Обмен опытом

Азиханова Голлия Зуфяровна

На страницах сайта предлагаю коллегам материалы, которые могут помочь в работе.

готова к плодотворному сотрудничеству, консультациям. Все вопросы и пожелания присылайте на почтовый адрес: Azixanova.goliya@bk.ru

 

Предлагаю Вашему вниманию

  • Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"  1 класс
  • Программа «Основы мировых религиозных культур» учебный предмет «Основы исламской культуры»
     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

проектно-исследовательского кружка «Юный исследователь»

Актуальность программы

Ведущей идеей программы «Начальная школа XXI века», обеспечивающей реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является определение новых подходов к целям, содержанию обучения в начальной школе. Основной принцип обучения: природосообразность, то есть соответствие потребностям детей этого возрастав познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности. Реализовать этот принцип возможно, учитывая типологические и индивидуальные особенности познавательной деятельности, а также уровень социализации младших школьников. Программа проектно-исследовательского кружка «Юный исследователь» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности с позиции ученика. Она формирует ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, давая возможность ответить на вопрос «зачем я учусь?», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу?», «каковы мои успехи, и что у меня не получается?» При этом основная педагогическая задача учителя - это организация условий, инициирующих детское действие, которое требует обновления содержания и ценностей образования, а также технологий и методов обучения. Деятельностный подход в обучении, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной и учебно-практической  деятельности в полной мере реализуется в правильно организованной проектно-исследовательской работе. 

       Принимая во внимание особенности личностного развития младших школьников и учебную деятельность как ведущий мотив особенно актуально поддержать познавательный интерес развивающейся личности. Именно на решение этой задачи направлена программа курса «Юный исследователь». Она имеет интеллектуальную  направленность и является логическим продолжением реализуемых образовательных рабочих программ по русскому языку, математике и окружающему миру.

Актуальность данной программы заключается в социальном эффекте, основанном на интересе к совместной проектно- исследовательской деятельности обучающихся и их родителей. Она способствует развитию как коллективного, так  и индивидуального творчества, побуждает к наблюдениям и проектированию, опирается на собственный жизненный опыт.

В основу программы легла программа проектно - исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова.

Реализация программы предусматривает в работе с обучающимися использование  методик «Экспресс-исследование» и «Продолжи исследование».

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Описание программы

Программа проектно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для 1 класса представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС НОО. В программе раскрываются основные аспекты организации проектно – исследовательской работы во внеурочной деятельности. Программа представляет документ, содержащий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей и задач обучения в начальной школе.  Программа разработана на основе анализа результатов обучения, с учетом имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, дидактических) для ее реализации. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников, предусматривает организацию подвижной деятельности. С этой целью включены подвижные игры, предусмотрена последовательная смена видов деятельности. Во время занятий поддерживается прямое общение между детьми, принцип свободного перемещения по классу, работа в парах, беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских проектов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Целевое направление программы: общеинтеллектуальное и социальное

Цель программы кружка «Юный исследователь»: создание условий для успешного освоения обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, как одного из способов повышения мотивации, формирование системы универсальных учебных действий, воплощённых в конечный продукт, воспитание у обучающихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Задачи:

Обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска и проектирования.

Формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять гипотезы.

Формировать коммуникативные, информационные, познавательные компетенции.

Развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Воспитывать гуманное отношение к живому, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.

Нормативное и методическое основание

Федеральный уровень:

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников; Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеурочной) деятельности школьников ( НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).

Региональный уровень:

Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Методические рекомендации по составлению рабочих программ, примерное положение о рабочей программе внеурочной деятельности Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2012 №4694/12.

Муниципальный уровень

Приказ департамента образования администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010 №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города Нижневартовска»

Место программы в учебном плане:

Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению, создать почву для проведения исследования и проектирования.

Социальные партнеры: городская библиотека №12, детская городская библиотека №5 «Филиппок», краеведческий музей.

