Программа дополнительного образования

Козлова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Программа предметно – ориентированного элективного курса для обучающихся

11 классов общеобразовательной школы.

Тема: «Современные технологии обработки швейных изделий»

МБОУ СШ №1 города Нижневартовска, Тюменской области.

ПРОГРАММА

элективного курса по технологии

Тема: « Современные технологии обработки швейных изделий»

(предпрофильное обучение, 11 классов)

Учитель высшей квалификационной категории  Козлова Светлана Александровна.

Данная образовательная программа элективного курса направлена на непосредственное изучение современных технологий обработки швейных изделий. Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся об углубленном изучении  современных технологий обработки  швейного  производства,  развитие практических умений.

I.Виды профессий, связанных с современным производством швейных изделий. 1.1Виды производства связанные с современной технологией обработки швейных изделий.

1.2 Этапы производства связанные с современной технологией обработки швейных изделий.

1.3 Профессии производства, связанные с современной технологией обработки швейных изделий: инженер – технолог, техник – технолог, стилист, художник – модельер, конструктор-модельер, портной. Содержание профессий, условия труда.

II. Проектная деятельность. Этапы проекта.

 2.1Организационно-подготовительный этап.

2.2Технологический этап.

2..3Заключительный этап.

Курс имеет профориентационную направленность и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 11-х классов. Программа элективного курса рассчитана на 35 часов, из них лекции – 19 часов, практические работы – 13 часов, экскурсии – 3 часа.

Пояснительная записка.

Современные преобразования, которые происходят в общеобразовательной школе, выдвинули на первый план проблему поиска путей профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. Одним из приоритетных направлений, для формирования профессионального самоопределения в старшей школе, является введение предпрофильного обучения, основная функция которого должна заключаться в профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовки учащихся к дальнейшему освоению выбранной профессии.

Внедрение предпрофильного обучения на ступени

старшей школы объясняется, в первую очередь, тем

 негативным состоянием традиционной системы обучения, которое возникло в школе в настоящее время. Современное школьное образование не всегда представляет большинству учащихся благоприятные возможности для максимального проявления своих возможностей, интереса к учебе, способствовать профессиональному самоопределению и повышению уровня самостоятельности. Окончивший школу ученик должен научиться видеть проблему в окружающей его действительности, уметь принимать целесообразные решения, приобретать новые знания и применять их на практике, уметь ориентироваться в мире современных профессий и стремиться повышать свою квалификацию.

Реформирование всей системы образования предусматривает не только возможность для любого учащегося получить базовые знания, но и возможность удивлять внимание тем направлениям обучения, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям, интересам и способностям.

Это стало возможным благодаря введению в процесс обучения в старших классах элективных курсов, которые являются согласно нормативным документам обязательным компонентом предпрофильного обучения. Элективные курсы предусматривают изучение интересующих учащихся тем или разделов, например современные технологии обработки швейного производства  на качественно ином уровне. В них уделяется больше внимания лабораторно-практическим и творческим работам, проектной и исследовательской деятельности учащихся, что требует создания специальных комплексов средств обучения, в том числе иной организации учебно-предметной среды.

Понятие «элективные курсы» для Российской школы достаточно новое, поэтому не разработаны комплексы средств обучения, необходимые для их эффективного преподавания.

Таким образом, проблема исследования определена отсутствием, на данном этапе развития отечественной школы, неразработанной методики преподавания элективных курсов в предпрофильном обучении общеобразовательной школы (специальности технологии швейного производства). Из чего следует, что данный элективный курс актуален.

Решение данной проблемы требует рассмотрения всех компонентов процесса обучения в элективных курсах: средств обучения, видов деятельности учителя и учащегося, методов и приемов обучение, особенностей содержания, задачи.

Использование в учебном процессе отдельных предметов учебного    оборудования не дает учителю возможности полно и конкретно ознакомить учащихся со всем кругом вопросов, определяемых программой элективного курса. Только при сочетании различных видов средств обучения (создание комплексов средств обучения) возможно всестороннее познание, со стороны учащихся, изучаемых объектов и явлений.

Итак, реализация в педпрофильных классах элективного курса «Современные технологии обработки швейных изделий», направлена на подготовку учащегося к ситуации выбора направления дальнейшего образования в области швейного производства по специальностям: инженер – технолог, техник – технолог, стилист, художник – модельер, конструктор – модельер, с выполнением практической работы изготовление изделий детского белья для новорожденного.  

Элективные курсы по теме « Современные  технологии обработки швейных изделий " актуальны для каждой девочки и не маловажны, на основании собственного опыта.

