Использование современных оценочных средств (диагностические методики используемые в работе педагога-психолога) .

Кочурова Анна Александровна

Комплексная диагностика компонентов психологической готовности к школе, карта индивидуального сопровождения, мониторинг готовности к школе подготовительных групп, диагностический комплекс на все возраста на начало и конец года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский.

Карта наблюдения за эмоционально-социальным развитием воспитанника 

Подготовила:

педагог-психолог

Кочурова А.А.

Таёжный, 2020 год.

Пояснительная записка.

        Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и дифференцированной ролью эмоций в формировании познавательных процессов, организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные эмоции, в основном характерные для ребенка, оказывают активирующее влияние на функции мозга. Они облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на развитие познавательной деятельности. Сдвиги в эмоциональной сфере: доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного развития, ухудшают адаптацию к факторам внешней среды.

Для детей с преобладанием отрицательных эмоций при изменении социальной среды характерно неблагополучное течение адаптационного процесса, сопровождающееся срывами гомеостатических и защитных механизмов, снижением иммунитета, ухудшением здоровья.

Диагностика эмоционального профиля ребенка и выявление отклонений в эмоциональной сфере необходимы перед поступлением ребенка в школу для своевременной коррекции и предотвращения возможных стрессов и срывов в поведении и здоровье.

Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка

Параметры

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Адекватность поведения, самоконтроль

1

Поведение ребенка

Адекватно ситуации

Всегда

Чаще всего

Редко

Поведение

неадекватно

ситуации

2

Умеет следовать указаниям взрослых

Всегда следует указаниям взрослых

Чаще всего

Редко следует, трудно управляем

Не принимает во внимание указания

взрослого

3

Может управлять своим

поведением

Да

Чаще всего

Редко

Не может управлять своим поведением

4

Реагирует на положительную

оценку своей деятельности взрослыми

Доволен,

увеличивает

продуктивную

активность

Доволен,

Последующая

активность

непродуктивна

Довольствуется

достигнутым

Неадекватно реагирует (смущается,

огорчается, не

замечает)

5

Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности

Адекватно,

прислушивается,

корректирует

поведение

Прислушивается, пытается что-то исправить

Не замечает

Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе)

6

Особенности активности:

Всегда активен,

любознателен

Активность чередуется с

периодами отдыха

Активен, но

быстро

утомляется; или активен до назойливости

Слишком активен,

повышенн

возбудим;

 Вял, пассивен

7

Навыки самообслуживания

В состоянии

обслужить себя сам

полностью

В основном,

обслуживает себя

Обслуживает себя

редко

Пассивен, только

принимает помощь

Игровая деятельность

8

Умеет понимать правила игры

Всегда понимает

одним из первых

Понимает правила игры

С трудом понимает

правила игры

Не понимает правила игры

9

Умеет принимать правила игры

Принимает правила

и может

контролировать

других детей

Принимает правила,

старается следовать,

иногда нарушая их

Часто нарушает

правила

Не принимает

правила игры

10

Может занять себя сам

Легко находит себе

занятия как в

одиночку, так и в группе

Включается в

занятия других

детей

Занимает себя, наблюдая за

другими детьми

Не может себя

занять, пассивен или мешает другим детям

Особенности коммуникаций со взрослыми:

11

Социальные

связи со

взрослыми:

легко идет на

контакт со

взрослыми

Избирательно, чаще

идет на контакт

Избирательно, но

чаще не идет на

контакт

Трудно идет на контакт

12

Стремится к

совместной

деятельности со

взрослыми

Да, всегда

Часто стремится

Недостаточно,

редко

Нет

13

Принимает

помощь

взрослого и

руководствуется ею в своей

деятельности

Да, всегда

Часто принимает

Недостаточно

принимает, редко

Не принимает

помощь, не

руководствуется

14

Обладает

"Чувством

дистанции"

Да, всегда

Чаще всего

Редко

Нет

15

Привязанность к

кому-либо из

взрослых

Есть

"Липнет" ко всем.