Применяемые способы обучения: проектный и исследовательский методы, технологии развивающего, проблемного обучения, групповые, индивидуальные формы работы. Технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман, система оценивания по методике профессора П.И. Третьякова, технология КТД Н.Е. Щурковой.

Мотивационные приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность.

Организационные формы обучения: классная, индивидуально-групповая, групповая, коллективная.

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами реализуемой программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать, как можно больше о родном городе.
  • Развитие потребности к самостоятельному изучению различных проблем через исследовательскую деятельность.
  • Формирование навыков работы с источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметными результатами изучения программы являются универсальные учебные действия. Учащиеся научатся:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действиях.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

Предметными результатами реализуемой программы являются:

  • Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов (русский язык, математика, окружающий мир) опыт специфической для данных предметных областей деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • Полученная система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Мониторинг эффективности реализации программы

Показатель

Критерии

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)

Использование исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований

Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске

Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Познавательные процессы» (9 ч)

Занятие 1.Тема: Включи память!

Цель: создать условия для знакомства детей в группе; развивать память, внимание, наблюдательность.

Содержание: Знакомство. Совместный рисунок (на доске или асфальте). Игра «Мяч». Игра «Птица – зверь – рыба». Игра «Запретное движение».

Форма занятия: тренинг

Занятие 2.Тема: Секрет порядка.

Цель: развивать конвергентное мышление; приучать к стандартным мыслительным операциям.

Содержание: Корректурная проба. Исключение 3-го лишнего. Угадать животное по его признакам. Последовательные картинки. Игра «Запомни порядок».

Форма занятия: тренинг

Занятия 3, 4.Тема: Стань лучшим!

Цель: совершенствовать способность творчески и самостоятельно мыслить; развивать пространственную ориентацию; расширять словарный запас.

Содержание: Корректурная проба. Перечисли объекты с заданным признаком. Решение задач со спичками. Игра «Футболист». Игра «Монолог картошки». Пятна Роршаха (разноцветные кляксы).  Игра «Сложи узор».

Форма занятия: интеллектуальный конкурс,

Занятие 5.Тема: В гости к пчёлам.

Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание, мелкую моторику; совершенствовать коммуникативные качества (действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других).

Содержание: Пословицы и поговорки о труде. Рисование пчелы цветами. Рисуем по кругу одним карандашом  (общий рисунок). Игра «Рамки и вкладыши». Игра «Ручеёк».

Форма занятия: продуктивная игра

Занятие 6.Тема: Полцарства за ковёр!

Цель: развивать произвольное внимание, память; развивать коммуникативные способности.

Содержание: Что изменилось? Дорисовать узор. Найди отличия. Пересказ по кругу. Игра «Заколдованные». Игра «Сложи узор».

Форма занятия: игровой тренинг.

Занятие 7.Тема: Следопыты на месте не сидят!

Цель: развивать воображение, восприятие, наблюдательность; обучать расслаблению и раскованности.

Содержание: Что изображено на картине? Игра «Слушай команду». Игра «Кляксы». Игра «Скучно, скучно так сидеть».

Форма занятия: продуктивная игра.

Занятие 8.Тема: Шпионы опять шпионят.

Цель: развивать тактильную память, внимательность, наблюдательность; расширять словарный запас.

Содержание: Закончи предложение. Что в свёртке. Игра «Конспиратор». Игра «Гомеостат». Игра «Тактильный образ».

Форма занятия: игровой тренинг.

Занятие 9.Тема: К настоящим волшебникам!

Цель: развивать мыслительные ассоциативные связи, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Содержание: Город Двадцати Квадратов. На жуке с ветерком!  Игра «Определения». Игра «Гомеостат». Игра «Кто что сделал?»

Форма занятия: аукцион идей

Форма подведения итогов реализации модуля: общественный смотр достижений

«Исследовательские умения» (7 ч)

Занятие 1.Тема: Что такое исследование

Цель: совершенствовать представление обучающихся о научном исследовании, пробуждать интерес к новому, стремление узнавать новое.

Содержание: Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие?

