Ситуации

Ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ссылки28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация 1.  Опаздывание учеников.

Рекомендации коллеге.

Во-первых, начать занятия раньше. Начать не с уроков, а с игр, викторин, конкурсов. С призовыми баллами за сам факт участия, чтобы от слабых ребят требовалось лишь прийти и посмотреть. Всего двадцать минут с утра, а результатом может стать и сплочение класса, и появление постоянных дополнительных учебных интересов, и мягкий переход между домашней обстановкой и требованиями учителя.

Во-вторых, планшеты с играми и мультиками должны исчезнуть из школы, а вот работающие (бесплатные) игровые автоматы нелишне было бы включать за полчаса до занятий. И новые мультфильмы надо бы показывать в это время на достаточно большом экране. Кто любит играть и смотреть, прибежит в школу заранее. И за десять минут до урока войдет в класс вместе со всеми после прекрасно проведенного времени.

Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!

Повышайте мотивацию учеников! Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.

Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учебы указывают при поступлении в университет или на работу.

Используйте следующий психологический прием. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.

Подойдете к решению проблемы с юмором! Фотографии учеников, которые не отличаются пунктуальностью, размещайте в школьной или классной стенгазете. Кому же добровольно захочется там красоваться? «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д.

Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает!

В начальной школе эффективно действует размещенная в классном уголке таблица «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно фиксируются опоздания детей. Для старшеклассников заведите журнал опозданий (с указанием причин), он станет отличным помощником классному руководителю в борьбе за дисциплину.

В некоторых школах практикуют следующий метод: в дневниках опоздавших проставляется штамп «Опоздал на первый урок», а после получения трех таких отметок – добро пожаловать с родителями на Совет профилактики.

Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учебу вовремя.

Рекомендации родителям.

Если ваш ребенок опаздывает в школу, возможно причина не только в нем. Некоторые родители и сами могут постоянно злоупотреблять своим временем. Задумайтесь, может и вы опаздываете на работу и уже давно пришло время это изменить в своей жизни, тем более вы видите, как ваше поведение влияет на поведение чада.

Важно соблюдать режим дня. Чем раньше вы приучите малыша ложиться спать в одно и то же время, кушать, бодрствовать, тем легче ему будет приучить себя к пунктуальности, и вовремя отправляться в школу.

 Готовьте ребенка с вечера, собирайте портфель, проверяйте наличие чистой выглаженной одежды, почищенной обуви. Убедитесь в том, что он сделал все свои утренние дела с вечера.

1. Часто своевременное отправление в школу стимулирует договоренность с другим одноклассником идти вместе. Поход в школу вместе с друзьями — лучшая мотивация выйти вовремя из дома.

2. Развивайте в малыше ощущение времени. Пусть сам расписывает по минутам свои действия, рассчитывает, во сколько ему вставать и выходить. Приучайте все выполнять быстро, не раскачиваясь. Можете преподнести ребенку песочные часы или секундомер. Пусть он выполняет какие-то действия, засекая время.

3. Воспользуйтесь визуализацией. Возможно, ребенку будет более понятным, если вы изобразите на листке бумаги план его утренних действий в виде круга, разделенного на секторы. Покажите, сколько времени он тратит на подъем, личную гигиену, зарядку, на одевание, завтрак и дорогу до школы. Акцентируйте его внимание на то, что, потратив больше времени в одном из секторов, он не успеет выполнить остальные назначенные планы.

4. Малыш может опаздывать в школу, если видит, как члены его семьи продолжают спать, никуда не торопятся. Помните, что детям нужен пример для подражания. Поэтому такое поведение недопустимо.

5. Чтоб ребенку было легче подниматься с постели по утрам, готовьте ему вкусное, его любимое блюдо на завтрак.

6. Если причина трудного подъема кроется в позднем отправлении к ночному сну, измените эту ситуацию.

7. Внимательно понаблюдайте за ребенком, возможно, он опаздывает не ежедневно, а только в определенные дни. В таком случае проблема может крыться в нелюбимом предмете. Тут нельзя опускать руки и пускать все на самотек, нужно выяснить из-за чего у ребенка возникла неприязнь, при необходимости поговорить с педагогом или нанять репетитора.

8. Объясняйте своему чаду, что такие действия показывают на его невоспитанность, так он позорит и себя, и своих родных.

9. Ребенку можно выставлять будильники. Это может быть сигнал не только о подъеме с кровати, но и о завтраке, начале одевания, о выходе в школу.

Рекомендации для учеников.

1. Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.

2. Развивайте чувство времени. Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».

Ситуация 2. Звук телефона на уроке.

Рекомендации учителю.

  1. Ознакомить детей с правилами пользования мобильного телефона в школе и общественных местах в общем.
  2. На уроке труда сделать (или домашнее задание) домик для своего мобильного телефона. Он будет там находиться во время учебного процесса на беззвучном режиме или вибрации (и учитель в том числе, для подачи примера).
  3. Сделать в конце класса уголок с кармашками, в каждом кармашке будет лежать телефон ученика на беззвучном режиме.
  4. Каждый день за 5 минут до урока напоминать детям о том, что необходимо выключить звук на телефоне и убрать в портфель.
  5. Если у ученика неоднократно звонит телефон на уроке, следует потребовать выйти из класса, разобраться в ситуации (зачем звонят) и выключить телефон, если не выключить звук.
  6. Смена музыкального репертуара, узнать их интересы в музыке и замотивировать на активную работу в классе.

