Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста: «Звук живёт в любом предмете»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт – Петербурга
Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
Тема: «Звук живёт в любом предмете»
Технология: познавательно-исследовательская
Галеева Н.П.
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2
Ход занятия
Цель: формирование представлений у детей о процессе возникновения звука путём познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о том, как происходит извлечение звука, как можно остановить или изменить звучание.
Развивающие задачи:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования через создание проблемной ситуации;
- развитие мышления, речи;
- развитие умения решать проблемную ситуацию самостоятельно.
Воспитательные задачи:
- воспитание самостоятельности, доброжелательности;
- воспитание умения работать в группе.
Коррекционные задачи:
- развитие слухового внимания;
- развитие речевого дыхания;
- развитие прослеживающей функции глаз, зрительного внимания, памяти;
- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Технологии: познавательно-исследовательская, игровая, здоровье - сберегающая.
Оборудование.
Ширма, игрушка «Звукарик»;
барабан, ёмкости для переливания воды, колокольчик, шуршащая бумага;
палка, погремушка, молоток, бубен, тарелки;
бутылочки с крышками и наполнитель для них, который лежит на тарелочках: манка, каштаны, рис, фасоль.
Организационный момент.
Дети входят в кабинет.
Восп-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь.
Вводная часть.
Появляется Звукарик:
- Здравствуйте, ребята. Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Звукарик. А вас как зовут?
(Ответы детей.)
Хотите поиграть со мной?
А теперь сядьте, пожалуйста, на стульчики.
Основная часть.
- Звукарик: У нас будет необычная игра. Мы будем играть со звуками.
Звук живёт в любом предмете,
Сколько их, посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри.
- Скажите мне, чем вы слышите? (ответ детей)
Звукарик: Да, ушки помогают нам слышать звуки.
- А как звуки попадают в ушки?
Ответы детей: (Их доносит воздух, который движется).
Звукарик: Чтобы ушки лучше слышали, погладим их, пощиплем, подёргаем тихонько, ещё раз погладим.
- Дыхательная гимнастика. Вставайте со стульчиков (Звукарик делает взмах руками и поднимает детей со стульев) и мы поиграем с вами в игру «Ветерок»: подставляйте ладошки ко рту, сделайте вдох носиком и дуйте на ладошки (Плечи не поднимайте! Щёки не раздувайте!). Что почувствовали? (ответы детей).
Давайте ещё раз подуем на ладошки. Почувствовали движение воздуха? Почувствовали ветерок?
- Звукарик: сейчас я спрячусь за ширму и буду издавать разные звуки, а вы попробуйте догадаться, что звучит (барабан, вода, бумага, колокольчик, погремушка).
Звукарик открывает ширму и вместе с детьми проверяет, правильно ли дети угадали звуки (барабан стучит, вода льётся, бумага шуршит, колокольчик звенит, погремушка гремит).
Дети сами выбирают предметы и взаимодействуют с ними, ещё раз проговаривают: барабан стучит, вода льётся, бумага шуршит, колокольчик звенит, погремушка гремит.
- Звукарик: вам понравилась игра? Хотите ещё поиграть? Подходите ко мне.
Посмотрите, что лежит на столе?
(Дети называют эти предметы: палка, погремушка, молоток, бубен, тарелки, шуршалка, колокольчик).
- Предметы звучат? (Ответ детей)
Звукарик: (Проблема) А что надо сделать, чтобы предметы зазвучали?
Ответы детей (постучать, потрясти, погреметь, ….)
Звукарик: предлагаю выбрать любой предмет и извлечь из него звук. (Действия с предметами и ответы детей). Звукарик: чтобы услышать звук, нужно произвести действие с этим предметом.
- Звукарик: подходите ко мне и мы поиграем в следующую игру (Физминутка)
Наш Звукарик потянулся, (встают на носочки, поднимают руки,
смотрят на кончики пальцев и тянутся)
Раз – нагнулся, (2 раза нагибаются)
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл - (разводят руки в стороны, прослеживают за Колокольчик не нашёл. руками глазами)
Чтобы колокольчик нам достать,
Надо на носочки встать. (встают на носочки, прослеживают за )
руками глазами)
- Звукарик: Вы послушали звуки, извлекли звуки, а хотите сами сделать звуки?