Форма занятия: исследовательская лаборатория

Занятие 2. Тема: Наблюдение и наблюдательность  

Цель: Познакомить с наблюдением как методом исследования. Изучить преимущества и недостатки наблюдения.

Содержание: Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Форма занятия: ярмарка идей

Занятие 3.Тема: Острый глаз

Цель: Тренировать наблюдательность, восприятие, внимание

Содержание: Выполнить задания на тренировку и проверку внимания, восприятия, наблюдательности.

Форма занятия: познавательная экскурсия

Занятие 4.Тема: Что такое эксперимент.

Цель: формировать представление о главном способе получения научной информации –эксперименте. Провести эксперименты с реальными объектами.

Содержание: Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Форма занятия: эксперимент.

Занятие 5. Тема: Экспериментирование.

Цель: формировать представление о главном способе получения научной информации – эксперименте. Провести эксперименты с реальными объектами (продолжить работу).

Содержание: Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки — как модели людей, техники и др.).

Форма занятия: эксперимент, мини проект.

Занятие 6. Тема: Гипотезы и провокационные идеи.

Цель: Познакомить с понятиями «гипотеза», «провокационные идеи» (нахождение сходства и различий этих понятий). Учить создавать гипотезы, следуя определенной структуре.

Содержание: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Форма занятия: познавательная беседа, тренинг

Занятие 7. Тема: Учимся вырабатывать гипотезы.

Цель: Учить создавать гипотезы, следуя определенной структуре

Содержание: Выполнение задач на поиск закономерностей в расположении фигур, слов. Общий подбор гипотез к проблеме: почему лягушка зеленого цвета. Упражнения по обучению вырабатывать гипотезы.

Форма занятия: исследовательская лаборатория

Форма подведения итогов реализации модуля: «Папка исследователя».

«Коллективное творчество» (10 ч)

Занятие 1. Тема: Игра «Зоопарк».

Цель: познакомить с правилами конструктивной групповой работы, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Беседа «Что такое зоопарк. Обитатели зоопарка». Знакомство с моделью зоопарка, вольерами. Выбор вольера и самостоятельное изображение животного. Коллективная работа по «заселению животных». Игра «Экскурсия по нашему зоопарку». Оценка индивидуальной и совместной деятельности.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме

Занятие 2. Тема: Игра «Подготовка к состязаниям».

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Знакомство с сюжетом игры «Кругосветная парусная регата». Обсуждение знаков отличия яхт во время соревнования. Индивидуальная художественная роспись силуэта собственной яхты. Создание общей композиции. Презентация яхты. Оценка индивидуальной и совместной деятельности.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме

Занятие 3. Тема: Игра «Гуляющие цыплята».

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Беседа о цыплятах. Обсуждение внешних и внутренних особенностей цыплят. Индивидуальная работа обучающихся по созданию неповторимого облика своего цыпленка, выражающего его особенный внутренний мир. Создание общей композиции «Цыплята на лугу». Составление рассказов о собственном понимании изображенных на ней событий. Оценка индивидуальной и совместной деятельности.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – индивидуальной форме

Занятие 4. Тема: Игра «Пиктографическое письмо».

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в паре, в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино», как герои Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик последовательно, друг за другом писали одно письмо: «Здравствуйте, дорогие папа и мама…». Обсуждение сюжета. Знакомство с целью работы – запись пиктографического письма. Распределение на группы. Распределение ролей между участниками группы. Создание письма участниками группы по принципу производственного конвейера (каждый участник на общем листе бумаги рисует свою часть письма от имени какого-либо персонажа). Чтение полученных писем. Оценка индивидуальной и совместной деятельности.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – последовательной форме– «производственный конвейер».

Занятие 5. Тема: Игра «Сочинение рассказов»

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Распределение обучающихся на группы по 5- 6 человек. Перед ними стоит стол, где лежат одинаковые по размеру карточки. Все они уложены изображениями вниз. Задача каждого из детей-участников: перевернув лежащую перед ним карточку, надо сказать несколько предложений о том, что на ней изображено, но обязательно продолжая начатый рассказ предшествующим участником, продолжая при этом общую сюжетную линию. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Выбор лучших сюжетов.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – последовательной форме – «производственный конвейер».

