Проект "Что происходит с погодой?"

Архипова Елена Александровна

Мы с учащимися начальной школы провели исследование на тему "Что происходит с погодой?"

В последнее время  вопросам изменения климата уделяется все большее внимание. И это не удивительно – с погодными изменениями ежедневно сталкивается каждый. Меня заинтересовали различные точки зрения ученых на изменение климата. Одни ученые считают, что вероятная величина возможного роста температуры на протяжении XXI века на основе климатических моделей составит  от 1  до 3 °C . Многие известные ученые, в том числе и директор Института земного магнетизма, доктор наук Владимир Кузнецов считают, что Земля находится на пороге великого минимума активности Солнца и как следствие очередного ледникового периода. В связи с такими расхождениями во мнениях у  меня появилось желание ответить на вопрос  «Чья гипотеза верна?» Проанализировали изменение температуры с помощью формул в электронных таблицах. 

И на основании собственных исследований сделали выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_proishodit_s_pogodoy.pptx2.68 МБ
Файл rezultaty_issledovaniya.xlsx21.81 КБ
Файл zashchita.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководители: учитель начальных классов С.В.Алешкина учитель информатики Е.А.Архипова Участники проекта: Самигуллин Кирилл, учащийся 6 А класса Что происходит с погодой?

Слайд 2

Цель работы: проанализировать изменение температуры воздуха. Задачи: 1. Изучить материалы по изменению климата в Татарстане. 2. Исследовать изменение температуры воздуха. 3. Определить, происходит ли изменение средней температуры.

Слайд 3

1этап. Организация проектно-исследовательской деятельности. Формулирование темы. Формулирование цели, задач исследования. 2 этап. Поисково-исследовательская работа. Сбор необходимой информации 3 этап. Обобщение, систематизация материалов, оформление проектной работы. Заполнение и обработка таблиц в Microsoft Excel . Построение графиков и диаграмм Контроль и коррекция результата 4 этап. Презентация проектно- исследовательской работы. Презентация проекта Рефлексия

Слайд 4

Глобальное потепление или похолодание ждет Землю? Одни ученые считают, что вероятная величина возможного роста температуры на протяжении XXI века на основе климатических моделей составит 1—3°C . Результатами роста глобальной температуры являются рост уровня моря, изменение количества и характера осадков, рост пустынь. Потепление сильнее всего проявляется в Арктике, оно приводит к отступлению ледников, вечной мерзлоты и морских льдов. К другим последствиям потепления относятся: увеличение частоты экстремальных погодных явлений, включая волны жары, засухи и ливни; окисление океана; вымирание биологических видов из-за изменения температурного режима. Многие известные ученые, в том числе и директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН доктор физико-математических наук Владимир Кузнецов считают, что Земля находится на пороге великого минимума активности Солнца и как следствие очередного ледникового периода.

Слайд 5

Ч ья гипотеза верна?

Слайд 6

Где взять данные для проведения исследования?

Слайд 7

Данные внесли в электронные таблицы Для упрощения вычислений использовали формулы. Например: =СРЗНАЧ( B3:B32)

Слайд 8

Средние значения температуры по месяцам

Слайд 9

Изменение температуры по месяцам

Слайд 10

Среднемесячная температура

Слайд 11

Среднее значение температуры за 5 лет

Слайд 12

Изменения температуры воздуха в Республике Татарстан

Слайд 13

На фоне глобального потепления региональные изменения климата России будут далеко не одинаковыми, а их влияние на хозяйственную деятельность — как благоприятным, так и пагубным. Зона комфортного проживания может переместиться к северу. Происходит потепление климата Происходит похолодание



Предварительный просмотр:

Защита проектной работы «Что происходит с погодой?»

Учитель:

Уважаемые гости, мы хотим вам представить проектную работу, которую выполнили учащиеся 4А класса: Самигуллин Кирилл, Шаймухаметов Адель, Пиляев Елисей.

Самигуллин К.:

Слайд 1.

Наш проект называется «Что происходит с погодой?»

Слайд 2.

Несмотря на то, что данный проект мы выполняли во внеурочное время, вопрос возник на уроке окружающего мира, когда мы изучали тему «Погода. Температурный режим» в 4 классе.         Слайд 3.

Работа над проектом велась по данному плану, который состоит из 4 этапов.

В последнее время  вопросам изменения климата уделяется все большее внимание. И это не удивительно – с погодными изменениями ежедневно сталкивается каждый. Нас заинтересовали различные точки зрения ученых на изменение климата.

Слайд 4

Одни ученые считают, что вероятная величина возможного роста температуры на протяжении XXI века на основе климатических моделей составит  от 1  до 3 °C . 

Многие известные ученые, в том числе и директор Института земного магнетизма, доктор наук Владимир Кузнецов считают, что Земля находится на пороге великого минимума активности Солнца и как следствие очередного ледникового периода.

Слайд 5

В связи с такими расхождениями во мнениях у нас появилось желание ответить на вопрос  «Чья гипотеза верна?»

Мы решили провести исследование изменения температур в Мензелинском районе.

Пиляев Е.

Слайд 6.

Где взять данные для проведения исследования?

-  За время учебы в школе, мы вели дневник наблюдений, так что за 4 года данные температуры у нас есть. Можно ли сделать выводы по данным за 4 года? С этим вопросом мы подошли к учителю биологии нашей школы Яндугановой Татьяне Васильевне.

