышение качества образования.

Ооржак Валентина Хырааевна

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения открытого  урока от МО муниципального уровня).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Путешествие в мир сказок. (Малые фольклорные жанры)

Цели:

  1. Познакомить проверить умение различать малые жанры фольклора, отрабатывать навыки правильного, быстрого произношения и осмысленного чтения, развивать память, логическое мышление.
  2. Ознакомить детей с жанром народной сказки, прививать интерес к чтению.

Ход урока.

I Организационный момент.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию.

Какими видами творчества мы будем знакомиться, вы узнаете скоро.

И так начнем.

А) Слайд 1. Ой-люли, та-ра-ра-ра!

                       Заходи-ка детвора!

                       Да подумай, посмекай.

                       Все загадки отгадай.

Проведём конкурс «Кто быстрее» (Отгадай загадки, ищите к какой группе относятся отгадки). «О живой природе», «О животных», «Об овощах», «Об инструментах», «О домашней утвари».

  • Четыре брата под одной крышей сидят (Стол)
  • Скатерть бела, весь свет одела (Снег)
  • Летит – воет, сидит – землю роет (жук)
  • Не бьет, не ругает, а плакать заставляет (лук)

Вывод: Загадки – это игра, развлечение, состязание и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи и быт народа.

Б) Слайд 2. Трататушки, тра-ра-ра.

                      Игре очередь пришла,

                      Давайте поиграем и узнаем

                      Какие пословицы вы знаете.

- Игра «Закончи пословицу»

  • Без труда не вытащишь … (рыбку из пруда).
  • Старый друг … (лучше новых двух)

- Игра «Собери пословицу»

  • Здоровье, деньги, купить.
  • Работает, ест, кто, тот.

В) Ну, ребята молодцы поиграли от души. А теперь песенки, потешки, прибаутки вместе с вами пропоем.

(На карточке написано, на какую тему надо спеть песенку)

  •  «Малыш плачет, развесели его.

- Ладушки, ладушки, где вы были?

- У бабушки!

- Что вы ели?

- Оладушки!

- Что вы пили?

- Молока!

- Ладушки, ладушки, мы запели ладушки.

  • «Дразнилки»

Жадина, жадина

Жадина- говядина

Три копейки дадено

Пустая шоколадина!

Вывод: песенка – потека развеять грусть, помирить поссорившихся.

II Новая тема. Слайд 3. 

Внекоторомцарстве, внекоторомгосударствежилибылидеддабаба, жилибылистариксостарухой.

Задание: Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили? (Это слова из сказок, это начало разных сказок)

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир сказок.

Учитель: Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.

А вы знаете, какие бывают сказки? (Волшебные, о животных, бытовые)

  • Давайте поиграем, узнаем кто лучше внимательнее читал сказки, кто больше прочел.

Задание 1. Прочитайте названия русских народных сказок, добавив гласные.

Слайд 4. Влк смр кзлт  мш мдвд  клбк  трмк

                 Ты какую сказку прочел? Тебе понравилась сказка? Почему?

                 А тебе какая сказка знакома? Назови главных героев сказки.

Задание 2.  Вставь в зашифрованные гласные буквы и получится имена сказочных героев.

Брмлй  Цктх  Мйддр  Брбн  Йблт  Тркнщ  Кркдл

- Из этих сказочных героев кто больше тебе понравился? Почему?

Слайд 5.  – Из какой сказки эти вещи?

Стрела

Туфелька

Сапог

Корыто

Царевна лягушка

Золушка

Кот в сапогах

Сказка о рыбе и рыбке

Слайд 6. А сейчас по опорным словам отгадайте название сказки:

                 Дед Солдат Брат.

                Бабка Старуха Сестра.

               

III Знакомство и чтение сказки «Гуси-Лебеди»

 А сейчас услышите сказку: героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло? Кто ей помог? Обо всем этом мы узнаем внимательно послушав сказку.

А) Словарная работа: Кудель, веретено, устьица.

Б) Перед вами сказочник: (рассказывает сказку 1 ученик)

Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»

В) Вопросы после чтения: кто унес мальчика? Кто же помог девочке спасти братца? К какому виду сказок относится это сказка?

Задание: Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому, впишите в клеточки первые буквы слов.

