Демонстративные дети

Арябинская Мария Ивановна

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности и обесценивания другого. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_v_mezhl.otnosh._demonstrativnye_deti.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы в межличностных отношениях

Демонстративные дети

Межличностные отношения на протяжении дошкольного возраста претерпевают существенные изменения и имеют ряд возрастных закономерностей. Так, в середине дошкольного возраста (4-5лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремиться привлечь внимание  других, чутко ловит в их взгляде и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное , соревновательное начало. Эти факты позволяют говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику, суть которой заключается в том, что сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Только через сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Этот этап является закономерным и необходимым ля развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Однако часто демонстративность  фиксируется и перерастает в личностную особенность, черту характера  .Основным мотивом действийребенка  становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «Я». Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы «показать», «похвастаться».

Особенности поведения демонстративных детей

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако, в большинстве случаев такие дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используя ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей являются не целью ,а средством самоутверждения и привлечения внимания. При этом способом привлечения внимания  может быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во чтобы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или с группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже, красивее/некрасивее и т.п.Кроме того, для поведения демонстративных детей характерна высокая нормативность: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что надо так. Используя социально одобряемые формы поведения, дети ожидают положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Эксперименты показывают, что в одной и той же проблемной  ситуации демонстративные дети могут вести себя противоположным образом , в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого. Так, например, в одной из исследований организовывалась ситуация, в которой ребенок мог поделиться или не поделиться с партнером  конфетой. В первой пробе взрослый присутствовал в комнате, хотя не принимал активного участия в происходящем. Демонстративные дети делились со сверстником, комментируя свой поступок вслух, обращаясь к взрослому. Например: «Я дам Кате конфету, потому что ей не досталось. Хорошие дети всегда делятся с тем, кому не дали».  Во второй пробе взрослый выходил из комнаты, но все слова детей записывались на диктофон. На этот раз демонстративные дети и не думали делиться с партнером, даже не смотря на их просьбы. Тот же ребенок на просьбу сверстника дать ему половинку конфеты на этот раз сказала «Не дам тебе. Почему я должна? Это мне дали. Попроси, может и тебе дадут» Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально оказать помощь сверстнику.

Педагог-психолог Арябинская М.И.