РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

ТУЛУПОВА МАРИЯ ИВАНОВНА

В данном разделе представлены развивающие игровые задания и упражнения по основным лексическим темам. Данные задания направлены на развитие и расширение словаря, развитие грамматических категорий, связной речи. Буклеты помогут родителям и педагогам закрепить у детей полученные знания, умения и навыки в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Дикие животные (буклет с развивающими заданиями)791.7 КБ
PDF icon Наш дом (буклет с развивающими заданиями)934.47 КБ
PDF icon Весна (буклет с развивающими заданиями)878.67 КБ
PDF icon Грибы и ягоды (буклет с развивающими заданиями)237.05 КБ
PDF icon Деревья (буклет с развивающими заданиями)887.01 КБ
PDF icon Домашние животные (буклет с развивающими заданиями)919.84 КБ
PDF icon Животные жарких стран (буклет с развивающими заданиями)884.89 КБ
PDF icon Животные холодных стран (буклет с развивающими заданями)829.16 КБ
PDF icon Зимние забавы (буклет с развивающими заданиями)976.32 КБ
PDF icon Овощи (буклет с развивающими заданиями)947.25 КБ
PDF icon Сад-огород (буклет с развивающими заданиями)882.89 КБ
PDF icon Фрукты (буклет с развивающими заданиями)832.83 КБ
PDF icon Зима (буклет с развивающими заданиями)804.42 КБ
Файл Рекомендации родителям на тему "Детский сад" (старшая группа)886.16 КБ
Файл Рекомендации родителям на тему "Игрушки" (старшая группа)425.74 КБ
Файл Рекомендации родителям на тему "Осень. Приметы осени" (старшая группа)1.03 МБ
Файл Рекомендации родителям на тему : "Неречевые звуки" (старшая группа)172.38 КБ
Файл Рекомендации родителям на тему: "Звуки речи" (старшая группа)170.84 КБ
Файл Рекомендации родителям на тему: звук и буква У (старшая группа)512.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «ДЕТСКИЙ САД»

Коррекционно-развивающие цели:

-формировать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя;

-отрабатывать падежные окончания существительных единственного числа;

-закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

-расширять и активизировать глагольный словарь.

Сегодня на занятии мы узнали:

1. Расширяли словарь детей по теме «Детский сад» (помещения детского сада и деятельность в них: групповая комната, раздевалка, спальная комната, туалетная комната, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедический кабинет, кухня, кабинет психолога; сотрудники детского сада и др.)

2.Расширяли лексико-грамматические категории (игры: «Где это происходит?», «Подарки и угощения для Гнома», «Подбери действие»).

3.Развивали мелкую моторику и координацию речи с движением.

Задания (игровые упражнения)

 на закрепление дома:

Уважаемые родители, при выполнении рекомендаций следите, чтобы дети отвечали полным предложением (при возникновении трудностей, оказывайте посильную помощь).

1.Игра «Закончи предложение».

Мальчик переодевается, а мальчики…(переодеваются).

Мальчик лепит, а мальчики…(лепят).

Девочка поет, а девочки…(поют).

Девочка пьет сок, а девочки….(пьют сок).

Мальчик рисует, а мальчики….(рисуют).

2.Игра «Как называется?»

Утром, когда мы кушаем, - это….(завтрак).

В полдень, когда мы кушаем, - это….(обед).

После дневного сна, когда мы кушаем, - это….(полдник).

Вечером, когда мы кушаем, - это….(ужин).

3.Игра «Кто что делает?»

 

Учитель (воспитатель) – учитель учит детей.

Повар –  повар готовит еду.

Врач – врач лечит детей…

В музыкальном зале (что делают дети?)....(В музыкальном зале дети танцуют, поют, проводят праздники)

В логопедическом кабинете..? (В логопедическом кабинете дети рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить)

В медицинском кабинете…?

В групповой комнате…?

В физкультурном зале…?



Предварительный просмотр:

Тема: «Игрушки»

Коррекционно-развивающие цели:

-отрабатывать навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа,

-углублять знания по теме, закреплять правильное употребление предлога с,

-развивать умение строить небольшие предложения,

-развивать наблюдательность, инициативную речь.

Сегодня на занятии мы узнали:

1. Расширяли словарь детей по теме «Игрушки» (называли предметы: машина, кукла, шар, мяч, пирамидка, матрешка, неваляшка, вертолет, самолет и др; называли признаки и действия с этими предметами)

2.Расширяли лексико-грамматические категории (игры: «Назови ласково», «Один-много «Чего не стало?» и др.).

3.Развивали мелкую моторику и координацию речи с движением.

4. Составляли небольшие предложения по теме (по образцу): У Вани самолет – Это Ванин самолет и др.

Задания (игровые упражнения)

 на закрепление дома:

Уважаемые родители, при выполнении рекомендаций следите, чтобы дети отвечали полным предложением (при возникновении трудностей, оказывайте посильную помощь).

1.Игра «Узнай игрушку по описанию».

Взрослый описывает игрушку, ребенок должен угадать её. Например: резиновый, круглый, большой или маленький, подскакивает.

2.Игра «Составить рассказ – описание»

План:

1.Что это?

2.Внешний вид (величина, форма, цвет)

3.Из какого материала сделан?

4.Как с ней можно играть?

Пример: Это кукла, она большая, красивая, у неё желтое платье. С ней можно играть в дочки-матери.

3.Игра «Назови ласково»

 (можно перебрасывать друг другу мяч)

Взрослый называет предмет (кукла), ребенок уменьшитель-ласкательную форму (куколка).