Снежная буря (вьюга), глаз (око), неправда (ложь), временное легкое жилище (шалаш), непоседа (егоза), любимая и дорогая мамина мама (бабушка), потоп(наводнение), пятая буква в алфавите с конца (Ы), пища (еда).

Какое слово получилось? (Волшебные)

 - Что в сказке необыкновенное, волшебное, чудесное?

(Топор сам рубит лес, печка разговаривает, мельница мелет зерно)

Какие волшебные предметы есть в сказке? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет)

Понравилась ли вам сказка? А сказочник вам понравился?

IV Закрепление.

  1. Отрывки из сказок. Сейчас вы будете актерами. Вы будете не читать, не рассказывать, а показывать и имитировать жестами что там написано.

Слайд 7.  – Я, Мышка-норушка, а ты кто?

                  - А я лягушка- квакушка

                  - Иди ко мне жить.

И стали они жить вдвоем.

                                               

- Вижу, вижу!

Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке!

2. Игра «Поле чудес» 

Задание для игроков: Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие. (Колобок)

Из какого металла был сделан андерсеновский стойкий солдатик. 5 букв. (Олово)

Игра со зрителями: Из него можно сварить кашу. (Топор)

3.Вы сейчас не просто в классе, а в гостях у сказки. (Инсценировка из сказки «Теремок»)

V Рефлексия. (Итог урока)

Какая работа вам очень понравилась?

Нет ничего интереснее, чем наши весёлые сказки.

Дома: Читать сказки «Гуси-Лебеди» и пересказывать.

Литература:

  1. Поурочные разработки по литературному чтению. Е.С.Гостимская.
  2. Приглашаем на урок. 3 класс. (Конспекты уроков.) Изд-во «Учитель»
  3. Алёнушкины сказки. Д.Мамин-Сибиряк.
  4. Сказки волшебной страны.
  5. Сборник русских сказок.


Предварительный просмотр:

Тема урока: Три склонения имен существительных.

Цель урока: Продолжение работы по теме «Существительное». Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.

Оборудование: Учебник, ТСО.

Ход урока.

I Организационный момент.

Внимательно послушайте стихотворения Н.Найденовой:

Подружки и товарищи,

Мы весело живем

Друг друга очень любим мы,

в обиду не даем.

- Вы живете весело? (Да, мы живем весело!)

Постараемся доказать это правило на сегодняшнем уроке.

II Сообщение темы урока.

- О ком говорится в этом стихотворении?

Слайд 1. (О подружках и товарищах)

- Ребята, какой частью речи являются эти слова? (существительным)

- Правильно! Сегодня мы продолжим работу по теме существительное, углубим и закрепим знания о типах склонений.

III Повторение.

1.) Слайд 2. Город, гордо, горожанин.

 - Какое из этих слов не является существительным? (Гордо)

- Назовите имена существительные. (город, горожанин)

Задание: Сделать морфологический разбор слова «город».

- Предлагаю вам образовать группу однокоренных слов к слову «город» (ответы: города, городок, городской, загородный, городище, пригородный)

- Покажите, почему названные нами слова однокоренные? И почему слово «гордо» не включено нами в эту группу?

- Как называется такое изменение слов? (Словообразование)

                             ^            ^        ¬

Слайд 3. Городок-городской-загородный.

- А как образовались эти слова? (Ребята называют части слова, при помощи которых образовались слова и выделяют значком)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Какое изменение произошло в слове «города»? (Словоизменение)

2.) Сколько падежей в русском языке? Назовите, какие?

Дальше учитель предлагает ребятам выполнить словарный диктант, где им нужно определить падеж существительных. (приехал в город, экскурсия по городу, улицы города, жил в городе, гордимся городом.)

Вывод: Значит, чтобы точно выразить свою мысль, правильно написать окончания существительных, надо знать падежи.

IV Физкультминутка.

V Новая тема.

а) Работа по учебнику. Упр. 4, стр.89.

Какая часть в слове изменяется? (окончание)

Какой вывод сделать об изменении окончаний имен существительных по вопросам?

Вывод: изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

б) Слайд 4. Улица, Юра, магазин, работа, машина, автомобиль, дядя, небо, солнце.

- Прочитайте слова, найдите в них общее. (все слова – сущ. в ед. числе.)