Занятие 6. Тема: Игра «Фабрика игрушек»

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Рассказ о промышленном производстве, о работе конвейеров. Размещение участников по конвейерным линиям. Раздача образца игрушки и конвертов с деталями. Знакомство с производственной задачей— приклеить свою деталь точно на свое место, так, как это сделано на образце. Задание можно усложнить, если выдать детям не готовые детали, а шаблоны из плотной бумаги (картона) и цветную бумагу. Участнику в этом случае надо сделать по шаблону деталь, а затем приклеить ее. Старт работе конвейерных линий. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Выбор лучших игрушек. Подведение итогов работы.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – последовательной форме – «производственный конвейер».

Занятие 7. Тема: Игра «Наша любимая сказка»

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в группе, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке.

Содержание занятия: Беседа «Любимые сказки и герои». Объединение обучающихся в пары, выразивших свои симпатии к одним и тем же сказкам. Задача детей: нарисовать совместную работу, изобразив героев своей любимой сказки, рисуя гуашью на больших листах плотной бумаги. Самостоятельная работа участников. Выставка – обсуждение завершенных совместных работ. Оценка совместной деятельности в паре. Выбор лучших композиций. Подведение итогов работы.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – взаимодействующей форме.

Занятие 8. Тема: Игра «Сказочный поезд»

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в паре, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке, развивать умение творчески работать в коллективе.

Содержание занятия: Знакомство с сюжетом игры – путешествие в сказку на сказочном поезде. Объединение обучающихся в пары. Распределение вагончиков сказочного поезда. Заготовка имеет три выреза для окон — к ним надо впоследствии приклеить нарисованные изображения сказочных героев. Самостоятельное распределение обязанностей внутри пары: изображение пассажиров поезда, оформление вагончика. Создание общей композиции поезда. Обсуждение общих результатов. Оценка совместной деятельности в паре.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – взаимодействующей форме

Занятие 9, 10. Тема: Игра «Подводное царство»

Цель: развивать умения межличностного взаимодействия участников игры в паре, учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить распределять обязанности между собой, учить адекватной объективной самооценке, развивать умение творчески работать в коллективе.

Содержание занятия: Создание игровой ситуации. Коллективная беседа о море и его обитателях. Распределение обязанностей между обучающимися и деление на группы по созданию объектов. Самостоятельная работа в группах. Создание общей композиции, совершенствование ее изобразительных, выразительных, содержательных характеристик. Составление рассказа по созданному сюжету. Оценка совместной деятельности в паре. Обсуждение итогов коллективной работы.

Форма занятия: коллективная творческая игра в совместно – взаимодействующей форме

Форма подведения итогов реализации модуля: коллективная творческая работа

 «Наблюдения, опыты и эксперименты» (8 ч)

Занятие 1.Тема: Опыт «Бездонный бокал»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа о тайнах природы. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 2.Тема: Опыты «На что способен наш мозг»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа о зрительном восприятии мира людьми. Просмотр опыта в режиме ИКТ. Обсуждение каждого упражнения. Выводы. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 3.Тема: Опыт «Надорванная полоска»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа о свойствах бумаги. Составление плана проведения опыта. Практическая работа – изготовление полоски с двумя надрезами. Повторение правил техники

безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 4.Тема: Опыт «Почему стакан не выливается»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа «Кто сильнее?». Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Изучение эмоционального отношения к деятельности, связанной с проведением опыта. Анализ результатов опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 5.Тема: Опыт «Вареное и сырое яйцо»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Чтение легенды «Что появилось раньше: курица или яйцо?». Обсуждение проблемной ситуации. Постановка проблемы. Выдвижение гипотез. Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Проверка гипотез. Анализ результатов. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 6.Тема: Опыт «Лимон надувает воздушный шар»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями, формировать умение планировать наблюдение.

Содержание: Беседа «Развлечения с друзьями».  Изучение памятки по проведению опыта. Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта.

