Сценарий новогоднего экологического праздника «Сохраним зеленую красавицу!»

Рудакова Алла Николаевна
Сценарий новогоднего экологического праздника «Сохраним зеленую красавицу!»
 
Цель: организовать и провести новогодний праздник экологической направленности, связанный с воспитанием у подрастающего поколения бережного отношения к хвойным насаждениям.
 
Задачи:
 
1. формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
 
2. развивать познавательный интерес к миру природы;
 
3. воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
 
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран; компьютерная презентация, аудиозаписи, картинки новогодних игрушек, костюмы (Дед Мороз, Снегурочка, инспектор-эколог),саженец елочки, мешок Деда Мороза с содержимым(мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь, семечки, капуста и т.д.), искусственные ёлочки (по количеству команд), конфеты, пазлы (картинка ёлочки).
 
Ход мероприятия
 
Звучит «Новогодняя песня» группы Блестящие (аудио 1)
 
Новый год – самый любимый с детства праздник, который сопровождает нас по жизни запахом апельсинов и душистой хвои. Это всеми любимые и долгожданные Снегурочка, Дед Мороз с мешком подарков, и, конечно же, хозяйка праздничного торжества - красавица елочка. Живая ель в пышном убранстве – что может быть красивее!
 
Ученик: Гостья к нам пришла сегодня
 
В зимний праздник новогодний
 
Мы ее принарядили, обогрели, осветили, Сколько блеска, света сколько!
 
Замечательная елка!
 
Ученик: Елочка зеленая, снегом запушенная
 
Смолистая, иглистая,
 
Колючая, пахучая –
 
Здравствуй, здравствуй, елочка!
 
Ученик: Подходит старый год к концу.
 
Оделся лес в снегов красу.
 
И мы в преддверье новогоднем
 
Вас удивить хотим сегодня.
 
О ёлке поведём рассказ,
 
Полезным будет он для вас.
 
Ученик: – Как много собралось гостей!
 
Все ждут о ёлке новостей.
 
А мы готовы, как всегда!
 
Подать историю сюда!
 
Обряд новогоднее украшение елки.
 
Г. Х. Андерсен написал сказку «Ель». Это трогательная и печальная история о том, как в лесу родилась маленькая Елочка. Ее ласкало своими лучами Солнце, вокруг нее росли ее подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Елочка выросла и превратилась в красивые молодые деревце. И, наконец, сбылась ее мечта попасть в город, к людям на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но…Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.
 
Не так ли до сих пор поступают люди, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни елочек и сосен? Правильно ли это?
 
Чтобы ответить на этот вопрос, поближе познакомимся с елью.
 
Ель относится к вечнозеленым растениям, но ее хвоинки не вечны, они живут 7-9 лет, а затем опадают, заменяются новыми. Так как хвоя опадает постепенно, а не вся сразу, дерево всегда стоит зеленое.
 
Ученик: Не все ели одинаковы. В лесах встречается ель европейская и ель сибирская. В городе растет еще одна ель – колючая, голубая ель.
 
Ученик: Высота взрослого дерева достигает 30-40 метров. Живет ель 250-300 лет, а отдельные деревья до 500-600 лет.
 
Ученик: Ель – удивительно красивое и стройное растение. Форма кроны ели конусовидная, поэтому ели не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви ее прогибаются, и снег сползает с них. Широкие ветви ели (лапы очень пружинистые. Снег гнет их к земле, но никогда не ломает.
 
Ученик: Есть леса еловые. В них растут только ели. Какой же он, еловый лес?
 
Ученик: Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «Лесная глушь». Мы видим, что художник изобразил еловый лес и таинственным, и сказочным, и изумрудным, и молчаливым, и сумрачным – здесь мало света даже в солнечный день. Еловые лапы с жесткими хвоинками растут почти до самой земли и задерживают солнечные лучи. Может показаться, что в еловом лесу нет животных, мало растений. ТАК ЛИ ЭТО?
 
Ученик: Оказывается, немало разных животных предпочитают жизнь именно в еловом лесу. Познакомимся с некоторыми из них.
 
Ученик: Вспомните, где устраивают берлоги медведи? Они часто делают их под корнями упавшей ели. А на некоторых деревьях можно увидеть следы медвежьих когтей. Так медведи отмечают границы своих владений.
 
Ученик: В еловых лесах обитает еще одно их самых крупных птиц- филин, добычей которого становится мелкие лесные грызуны – мыши плевки. Полевки в свою очередь питаются семенами ели, доставая их из шишек.
 
Ученик: Еще один житель елового леса – синица. Зимой синицы появляются в городах, но большую часть года живут в лесу, собирая мелких насекомых со стволов и ветвей елей.
 
Ученик: Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица.
 
Ученик: А теперь послушайте рассказ М. Пришвина «Старый гриб». Пришвин – известный русский писатель, автор замечательных рассказов о природе. В рассказе речь идет об обнаруженной писателем в еловом лесу старой сыроежке. В выгнутой шляпке гриба скопилась вода, которую пили птички в жаркий день. Из нее напился и сам автор. Случай забавный. Но интересно, что сыроежки в отличие от других грибов часто встречаются в ельниках. Там же произрастают и рыжики еловые.
 
Ученик: Таким образом, мы убедились, что ель в лесу связана со многими живыми организмами: животными, растениями, грибами.
 
Ученик: На нашем празднике мы узнаем, какое значение имеет ель для людей. Но сначала споем про нее песню.
 
Песня «Наша елочка!»
 
Ученик: Ель, как любое зеленое растение, очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные для человека газы, а выделяется на свету кислород, нужный для дыхания всему живому.
 
