тренинг личностного роста

Горбунова Валентина Викторовна

Тренинг личностного роста

Цель: Создание благоприятных условий для формирования профессионально-значимых качеств и умений практического психолога (рефлексия, ответственность, эмпатия и др.)

Задачи:

- Способствовать развитию адекватного понимания самого себя и потребности для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой.

- Развивать умение и потребность в познании других людей, позитивного отношения к ним.

- Развивать эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.

- Развивать умение преодолевать жизненные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_treninga.docx34.08 КБ
Файл презентация84.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста

Цель: Создание благоприятных условий для формирования профессионально-значимых качеств и умений практического психолога (рефлексия, ответственность, эмпатия и др.)

Задачи:

- Способствовать развитию адекватного понимания самого себя и потребности для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой.

- Развивать умение и потребность в познании других людей, позитивного отношения к ним.

- Развивать эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях.

- Развивать умение преодолевать жизненные трудности.

Ход тренинга

I. Здравствуйте! Мы рады вас видеть на нашем тренинге. Сейчас я предлагаю всем поприветствовать друг друга, а заодно и разогреться перед работой.

В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на ТЫ, психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.

Упражнение «Наши ожидания»

Что вы ждете от тренинга? Озвучьте пожалуйста свои ожидания, может быть какие-то опасения.

Игра «Рулетка имен»

Мы должны разделиться на две команды.

Каждая команда образует круг. По команде «Марш!» оба круга начинают вращаться в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против нее). Направление движения должно быть оговорено заранее.

Приблизительно через 15 секунд ведущий кричит «Стоп!», в этот момент два игрока из расположенных рядом кругов обязательно окажутся спинами друг к другу.

По команде «Смотри!» эти игроки поворачиваются на 180 градусов. Тот, кто первым назовет имя своего «визави», перетаскивает соперника в свой круг.

Далее игра продолжается по тем же правилам, в том же ритме.

I. Информация.

Личностный рост – понятие, которое совсем не обязательно должно иметь позитивный оттенок для окружающих. Это, прежде всего, победа над своими слабостями, над страхами, над приросшими фобиями, над всем, что мешает нам быть такими, какими мы хотим быть и какими мы можем быть.

Личностный рост – это, прежде всего, осознанное саморазвитие человека, его стремление стать лучше, умнее, активнее, значимее (может быть популярнее) и перспективнее.

Личностный рост – это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личность - это живой организм, который должен постоянно расти и развиваться.

Зачастую, вопрос о личностном росте становится актуальным тогда, когда мы чем-то недовольны, когда нас годами поедает воспоминание о какой-то личной неудаче, о чем-то, чего мы могли достичь, но не успели, или нам помешали это сделать. Или что-то менее значимое, но от того, не менее неприятное.

Как бы там ни было, желание расти, практически, всегда рождает именно недовольство. Это вполне нормально. Бывает и так, что личностный рост обусловлен появлением в вашей жизни новой цели, на пути к достижению которой вам неизбежно придется изменить себя.

Отличительные черты развитой личности:

- удовлетворяет свои нужды без ущерба для других;

- достигает значительного успеха в деятельности, т. к. она служит для них объектом самовыражения;

- демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;

- открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Личностный рост — это стабильное изменение личностных особенностей, обеспечивающий продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям.

А ценности такие:

Дом, комфорт, деньги;

Карьера, власть, статус;

Мое дело, мои проекты;

Любовь, азарт, развлечения и отдых;

Духовный рост, познание, реализация предназначения;

Образование, повышение профессиональной квалификации;

Семья, взаимопонимание, дети;

Красота, здоровье, гармоничное развитие;

Личностный рост, социальные и психологические навыки.

У каждого из нас свои жизненные ценности, но практика показывает, что основные из них вполне укладываются в три Базовых круга ценностей:

Упражнение  « Мои ценности»

Нарисуйте на бумаге три круга : Личная жизнь. Дело и работа. Рост и развитие. Расположите свои ценности в этих кругах.

К кругу ценностей «Личная жизнь» точно относятся «Семья, взаимопонимание, дети»«Дом, комфорт, деньги» и «Любовь, азарт, развлечение и отдых», в кругу «Дело и Работа» — «Карьера, власть, статус» и «Мое дело, мои проекты», кругу «Рост и развитие» уверенно принадлежат «Личностный рост, социальные и психологические навыки» и «Духовный рост, познание, реализация предназначения».

«Красота, здоровье, гармоничное развитие» — лежит на пересечении «Личной жизни» и «Роста и развития», также как «Образование, повышение профессиональной квалификации» на пересечении «Рост и развитие» с «Делом и Работой», а «Дом, комфорт, деньги» находится на пересечении «Личная жизнь» и «Рост и Развитие».