Повторение правил техники безопасности при проведении опыта. Проведение практического опыта. Анализ результатов опыта. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 7.Тема: Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями.

Содержание: Беседа «Свойства воды». Составление плана проведения опыта. Подготовка оборудования для проведения опыта. Проведение практического опыта. Подведение итогов. Нахождение научного обоснования опыта.

Форма занятия: познавательный опыт, познавательная беседа.

Занятие 8. Резервный урок

Форма подведения итогов реализации программы: отчет о проведении опыта.

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33часа)

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

Результат (выход)

коллективные мини-проекты

Познавательные процессы (9 ч)

1

Включи память!

1

07.09.2017

07.09.2017

2

Секрет порядка.

1

14.09.2017

14.09.2017

3

Стань лучшим!

1

21.09.2017

21.09.2017

4

Стань лучшим!

1

28.09.2017

28.09.2017

5

В гости к пчёлам.

1

05.10.2017

05.10.2017

6

Полцарства за ковёр!

1

12.10.2017

12.10.2017

7

Следопыты на месте не сидят!

1

19.10.2017

19.10.2017

8

Шпионы опять шпионят.

1

26.10.2017

26.10.2017

9

К настоящим волшебникам!

1

02.11.2017

02.11.2017

Книжка –раскладушка

Исследовательские умения (7 ч).

1

Что такое исследование.

1

16.10.2017

16.10.2017

2

Наблюдение и наблюдательность.

1

23.10.2017

23.10.2017

3

Острый глаз.

1

30.10.2017

30.10.2017

4

Что такое эксперимент.

1

07.12.2017

07.12.2017

5

Экспериментирование.

1

14.12.2017

14.12.2017

6

Гипотезы и провокационные идеи.

1

21.12.2017

21.12.2017

7

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

28.12.2017

28.12.2017

Стенгазета

Коллективное творчество (10 ч).

1

Игра «Зоопарк».

1

18.01.2018

18.01.2018

Костюм

2

Игра «Подготовка к состязаниям».

1

25.01.2018

25.01.2018

3

Игра «Гуляющие цыплята».

1

01.02.2018

01.02.2018

4

Игра «Пиктографическое письмо». Мини проект.

1

08.02.2018

08.02.2018

5

Игра «Сочинение рассказов»

1

15.02.2018

15.02.2018

6

Игра «Фабрика игрушек»

1

01.03.2018

01.03.2018

Сувенир -поделка

7

Игра «Наша любимая сказка»

1

15.03.2018 бинар за 08.03

15.03.2018 бинар за 08.03

Инсценирование сказки

8

Игра «Сказочный поезд»

1

15.03.2018

15.03.2018

9

Игра «Подводное царство»

1

22.03.2018

22.03.2018

10

Игра «Подводное царство»

1

05.04.2018

05.04.2018

Выставка иллюстраций

1

Опыт «Бездонный бокал»

1

12.04.2018

12.04.2018

2

Опыты «На что способен наш мозг»

1

19.04.2018

19.04.2018

3

Опыт «Надорванная полоска»

1

26.04.2018

26.04.2018

4

Опыт «Почему стакан не выливается»

1

03.05.2018

03.05.2018

5

Опыт «Вареное и сырое яйцо»

1

10.05.2018

10.05.2018

6

Опыт «Лимон надувает воздушный шар.»

1

17.05.2018

17.05.2018

7

Опыт «Может ли кипеть холодная вода»

1

24.05.2018

24.05.2018

Исследовательский проект

Итого:

33

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности

младших школьников:

Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом.

Аппарат контроля

Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.

Формы контроля и система оценивания.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения. С помощью «Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Критерии оценк и число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Впечатление от занятия

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интресно

Полезно

Цветовое решение оценивания:

1. Самооценка

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Неочень активна

Достаточно активна

Согласованная

3. Впечатление от занятия

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен

Информационные ресурсы для педагога и учащихся:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Учебнаялитература, 2007.
  2. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Самара. Учебнаялитература, 2007.
  3. Савенков А.И.  Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара. Учебнаялитература, 2007.



Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Основы мировых религиозных культур» учебный предмет «Основы исламской культуры»

(для четырехлетней начальной школы)

Программа по основам мировых религиозныхкультур составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и обеспечена УМК «Начальная школа ХХI века»: 4 класс: «Основы мировых религиозных культур» – учебник для 4 класса, в 2ч. Автор: Н.В. Виноградова.

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы исламской культуры»;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Проблема  воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. 
              Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
              В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. 

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю,  всего 34 часа (34 учебные недели). 

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРАЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вопросы,  связанные  с  введением  в  школьную  программу  духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой   в рамках культурологического подхода, имеют  особенно  важное  значение,  поскольку  характер  светской школы  определяется,  в том числе, и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием  свободы  вероисповедания  и  мировоззрения  участников  образовательного процесса. Запрос на современное   образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.   Современный  национальный  воспитательный  идеал  –  это  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,  осознающий  ответственность  за  настоящее  и  будущее  своей  страны, укоренённый  в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального  народа Российской Федерации.  В  этой  связи  особо  актуальным  становится  включение  в  школьную  программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и  представляющего  пять  важнейших  национальных  духовных  традиций  –  православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

             Ведение модуля «Основы мировых религиозных культур» должно стать первым  шагом  на  пути  восстановления  в  новых  условиях  на    основе  принципов гуманизма,  нравственности,  традиционной  духовности  социально-педагогического партнерства  школы,  семьи,  государства,  общественности  в  деле  воспитания  детей  и молодежи.  

             Духовно-нравственное  воспитание  личности  гражданина  России  –  педагогически организованный  процесс  усвоения  и  принятия  обучающимися  базовых  национальных ценностей,  имеющих  иерархическую  структуру  и  сложную  организацию.  Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья,  культурно-территориальные  сообщества,  традиционные  российские  религиозные объединения  (христианские,  прежде  всего  в  форме  русского  православия,  исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

            Включение курса «Основы мировых религиозных культур» в основной вид  деятельности обучающихся  - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательный  процесс,  способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

•  Патриотизм

•  Социальная солидарность

•  Гражданственность

•  Семья

•  Труд и творчество

•  Наука

•  Традиционные российские религии

•  Искусство и литература

•  Природа

•  Человечество

             Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации  и  готовности  основных  социальных  сил  к  гражданской  консолидации  на  основе общих  ценностей  и  социальных  смыслов  в  решении  общенациональных  задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.

           Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство  российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

             Гражданское  согласие  по  базовым  национальным  ценностям  не  имеет  ничего общего  с  единообразием  ценностей  нации  и  самой  нации,  духовной  и  социальной унификацией.  Единство  нации  достигается  через  базовый  ценностный  консенсус  в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и  поддерживается  их  открытостью  друг  другу,  готовностью  сообща  решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение детей по программе курса «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия - страна, объединившая народы. Россия -многонациональная держава. Родина - место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия - наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Конституция РФ - основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в её состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык - государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровней культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества - долг гражданина вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война - пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной.страны. Подвиги воинов - представителей разных на родов.

   Многообразие кулътур народов России. Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов Российской Федерации: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства - представители разных народов.

Кулътура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения Пророка, Навруз; Шаббат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы. Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, спра ведливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость - бщечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от
национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни. Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий. Общечеловеческие ценности в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.

Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Ислам - мировая религия. Понятия «ислам», «мусульманин». Где возник ислам. Ислам в современном мире. Мекка - религиозная столица ислама.

Ислам в России. История распространения ислама в России. Мероприятия Екатерины II по встраиванию мусульманского сообщества в систему государственного устройства империи. Положение ислама в современной России. Места проживания мусульман в нашей стране.

«Нет Бога, кроме Аллаха ... ~ Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог. Аллах вечен, Он создал мир, землю и всё, что есть на ней. Аллах - первоначало всего, высший судья (судия).

