Дидактические игры

Журавлева Татьяна Владимировна

Значение этих игр заключается в том, что, сохраняя игровую направленность, они своим содержанием позволяют реализовать последовательность, систематичность педагогической работы, направленность на усвоение детьми определённого речевого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

Значение этих игр заключается в том, что сохраняя игровую направленность, они своим содержанием позволяют реализовать последовательность. Систематичность педагогической работы, направленность на усвоение детьми определённого речевого материала. Организуя и проводя игру, учитель не только следит за соблюдением ее правил, но и руководит взаимоотношениями детей, используя их естественность для возникновения речевых контактов. Учитель определяет, какие фразы, типы высказываний будут использоваться с целью организации игры (речь ведущего, членов игры), какой словарный материал будет отрабатываться (названия овощей, фруктов, продуктов питания, игрушек, животных и т.д.). Фразы, организующие деятельность детей, выписываются на табличках, которые предъявляются им в процессе игры по мере потребности и остаются перед ними на всё время игры.

 Нецелесообразно знакомить учащихся с подобным речевым материалом до игры, так же, как излишним является и предварительное объяснение её правил. С тем и с другим школьники знакомятся непосредственно в ходе игровой деятельности.

 Содержание игр, то есть тот речевой материал, который необходимо усвоить детям, определяется программными требованиями. Так, в первой четверти в ходе игры возможно отрабатывать усвоение названий игрушек, учебных вещей, фруктов, овощей, продуктов питания. Это основной речевой материал. Но в процессе игры школьники будут усваивать и вспомогательный материал, без которого невозможно организовать и проводить  игру: имена детей, виды коммуникативных высказываний- поручения ( беги, лови, сядь, встань и т.д., просьбы (я хочу, дай и др.), вопросы ( кто это? что это?). Весь этот материал усваивается учащимися достаточно быстро и легко, поскольку он необходим для коллективной игры и вводится в речь в естественной ситуации общения. Одна и та же игра может использоваться для отработки разного материала, и, наоборот, один и тот же материал может быть содержанием разных игр.

 Чаще всего игры используются на этапе закрепления знаний, после того как осуществлено первоначальное знакомство с отрабатываемым материалом. Например, педагог сначала знакомит детей с названиями игрушек путём сопоставления конкретных предметов со словами, их обозначающими, а затем организует игры, способствующие запоминанию новых слов. Однако возможно использование игр и для знакомства с новым материалом. Решать вопрос об использовании игры необходимо с учётом содержания речевого материала, над которым ведётся работа, возможно проведения игры в условиях классного помещения, продуктивности её для усвоения программного материала. Неэффективным считается использование в урочное время игр, требующих длительной подготовки, разнообразного оборудования, имеющих сложные правила.

Наиболее часто используются следующие игры:

«Что пропало?». Учитель раскладывает на столе ряд предметов и предлагает детям запомнить их. Затем дети закрывают глаза, а учитель убирает один предмет (оставшиеся предметы можно переместить). Дети открывают глаза и называют убранный предмет. Угадавший получает этот предмет или фишку, и игра продолжается.

« Чудесный мешочек». Под руководством учителя дети рассматривают и называют предметы, разложенные на столе. Один ученик закрывает глаза, а учитель убирает со стола в мешочек любой предмет. Водящий открывает глаза и, ощупывая мешочек, пытается угадать что в нём.

«Вертолина».  Для этой игры необходимо иметь диск (фанерный, картонный) с вращающейся на оси стрелкой. Вокруг диска раскладываются предметы или картинки. Водящий запускает стрелку и называет предмет, напротив которого остановилась стрелка. Вместо предметов можно разложить таблички со словами или с поручениями. Ученик должен будет прочитать табличку и показать нужный предмет или выполнить поручение. Если он справился с заданием, то получает фишку. По окончании игры подсчитывают фишки и определяется выигравший.

 На уроках возможно использование различных видов лото, домино с картинками, со словами, отражающими программный материал, над которым ведётся работа. В течение года необходимо разнообразить игры, пополнять их количество за счёт игр для слышащих детей, приспосабливая последние для нужд обучения речи глухих.

Кроме дидактических игр важно использовать в процессе обучения игровые приёмы, которые вносят элементы занимательности, повышают интерес школьников, способствуют более быстрому и прочному усвоению знаний. Среди игровых приёмов могут быть такие  как угадывание, элементы соревнования ( кто быстрее, больше?), раздача фишек за правильные ответы и т.д.

 При проведении с учащимися дидактических игр, при использовании игровых моментов важно учитывать, что включение в урок игры оправдано в том случае, когда она ускоряет и облегчает процесс обучения глухих школьников речи.

Все перечисленные методические приёмы работы над речью направлены на воспитание потребности в общении, на формирование у глухих школьников разговорной речи.