Опыт работы

Подгорбунская Лариса Викторовна

Формы, методы, приемы, технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций обучающихся

  1. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта        

        Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы. (Проспер Мериме — французский писатель и переводчик). К сожалению, не все учащиеся умеют использовать эти удивительные возможности родного языка.

        В Концепции преподавания русского языка и литературы отмечается, что «многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного и речевого этикета». И это не удивительно. Подрастающее поколение в настоящее время мало читает художественную литературу,  являющейся образцом правильной речи, отдавая предпочтение телевидению, Интернету и другим средствам массовой информации, откуда мы «впитываем» речь, не всегда отличающуюся литературностью, правильностью, уместностью, разнообразием. Дело в том, что наше общество всё больше слушает и всё меньше читает. А речь звучащая оставляет желать лучшего.

     На этом слайде представлены результаты диагностики, проведенной мною на предмет выявления у учащихся уровня речевой культуры. Многие учащиеся отмечали, что не имеют представление о культуре речевого общения и не знакомы с правилами речевого этикета. Навыки публичной речи были лишь у небольшой части опрошенных. Кроме того, творческие работы учащихся свидетельствовали о небогатом словарном запасе.  Все это говорило о серьезной проблеме, которую необходимо решать, потому что современное общество ценит людей, владеющих искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Активность выпускников во всех сферах общественной жизни напрямую зависит от того, насколько свободно они смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни.

Актуальность опыта

       Данное противоречие определило актуальность выбранной темы  и позволило  сформулировать проблему, заключающуюся в поиске инновационных подходов в организации формирования коммуникативно-речевых  компетенций  обучающихся

 Гипотеза: сформированные коммуникативно-речевые способности обучающихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочное время обеспечивают более высокий уровень предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения.

     Проблема обусловила выбор темы и поставила цель: формирование школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой коммуникативно-речевой  компетенцией.

1) формирование приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) Введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3) Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей учащихся

4) Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

  Переосмысливая  содержание своей деятельности, я обратилась к достижениям передового педагогического опыта.

Теоретическая база опыта

        Работа по развитию речи учащихся привлекала внимание методистов и учителей русского языка еще в дореволюционной школе. В трудах Буслаева, Срезневского и Ушинского прослеживается мысль об обогащении речи обучающихся.

В.А.Добромыслов, помимо обогащения речи учащихся, важным считал работу по предупреждению и преодолению произносительных, лексических, морфологических ошибок.

 Т.А.Ладыженская, соглашаясь со своими предшественниками, добавляет еще важность обучения различным видам речевой деятельности (слушание, чтение).

Проблеме формирования коммуникативных умений старших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2010), среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений старших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

2.Технология опыта

     Изучение трудов известных лингвистов привело к пониманию того, что, отправляясь на урок, я должна создать благоприятную среду для развития познавательного интереса учащихся. Это будет  благотворно воздействовать на их активность и стимулировать развитие самостоятельности, без которой невозможен учебный процесс в современной школе. И чтобы этот процесс был успешным, необходимо мотивировать учащихся к получению знаний, заинтересовать своим предметом, вызвать желание открывать для себя неизведанное. Безусловно, добиться поставленной задачи традиционными способами  невозможно.

       Новый образовательный стандарт предъявляет педагогу и новые требования к профессиональным компетенциям, главным из которых является умение организовывать коммуникативную деятельность учащихся. Что подразумевается под этой деятельностью? Прежде всего, способность научить детей связно выстраивать монологическое высказывание в устном и письменном виде, участвовать в диалоге с различными людьми и в различных ситуациях, отстаивая и обосновывая свою точку  зрения, опираясь на жизненный опыт и наблюдения, анализировать и совершенствовать написанное, уметь тактично и убедительно вести дискуссию. Задача эта непростая.

       Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии, методов и приемов, которые позволили бы так организовать процесс обучения, чтобы реализовать все поставленные задачи. Свою работу я строю в соответствии с  системно-деятельностным подходом, что дает возможность превратить процесс обучения в процесс сотворчества ученика и учителя, который должен так организовать  работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. На первое место выдвигается индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной учебной деятельности. Компоненты технологий, основанных на системно-деятельностном подходе, позволяют ученику обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.

