Подросток! Какой он ?

Михайлова Светлана Викторовна

Когда речь заходит о подростковом возрасте, почему-то сразу возникает мысль о проблемах, о том, как сложно «достучаться» до подростка, найти общий язык, быть авторитетом для него. Так ли это на самом деле? Каждый родитель должен понимать, что подростковый период – это переходной период от детства во взрослую жизнь. Вашему ребенку также тяжело, как и вам, поэтому ваше чуткое отношение особенно важно в этот период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_podrostkovyh_knig_menyayushchih_soznanie.docx16.98 КБ
Файл podrostkovyy_vozrast.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

10 ПОДРОСТКОВЫХ КНИГ МЕНЯЮЩИХ СОЗНАНИЕ 

1. Сара Бэнвилл: Опадают последние листья 

Произведение рассказывает трогательную историю японского подростка Соры, у которого диагностировали боковой амиотрофический склероз (болезнь моторных нейронов). Каждый день Соре приходится сталкиваться с множеством трудностей, но он справляется с ограничениями, которые накладывает это тяжелое заболевание на его жизнь - не без помощи его двоих лучших друзей и мудрости древних самураев. Когда Сора анализирует то, что происходит в его жизни, он осознает, что сам несет за это ответственность и принимает решение, с которым многие из нас предпочли бы никогда не сталкиваться. 

2. Сара Кроссан: Эппл и дождь 

Одной из объединяющих черт всех книг, выбранных писательницей, является наличие некоего "поворотного момента", когда герой понимает, что пришло время пересмотреть свою жизнь и что-то в ней поменять. Зачастую к таким изменениям нас подталкивает сама жизнь. Главная героиня книги, Эппл, находится в достаточно сложной ситуации - мать, оставившая ее 11 лет назад и так и не ставшая успешной бродвейской актрисой (о чем всегда мечтала), возвращается в семью. Казалось бы, самое сокровенное желание девочки сбылось - но все ли так радужно? Ведь Эппл придется заново знакомиться со своей матерью... И это знакомство перевернет всю ее жизнь. 

3. Дэвид Левитан: Поцелуй на двоих 

Сегодня ЛГБТ-тематика находит отражение в различных формах искусства. При этом очень небольшой процент как фильмов, так и книг раскрывает это явление с "правильной" точки зрения, давая возможность проанализировать внутренний мир героя, его систему ценностей и мировоззрение, представляя нам в первую очередь человека, со всеми его слабостями, особенностями и недостатками. Произведение Дэвида Левитана не просто "книга о поворотном моменте" - она этими моментами просто-таки изобилует. Подросток, который боится признаться родителям в нетрадиционной ориентации, решил принять участие в конкурсе на самый длинный поцелуй со своим бывшим парнем и побить 32-часовой рекорд. При этом внутренний конфликт главного героя доходит до своей критической точки, и он решается на крайние меры - рассказать родителям правду о себе. Не менее сложный выбор стоит и перед родителями мальчика - принять своего ребенка таким, какой он есть, или отказаться от него навсегда. Несмотря на все 
трудности, герой находит в себе силы открыться новому чувству и противостоять нападкам недоброжелателей. 

4. Мэллори Блэкмен: Мальчики не плачут 

Представьте: вы открываете дверь своего дома и вам...вручают маленького ребенка, о существовании которого вы даже не подозревали. ВАШЕГО ребенка. Вот это действительно поворотный момент в жизни любого человека, не так ли? Это случилось с главным героем книги, Данте. Драматическая история зарождения в нем чувства отцовства тесно переплетена с другой сюжетной линией - Адама, брата Данте, который сталкивается и испытывает на себе все ужасы гомофобии. Эмоции и внутренние переживания героев, которые вынуждены ежедневно сражаться "до последней капли крови" с окружающим миром, найдут отклик в сердцах многих. 

5. Лиза Вильямсон: Искусство быть нормальным 

Вас наверняка не оставит равнодушными история Дэвида Пайпера - подростка, который попал в довольно нестандартную ситуацию. С одной стороны, родители то и дело пытаются обнаружить какие-нибудь "улики" его принадлежности к нетрадиционной ориентации, а одноклассники ни дня не могут прожить, не поддев его или не унизив, считая "фриком". При этом сам Дэвид больше всего на свете мечтает о... том, чтобы стать девочкой! Через все испытания, которые приготовила ему судьба, Дэвид сможет пройти с помощью нового друга - Лео, который также страдает от комплекса "белой вороны". 

6. Иви Эйнсворт: Семь дней 

В этой книге автор раскрыла "вечную" тему, которая уже десятки лет успешно эксплуатируется кинематографом - противостояние "зубрил" и "элиты" (львиная доля комедий построена на этой оппозиции - вспомните хотя бы "Это все она" и "Нецелованная"). В центре сюжета - две школьницы, Кез и Джесс. Первая уже давно признана самой популярной в школе и является недостижимым идеалом для "серой мышки" Джесс. Цепь событий сталкивает героинь в довольно жестоком и шокирующем читателя конфликте, последствия которого, впрочем, все же заставляют Кез задуматься о своем поведении. Девушки фактически меняются местами - "броня" Кез начинает ослабевать и все сильнее проявляются ее человеческие качества, а Джесс начинает осознавать, что она больше не жертва и обретает долгожданную внутреннюю гармонию. Эта книга простым и доступным языком рассказывает о том, что притеснения и "прессование" подростков в школе не работают по принципу "one-way ticket" - жертвами в этом случае становятся как агрессор, так и пострадавшие от его поступков люди. 

7. Джеймс Доусон: Все вышеперечисленное 

Последнее творение Джеймса Доусона можно назвать глотком свежего воздуха - написанная живым современным языком, остроумная и непредсказуемая, книга рассказывает о жизненных перипетиях трех подростков. Тория, Нико и Полли, которые находятся (как и все их сверстники) в поисках настоящей любви и дружбы, порой с трудом отличая одно от другого. 

8. Керен Дэвид: Непростая история любви 

В этом случае название говорит само за себя - книга действительно посвящена самому прекрасному из чувств, повествуя о любви такой, какой она есть, без пафоса и драмы, о том, каким мы видим это чувство и о наших заблуждениях. Знакомясь с Амстердамом, главные герои Китти и Тео открывают для себя и совершенно новое для них чувство - любовь. Поворотным моментом для Тео становится соприкосновение с человеческим пониманием и добротой, в то время как Китти придется пройти через ряд испытаний, прежде чем она поймет свое истинное предназначение. 

9. Энтони Макгоуэн: Нож, который меня убил 

В этом списке книга Энтони Макгоуэна, безусловно, стоит особняком - мрачный и напряженный триллер рассказывает о 15-летнем Поле Вардермане, решение которого обзавестись ножом и носить его с целью самозащиты обернулось впоследствии трагедией. Книга насквозь пропитана ощущением необратимости - при этом поначалу сомнений по поводу кандидатур на роль убийцы и жертвы не возникает. Но автор сделал финал настолько неожиданным, что вам придется в течение нескольких часов перелистывать страницы в поисках хоть малейшего намека. И будьте уверены, эта книга вас так просто не отпустит. 

10. Салли Николс: Закрой глазки 

В центре сюжета - история сироты Оливии, которая безуспешно "кочует" от одной приемной семьи к другой. Остановившись на девятнадцатой, главная героиня начинает задаваться вопросом: что я делаю не так? И выбор ей предстоит достаточно нелегкий: оставаться замкнутой в своем собственном мире или дать возможность другим людям проявить по отношению к себе заботу и душевное тепло.



Предварительный просмотр:

«Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих  внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.

8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.