Рекомендации родителям.

  1. Не звоните детям на уроках, узнайте расписание звонков и звоните на переменах, если это необходимо.
  2. В экстренной ситуации звоните учителю.
  3. Объяснить детям о важности соблюдения правило беззвучного телефона, т.к. звук телефона отвлекает всех одноклассников от учебного процесса.
  4. Приводить примеры детям, что в первую очередь это отвлекает их от получения знаний и зависит от получения дальнейших оценок.
  5. Если ребенок не следует вашим рекомендациям, то выдавайте телефон в определенное время, а то и вообще лишить на определенное время (наказание).

Нельзя пользоваться мобильным телефоном в школе

  • Почему это важно. В некоторых школах запрещают пользоваться мобильными телефонами, но это не останавливает детей. Телефоны отвлекают детей во время уроков, с их помощью дети могут списывать, запугивать друг друга или распространять сплетни. Чтобы учитель не забрал телефон, дети ставят его на беззвучный режим и прячут под партой.
  • Как привести данное правило в действие. Чтобы убедиться, что ребенок не взял телефон с собой в школу, он должен оставлять его в определенном месте дома – например, на кухне или в зале.
  • Возможная реакция ребенка. Ребенок может просить вас позволить ему взять телефон с собой, объясняя это тем, что все его друзья так делают. Настаивайте на том, что он должен придерживаться школьных правил. Единственное исключение может быть в случае, если после уроков ребенок ходит на тренировки или кружки и должен позвонить вам. Но и в этом случае требуйте, чтобы ребенок во время уроков держал телефон выключенным. Проверяйте его сообщения, чтобы убедиться, что он не нарушал этого правила.

Рекомендации ученикам.

  1. Объяснить детям о важности соблюдения правило беззвучного телефона, т.к. звук телефона отвлекает всех одноклассников от учебного процесса.
  2. Приводить примеры детям, что в первую очередь это отвлекает их от получения знаний и зависит от получения дальнейших оценок.

Правила мобильного этикета. 

Любой человек вправе использовать или не использовать свой мобильный телефон свободно, не ограничивая при этом личные свободы других людей.

 Снижайте громкость голоса, когда разговариваете.

 Выключать свои мобильные телефоны во время учебных занятий.

Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в

беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов, на деловых встречах и переговорах.

 Использовать мобильный телефон в общественном транспорте и в общественных местах (кафе, рестораны, магазины) с наименьшим уровнем громкости звука.

Не использовать в качестве звонка звуковые фразы, оскорбительные для окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки).

Ситуация 3. Детская ложь (обман).

Рекомендации родителям.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.

2. Сдерживайте свои обещания как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только то, что вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует нас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения — это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал.

В 10% случаев вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение, основанное на особенностях детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле.

В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие.

В 30% — это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно, лгать.

В оставшихся 40% случаев лежат причины, описанные в главе «Почему люди лгут».

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цели солгать. Он учится жить, решать проблемы, удовлетворять собственные желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он — активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста — убрать из поля его зрения то, что «нельзя трогать, есть, смотреть».

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе шесть лет, а ты уже врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» — деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду?» «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Ты, наверное, просто не хочешь спать, поэтому просишь воды?», «Тебе папа запретил, поэтому ты просишь это у меня? Хочешь получить это — иди к папе».

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, которые он съел, извиняется перед учителем за то, что списал, и пр. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие — съесть сладости, получить пятерку, нагуляться и пр., вы закрепили привычку. Это доказывают эксперименты с животными.

Собакам, участвующим в эксперименте, было запрещено есть мясо, лежащее в этой же комнате. Если собаки нарушали запрет, их наказывали в трех случаях:

а) когда они уже съели мясо,

б) когда они только начинали есть мясо,

в) когда они только нюхали мясо.

В дальнейшем собаки из первого и второго эксперимента всегда, несмотря на последующее физическое наказание, съедали запретное мясо. И только в третьем случае воздерживались.

Задача взрослых — не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз.

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б. Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на 1 рубль. Но если он провинился на 5 копеек, и наказание должно быть соответствующим.
12. Не пытайтесь уличить ребенка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии. В конце концов, во многих случаях его причастность очевидна: если у него весь рот в шоколаде, вы можете быть точно уверены в том, что случилось с конфетами его сестры. Не стоит добиваться от ребенка признания, если это потребует настоящего сражения с ним.
13. Не требуйте от вашего ребенка того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, еще раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Мы, взрослые люди, нарушаем свои обещания достаточно часто, а уж детям приходится это делать, так как они еще не умеют противостоять сложившимся обстоятельствам. Поэтому постарайтесь понять, что, если ребенок не выполнил свое обещание, возможно, на то были серьезные причины.
14. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.

Рекомендации учителям.

  1. Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребенка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как все было на самом деле.
  2. Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребенку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите свое слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали.
  3. Не требуйте от ребенка того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, еще раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Мы, взрослые люди, нарушаем свои обещания достаточно часто, а уж детям приходится это делать, так как они еще не умеют противостоять сложившимся обстоятельствам. Поэтому постарайтесь понять, что, если ребенок не выполнил свое обещание, возможно, на то были серьезные причины.
  4. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных.
  5. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы, детского сада.
  6. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать, каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете больше никогда не услышать правды.