При разработке уроков я использую технологию проблемного обучения. Создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, можно добиться оптимального сочетания самостоятельной поисковой деятельности обучающихся с усвоением готовых выводов науки. В ходе решения проблемы растет активность учащихся, а самостоятельность достигает высокого уровня. Учащиеся легко применяют полученные знания на практике и одновременно развивают свои коммуникативные умения и творческие способности.

На своих уроках я использую метод интерпретации (подбор собственных значений и ассоциаций, проговаривание, пересказ с целью понимания), который будет представлен сегодня на уроке. Это

- комментарий эпиграфа,

- ассоциации, возникающие при работе с портретом, слушанием музыки.

-интерпретация характера образа-персонажа и его композиционно роли в произведении,

-интерпретация и образа  писателя, его позиции, мировоззрения,

-интерпретация самого текста.

    Используя этот метод, я развиваю мировоззрение учащихся, умение давать читательскую оценку, а значит, совершенствую их речь.

     Так, например, изучая в 10 классе пьесу «Гроза», составляем таблицу «Тираны и жертвы «темного царства» Самостоятельное заполнение такой таблицы заставляет учащихся глубже вчитываться в текст, развивает логическое мышление на основе нахождения учащимися причинно-следственных связей между всеми средствами создания образа. Сравнительный же анализ позволяет отнестись критически к качествам их характера. Тем самым развивается критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации.

               На уроках русского языка , наряду с методом интерпретации, я использую метод моделирования (творческое преобразование в соответствии с поставленной целью), применяя такие приемы, как:

-создание текста по опорным словам,

-написание сочинения по готовому плану,

-восстановление деформированного текста,

-составление текстового формуляра в виде таблицы, заглавия к которой придумывают сами учащиеся (тип речи, стиль, тема, проблема, основная мысль…)

-прием разворачивания текста (продолжить текст по данному началу, предложить свой вариант развития действия). Такой прием позволяет обучить умению придерживаться темы и цели высказывания, т.е.соблюдать определенный алгоритм, развивает творческие способности , формирует определенные речевые навыки, дает возможность перейти из зоны ближнего речевого развития в зону актуального развития :

Опора на образец – без опоры на ту же тему – самостоятельно , варьируя стиль, тип текста, жанр речи. Здесь уже используется технология дифференцированного обучения, ориентирующая на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.).

        Активизирует деятельность детей метод смысловой группировки материала: 

-деление текста на микротемы,

-составление плана текста,

-составление плана-вопросника по данному тексту

 Учащиеся, выполняя такое задание, сами задают вопросы по тексту товарищам и анализируют их ответы, иногда организуется работа парами: один задаёт вопрос, другой отвечает.

     В 10-11 классах, когда от учащихся уже требуется глубина понимания проблемы текста, умение выстраивать свой письменный ответ в соответствии с критериями, моя задача – научить выпускников мыслить не шаблонно, ярко, оригинально. И эту работу всегда начинаю с текстов, которые не могут не заинтересовать ребят, которые всегда вызывают желание высказаться, поделиться своими мыслями. Это небольшие по содержанию, но очень емкие по смыслу. Такие, например, как текст Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» или сказка-притча Кривина «Волк на елке». Главное – вызвать интерес.

    Углубляя представление о тексте, я  предлагаю систему уроков по его анализу , которая предусматривает проблемные языковые задачи; умение производить композиционно-содержательный, типологический и стилистический анализ текста. Класс делится на группы,  каждой из которых предлагается обсудить проблемные вопросы, дать оценку поступкам героев, определить нравственные качества. Или же на основе цитат, взятых из текста, составить нравственный портрет героя. Такая форма работы с текстом будет представлена сегодня на уроке.

   Для анализа подбираются тексты воспитательного характера, охватывающие  нравственные, экологические , эстетические проблемы в зависимости от цели урока. Такие уроки позволяют развивать умение говорить, отстаивать свою позицию, быть активными участниками процесса познания

    Формируя у детей самостоятельность, я прослеживаю динамику развития по следующим показателям:

  1. интерес к учению;
  2. развитие общения друг с другом;
  3. взаимообучение и самообучение;
  4. любовь к родному языку.