Элективные курсы по данной теме включают в себя 35часов.

Цель курса:

-способствовать профильному самоопределению учащихся 11-х класса;

 -реализовать интересы учащихся в учебном процессе по                                 технологии швейного производства, на новом уровне;

 - уточнить готовность и способность осваивать технологию                                                                                                                             швейного производства на новом уровне;

 - создание положительной  мотивации к обучению на  соответствующую профессию.

Задачи курса:

-познакомить учащихся с многообразием профессий технологии швейного производства;

-формировать навыки и умения по применению полученных знаний на практике;

-развивать познавательный интерес к данному профилю

прививать любовь к прекрасному, воспитывать эстетический и художественного вкуса у учащихся.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
-проектировать и создавать изделия применяя современную обработку в швейных изделиях; современного стиля

- выполнять изготовление изделий в соответствии с технологической последовательностью, с применением новейших технологий обработки;

 -применять ткани в швейных изделиях в соответствии с назначением, с требованиями  санитарной  гигиены;

 -защищать выполненный проект.

Перечисленные умения формируются на основе знаний;

 -соблюдать ПТБ, правила санитарии, гигиены, в мастерских;

-определять и устранять неполадки в работе современного швейного оборудования;

  • конструировать и моделировать различные виды изделий;
  • выполнять различные, современные методы обработки швейных изделий;
  • выявлять дефекты и своевременно устранять их.

Занятия проходят в русле проектной методики. С теоретическим материалом ученики   знакомятся на лекциях, его содержание расширяется в процессе дискуссий на семинарских занятиях.

В  ходе  практических работ формируются  умения  и  навыки  проектирования  и  создания  изделий,  защиты творческого проекта.

Формы контроля:

  • сообщения;
  • тестирование; отчет по экскурсиям  и практическим работам;   конференция  (выставка и презентация творческих работ).

№ п./п.

Наименование темы курса

Количество часов

всего

лекции

практика

экскурсии

дата

план

факт

1

Презентация курса «Современные технологии обработки швейных изделий».

1

1

2

Профессии, востребованные в области современных технологий обработки швейных изделий.

3

3

3

Экскурсия на фабрики или ателье

3

3

4

Этапы проектирования создания детского белья для новорожденного.

4

2

2

5

Выбор моделей изделий и подбор современных тканей и фурнитуры.

4

2

2

6

Конструирование и моделирование изделий.

4

2

2

7

Изготовление стеганного одеяла на синдепоне.

6

3

3

8

Изготовление распашонки и чепчика, и отделка изделий аппликацией.

4

2

2

9

Изготовление банной простынки, с применением косой бейки или кружевом.

2

1

1

10

Изготовление слюнявчика и отделка его отделочными строчками.

2

1

1

11

Защита проекта. Итоговое занятие.

2

2

Итого:

35

19

13

3

Тематический    план

Содержание занятий.

Занятие 1. Презентация курса  «Современные технологии обработки швейных изделий».

Лекция.      Понятие о курсе «Современные технологии обработки швейных изделий».

                   История   развития  « Технологии обработки швейных изделий».

                   Основные цели и задачи содержание изучаемого курса.

Семинар.  Тема  «Роль отрасли легкой  промышленности в жизни человека,   общества».

Занятие 2. Профессии, востребованные в области современных технологий обработки               швейных   изделий.    

Лекция.     Профессии, связанные с применением  современных технологий обработки      швейных изделий.

                Подготовка специалистов по направлению в учреждениях профессионального образования.        

                 Плюсы и минусы профессий связанных с производством технологии изготовления          швейных изделий. Экскурсия на производство по изготовлению одежды в городе.

Семинар. Тема  «Моя профессия в производстве применения современных технологий       обработки швейных изделий. Экскурсия в ателье по изготовлению одежды в городе.

Занятие  3.Тема «Экскурсия на фабрики или ателье».

Занятие  4.Тема «Этапы проектирования создания детского белья для  новорожденного».

Лекция.      Постановка  проблемы.  Выбор  изделий  для  изготовления  детского   белья  

                   для новорожденного.            

                   Выполнение эскизов одежды.

Занятие   5.Тема «Выбор моделей изделий и подбор современных тканей и фурнитуры».

Лекция.      Подбор ткани, фурнитуры, отделочных материалов для выполнения детского       белья для новорожденного.

                  Выполнение деталей выкройки: распашонки, чепчика, банной простынки, слюнявчика, одеяло, стеганное на синтепоне.

Практическая работа: Выполнение выкройки изделий.

Занятие 6. Тема «Конструирование и моделирование изделий».

Лекция.      Технология изготовления распашонки с применением различных видов      обработки. Лекция, демонстрация с применением различных видов обработки.  Материалы, инструменты для выполнения распашонки. Правила техники  безопасности, организация рабочего места для изготовления распашонки.  Образцы пооперационной  обработки распашонки. Приемы и операции  изготовления изделия - распашонка с применением различных видов  обработки.

Практическая работа: Освоение приемов и операций изготовления изделия -распашонка.

Занятие 7.Тема «Изготовление стеганного одеяла на синдипоне».

Лекция.     Технология изготовления одеяла на синтепоне с применением различных видов  обработки. Лекция, демонстрация стеганого одеяла с применением различных    видов обработки. Материалы   и  инструменты  для   изготовления  стеганого  одеяла.   Правила техники  безопасности, организация  рабочего   места  для   изготовления  стеганого  одеяла.   Образцы   пооперационной обработки стеганого одеяла. Приемы и операции изготовления стеганого одеяла с применением различных видов обработки.

Практическая работа: Освоение приемов и операций изготовления швейного изделия - стеганого одеяла на синдепоне.

Занятие 8.Тема Изготовление распашонки и чепчика, и отделка изделий    аппликацией.

Лекция.     Технология изготовления чепчика с применением различных видов обработки,   демонстрация с применением различных видов обработки. Материалы, инструменты для выполнения чепчика. Правила техники безопасности, организация рабочего

                  места для изготовления чепчика. Образцы пооперационной обработки чепчика. Приемы и операции изготовления изделия чепчик с применением различных видов обработки.

 Практическая работа: Освоение приемов и операций изготовления изделия чепчик.

Занятие 9. Тема «Изготовление банной простынки, с применением косой бейки или   кружевом».

  Лекция.    Технология изготовления банной простынки с применением различных видов обработки. Лекция, демонстрация банной простынки с применением различных видов обработки. Материалы   и   инструменты  для   выполнения   банной   простынки.   Правила  техники  безопасности, организация  рабочего  места для  изготовления  банной  простынки.  Образцы  пооперационной обработки банной простынки. Приемы и операции изготовления банной простынки с применением различных видов обработки. Практическая работа:

                  Освоение приемов и операций изготовления швейного изделия - банная простынка.

Занятие 10.Тема «Изготовление слюнявчика и отделка его отделочными строчками».

   Лекция.  Технология изготовления слюнявчика с применением различных видов обработки. Лекция, демонстрация слюнявчика с применением различных видов обработки. Материалы и инструменты для изготовления слюнявчика. Правила техники безопасности организация  рабочего  места  для   изготовления  слюнявчика.   Образцы  пооперационной   обработки слюнявчика. Приемы и операции изготовления слюнявчика с применением различных видов обработки.

 Практическая работа: Освоение приемов и операций изготовления - слюнявчика

Занятие 11.Тема «Защита проекта».

Лекция.       Завершение работы над проектом. Защита проекта. Практическая  работа:

                  Окончательная    обработка   изделий.    Утюжка   готовых    изделий.     Отделка    различными   видами

                   украшающих элементов, пришивка пуговиц,  выполнение  петель. Разработка рекламы изделия. Окончательное оформление пояснительной записки к проекту. Защита проекта.

Занятие12. Тема «Выставка работ. Итоговое занятие».

Литература для учителя.

1. ПинскийА.А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах.

2. Журнал школа и производство №5 2005г. стр.2.  Е.А.Морозов

3. Морозов Е.А. Предпрофильная подготовка и профессионал самоопределение старших подростков в системе "Школа-вуз".

4. Дидактика технологического образования часть. 1997г. Морозов Е.А

5. Творческие проекты старшеклассников В.Д.Симоненко2006г.

6. Дидактика технологического образованияП.Р.Атутова1998г.

7.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону: Феникс,1996.

8. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. / Под. Ред. С.Н.Чистяковой. М.: Филология,1988.

Литература для учащихся.

1. Творческие проекты старшеклассников В.Д.Симоненко2006г

2.Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. – М.: Интерспект, 1992.

3.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наумова думка, 1988.

4.Поляков. В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995.

5.Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению. / Под. Ред. С.Н.Чистяковой. М.: Филология,1988

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов на Дону: Феникс,1996.

Первый этап подготовки деталей для стежки одеяла.

Детский уголок для новорожденного.

Распашонка и чепчики уже готовы.

Нежного, голубого с белым цветом в сочетании – нет!

Пододеяльник на стеганое одеяло.

Сшейте, сами и вы поймете,  как прекрасно уметь, владеть, знать профессию портного, закройщика, дизайнера