- Давайте разделим имена существительные на 3 группы, ориентируясь на указания.

- Назовите сущ. жен. рода с окончанием а, я. (улица, работа, машина)

- Назовите сущ. муж. рода с окончанием а, я. (дядя, Юра)

-Прочитайте оставшиеся сущ. муж. рода. (автомобиль, магазин)

-Назовите сущ. ср. рода. (Небо, солнце)

- Определите род, выделите окончание у оставшихся имен сущ. (Дочь, мать)

в) Слайд 5. Появляется запись.

Сущ. ж.р.

Улица

Работа

Машина

Сущ. м.р.

Дядя

Юра

Сущ. м.р.          

Магазин

Автомобиль

Сущ. ср. р.

Небо

Солнце

Сущ. ж.р.

Мать

дочь

- По каким признакам мы сгруппировали сущ.? (по роду, по окончанию)

Учитель: С помощью рода и окончания сущ-го мы можем определить его склонение. Сущ-ые бывают I, II, III склонений.

г) Слайд 6. (Учитель завершает запись)

Сущ. ж.р.

Улица

Работа

Машина

Сущ. м.р.

Дядя

Юра

Сущ. м.р.          

Магазин

Автомобиль

Сущ. ср. р.

Небо

Солнце

Сущ. ж.р.

Мать

дочь

                

                       I скл                                             II скл                                     III cкл

Вывод: к I склонению относятся сущ. жен. и муж. рода с окончанием а, я.

Ко II склонению относятся сущ. муж. и ср. рода с нулевым окончанием или окончанием о,е.

 К III скл. относятся сущ. жен. рода с мягким знаком на конце.

д) Слайд 7. Определите склонения. Картинки: яблоко, лимон, вишня, помидор, морковь, огурец, слива, фасоль.

Как определить склонение имени сущ-го в И.П. ед. числа? (узнать род, выделить окончание по роду и по окончанию определить склонение)

е). Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр. 90.

Выполнить Упр. 3 стр. 91.

VI Закрепление.

1. Игра «Отгадай»

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это сущ. 1 скл., вы должны присесть. Если это сущ. 2 скл. – встать. Если 3 скл.- похлопать.

  • Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)
  • Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел)
  • Много рук, а нога одна. (Дерево)
  • Ящик на коленях пляшет-

То поет, то горько плачет. (Гармонь)

  • Колюч, да не еж. (Ерш)
  • По земле ползет, а к себе не подпускает. (Змея)

2. Слайд 8. Саша записал слова в две группы:

  1. Конь, зверь, огонь, часть, медведь, тень, шинель – слова 2 скл.
  2. Лошадь, скорость, боль, мысль, лень, обувь, июль, шампунь – 3 скл.

- Проверь, нет ли ошибок в его работе. (шампунь- м.р.)

3. Игра «Мяч». Мальчики ловят мяч на словах с ь знаком муж. р., девочки – слова с ь жен. рода.

Мальчики                                                              Девочки

Мяч, ключ, лещ, уж, карандаш        Дочь, ночь, вешь, молодежь, мышь

VII Рефлексия.

- Нам пора заканчивать урок. Для этого надо найти верный путь домой. Перед вами 3 слова: весело, город, горожанин.

  • Найдите среди них сущ. 2 скл. (город)
  • Найдите то слово, с каким настроением вы пришли на урок (весело)
  • Найдите такое слово. Что обозначает одушевленный предмет (горожанин)

IIX Итог урока.

С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение сущ-ых? (чтобы правильно писать окончание сущ-го)

Использованная литература:

  1. Поурочные планы по русскому языку. Рамзаева  Т.Г.
  2. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором (рус.яз нач.шк.) Л.А.Ахременкова.
  3. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. Канакина В.П.
  4. Словарик школьника. В.М.Славная.
  5. Работа со словарными словами. Л.П.Николаева, И.В.Иванова.


Предварительный просмотр:

Тема: С.Сарыг-оол «Дуза када бергеним» («Ангыр-оолдун тоожузундан» эге)

Сорулгазы: Чугаанын утказынга дууштур уругларны ада-иезинге дузалажып, ажыл-ишке харысаалгалыг болурун билиндирер. Чангыс огде чурттап турар уруглар бот боттары дузалажып, карактажырынга кижизидер.