        Безусловно, большую помощь в формировании коммуникативно-речевой компетенции у обучающихся играют произведения художественной литературы, изучаемые на уроках и самостоятельно.

       Отправляясь на урок литературы, я всегда помню слова Евгения Николаевича Ильина о том, что такой урок строится по закону трех о : очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Я бы добавила еще одно о: обаять образом учителя. Интеллигентность, артистизм, харизма – качества, способствующие гармоничному диалогу между учеником и учителем. Еще А.П.Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело».Нужно, чтобы все предметы преподавались как искусство. Только так можно привить интерес к слову, любовь к чтению и, как следствие, развить коммуникативные способности учащихся. Многие из нас, открывая ученикам новое имя в литературе, стараются найти какие-то интересные факты из биографии писателя, рассказать о его увлечениях , пристрастиях, окружении. Здесь мы используем   презентации, совершаем виртульные экскурсии по местам жизни того или иного писателя. Я могу предложить не менее интересную форму знакомства с личностью писателя. Являясь классным руководителем, я очень люблю вместе со своими учениками путешествовать по литературным местам. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Открытия, которые делают для себя ребята во время таких путешествий, у всех разные. Но я уверена, что ни один из них не был пассивным слушателем, когда экскурсовод открывал нам страницы жизни Лермонтова, Пушкина, Чехова, Толстого. После поездки мы обязательно делимся впечатлениями, пишем заметки в школьную газету. А на уроке я предлагаю такое задание : подготовить устную книгу о жизни писателя. Класс делю на группы, каждая из которых должна представить одну главу: «Близкие сердцу люди», «Детские игры и мечты», «Музыкальные дарования», «Поэтическое дарование», «Талант художника» (для 5-6 класса)Далее  в старших классах  прошу вспомнить стихи, подходящие для данной главы, выразительно их прочитать. Придумать обложку, подобрав иллюстрацию к главе. Я уверена, что такая форма работы позволяет привлечь внимание к личности писателя и заинтересовать его творчеством.

    Так в мою практику вошли уроки и задания, отличные от традиционной формы преподавания, которые всегда вызывают интерес и развивают творческий потенциал учащихся.

    На развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков учащихся направлены  ролевые игры, которые способствуют реализации речевого намерения как на содержательном, так и на языковом уровне, развивают творческие способности и индивидуальность учащихся.

В настоящее время важно научить ребенка рассуждать, быть убедительным в своем мнении. На выпускных экзаменах формат именно сочинения-рассуждения предлагается выпускникам. И уже  с 5 класса начинается эта подготовка. Например, в учебнике Быстровой есть такие задания: написать размышления на тему: «Если бы я был директором»,«Какой вы представляете школу будущего»,«Какой я хотел бы видеть свою планету» «Что бы вы рассказали ребятам третьего тысячелетия». Перед написанием такого сочинения предлагаю разделиться на группы: консерваторы и новаторы. Среди них также делимся на учителей, родителей, выбираем директора. Предлагаются вопросы для обсуждения. Каждый из участников должен представить свое понимание темы и аргументировать

Очень интересно проходит такая форма, как «Бой ораторов». Вначале распределяются роли:  спорщик, всезнайка, робкий, несомневающийся, приспосабливающийся, отвергающий.Затем предлагается  тема (Например: Слова- тоже поступки. А.Франс) В форме дискуссии ребята принимают участие в обсуждении предложенной темы с учетом той роли, которая ему отведена. Так можно готовиться к написанию сочинения 15.1 в 9 классе. Именно этот вид сочинения вызывает затруднения у выпускников, так как многие не умеют давать правильный комментарий цитаты. Такая форма работы дает возможность научить ребят не только понимать смысл цитаты, но и  закрепляет умение аргументировать определенную точку зрения.

     Ролевая игра-суд над помещиками при изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» позволяет четко разграничить лексику официально-делового стиля и разговорного. Перевоплощаясь в образы героев, выполняя роль адвоката, судьи, обвинителя, сосредоточить внимание на их речи, интонации.

   Урок с использованием элементов театрализации всегда привлекателен для учащихся 5-7 классов. Такие уроки были проведены мною в 5 классе при изучении басен Крылова, рассказов Чехова, сказов Бажова.