(На столе перед детьми стоят бутылочки и тарелочки. Одна бутылочка с одинаковым наполнителем (манка).
С одной бутылочкой я уже поиграл и наполнил её манкой. Потрогайте манку (манка лежит на тарелочке) руками. Возьмите закрытые бутылочки и потрясите их.
- Одинаково ли звучат ваши бутылочки?
- Какой звук получился: тихий или громкий?
(Вторая бутылочка пустая. На тарелочках лежат разные наполнители: каштаны, фасоль, рис).
- Наполните незакрытую бутылочку. Что ты кладёшь в бутылочку?
(Дети наполняют бутылочки и говорят, что они кладут в них, потом закрывают крышкой).
- (Проблема) А теперь сравните, одинаково ли звучат ваши бутылочки?
- Дети объясняют, почему бутылочки звучат по-разному. Решение проблемы: Разные предметы звучат по-разному.
- Звукарик: давайте обменяемся бутылочками и угадаем, что звучит.
Игра «Что звучит?»
Дети ещё раз делают самостоятельный вывод: разные предметы звучат по-разному.
- Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Глазки вверх, глазки вниз –
Поработай, не ленись!
Рефлексия.
Звукарик: мне очень понравилось с вами играть.
- А вам понравилось со мной играть?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Что нужно сделать, чтобы звук появился?
- А что надо сделать для его прекращения?
В конце занятия дети получают подарок от Звукарика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое гендерное воспитание детей? | 34 КБ |
Информация для родителей по гендерному воспитанию | 22 КБ |
zanyatie_otkuda_berutsya_zvuki.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом будет опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависеть от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.
Актуальность гендерного воспитания.Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и тд. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности,чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.
Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
· Сюжетно – ролевая игра «Семья»
· Беседы с использованием иллюстраций , художественной литературы
· Проблемные ситуации с этическим содержанием
· Изготовление подарков для мам, пап , сверстников
· Дидактические игры : «Кто чем любит заниматься? , «Что кому?», «Я расту», «Что общего , чем отличаемся?» , «Я такой , потому , что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».
Предварительный просмотр:
Информация для родителей.
Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.
Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была
взаимной.
Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя — он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость. Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт – Петербурга
Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
Тема: «Звук живёт в любом предмете»
Технология: познавательно-исследовательская
Галеева Н.П.
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2
Ход занятия
Цель: формирование представлений у детей о процессе возникновения звука путём познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о том, как происходит извлечение звука, как можно остановить или изменить звучание.
Развивающие задачи:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования через создание проблемной ситуации;
- развитие мышления, речи;
- развитие умения решать проблемную ситуацию самостоятельно.
Воспитательные задачи:
- воспитание самостоятельности, доброжелательности;
- воспитание умения работать в группе.
Коррекционные задачи:
- развитие слухового внимания;
- развитие речевого дыхания;
- развитие прослеживающей функции глаз, зрительного внимания, памяти;
- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Технологии: познавательно-исследовательская, игровая, здоровье - сберегающая.
Оборудование.
Ширма, игрушка «Звукарик»;
барабан, ёмкости для переливания воды, колокольчик, шуршащая бумага;
палка, погремушка, молоток, бубен, тарелки;
бутылочки с крышками и наполнитель для них, который лежит на тарелочках: манка, каштаны, рис, фасоль.
Организационный момент.
Дети входят в кабинет.
Восп-ль: Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь.
Вводная часть.
Появляется Звукарик:
- Здравствуйте, ребята. Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Звукарик. А вас как зовут?
(Ответы детей.)
Хотите поиграть со мной?
А теперь сядьте, пожалуйста, на стульчики.
Основная часть.
- Звукарик: У нас будет необычная игра. Мы будем играть со звуками.
Звук живёт в любом предмете,
Сколько их, посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри.
