Овладение элементами трудовой деятельности в процессе сюжетно -ролевой игры.

Рылова Елена Георгиевна

Труд - это сложный вид деятельности и важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Проблема приобщения к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К. Д. Ушинский считал

привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте -игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее.

Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, трудовых навыков, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

Через сюжетно-­ролевую игру мы формируем положительное отношение к труду и трудовой деятельности, воспитываем желание помогать взрослым, подражать их деятельности, обогащаем знаниями о новых видах трудовой деятельности, развивает воображение, речь, творческие способности, коммуникацию.

 

Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое внимание на формирование личности ребёнка, я развиваю интерес к таким играм, как «Больница», «Магазин», в которых формируются доброта, забота и вежливость.

Сюжетно- ролевые игры оказывают большие возможности для воспитания у детей желания ми умения трудиться. « -Наташа, у твоей куклы не убрана постель, аккуратно заправь одеяло», - говорит воспитатель , и девочка охотно принимается за работу, приучаясь в игре выполнять элементарные трудовые действия.

Развитие трудовой деятельности дошкольника тесно связан с переходом игры от предметной к сюжетно-ролевой. Исходным для становления этих форм активности ребенка является сформированное на предыдущих возрастных этапах ее стремление активно участвовать в жизни взрослых, возможность реализации которого значительно возрастает с развитием самостоятельности ребенка.

Из этого следует, что игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

 

 

Список литературы :

1. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие Метода, 2014.