Ученик: Невозможно перечислить все изделия, которые можно изготовить из еловой древесины. Остановимся на одном- необычном. Всем знаком такой музыкальный инструмент как скрипка. Его очень сложно изготовить. Для этого подходит так называемая резонансная ель, годичные кольца которой имеют одинаковую ширину. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент из нее дает хороший звук.
 
Исполнение на скрипке.
 
Ученик: Из еловой древесины вырабатывают деготь, канифоль, скипидар, смолу.
 
Ученик: Лучшие сорта бумаги получают из древесины ели. Легко ли изготовить бумагу? Судите сами! Спиленные и обрубленные еловые бревна привозят из леса на целлюлозно-бумажый комбинат. Здесь бревна дробят, измельчают, обрабатывают различными веществами, получают целлюлозу. Затем ее отбеливают, распределяют на специальные сетки, прессуют, сушат.
 
Ученик: Чтобы получить из целлюлозы бумагу, на которой можно писать и рисовать надо к целлюлозе добавить канифоль. Канифоль тоже получают из елей.
 
Ученик: Теперь попробуйте угадать, из чего сделаны эти ткани? Это вискозные ткани. Они изготовлены не из хлопка, не из льна, а из древесины ели.
 
Ученик: Если срубленное еловое дерево используется разумно и экономно, из него можно получить много различных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесно- волокнистые плиты, из коры – удобрения и дубильные вещества, из пней – скипидар.
 
Ученик: Сколько ежегодно вырубается хвойных деревьев, чтобы обеспечить людей необходимым количеством елей к Новому году! Очень много! Огромная цифра! Можно ли ее уменьшить, ведь для жизни человеку и животным нужен живой лес… Можно!
 
Ученик:
 
Можно елочку в горшок сажать, И, как с комнатным растением, Новый год встречать! А потом, весною, высадить в леса, Чтоб росла в природе елочка-краса!
 
Ученик: Может прослужить вам долго, Друзья, искусственная елка! Огромный выбор в магазинах есть Таких красавиц, что нельзя глаза отвесть! Конечно, цены «колются» пока, Зато, такая елка – на века!
 
Ученик: Можно елочку живую наряжать, И на природе Новый год справлять!
 
Ученик: Еще, есть способ творческий: создание букетов, И разных композиций из еловых веток! Возьми чуть-чуть фантазии, умения и терпения, Получатся шедевры всем на удивление!
 
Ученик: А у меня дома уже давно искусственная ёлочка. Она такая же красивая, но прослужит не 1 год, а целых 5 лет. Мама сэкономила и деньги, и время. И купила мне нэтбук.
 
СТИХОТВОРЕНИЕ – «Мне ёлку купили!»
 
Ученик: - Мне елку купили!
 
Мне елку купили!
 
В лесу на опушке ее не рубили.
 
А сделали елку на добром заводе
 
Хорошие дяди, веселые тети.
 
Скорей приходите,
 
Скорей поглядите
 
На ёлку из тонких серебряных нитей:
 
Вся в хвое мохнатой,
 
Блестящей и пышной,
 
Задень - и она зазвенит еле слышно.
 
частушки
 
Учитель: А Вы не знали? Наша Ёлочка умеет говорить.
 
Наступил декабрь снежный.
 
Вся дрожу от страха я.
 
Дедушка пришёл в валежник,
 
Чтобы вырубить меня.
 
Дома Новый год! И дети
 
Наряжают все меня.
 
Только я – одна на свете,
 
Там, в лесу, моя семья.
 
Не вернут меня к подружкам,
 
обрубили корешки.
 
Новый год пройдёт… и в луже
 
Буду гнить средь мишуры.
 
? Почему из магазина
 
Не несёте ёлку в дом?
 
Также ведь она красива,
 
И прослужит лет так сто.
 
Вот стою в лесу и плачу!
 
Вся дрожу от страха я,
 
И надеюсь на удачу:
 
Может срубят не меня?!
 
Песня «Как красива наша елка!»
 
Ученик: Да, экология – новое слово.
 
Раньше природа не знала такого.
 
Про браконьеров редко слыхали,
 
Ёлки вагонами не вырубали!
 
Ученик: А сейчас мы узнаем, что вы узнали об этом дереве.
 
Викторина о ели.
 
1. Какую пользу приносит ель людям?
 
(Ель дарит ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу, ткань вискозу и музыкальные инструменты)
 
2. Как долго живет ель?
 
(Средний возраст ели 250-300 лет, но отдельные деревья могут жить 500-600 лет)
 
3. Как определить возраст ели?
 
Ветви ели растут «этажами».По ним можно точно сказать, сколько лет дереву. Для этого нужно сосчитать «этажи» и прибавить к этому числу еще 3-45- года. В первые годы ель не дает боковых побегов)
 
4. Как размножается ель?(Семенами, которые образуются под чешуйками шишек. Пока семена не созреют, чешуйки заклеены смолой, Но как только семена созрели, чешуйки отгибаются, выпуская их на свободу. У каждого семени есть небольшое округлое крылышко, благодаря ему ветер уносит семена далеко от материнского дерева.)
 
5. Кто из жителей леса любит лакомиться семенами ели?
 
( Пестрый дятел, белка, клест, можно еще примеры)
 
6. Как ель предсказывает погоду?
 
( К ясной и сухой погоде ветки ели смотрят вверх, к дождю опускаются вниз)
 
7. Как помочь елям жить долго, приносить людям пользу и радость?
 
(Нельзя срубать елочку, где придется. Это можно делать только с разрешения лесника. Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева. Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым живым деревом, его может заменить искусственная елка или композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд.
 
А еще лучше посадить и вырастить елочку во дворе дома или школы или посадить в цветочном горшке.
 
Покупайте искусственные ели, сделанные из экологически чистых материалов!
 
Бережно используйте бумагу! Сохраним зеленых красавиц!
 
Песня «Раз, два, три!»