Дерилгези: Компьютер, ном, презентация, чуруктар.

Кичээлдин чорудуу:

  1. Организастыг кезээ

Слайд1. Улустун аас-чогаалын билип албайн чыткаш чоннун ёзулуг тоогузун билип ап шыдавас бис.

  - Улустун аас-чогаалынын хевирлерин кайы-хире билиринерни корээлинер.

Шулук. (1-ги оореникчи чугаалап турар)

 - Даяна чуну чугаалады?

Дурген чугаа. (2-ги оореникчи чугаалап турар)

 - Аас-чогаалынын кайы-хевири-дир?

Тывызык. (3-ку оореникчи чугаалаар)

 - Ол чуу-дур?

   II. Онаалга хыналдазы.

Башкы: Улегер домактар бижиир , доктаадыр турган силер. Хынаайн.

Эртинени черден казар, эртемнерни номдан тывар. (Эгеледим, уламчыланар.)

5-6 оореникчини айтырар.

Слайд2. Шулук.

                Дурген-чугаа

                Тывызык

 - Улаштыр аданарам уруглар? (Кожамык, улустун ырлары, алгыш йорээл, чалбарыг, оюн удээн чугаалар оон даа оске.)

  III. Актуализация

Самбырада чуруктарже корунер. Топтап коргеш кичээливис темазын илерединерем?

  • Уруглар ажыл кылып турар.
  •  Шын-дыр уруглар!

Номчупкаш кичээлдин темазын тодарадыр.

Эки кылган ажыл – элеп читпес алдар. Шупту номчуур (Кичээливис темазын билип алдывыс.)

 - Силер ада-иенерге дузалажып турар силер бе уруглар? (Уругларнын харыызы)

Бо шулукту номчуул.

Слайд 3. Шулук.

Бажын иштин эдип калдым

Бажым дырап чунуп алдым

Орээлимни агаарлаттым

Оогумну илип алдым.

  IV. Чаа тема. С.Сарыг-оол «Дуза када бергеним» («Ангыр-оолдун тоожузундан» эге)

А. Словарьлыг ажыл

Тараа шыгыдып – утказы

Баары кадар –

Аазап , канчап ынайым дээрил, ичелеп бадырыпкан, шыкпыыр.

Б. Улегерлиг номчулга. Номчуп эгелээримге уламчылаар силер. Кичээнгейлиг болунар.

В. Утказы биле ажыл. Айтырыгларга харыы

 - Кымнын дугайында номчудунар?

 - Оолдун ады кым-дыр? Ангыр-оолду авазы канчап турган-дыр? Авазынын айбылап турганын чугаалажыылынар.

  1. Кайнаар айбылааныл уруглар? (Кавайда дунмазын чайгаар)
  2. 2 дугаар айбызын чугааланарам уруглар. (дунмазын чуктээр)

1 дугаар айбыга чуну чугаалап болур силер, уруглар? (Албыгып деридер, баары каткыже ыглаар)

2 ги айбынын кол утказын тайылбырланарам уруглар. (Кылаштай албас дискектерин хорладыр унгеп чоруур дунмазын чуктээш агаарладыр, ойнадыр, аргалаар турган.)

 - Ангыр-оолдун ада-иези каяа чурттап турган-дыр (Кодээ аалга чурттап турган)

Слайд 4. Кодээ аал коданы.

 - Аалдын уруглары оон ынай кандыг ажыл кылып турганнар-дыр?

(Чээргеннээр, бызаа кадарар, суглаар, анай-хураган ыдар, тудар, оларны кадарар, арбай тараа хоорар, соктаар.)

  1. Ангыр-ооодлун сактыышкынындан анай-хураган дугайында солун бижилгени тывынарам уруглар? (Анай-хураганны кадарарга хойдан дора: олар тенек, даады чангыс черге турбас, ойнап дешкилежип, маннажып чоруй баар.
  2. Бот номчулга.
  3. А силернин дунмаларынар бар бе, уруглар?

Ангыр-оолдун дунмазынга ынаан, ол дээш сагыш човап чораанын бадыткап турар одуругларны тып корээлинер: Дунмазын чуу чувеге домейлеп турар ийик? (Орге дег дорт дижин коргузуп алган каттырбышаан унгеп кээр. Чу-чу дээш аът ышкаш ооргазындан сирбектенип аар. Ооргазын куду ичелеп бадырыптар.)