Пророки - избранники Аллаха. Про рок Ибрахим и Кааба. Мухаммад - последний пророк Аллаха. Жизнь и деятельность Мухаммада. Нравственная ценность его высказываний и назиданий.

Основы ислама. Пять основных предписаний (столпов) ислама. Обязанности мусульманина: свидетельство веры, молитва, соблюдение поста, благотворительный налог. Паломничество (хадж) - показатель искренней преданности верующего, одно из наилучших деяний для мусульманина, очищающее его от грехов. Дозволенное и запретное в исламе.

Коран и Сунна. Коран (собрание боговдохновенных изречений пророка Мухаммада) - Священное Писание, главная книга ислама. Сунна (собрание рассказов (хадисов), содержащих в себе описания поступков и высказываний пророка Мухаммада) - Священное Предание ислама.

Чему учит ислам. Мусульманин - пример добродетели. Главные добродетели ислама: миролюбие, добро, трудолюбие. Нравственные нормы и правила ислама. Примеры добродетелей у мусульман.

«Место, где совершаются земные поклоны ... » Особенности внешнего вида и внутреннего убранства мечети (минареты, растительный орнамент храма, отсутствие изображений человека и животных). Лучшие образцы мечетей в мире и России. Правила поведения в мечети.

«Искусство ислама». Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров. Художественное ремесло.

Мусульманская семья. Заповеди ислама о семье и семейной жизни. Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок

Праздники в исламе. Роль, значение, функции, особенности основных исламских правдников. Праздник разговения - Ураза-байрам, Праздник жертвоприношения Курбан-байрам. День рождения пророка. Праздник в память о чудесном вознесении пророка Мухаммада к престолу Аллаха - Раджаб-байрам. Особенности исламского календаря.


VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОСНОВАМ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» 4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Россия – многонациональное государство

Как все начиналось. Народы Севера. Народы Поволжья

Народы Северного Кавказа. Народы Сибири

Путешествие в Биробиджан

Когда люди объединяются

Что нам стоит дом построить

Культурные традиции народов

Культурные традиции народов

Традиционные религии России

Войдем в православный храм

Буддийский храм. Синагога.

Войдем в мечеть

Народные и религиозные праздники

Народные и религиозные праздники

Какие ценности есть у человечества?

Выступление учащихся со своими творческими работами:«Значение религии в жизни человека и общества», «Памятникирелигиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

Ислам – мировая религия

Ислам в России

Нет Бога, кроме Аллаха…

Пророки – избранники Аллаха

Пророки – избранники Аллаха

Основы ислама

Основы ислама

Коран и Сунна

Коран и Сунна

Чему учит ислам

Чему учит ислам

Мечеть – место молитвы

Искусство ислама

Искусство ислама

Мусульманская семья. Традиционная одежда мусульманок

Мусульманская семья.

Праздники в исламе

Презентация творческих проектов по изученным темам

VIII.  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

 Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
  • создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и других умений и т. п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно- лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

        Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К— полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П— комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

примечания

Книгопечатная продукция

4 класс: «Основы мировых религиозных культур» – учебник для 4 класса, в 2ч. Автор:  Н.В. Виноградова.

26

Методическая литература

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 2. – 5-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2013 – 400с – (стандарты второго поколения).

1

«Основы мировых религиозных культур» – учебник для 4 класса, в 2ч. Автор:

Н.В. Виноградова.

1

Концепция «Школа 21 века», программы для начальной школы, руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Л.Е.Журова, Л.А.Ефросиньева, М., Вентана-граф, 2013 г.)

1

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по

литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Ф

Словари (по возможности всех типов)

Ф

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению

(в том числе в цифровой форме).

Д

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

CD-диски «Электронное приложение» к учебникам и тетрадям  

Д

Технические средства обучения

Классная доска.  

Размер не менее 150 х 1 50 см.

Магнитная доска.

С диагональю не менее 72 см.

Интерактивная доска.

+

Персональный компьютер.

+

Мультимедийный проектор.

+

Принтер.

+