- Для того чтобы делать масштабные выводы, за погодой требуется наблюдать в течение многих лет. Только тогда будет понятно, какие изменения произошли, - сказала Татьяна Васильевна. Она посоветовала нам взять данные за последние 10 лет, и  можно проследить за температурой воздуха в осенние месяцы. Недостающую информацию за предыдущие года, мы взяли из сети Интернет, с сайта Гизметео.

Шаймухаметов А.

Слайд 7.

Проанализировать такое количество данных без ошибок, можно с использованием компьютера. На кружке по информатике мы изучили электронные таблицы, которые дают возможность для упрощения вычислений использовать формулы. Мы прошли формулы для нахождения среднего значения диапазона.

Средние значения температуры мы нашли, но как их сравнить, чтобы все было наглядно видно?

На уроках математики при работе с данными мы рассматривали способы представления информации.

Дополняет другой ученик (Пиляев Е.):  (Можно я дополню)Для наглядности удобнее представлять данные в виде диаграммы, мы выбрали график и столбчатую  диаграмму. Можно построить эти виды диаграммы в тетради, как мы делали это на уроках, но мы воспользовались компьютером, т.к. на кружке мы тоже выполняли такие задания, и с таким количеством данных это будет быстрее.

Слайд 8.

Средние значения температуры по месяцам внесли в отдельную таблицу.

Слайд 9.

Сначала мы построили график по месяцам.

Судя по графику, температура в сентябре и октябре в 2004 и в 2014 году одинаковая, хотя наблюдаются и повышения и понижения. В ноябре 2013 года была самая высокая температура за период нашего наблюдения – 4 градуса тепла.

Слайд 10.

Для сравнения средней температуры за осень мы построили столбчатую диаграмму, она называется гистограмма. Для удаления лишних столбцов, мы воспользовались «Выбором источника данных», и удалили месяцы.

Самигуллин К.

По данной гистограмме можно определить, что температура изменяется периодически. Наибольшая средняя температура была в 2005 году, наименьшая - в 2006 году. По данной диаграмме трудно сделать выводы, поэтому мы объединили по 5 лет, 2014 год в расчет не берем, т.к. есть результаты за полтора месяца.

Слайд 11.

Если сравнить  температуру  за первые пять лет 2004-2008 год, за вторые пять лет 2009-2013 год, то за 2009-2013 столбец гистограммы выше, значит произошло повышение температуры в Мензелинском районе.

Слайд 12.

Для подтверждения своих выводов мы посетили сайт Федерального государственного учреждения «Управление по гидрометеорологии Республики Татарстан». Рассмотрели график приземной температуры воздуха на территории Республики Татарстан за период с 1951 по 2012 гг.. Линейный график свидетельствует о наблюдающемся за рассматриваемый период потеплении в среднем со скоростью меньше полградуса за 10 лет, что подтверждает наши выводы.

Слайд 13.

Верна первая гипотеза: происходит потепление климата.  На фоне глобального потепления региональные изменения климата России будут далеко не одинаковыми, а их влияние на хозяйственную деятельность — как благоприятным, так и пагубным. Зона комфортного проживания может переместиться к северу.

Учитель:

- Большое спасибо за выступление. А сейчас ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

-Чему вы научились за время работы над проектом?

Ученик:

За время проведения проекта мы многому научились. Провели настоящее исследование, освоили сетевые сервисы, приняли участие в создании совместной презентации и выполнили сложные вычисления в электронных таблицах.

Учитель:

- В чем необычность проектной работы?

Ученик:

-Для этой работы нам потребовались знания  из нескольких предметов: математики, окружающего мира, технологии, информатики.

Учитель:

- Довольны вы своей работой? Что вас особенно заинтересовало?

Ученик:

- Да, нам понравилось исследовать.

- Мне понравилось быстро вычислять большое количество данных с использованием компьютера, мне пригодились знания, которые я получил на внеурочных занятиях по информатике.

Ученик:

- Мне понравилось работать в команде. Когда у меня что-то не получалось, я мог спросить у друзей.

- Меня очень заинтересовала наша тема, много информации я прочитал про климат.

Учитель:

- Спасибо за ваши ответы.

Используемые ресурсы:

http://news-climate.ru/globalnoe-poteplenie-ili-poholodanie-zhdet-zemlyu.html Новости климата. изменение климата на планете.

http://tainy.info/disasters/s-potepleniem-vas-s-poxolodaniem/ Тайны ХХ века.

http://www.liveinternet.ru/tags/%E3%EB%EE%E1%E0%EB%FC%ED%EE%E5+%EF%EE%F5%EE%EB%EE%E4%E0%ED%E8%E5/  Тревога глобального масштаба : начинается глобальное похолодание.

http://gazeta.aif.ru/_/online/don/808/014 Капризы донского климата.

http://www.gismeteo.ru  Гизметео

http://mirpps.ru/fon-dlja-prezentacii.php Фон для презентации

http://gotovie-prezentacii.ru/shablon-prezentatsii-po-informatike/ Фон для презентации

http://www.tatarmeteo.ru/ru/meteorologiya-i-klimat/izmenenija-klimata-RT.html 
Федеральное государственное бюджетное учреждение  Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды  Республики Татарстан

http://ekograd.blogspot.ru/2014/04/2013-2014_15.html Дистанционный проект «Экоград»

http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Klimat-i-chelovek/001-Klimat-i-chelovek.html Компьютер и человек

http://elementy.ru/lib/430455 Элементы большой науки