  1. Утказын чугааладыр. 1,2 оореникчи.

V. Кичээлдин быжыглаашкыны.

      Башкы:

 - Мурнунарда сонуурганчыг коробкалар. Тывынарам?

 А. Бир эвес уруглар ажыл билбес, айбылаарга ынавас, чалгаа, уйгужу боор болза, ада-иези канчаптарыл? Шыкппыыштаптар.(чинге хараган ыяш) Шын тыптынар уруглар. Силер ындыг уругларга дуушпес силер. Биске моон херээ чок дедир шыгжап каалынар.

 Б. Авазы Ангыр-оолду ажыл кылган соонда чунун биле чемгерер турган-дыр? (Оремелиг тараа) Коргузер. Беседа.

      В.  Бо шыгжамыр хааржакта чараштыр сиилбип бижээн авазынын чугаазы бар. Ангыр-оол биле дунмазы чуктенчип алган чорда авазы чуу деп мактаар ийик уруглар? Ону тывынарам.

 - Ох! Багай оолдарымнын чуктенчип алган, чараштарын. Мээн оглум авазынга дуза чедире берген.  (Башкы тайылбыр чорудар.)

        Г. Оюн.

Силер ажыл кылырынарга ада-иенер канчалдыр мактаарыл уруглар?

2 оореникчи унуп кээр, холдарынга шарик берип каар, мактал состер чугааладыр.

Самбырада улегер домактар:

  • Эртежи кижи эзерлиг аътка таваржыр.
  • Кежээнин мурнунда-хунду, чалгаанын мурнунда-кочу.

(Бо номчаан эгенин утказын кайы улегер домак биле дамчыдып болурул?

VI. Рефлексия.

  • Кичээл силерге таарышкан сонуургаан болзунарза холдарынар оору кодурер силер.
  • Кичээлди шоолуг билбедим дээн болза холдарынар 2 талазынче херер.
  • Кичээл билбедим, сонургаваан деп бодап турар уруглар холдарын куду бадырар.

      VII.  Онаалга . Чогаадыг «Ада-иемнин дузалакчызы мен» Ар. 38 номчуур.

  1. ТУННЕЛ. (Демдектер)

- Кичээл уезинде кичээнгейлиг болур.

 - Чапсар уезинде чурумну сагыыр.

 - Кээр чанар оруунга оваарымчалыг болур.

 - Онаалгазын кезээде кууседир.

 - Хостуг уезинде ада-иезинге дузалажыр. (Ол силернин база хулээлгенер-дир уруглар)

Слайд 5. Эки кылган ажыл – Элеп читпес  алдар.

Ажыглаан литература:

  1. Улусчу ужурлар. Г.Д.Сундуй.
  2. Тыва оюннар. Самбу И.У.
  3. Аътка тураскаал. Чооду К.К.
  4. Течик – малчын аалда. Э.Мижит.
  5. Класстан дашкаар номчулга ному. Н.С.Конгар.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Сос тургузуу (составы). Дазыл.

Оореникчилернин билиинин деннелинге негелделер

Предметтиг

УУД

Личностуг

Состу уткалыг кезектерге чарып ооредир, дазыл дугайында тодаргай билиндирер

Чуну билип алыры: Состу уткалыг кезектерге чарып, дазылды тып билири.

Чуну кылып оореип алыры: Состернин ниити кезээн тыпкаш оларнын ниити кезээн тускай демдек – биле демдеглээри

Регулятивтиг: башкызынын каяа даянып тайылбырлап турарын ооренип коор.

Ооредиглиг: сехемаларны, таблицаларны, графиктиг майыктарын ажыглап билири. Коммуникативтиг: аразында сумележип тургаш ниити туннелди ундуруптери.

Оореникчиге хевирлетинер чуул: Ооредилгеже чуткулдуу, чуну билип алганын база чуну билбезин недереп билири.

Дерилгези: компьютерлиг самбыра, номнар, чуруктар, плакаттар.

Арга методтары: коргузуг, тайылбыр, номчулга.

                                Кичээлдин чорудуу.