Если ваши ценности принадлежат кругу «Личная жизнь», то ваш личностный рост— это все те изменения в структуре вашей личности, которые приближают вас к любви и пониманию, близости и гармонии с близкими вам людьми. При этом совершенно не очевидно, что эти же изменения вашей личности, взглядов и вашего характера будут способствовать вашему успеху в делах и бизнесе: нет, личностный рост в бизнесе другой, также как есть своя специфика в личностном росте тех, кто идет по пути личностной самоактуализации.

Самое главное, что необходимо понятьличностный рост не есть одна дорога, по которой одинаковым образом пройдет каждый. У каждого — свой путь. Свои ориентиры есть на пути самоактуализации, другие ориентиры у тех, кто двигается в направлении межличностной гармонии, и существенно другие у тех, кому важнее всего деловая успешность.

Личностный рост в направлении самоактуализации

К чему стремится человек, ищущий личностной самоактуализации? На этот вопрос А. Маслоу, автор концепции самоактуализации, отвечал следующим образом: «Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т. д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком». (Маслоу, Пиковые переживания).

Описывая коротко, это счастливый, свободный, с удовольствием занимающийся своим любимым делом, терпимо и доброжелательно относящийся к людям хорошо образованный одиночка. Были проведены опросы руководителей — руководители утверждают, что человек с такими личностными особенностями более всего востребован в качестве высококвалифицированного специалиста, на других же ролях (рядовой сотрудник, менеджер, руководитель) его деловая успешность под большим вопросом.

Личностный рост в направлении межличностной гармонии

Выбирающий межличностную гармонию как основную жизненную ценность ищет близких и доверительных отношений в паре или, шире, в семье — с супругом (супругой, с родителями и детьми, близкими и друзьями.

Черты, навыки и убеждения человека с ценностями межличностной гармонии достаточно близки и мало противоречат чертам и убеждениям самоактуализирующейся личности, но включают в себя навыки, которые могут быть совершенно не характерны и не развиты у личности самоактуализатора. С другой стороны, свобода и творчество самоактуализирующейся личности не так важна и не так характерна для человека, ориентирующегося преимущественно на межличностную гармонию.

Личностный рост в направлении деловой успешности

Человек, стремящийся к деловой успешности, стремится к успешному бизнесу: в роли перспективного работника, квалифицированного и востребованного специалиста, эффективного руководителя или удачливого инвестора.

Соответственно, личностный рост в направлении деловой успешности состоит во встраивании в себя списка навыков и убеждений, при этом на каждом этапе личностного роста стоят свои задачи. Так, например, задачи личностного ростаначинающих сотрудников и специалистов отличаются от задач личностного роста опытных, матерых управленцев.

Итак, личностный рост — это реальность вполне определенная и измеряемая, надо только понять, что есть разные направления, разные оси личностного роста. И кто-то, продвинутый как личность на оси бизнеса, оказывается малосостоятельным в межличностных отношениях, так же как и успешно самоактуализирующийся человек может оказаться не вполне готовым, как личность, к требованиям современного бизнеса. Различие базовых жизненных ценностей, таких как, например, деловая успешность, личностная самоактуализация или межличностная гармония, дает разное направление личностного роста, свой круг убеждений и свой круг вполне определенных востребованных умений и навыков.

И все же, какое бы направление на пути личностного роста не выбрал каждый из нас, начать этот путь нужно с познания себя.

Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать»понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т. д.

Упражнение «Вы меня узнаете?»

Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о "пароле", по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т. п. Ведь так обычно и поступают люди. Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Это может касаться вашей внешности, особенностей в поведении, привычки. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или.

Время для этой работы 3-5 минут. 3атем каждый член группы сдает свой лист с описанием "портрета" ведущему, который, перемешав их, зачитывает текст. Участники должны узнать по этому описанию, чей же это портрет.

Рефлексия:

-Сложно ли было выполнить это задание? Почему?

Упражнение «Мои сильные стороны»

Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности.

Существенно, также, отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам несвойственны и вы хотите выработать их в себе.

Крайне важно, чтобы вы "не брали в кавычки" свои слова, внутренне отказываясь от них, не умаляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких "но", "если", "может быть" и т. п.

Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены.

На подготовку - 3-5 минут.

Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики пресекается.

Рефлексия: вызвало ли выполнение этого упражнения какие-то затруднения? Какие и почему?

Упражнение «Напиши себе письмо»

Если бы у вас была возможность обратиться к тому подростку, которым вы были когда-то, что бы вы ему сказали?

Вспомните себя лет в 15: какие мечты, какие сомнения вас обуревали? Как жилось тогда будущей женщине? Чего она ждала от жизни? А теперь, представив себе черты той юной девушки, которой вы были, возьмите листок бумаги, ручку и. напишите ей письмо!

Это упражнение на самоанализ наверняка вызовет у вас живые эмоции. В психоанализе, психотерапии или на тренингах личностного роста обращение к образующим частям своего «Я», возможность совершать внутренние путешествия во времени рассматриваются как действенный способ восстановить контакт со своей глубинной сутью. Это упражнение предлагает нам обратить внимание на то, какое влияние на нашу жизнь оказал пережитый опыт, и оценить, насколько наша нынешняя жизнь – результат одновременно и наших решений, и случая.

Такой взгляд позволяет осознать, что в любой момент своей жизни мы вписаны в единый процесс становления. Ведь мы часто забываем, что взрослый, которым мы стали, это еще и ребенок, и подросток, которыми мы были когда-то. Отрочество – возраст открытых дорог. Восстановив контакт с тем подростком, которым мы были когда-то, мы возвращаем себе ощущение той изначальной свободы. Тем, кто, двигаясь по жизни, «теряет обороты», такое упражнение способно придать сил и помочь вновь обрести импульс. И для каждого из нас это повод хотя бы на минуту взглянуть на себя с большей терпимостью, пониманием и, возможно, долей нежности.

Упражнение «Препарат свободы»

Легенда упражнения - вам по ошибке достался сильнодействующий военный препарат. Употребив его, вы полностью освободились от всех своих: страхов, неуверенностей, комплексов, зажатости, от любого давления со стороны общества, друзей, близких. Что бы вы делали в состоянии такого "боевого транса"? Какими были бы ваши поступки, ваши слова и действия?

После того, как всё будет описано, вы выходите "из транса" и снова смотрите на лист, где вы всё записали. И теперь нужно подумать, ответить себе на вопрос: что из этого я могу сделать уже сейчас? Почему же тогда я этого не делаю? Что мне мешает?

Упражнение «Мой герб»

Никому не помешает иметь свой личный герб, пусть даже он известен лишь одному его владельцу. В трудные жизненные моменты, вспомнив про герб, можно вспомнить про всё самое важное, всё самое ценное, что есть в вашей жизни. Это поможет сделать выбор в критическую минуту, собрать всю свою волю в кулак. Попробуйте придумать свой личный герб, наподобие тех, что были у знатных людей в средние века. Для этого можете использовать следующий шаблон:

"Счастье" - изобразите что-то, что символизирует для вас наивысшее счастье (если не можете ограничиться чем-то одним, то нарисуйте два или даже три обозначения).

"Достоинства" - изобразите символы того, чем вы гордитесь, чем вы довольны, что придаёт вам силы и влияния.

"Общество" - символически изобразите себя глазами общества, свою Личность, своё место в мире.

"Свершения" - к каким вершинам вы стремитесь.

Сами слова ("счастье" и т. д., разумеется, не нужны. Свой герб вы можете, например, изобразить в своей записной книжке. В минуты тяжёлых сомнений, выбора, потери силы воли взгляните на свой герб, это придаст вам сил.

В завершение сегодняшнего дня мы хотели бы напомнить о том, что центральным образованиям личности, ее ядром является самооценка. Мы решили не касаться этой темы на нашем тренинге, но обойти ее стороной тоже не смогли. Поэтому мы приготовили для вас материал, который возможно вам пригодится для вашей работы.

Упражнение «Пессимист, оптимист и шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, – только факты и действия.

Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием – пессимистичным (для 1-ой подгруппы, оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение «Самый-самый»

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Ход упражнения:

– Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствующих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».

Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг личностного роста

Слайд 2

Ход тренинга 1. Разогрев. Упражнение «Наши ожидания» Игра «Рулетка имён»

Слайд 3

Мини-лекция Личностный рост- понятие . Личностный рост- саморазвитие . Личностный рост- составляющая успеха .

Слайд 4

Актуальность: Личная неудача. Появление новой цели.

Слайд 5

Отличительные черты развитой личности: Удовлетворяет свои нужды. Достигает значительного успеха в деятельности. Демонстрирует энергию и стойкость в повседневной жизни. Открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Слайд 6

Личностный рост - Это стабильное изменение личностных особенностей , обеспечивающее продвижение человека к актуальным для него жизненным ценностям.

Слайд 7

Таким образом: Личностный рост это базовая ценность включающая в себя социальные и психологические навыки.

Слайд 9

Личностный рост- измеряемая реальность в разных направлениях

Слайд 10

Изучая себя, мы изучаем мир. Упражнение «Вы меня узнаёте?» Упражнение «Мои скрытые стороны» Упражнение «Напиши себе письмо» Упражнение «Препарат свободы»

Слайд 11

Упражнение «Мой герб» «Счастье» «Достоинства» «Общество» «Свершения»

Слайд 12

Самооценка Упражнение «Пессимист, оптимист и шут»