    Большое место на уроках я уделяю работе с поэтическими произведениями. Ни для кого не секрет, что школьники не любят и , как правило, не понимают стихи. А при чтении наизусть очень далеки от декламации. Обязательным условием успешной работы с поэтическим текстом на уроке является настрой детей. И задача учителя – создать атмосферу восприятия и понимания поэтического произведения.Здесь можно использовать интегрированные уроки. Так, начиная знакомство с поэтическим мастерством Пушкина в 5 классе, показываю связь таких видов искусства, как литература, музыка, живопись. Предлагаю прослушать стихотворение «Осень», соотнести с музыкой Чайковского «Времена года» и картинами Левитана. Свои наблюдения оформить  в таблицу, ответив на вопросы:

-Какие чувства вызвало произведение?

-Какие картины представились?

-Какое настроение передано в произведении?

-Что произвело на вас более сильное впечатление? Почему?

Последний вопрос прошу оформить в виде связного ответа-рассуждения.

Интересно проходят уроки-размышления о любимом литературном герое, где учащимся предлагаются разные задания : написать дневник от лица героя, подготовить монолог героя, сочинить и произнести хвалебную речь , посвященную любимому герою, придумать макет памятника любимому герою, обосновав выбор места.

Очень интересно проходят такие уроки, как :

-урок-КВН,

-урок-путешествие,

-урок - творческая мастерская.

Такие уроки я обычно провожу на этапе обобщения изученного материала.

       Свою работу по формированию коммуникативных способностей учащихся я продолжаю и во внеурочное время.    Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке , кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных, театральных встреч с интересными собеседниками.

       Используя различные формы внеклассной работы, я пришла к идее создания школьной театрально-литературной гостиной, руководителем которой являюсь уже 9 лет. Занятия в ней являются непосредственным продолжением уроков литературы, дают им «второе дыхание», создают фон, содержат колоссальный нравственный заряд, создают условия для раскрытия творческих возможностей учащихся, а самое главное – вызывают неподдельный интерес к изучению художественных произведений. Кроме того, на занятиях театрально-литературной гостиной ребятам открывается новые имена, которых нет в школьной программе или которые впервые, недавно в ней появились.

Целью занятий театрально-литературной гостиной является создание условий для саморазвития и развития личности ребенка, выявление  творческого потенциала средствами театральной педагогики, повышение интереса к изучению литературы как школьного предмета, развитие культуры речи.

Основное содержание театрально-литературной гостиной- подготовка и проведение литературных вечеров, театрализованных представлений, встреч за круглым столом с творческими людьми , участие в конкурсах актерского мастерства

Формы работы театрально-литературной гостиной :

-Театральное инсценирование литературных произведений  

-Литературно-музыкальные композиции

-Организация школьных праздников

     Наблюдая за участниками гостиной, я прихожу к выводу, что даже закомплексованный и не слишком эмоциональный ребенок становится творческой личностью с художественным воображением и грамотной         литературной речью. Участие в гостиной дает возможность широкого круга общения, обмена опыта учеников и учителей, знакомства с новыми формами и методами преподавания уроков литературы, раскрытие режиссерских, актерских, художественно-оформительских, исследовательских талантов. А главное, развитие коммуникативно-речевых компетенций.

     Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников.

     Результаты реализации представляемой методической системы диагностируются в период входного, промежуточного и итогового контроля, которые проводятся с использованием материалов системы СтатГрад, а также «ФГОС Тематического контроля» под редакцией С.П. Цыбулько, где задания ориентированы на выявление уровня речевой культуры обучающихся. Повторная диагностика в 11 классе на предмет выявления у учащихся уровня речевой культуры показала положительную динамику, которая представлена на данном слайде.

    Мои ученики успешно участвуют в олимпиадах различного уровня и конкурсах научно-познавательного, художественно-эстетического и духовно-нравственного направлений. Практика реализации работы позволяет говорить пусть пока еще не об успехах в речевой подготовке выпускников, а о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывать эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов. 

    Потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.

    Завершить свое выступление мне хотелось бы словами английского драматурга Джона Уэбстера: «Заберите все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел». Убеждена, что многие мои выпускники вправе адресовать эти слова себе.

Я закончила свое выступление, готова выслушать ваши вопросы.