  1. Организастыг кезээ 

– Кичээлге белен силер бе? (Белен бис!)

- Кичээл дургу канчаар ажылдаар ужурлуг бис?

- Эптиг, демниг, найыралдыг ажылдаар бис!

2. Билиглерни хынаары:

Шыйып каан ажык ужуктерге даянып алгаш, хой сек орнунга чогуур ужуктерни немээр.

Слайд 1

Эрги                эгел..н                .ът

Чал                чол..чы                 ч.ъс

Дук                дулг..р                д.ъш

Чус                ч..л                        ч.ък

(Бижилгезин тайылбырладыр. Дурумун чугааладыр).

Слайд 2

Кайы буру состерже бадар деп тур?

                                

      лагер…, кон…ки, кисел…, рубл…, фонар…, календар…

(Туннээр)

Слайд 3

Хой сек орнунга он талазында состерден таарыштыр киирер.

Терен, арыг, шапкын - …                                шоодай

Аар, чиик, чемниг - …                                 хем

Улегерлиг, кызымаккай, томаанныг - …        аржыыл

Чараш, чаа, ак - …                                        оореникчи

(Он – биле солагай талазында состер дугайында чуну чугаалап болурул?)

Слайд 4 (2 оореникчи чугааны номчуур)

- Сен каяа чордун? – Мен арга кирип чордум.

- Аргада чулер бар дыр? – Аргада чечектер, каттар бар дыр.

- Диин кордун бе? – Диинни кордум.

-Дииннин чиир чемин чыгдын бе? – Дииннин чеми, тоорукту база чыып алдым.

Даалгазы: чугаада сос эгезинде турар т-д ужуктерлиг состерни тып (Диин, тоорук)

Карточкалар – биле ажыл

Ажылдаар состери: 1. Тараа, торга, дагаа, далган, тавак, тон, теве, даван, торга

2.Тын, тыва, туман, тайга, (номчааш туннээр)

Слайд 5

Бот ажыл. (холуштур бердинген состерни киирип тургаш болук аайы – биле домактар тургузар.)

хоюг, дугу, дииннин

чылыг, даараар, оон, борт

3.Физминутка (оннер дузазы – биле сула шимчээшкин кылдырар)

Чымчак оннер коступ кээрге – оожум шимчээшкин кылыр,

Кадыг оннер – дурген шимчээшкиннер.

4.Чаа тема:

Слайд 6

а) чувелерни коргускен чуруктар – биле ажыл  

Чуу? Чулуг? Канчаар? Кым? (суг деп состу айтырыгларга оскертир)

б) торел состернин ниити кезээн ылгап тывар ( суг )

в) состун дазылын шыйдырар (  суг  )

г) Ном – биле ажыл: дурум ар.44.( - Чуну дазыл дээрил?)

Мергежилге 110 (аас-биле). Состернин кезектерин шыйдырар.

д) Кыдырааш биле ажыл: мергежилге 111 (негелдези езугаар бижип кууседир)

5. Быжыглаашкын.

а). Оюн «Кым дурген тыварыл»

Силер куш-культура кичээлинде куш-дамыр сайзырадыр оюннар ойнап турар болгай силер, а бо кичээлде угаан ажылынын оюнун ойнаар бис.Слайдда состернин дазылын дурген тывар. Состерни айтырыгларга оскертир.

Слайд 7

Карактыг, эътти, хептиг (дазылын шыяр, тайылбырлаар)

б). Эжи-биле ажыл:

Карточкалар: ааржы – чулуг? – чуге?

                    Тон – чулер? – чулерге?

                     Ажыл – канчал? – кым?

в). Чечен  менде,

     Чечек черде.                 (ийи оореникич чечен состежир)

6. Ооренген темазын туннээр:

Слайд 8  (Дазылын ылгаар, айтырыглар салыр, утказын чугаалаар.)

Суг – суглуг – сугжу – суглаар

Дазылдын уш кол демдектери.

1.Состун кол кезээ

2. Торел состернин ниити кезээ.

3. Дазылда бугу торел состернин ниити утказы синниккен.

9. Рефлексия: Бо кичээлде чуну-билип алдывыс?

- Менээ бо кичээл солун болду, чуге дээрге …

- Мен бо кичээлге таарзындым, чуге дээрге …

10.Туннел: - Бо кичээлде …

- Эр – хейлер!

