Инновационная деятельность на базе КФУ

 "Установление взаимодействия с семьёй при создании оптимальных условий для развития и самореализации детей с высоким уровнем способностей".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

Тема: «Организация эффективных форм взаимодействия с семьей

в вопросе речевого развития дошкольников»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий всестороннего развития ребёнка и в дальнейшем успешного обучения в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. А именно:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- развитие речи во всех видах детской деятельности;

- речевое развитие  во время общения взрослых и детей;

- участие родителей в речевом воспитании.

Мы считаем, что тесное взаимодействие детского сада и семьи дает наилучший результат полноценного речевого развития детей дошкольного возраста. Участие семьи в речевом развитии  начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) старались убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Развитая речь в понимании многих родителей — это умение читать (и писать —печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. При этом чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий воспитателя и родителей. Нам важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Закон «Об образовании в РФ» указывает, что педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Статья 44 прописывает: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «Концепция дошкольного воспитания» акцентировала внимание на следующем положении: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление  доверительного, делового контакта между семьей и детским садом».

Исходя из выше сказанного для решения вопроса успешного речевого развития детей, мы сделали акцент на совместное сотрудничество с родителями.

Цель совместной работы - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи, которые ставим мы, воспитатели, работая с родителями в течение учебного года:

- ознакомить родителей с игровыми формами работы по активизации речи в процессе ежедневного общения;

 -  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- способствовать приобщению родителей  к воспитательно-образовательному процессу;

- повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей;

-  выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;

- учитывать пожелания родителей, их предложения.

Ожидаемые результаты:

- родители компетентны в вопросах речевого развития ребенка, приняли позицию «активного родителя»;

- изменился характер вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста педагогических интересов и знаний о речевом развитии, желание их совершенствовать;

- увеличилась  посещаемость родителей на мероприятиях по педагогическому просвещению, стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

- осознали не только практическую, но и воспитательную значимость родителей  в педагогической деятельности.

Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляем следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в жизни группы и детского сада:

- мастер – класс: «Речевые игры дома», «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии вашего ребенка»;

- семинар – практикум: «Речь современного ребенка», «Игровые приемы для развития речевого творчества дошкольников», «Развитие речевых способностей дошкольников»;                      

 - совместные конкурсы («Кинотаврик», «Конкурс костюмов по ПДД «Засветись»), прогулки с родителями на природу в парк («Родной свой край – люби и знай»), каскад прудов («Родники»), в театр, библиотеку «Растите юного читателя», школу «Чему учат в школе», конкурсы чтецов («Альметьевск – жемчужина Татарстана», «Мы любим Тукая», «Нам этот мир завещано беречь»);

 - КВН («ПДДЕШКА – 2016», «Моя мама самая лучшая»);

 - совместное творчество: изготовление поделок, альбомов, презентаций  и наглядной агитации по проблемам речевого развития (книжки – малышки «По сказкам Чуковского, Г. Тукая»);

  - «Почта доверия»;

  - открытые формы проведения ОД для  родителей («Шахматное королевство», «Не мешайте нам трудиться», «Зимующие птицы»)

  - всесезонное посещение родителями прогулок с целью ознакомления с формами работы на улице;

- круглый стол на темы: «Проблемы детей  в речевом развитии и пути их решения», «Раннее обучение чтению «за» и «против», «Что такое «мелкая моторика», «Воспитание интереса к чтению»;

-  речевые театрализованные праздники («Новогодний бал для Золушки», «Войлочная сказка»);

  - тематические фотовыставки выставки («Почитай мне мама», «ЛЕГО в речевом развитии детей», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Выходной день семьи»);

- организация детской библиотеки в группе;

- ярмарка творческих идей (выставка игр, маркеров игрового пространства,  изготовленных руками родителей);

  - использование сети Интернет (на сайте группы «Солнышко» размещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания);

На наш взгляд одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми. Совместная подготовка  и  выступление перед аудиторией сближает участников, формирует уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствует развитию всех компонентов речи: словаря, грамматического строя, монолога, диалога, совершенствованию звуковой стороны.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Родители активно участвуют в конкурсе совместного с детьми сочинения. Тематика разнообразная: «Сказка Деду Морозу», «Здравствуй, зимушка - зима», «Мой выходной день», «Письмо маме», «Моя будущая профессия» и др.

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используем в комплексе.  В структуру любого мероприятия с участием родителей вносим новые элементы с целью повышения родительского интереса.  

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит нас  перед необходимостью использовать разные методы активизации родителей. Для этого мы даем  им возможность  активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включаем  ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

Благодаря соблюдению  основных принципов общения  педагога с родителями: общение на основе диалога;   открытость, истинность в общении;   отказ от критики и оценки партнера по общению,  такие формы работы дают  «первые плоды». Ребята, участвуя в конкурсах и олимпиадах, музыкальных фестивалях, стали призерами и победителями. 

Привлечение родителей к жизни группы еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная:

- инициатива исходит со стороны родителей в проведении все  новых форм общения семей. Это совместные выставки, праздники, семейные традиции;

- в вопросах речевого развития и воспитания пока инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно все то, что происходит в детском саду;

- взаимоотношения стали партнерскими;

- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.

В рамках базовой площадки «Создание оптимальных условий для развития и самореализации детей с высоким уровнем развития» создана и работает творческая мастерская «Мы и удивительные профессии». Участвуя в разработке и реализации плана работы творческой мастерской, родители стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начали сознавать свою роль в нем; разработаны проекты «Лекарственные растения Татарии», «Войлочная сказка», «Мир животных», «Времена года». Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздника. Взрослые и дети демонстрируя результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга. Ребята стали увереннее в себе, задают больше вопросов об окружающем, что является признаком активизации речевого развития.

Но наряду с положительной динамикой остаются и проблемы:

- не все родители осознают, что речевое развитие – это длительный, последовательный , сложный  процесс;

- это трудности в  организации совместных мероприятий из-за занятости большинства родителей.

Могу с уверенностью сказать, что ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в воспитательно - образовательном процессе.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры наших воспитанников.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2016 г.);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013 г.;

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

4. «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О.А. Карабанова и др.;

5. Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013;

6. Евдокимова Н. В. Додокина Н, В, Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. Москва: Мозаика-Синтез, 2007;

7. Детско-родительский клуб «Веселая семейка»: Практические материалы.- М.: ТЦ Сфера, 2012;

8. Развиваем речь детей: секреты сотрудничества.:Практическое пособие по взаимодействию детского сада с семьей.- Фонд «Развития через образование» Тольятти, 2007.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Речь современного ребенка»

Слайд 2

Совместные мероприятия

Слайд 3

Тематические конкурсы