Машина – машинка

Шар-шарик

Лошадь-лошадка

Лиса-лисичка

Корабль-кораблик

Пирамида-пирамидка

Матрешка-матрешечка

Паровоз-паровозик и др.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Коррекционно-развивающие цели:

-развивать фонематические процессы;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

-развитие речевого дыхания, голоса

Сегодня на занятии мы узнали:

1.Откуда берутся звуки (объекты живой и неживой природы могут издавать различные звуки)

2.Познакомились с артикуляционной, пальчиковой и мимической гимнастикой.

3.Развивали слуховое внимание и восприятие (слушали объекты живой и неживой природы).

Задания на закрепление дома:

1.Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка» - растянуть губы в улыбке (зубы сомкнуты).

 «Трубочка»- вытянуть губки трубочкой вперед (зубы сомкнуты).

 «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий язык (положить его на нижнюю губу) и удерживать в таком положении 5 счетов.

«Качели» - открыть рот, язык «лопаточкой» поднимаем вверх на верхнюю губу, затем опускаем на нижнюю губу (чередуем 5 раз).

2.Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я друзей считать (загибают по одному пальчику, начиная с мизинца)

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина (разгибают пальчики по одному, начиная с мизинца)

Будем пальчики сгибать,

И опять начнем считать (сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук).

3.Игровое упражнение «Что шуршит, что звенит?» (развитие слухового восприятия)

Родители показывают различные предметы и предлагают детям послушать звуки, которые они издают (шуршание бумагой, стук железной ложки об железную ложку, стук деревянным молоточком об стол и т.д., так же можно предложить музыкальные игрушки) с закрытыми глазами по звуку дети отгадывают данные предметы.

ВЫВОД: Различные предметы, которые находятся вокруг нас могут издавать разные звуки. Животные и птицы так же издают различные звуки. Звуки окружающего мира мы слышим с помощью важного органа нашего тела – с помощью уха (ушей).



Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках»

Коррекционно-развивающие цели:

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать артикуляционную и мелкую моторику детей;

-развитие речевого дыхания, голоса, мимических мышц.

Сегодня на занятии мы узнали:

1.Люди произносят звуки речи при помощи артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов, твердого и мягкого неба).

2.Познакомились с артикуляционной, пальчиковой и мимической гимнастикой.

3.Развивали слуховое внимание и восприятие (слушали звуки речи, слова, различали их на слух).

Задания на закрепление дома:

1.Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка» - растянуть губы в улыбке (зубы сомкнуты).

 «Трубочка»- вытянуть губки трубочкой вперед (зубы сомкнуты).

 «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий язык (положить его на нижнюю губу) и удерживать в таком положении 5 счетов.

«Качели» - открыть рот, язык «лопаточкой» поднимаем вверх на верхнюю губу, затем опускаем на нижнюю губу (чередуем 5 раз).

«Накажем непослушный язычок» - рот приоткрыт, кончик языка лежит на нижней губе, «пошлепаем» губами по язычку (пя-пя-пя)

2.Развитие мелкой моторики

Левой, правой!

Левой, правой! (постукиваем по столу левой, правой рукой)

На парад

Идет отряд («ходим» пальчиками по столу вперед-назад)

На парад

Идет отряд («ходим» пальчиками по столу вперед-назад)

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд! (ритмично стучим кулачками по столу)

3.Игровое упражнение «Поймай звук»

Взрослый произносит различные гласные звуки (а,у,о,и,ы..)Дети хлопают в ладошки, когда услышат звук А.

ВЫВОД: Звуки окружающего мира мы слышим с помощью важного органа нашего тела – с помощью уха (ушей).

Люди общаются с помощью звуков речи. Звуки речи мы произносим с помощью речевого аппарата (нам помогают губки, зубки, язычок).



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква У»

Коррекционно-развивающие цели:

-развивать фонематическое восприятие;

-развивать артикуляционную и мелкую моторику детей;

-развитие речевого дыхания, голоса, мимических мышц;

-познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятие «гласный звук»;

-познакомить детей  с буквой У (без установки на запоминание буквы)

Сегодня на занятии мы узнали:

1.Люди произносят звуки речи при помощи артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов, твердого и мягкого неба).

2.Познакомились с характеристикой звука У- гласный, тянется, поется, обозначаем квадратиком красного цвета.

3.Занимались артикуляционной, пальчиковой и мимической гимнастикой.

3.Развивали слуховое внимание и восприятие (выделяли звук У из ряда других звуков, из ряда слогов (УА, УМ, УН).

Задания на закрепление дома:

1.Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Окошко» - удерживаем рот открытым, счет до пяти

-«Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

-«Улыбочка» - «Трубочка» («Хоботок»)

-«Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий язык (положить его на нижнюю губу) и удерживать в таком положении 5 счетов.

-«Иголочка» -открыть рот, губы в улыбке, видны зубки; высунуть вперед тонкий напряженный язычок.

- «Накажем непослушный язычок» - рот приоткрыт, кончик языка лежит на нижней губе, «пошлепаем» губами по язычку (пя-пя-пя)

2.Игра «Подарки для девочки Ульяны»

Называние слов со звуком У (Что подарим? – утку, утюг, музыку, кофту… и т.д.)

3.Игровое упражнение «Поймай звук»

Взрослый произносит различные гласные звуки (а,у,о,и,ы..)Дети хлопают в ладошки, когда услышат звук У.

ВЫВОД: Люди общаются с помощью звуков речи. Звуки речи мы произносим с помощью речевого аппарата (нам помогают губки, зубки, язычок).

Звук У – гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка); обозначаем его красным квадратиком.