11. Онаалга: Мер.113, ар.44.

Ажыглаан номнар:

1.  Амгы тыва литературлуг дылга мергежилгелер чыындызы. К.Б.Доржу

2. Тыва уруглар ясли садтарынга номчулга ному. О.Ɵ.Сувакпит, Б.М.Монгуш.

3. Улусчу ужурлар. Г.Д.Сундуй.

4. Кичээлдер планы.

5. Уругларга адаары берге уннерни ооредири. А.Б.Донгак.



Предварительный просмотр:

Тема: Полезные продукты. Из чего состоит наша пища (слайд 1)

Цель:

закрепить полученные знания о составляющих здорового питания. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных источниках питательных веществ.

Задачи:

- научить детей выбирать самые полезные продукты,

- объяснить детям о питательных веществах, рационе питания,

- объяснить необходимость употребления различных групп продуктов в ежедневном рационе.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Слайд 2: Картинки «Дети играют»

Учитель: Чем занимаются дети? (спортом)

Учитель говорит:

- Ребята, благодаря питанию и спорту наш организм быстрее развивается, и становится более крепким и сильным. Для того чтобы, стать крепким и сильным соблюдать некоторые правила.

Слайд 3

Если хочешь быть здоров, больше двигайся, гуляй на свежем воздухе, соблюдай режим дня. Ешь полезные продукты.

Слайд 4

Учитель: Больше двигаться, побывать на свежем воздухе - эти крылатые выражения объясняются так:

утром встаете, зарядку делаете, завтракаете, идете в школу, на перемене играете, кушаете в школе горячее питание, после уроков идете домой, обедаете, в свободное время играете подвижными играми и гуляете на свежем воздухе. Вот это все перечисленное – движения. Когда вы двигаетесь вы тратите много энергии. Чтобы восполнить энергию надо кушать. Главное условие для всех – правильный рацион питания.

  1. Актуализация знаний

Слайд 6

Сегодня мы продолжим разговор о правильном питании, чем вы питаетесь? (Пищей). А где приобретаете эти продукты?( В магазине).

Работа с учебником. 

Страница 7

Учитель: Перед вами магазин. В магазине продаются продукты на прилавках.

Поиграем. Посмотрите на картину. Ребята набирают в корзину продукты. А мы давайте им поможем, чтобы они купили полезные продукты. Я назову названия продуктов, а вы угадаете полезные продукты и похлопайте, а если продукты ограниченного потребления вы скажете нет. Например, молоко, кефир, мясо, хлеб, макарон, рыба, яблоко, шоколад, рис крупа, чипсы, конфеты, мороженое, торт, пепси-кола, колбаса, кириешки.

Вот корзина наполнена. Вы помогли ребятам.

Слайд 6

Стихотворение:

Человеку нужно есть,

Чтобы встать, и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Человеку нужно есть!

  1. Постановка проблемы. Объявление темы

Слайд 7,8

Игра: Что лучше выбрать?

Ребята, давайте вы сами определите тему урока. Посмотрите внимательно на слайд. Что лучше выбрать? Мясо или колбаса? (Мясо). Хлеб или торт? (Хлеб). Яблоко или карамель? (Яблоко). А почему вы выбрали именно эти продукты? Потому что они полезнее. В мясе содержатся белки. В хлебе есть углеводы. А в яблоке – витамины. Что за это такие новые слова? (Белки, углеводы, жиры, витамины, минералы). Сегодня мы об этом узнаем. А сейчас немножко отдохнем. На слайде стихотворение, там есть выделенные слова, и эти движения вы будете имитировать. 

  1. Физминутка

Слайд 9

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

Помешали его в чашке

И добавили колбаски.

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили

(имитация движений)

Не забыли лук сердитый

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Сели кушать на столе!

(вытереть лоб рукой и сесть за парты)

  1. Новая тема: Из чего состоит пища (Основные питательные вещества)

Слайд 10

Полезно есть разные продукты:

Овощи, фрукты, ягоды, молочные продукты, мясо, рыбы, хлеб, крупы.

Эти продукты содержат основные питательные вещества, которые человек получает из пищи.

Слайд 11

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.

Какую роль эти вещества играют для организма?

Сегодня мы будем это изучать.

Слайд 12

Белки – основной строительный материал организма (клеток). Из них образуются мышцы, без них невозможен рост и развитие. Благодаря белкам мы можем двигаться – поднимать и опускать руки, поворачивать голову, наклоняться. Бегать и прыгать. Белки – основа наших мышц.

Белки содержатся:

Слайд 13

Мясо, творог, сыр, яйцо, птица – белки животного происхождения.

Грибы, горох, орехи, семечки, бобы (фасоль) – белки растительного происхождения.

Слайд 14

Жиры – источник энергии, входят в состав клеток тканей. Благодаря жирам организм сможет долго работать и не уставать.

Слайд 15

Растительное масло, рыбий жир, орехи – жиры растительного происхождения.

Масло сливочное, сыр, сметана, сливки, сало, саржаг – жиры животного происхождения.

Слайд 16

Углеводы – главный поставщик энергии для работы мышц и других органов. Вместе с белками они образуют ферменты и гормоны. ферменты, многие гормоны, которую нужны организму.

Слайд 17

Где содержатся углеводы?

Мука и мучные изделия, крупы, сахар, сладкие продукты.

Слайд 18

Витамины– помогают организму быть здоровыми.

Слайд 19

Витамины в основном содержатся в овощах, ягодах, соках и фруктах.

Слайд 20

Минеральные вещества – помогают организму расти.

Минерал кальций – укрепляет кости и зубы, содержится в молочных продуктах, минеральных водах, аржаанах.

Железо насыщает кровь. Содержится в яблоках и орехах.

Йод – нужен для умственного развития мозга. Содержится в морепродуктах (рыба, морская капуста, краб)

  1. Закрепление

Слайд 21

Для того чтобы организм правильно развивался, Рацион питания должен быть разнообразным и обязательно включить все основные источники питательных веществ. Важно не только достаточно есть, но и достаточно пить! (про напитки и питье изучим на следующих уроках).

Беседа:

А какие продукты вы кушаете в школе?

(рыба, мясо, каши, супы, второе блюдо, чай, соки, салаты, фрукты. Четверг – рыбный день). Эти продукты – все полезные. Врач и повар вам составили меню чтобы вы росли здоровыми.

Слайд 22

Вспомним золотые правила питания:

Перед едой мойте руки мылом;

Фрукты, овощи надо хорошо мыть;

Не торопись! Ешь маленькими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом;

Соблюдай режим питания;

Во время еды не разговаривай и не читай!

Не переедай! Ешь в меру!

  1. Рефлексия

Слайд 23

Игра: “Найди пару и соедини”

Мясо, рыба                                               белки

Булочка                                                    углеводы

Фрукты и овощи                                      витамины и минералы

Масло сливочное                                      жиры

Слайд 24

Пословицы и поговорки

Слайд 25

Отгадай сказку

Ответы: Каша из топора, Н.Носов “Мишкина каша”

Слайд 26

Домашнее задание: Ответить на вопросы теста (Приложение 1)

(раздает учитель)

Слайд 27

А сейчас давайте дружно закончим урок. Какой вывод вы сделали?

От питания зависит здоровье человека. Если ты хочешь развиваться, расти, чувствовать себя здоровым – ты должен обеспечивать свой организм полезными жирами, белками, витаминами, углеводами и минералами.

Слайд 28

Будьте здоровы!

Приложение 1

  • 1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ? 
  • а) три раза;
  • б) два раза;
  • в) один раз.
  • 2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ: 
  • а) каждое утро;
  • б) один-два раза в неделю;
  • в) очень редко, почти никогда.
  • 3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК? 
  • а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
  • б) из жареной пищи;
  • в) из одного только напитка.
  • 4. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ? 
  • а) три раза в день;
  • б) три-четыре раза в неделю;
  • в) один раз.
  • 5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД? 
  • а) раз в неделю;
  • б) от 1 до 4-х раз в неделю;
  • в) почти каждый день.
  • 6. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ? 
  • а) два-три раза и больше;
  • б) один раз;
  • в) один раз и реже.
  • 7. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ? 
  • а) раз в день;
  • б) два раза в день;
  • в) три раза и более.
  • 8. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ? 
  • а) одну-две;
  • б) от трех до пяти;
  • в) шесть и больше.