- Скажите мне, чем вы слышите? (ответ детей)
Звукарик: Да, ушки помогают нам слышать звуки.
- А как звуки попадают в ушки?
Ответы детей: (Их доносит воздух, который движется).
Звукарик: Чтобы ушки лучше слышали, погладим их, пощиплем, подёргаем тихонько, ещё раз погладим.
- Дыхательная гимнастика. Вставайте со стульчиков (Звукарик делает взмах руками и поднимает детей со стульев) и мы поиграем с вами в игру «Ветерок»: подставляйте ладошки ко рту, сделайте вдох носиком и дуйте на ладошки (Плечи не поднимайте! Щёки не раздувайте!). Что почувствовали? (ответы детей).
Давайте ещё раз подуем на ладошки. Почувствовали движение воздуха? Почувствовали ветерок?
- Звукарик: сейчас я спрячусь за ширму и буду издавать разные звуки, а вы попробуйте догадаться, что звучит (барабан, вода, бумага, колокольчик, погремушка).
Звукарик открывает ширму и вместе с детьми проверяет, правильно ли дети угадали звуки (барабан стучит, вода льётся, бумага шуршит, колокольчик звенит, погремушка гремит).
Дети сами выбирают предметы и взаимодействуют с ними, ещё раз проговаривают: барабан стучит, вода льётся, бумага шуршит, колокольчик звенит, погремушка гремит.
- Звукарик: вам понравилась игра? Хотите ещё поиграть? Подходите ко мне.
Посмотрите, что лежит на столе?
(Дети называют эти предметы: палка, погремушка, молоток, бубен, тарелки, шуршалка, колокольчик).
- Предметы звучат? (Ответ детей)
Звукарик: (Проблема) А что надо сделать, чтобы предметы зазвучали?
Ответы детей (постучать, потрясти, погреметь, ….)
Звукарик: предлагаю выбрать любой предмет и извлечь из него звук. (Действия с предметами и ответы детей). Звукарик: чтобы услышать звук, нужно произвести действие с этим предметом.
- Звукарик: подходите ко мне и мы поиграем в следующую игру (Физминутка)
Наш Звукарик потянулся, (встают на носочки, поднимают руки,
смотрят на кончики пальцев и тянутся)
Раз – нагнулся, (2 раза нагибаются)
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл - (разводят руки в стороны, прослеживают за Колокольчик не нашёл. руками глазами)
Чтобы колокольчик нам достать,
Надо на носочки встать. (встают на носочки, прослеживают за )
руками глазами)
- Звукарик: Вы послушали звуки, извлекли звуки, а хотите сами сделать звуки?
(На столе перед детьми стоят бутылочки и тарелочки. Одна бутылочка с одинаковым наполнителем (манка).
С одной бутылочкой я уже поиграл и наполнил её манкой. Потрогайте манку (манка лежит на тарелочке) руками. Возьмите закрытые бутылочки и потрясите их.
- Одинаково ли звучат ваши бутылочки?
- Какой звук получился: тихий или громкий?
(Вторая бутылочка пустая. На тарелочках лежат разные наполнители: каштаны, фасоль, рис).
- Наполните незакрытую бутылочку. Что ты кладёшь в бутылочку?
(Дети наполняют бутылочки и говорят, что они кладут в них, потом закрывают крышкой).
- (Проблема) А теперь сравните, одинаково ли звучат ваши бутылочки?
- Дети объясняют, почему бутылочки звучат по-разному. Решение проблемы: Разные предметы звучат по-разному.
- Звукарик: давайте обменяемся бутылочками и угадаем, что звучит.
Игра «Что звучит?»
Дети ещё раз делают самостоятельный вывод: разные предметы звучат по-разному.
- Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Глазки вверх, глазки вниз –
Поработай, не ленись!
Рефлексия.
Звукарик: мне очень понравилось с вами играть.
- А вам понравилось со мной играть?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Что нужно сделать, чтобы звук появился?
- А что надо сделать для его прекращения?
В конце занятия дети получают подарок от Звукарика.