Боится взрослых,

плачет

Ни к кому не привязан,

равнодушен

Особенности коммуникаций с детьми

16

Социальные

связи с детьми

Легко идет на

контакт с детьми

Избирательно, чаще идет на контакт

Избирательно, но чаще не идет на контакт

Трудно идет на

контакт

17

Умеет

договариваться с детьми, ладит с ними

Всегда

Часто

Редко

Не умеет

18

Предпочитает

играть в

одиночку

Редко

Иногда

Часто

Всегда

19

Охотно

принимает

участие в играх,

предложенных

другими детьми

Очень охотно

Соглашается играть

Редко играет в игры, придуманные

другими детьми

Никогда не играет в игры, придуманные

другими детьми

20

Пытается быть

лидером в

детском

коллективе

Всегда, и у него получается

Часто пытается, но не всегда удачно

Не претендует на роль лидера ни в

чем

Отказывается быть лидер

21

Умеет переживать и

Сочувствовать(исключая конфликтные

ситуации)

Да, помогает

другому, жалеет его

Да, изредка

Наблюдает за

другим ребенком

Смеется над

ребенком, ведет

себя неадекватно

22

Конфликтность

Неконфликтен

Редко

Часто

Сознательно

провоцирует

конфликты

23

Агрессивность

Мирно уживается с

детьми

Редко и по делу

Часто

Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым

Эмоциональные особенности

24

Преобладающе

настроение

Бодрое,

уравновешенное, в основном, хорошее;

незлопамятен,

трудно вывести из

себя.

В основном, ровное настроение.

Раздражител ное,возбужденное.

Плохое и хорошее

настроение

задерживается

надолго.

Подавленное.

Вялое.

Неустойчивое,

очень часто

меняется по

незначительным

поводам.

25

Выраженность

эмоций

Выражены хорошо все оттенки эмоций

Эмоции на лице не выражает, лицо  застывшая маска

26

Тревожность, боязнь нового

Низкая тревожность.

Активность и

любознательность

Средняя

мобилизующая

тревожность

Высокая тревожность,

беспокойство

Повышенная

тревожность до нарушений

деятельности или

крайне низкая

тревожность,

снижен инстинкт

самосохранения.

27

Пугливость

Нет

Может испугаться,

но быстро

успокаивается

Достаточно сильно

боится чего-то

одного

Много страхов

28

Плаксивость

Нет

Редко

Часто

Постоянно "Глаза на мокром месте", плачет по

Незначительным поводам

29

Доброжелательность

Да

Часто

Редко

Нет

30

Жизнерадостен и

оптимистичен

Да

Часто

Редко

Нет

Бланк карты наблюдений за эмоционально-социальным развитием

воспитанника

Ф.И. воспитанника _____________________________________________ Возраст ________

Группа № ______ Дата заполнения ____________________

ФИО воспитателя_____________________________________________________________

Параметры

Оценка эмоц.-соц. развития ребёнка

1

Адекватность

поведения,

самоконтроль

Поведение ребенка адекватно ситуации

2

Умеет следовать указаниям взрослого

3

Может управлять своим поведением

4

Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослыми

5

Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности

6

Особенности активности:

7

Навыки самообслуживания

8

Игра

Умеет понимать правила игры

9

Умеет принимать правила игры

10

Может занять себя сам

11

Особенности

коммуникац

ий со

взрослыми

Социальные связи со взрослыми:

12

Стремится к совместной деятельности со взрослыми

13

Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей

деятельности

14

Обладает "Чувством дистанции"

15

Привязанность к кому-либо из взрослых

16

Особенности

коммуникаций с

детьми

Социальные связи с детьми

17

Умеет договариваться с детьми, ладит с ними

18

Предпочитает играть в одиночку

19

Охотно принимает участие в играх, предложенных другими

детьми

20

Пытается быть лидером в детском коллективе

21

Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные

ситуации)

22

Конфликтность

23

Агрессивность

24

Эмоциональны

е особенности

Преобладающее настроение

25

Выраженность эмоций

26

Тревожность, боязнь нового

27

Пугливость

28

Плаксивость

29

Доброжелательность

30

Жизнерадостен и оптимистичен        

Общая оценка эмоционально-социального развития ребенка

Уровень развития

Оценка результатов: 4 балла - Высокий уровень: (100 - 120 баллов по карте)

3 балла - Средний уровень:(78 - 99 баллов по карте)

2 балла - Ниже среднего: (53 - 77 баллов по карте)

1 балл - Низкий уровень: (30-52 баллов по карте)


Предварительный просмотр: