Рабочая программа учебного предмета "Предмет по выбору (Аккордеон)" для учащихся общего эстетического отделения ДМШ, ДШИ

Андреенкова Любовь Павловна

Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом всех возрастающих от класса к классу требований.  

Занимаясь  по   программе  «Предмет по выбору (Аккордеон)»          учащиеся приобретают навыки игры на  аккордеоне, чтения нот с листа, игры в ансамбле, знание аппликатурных  принципов  в  построении  гамм  и  арпеджио  в  объѐме необходимом для школы искусств.

Настоящая    образовательная  программа   «Предмет по выбору (Аккордеон)» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации – 4 года)  составлена     в 2013 г.  на основе программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Министерства культуры СССР (1988 г.), «Музыкальный инструмент – аккордеон» Федерального агентства по культуре и научно-методического центра по художественному образованию, г. Москва 2005 г.,  и программы по баяну и аккордеону «Ансамбль» Р. Н. Гричухина – С.-П., 2006 г., предусматривающие предмет по выбору – музыкальный инструмент  аккордеон.

 Цели обучения: Повышение качества путем подбора педагогических технологий, соответствующих индивидуальным личностным качествам учащихся.  Представить основной принцип обучения игре на баяне обоснованным важными педагогическими аргументами. Главный из них  заключается  в  том,  что  именно  изучение  музыкального  материала,   основанного на  русских    народных    песнях,   танцах,    способствует   последовательному     развитию музыкального слуха и тесно взаимодействует с приобретением исполнительских навыков, а также пропаганде русских народных инструментов и русской народной музыки.  Это дает возможность учащимся овладеть тонкостями музыкального языка и знать культурное наследие нашей Родины.

            Задачи обучения учащихся

 - формирование художественно - эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыке;

 -  максимально возможное  развитие игровых способностей и технических навыков исполнения;

  -  выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;

  -  воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;

  -  овладение навыками концертного выступления и освоение навыков коллективного музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_akkordeon.docx66.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа п. Шаталово»

Рабочая программа учебного предмета

ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ

( Аккордеон)

для учащихся общеэстетического отделения

ДМШ и ДШИ

(Срок обучения 4 года)

Шаталово 2013 г

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа п. Шаталово»

Материал подготовлен  Л. П. Андреенковой,

 преподавателем МБОУ ДОД «ДМШ п. Шаталово»

Составитель: Л. П. Андреенкова

Рабочая программа учебного предмета «Предмет по выбору (Аккордеон)» для учащихся общеэстетического отделения детских музыкальных школ и детских школ искусств.

 

Нормативный срок обучения для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте  7 - 9 лет, составляет 4 года.

Данная программа опирается на учебные программы «Музыкальный инструмент – аккордеон» Федерального агентства по культуре и научно-методического центра по художественному образованию, г. Москва 2005 г.,  и программу по баяну и аккордеону «Ансамбль» Р. Н. Гричухина – С.-П., 2006 г., предусматривающие предмет по выбору – музыкальный инструмент  аккордеон.

Структура программы учебного предмета

 

  1. Пояснительная записка

  1. Цели, задачи обучения учащихся  и этапы реализации программы

  1. Содержание учебного предмета

  1. Требования к уровню подготовки   учащихся

  1. Формы и методы контроля. Критерии  оценок

  1. Методические рекомендации

  1. Список учебной и методической литературы

 Объем курса 136 часов

 

  1. Пояснительная записка 

Настоящая    образовательная  программа   «Предмет по выбору (Аккордеон)» для учащихся музыкального отделения ДШИ (срок реализации – 4 года)  составлена  преподавателем  МОУ ДОД « ДМШ п. Шаталово»  Андреенковой Л. П.  в 2013 г.  на основе программы «Музыкальный инструмент. Аккордеон» Министерства культуры СССР (1988 г.), «Музыкальный инструмент – аккордеон» Федерального агентства по культуре и научно-методического центра по художественному образованию, г. Москва 2005 г.,  и программы по баяну и аккордеону «Ансамбль» Р. Н. Гричухина – С.-П., 2006 г., предусматривающие предмет по выбору – музыкальный инструмент  аккордеон.

Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом всех возрастающих от класса к классу требований.  

Занимаясь  по   программе  «Предмет по выбору (Аккордеон)»          учащиеся приобретают навыки игры на  аккордеоне, чтения нот с листа, игры в ансамбле, знание аппликатурных  принципов  в  построении  гамм  и  арпеджио  в  объѐме необходимом для школы искусств.

Для  детей, занимающихся  на отделении общего  эстетического образования, общий курс «Предмета  по выбору (аккордеон)»   имеет свои особенности. Не стоит идти по классической схеме репертуарного принципа, не стоит добиваться особого  исполнительского  мастерства,  концертной  шлифовки  исполняемого произведения. Нужно  учить ребѐнка понимать художественный замысел произведений, расширить его кругозор, формировать исполнительские навыки.  

Уроки  должны  носить  импровизационный  характер,  чтобы сохранить  инициативу  ребѐнка.  На  уроках  можно  использовать  методы обучения   Г. Бойцовой «Юный аккордеонист», Е.  А.Королевой «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». К каждому ребѐнку обязателен индивидуальный подход, подбор для каждого индивидуальной программы (в соответствии с его музыкально-техническими данными). Желательно познакомить детей с произведениями русской,  зарубежной классики, современными и народными пьесам.

Данная рабочая программа разработана с учѐтом того, что обучающиеся практически не имеют дома  инструмента и достаточного количества часов в неделю по курсу общего  аккордеона.    

  1. Цели, задачи обучения учащихся и этапы реализации программы

 «Предмет по выбору (аккордеон)»

Цели обучения: Повышение качества путем подбора педагогических технологий, соответствующих индивидуальным личностным качествам учащихся.  Представить основной принцип обучения игре на баяне обоснованным важными педагогическими аргументами. Главный из них  заключается  в  том,  что  именно  изучение  музыкального  материала,   основанного на  русских    народных    песнях,   танцах,    способствует   последовательному     развитию музыкального слуха и тесно взаимодействует с приобретением исполнительских навыков, а также пропаганде русских народных инструментов и русской народной музыки.  Это дает возможность учащимся овладеть тонкостями музыкального языка и знать культурное наследие нашей Родины.

           Задачи обучения учащихся: 

 - формирование художественно - эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыке;

 -  максимально возможное  развитие игровых способностей и технических навыков исполнения;

  -  выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие;

  -  воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;

  -  овладение навыками концертного выступления и освоение навыков коллективного музицирования.

 Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности;
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности;
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре;
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур;
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку     музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души;
  • «культуру чувств»,
  • прекрасные, возвышенные эмоции,
  • знания и кругозор ребенка,
  • способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
  • характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

                Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него искусства, науки, литературы. Особое место  занимает в эстетическом воспитании музыка,       она вызывает самые сильные эмоции у человека. Музыка - есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами,  осуществляя  музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально – воспитательной работы лежит в основе     деятельности   по реализации настоящей программы.  

Этапы реализации программы «Предмет по выбору (аккордеон)»:

         1 – диагностический: (1 год обучения - 2 класс), его задача – выявить индивидуальные природные данные, склонности, познавательные возможности ребенка, дать необходимые теоретические знания, начать работу по формированию исполнительских навыков, определить интенсивность, цели и задачи последующего этапа обучения.       На этом этапе формируется и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому потенциалу союз: «педагог – ребенок – родители», основу которого составляет полное доверие,      доброжелательность, заинтересованность и общие цели.       К концу рассматриваемого отрезка обучения становится заметными различия в уровне развития умственных, музыкально-слуховых и двигательно-игровых способностей, обозначается направленность интересов. Это позволяет предвидеть возможность дальнейшего обучения и оптимально определить направление и интенсивность для каждого ученика.               

2 -  основной: (3 - 5 классы). С третьего класса,  целью программы  является  воспитание гармонически развитой личности с высоким художественно-эстетическим потенциалом, музыканта-любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкальной культуры, активного участника  концертной деятельности образовательного учреждения и конкурсных выступлений. 

III. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Первый год обучения

   1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами  ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато.

Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений, детских и русских народных песенок.

2 четверть

Штрихи  non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.

                                                 

  2  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Штрихи non legato, staccato, legato.Начальные навыки чтения нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды.  Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

4 четверть

Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор в одну октаву.  Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков  чтения  нот с листа.  Игра в ансамбле с преподавателем. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

Второй  год   обучения

  1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Штрихи  и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы  До, Соль мажор  двумя руками в две октавы. Фа мажор в одну октаву  отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.

2 четверть

Гаммы Фа, До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Основы техники игры интервалов (терции правой рукой), штрих стаккато.  Чтение нот с листа.  

 

2  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Гаммы  Соль мажор двумя руками в 2 октавы,  ля минор гармонический отдельно каждой рукой в одну октаву. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.

4 четверть

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический, мелодический   отдельно каждой рукой. Упражнения и этюды.  Произведения  старинных и современных композиторов. В конце года на     контрольный урок выносятся    две разнохарактерные пьесы.  

                                                 Третий  год   обучения

   1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Гаммы Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная  музыка.  

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой.  

                         

    2  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Гаммы ля, ми, ре минор гармонический и мелодический 2-мя руками в 2 октавы. Аккорды и арпеджио в этих тональностях.

 Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии.

4 четверть

Подготовка программы к переводному экзамену. В конце 2 полугодия переводной экзамен (зачет). В программу желательно включить произведение крупной формы, обработки народных песен, произведения современных композиторов.

Четвертый год обучения

1 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Гаммы Ля, Ми мажор в две октавы двумя руками. Игра четвертными, восьмыми, шестнадцатыми нотами, триолями. Аккорды и арпеджио в этих тональностях. В репертуар включаются произведения из выпускной программы, 1-2 этюда.

2 четверть

Гаммы Си бемоль, Ми бемоль мажор двумя руками в две октавы. Аккорды и арпеджио в этих тональностях,   Чтение с листа. Игра в ансамбле.

2 полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Гаммы Си, Соль минор гармонический, мелодический в 2 октавы. Аккорды в этих тональностях. Хроматическая гамма – ознакомление отдельными руками. В программу включаются разнохарактерные произведения русских, современных композиторов, обработки народной музыки, полифонические произведения и произведения крупной формы по выбору.

4 четверть

Подготовка к  контрольному уроку.  В программу включаются полифоническое произведение или произведение крупной формы, обработка народной песни или танца или произведение современного композитора.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования  содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. Исполнительские программы и репертуарные списки не являются исчерпывающими и могут изменяться по усмотрению преподавателя и желанию обучающихся. За четыре года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле.

В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, крупную форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Требования четвертого года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговому контрольному уроку. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений

 

В течение года обучающиеся должны изучить:

1 год обучения:

 8-10 разнохарактерных пьес. 

Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды.

2 год обучения:  

 6 разнохарактерных пьес, 1-2   ансамбля. 

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор двумя руками в две октавы, ля минор гармонический, мелодический   отдельно каждой рукой в одну октаву. Упражнения и этюды.

3 год обучения:

 6 разнохарактерных пьес,  1-2   ансамбля. Чтение с листа.

Гаммы Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор двумя руками в две октавы. Гаммы ля, ми, ре минор гармонический и мелодический 2-мя руками в  одну октаву. Аккорды и арпеджио в этих тональностях.

4 год обучения:

 1-2 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1-2   ансамбля. Гаммы Ля, Ми мажор в две октавы двумя руками. Игра четвертными, восьмыми, шестнадцатыми нотами. Аккорды и арпеджио в этих тональностях.

 

В конце   II   полугодия проводится контрольный урок.

Пьесы исполняются наизусть, так же возможен вариант игры по нотам.

Данная  Программа рассчитана на 4 года обучения (2-5 классы) из расчета 1 занятие в неделю по 1 часу.

Всего:   во 2 – 4 классах – 34 часа в год.

Первый год обучения

Примерный репертуарный список:

 Детские песни

 -  «Василёк»

 - «Весёлая дудочка»

 - «Как под горкой, под горой»

 - «Козлик»

 - «Кошкин дом»

 - «На зелёном лугу»

 - «Непослушный зайка»

 - «Паровоз»

 - «Петушок»

  - «Солнышко»

 -  «Теремок»

  - «Цыплята»

Произведения русских  композиторов

 - Гурилев А. «Песенка»

 - Калинников В. «Журавель», «Тень-тень»

 - Ребиков В. «Птичка»

Произведения советских и современных композиторов

 - Бажилин Н. «Корабль Алладина», «Деревенские гулянья»

 - Блага В. «Чудак»

 - Бухвостов В. «Маленький вальс»

 - Бухвостов В. «По грибы»

 - Витлин В. «Серенькая кошечка»

 - Иванов Аз. «Полька»

 - Иорданский М. «Голубые санки»

 - Кабалевский Б. «Маленькая полька»

  - Карасева В. «Зима»

 - Качурбина М. «Мишка с куклой»

 - Коробейников А «Снежинка»

 - Красев М. «Ёлочка»

 - Латышев А. «Марш Бармалея» «Вальс Мальвины» «Емеля на печи»

 - Лушников В. «Маленький вальс»

 - Самойлов Д. «Кадриль»,  «Пёстрая бабочка»

 - Филиппенко А. «Про лягушек и комара», «Цыплята»

Произведения зарубежных композиторов

 - Вебер К. «Колыбельная»

 - Векерлен Ж. «Городские часы»

 - Моцарт В. «Азбука», «Песенка»

 - Телеман Г. «Пьеса»

 - Тюрк Д. «Баюшки-баю»

 Народные песни и танцы

 - Белорусская народная песня «Перепёлочка»

 - Польская народная песня «Весёлый сапожник»

 - Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

 - Русская народная песня «Во саду ли, во городе»

 - Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

 - Русская народная песня «Как у наших у ворот»

 - Русская народная песня «Светит месяц»

 - Русская частушка «Страдания»

 - Русская народная песня «Я на горку шла»

 - Украинская народная песня «Веселые гуси»

 - Украинская народная песня «Веснянка»

 - Украинская народная песня «Метелица»

 - Украинская народная песня «Ноченька лунная»

Этюды

 - Беренс Г. Этюд До мажор

 - БерковичИ. Этюд Соль мажор

 - Бухвостов В. Этюд До мажор

 - Вольфарт А. Этюд До мажор

 - Гаврилов С. Этюд до мажор

 - Лешгорн А. Этюд Соль мажор

 - Лушников В Этюд соль мажор

 - Мотов В. Этюд До мажор

 - Панайотов Л. Этюд До мажор

 - Черни К. Этюд Соль мажор

 - Черни К. Этюд До мажор

 - Шитте Л. Этюд до мажор

         

          Примерные исполнительские программы.

Лушников В. «Этюд»

Телеман Г. «Пьеса»

«Я на горку шла» – русская народная песня

Шитте Л. «Этюд»

Калинников В. «Журавель»

Бажилин Р. «Корабль Алладина»

Лешгорн А. «Этюд»

Бухвостов В. «Маленький вальс»

«Во поле береза стояла» – русская народная песня 

 Второй  год обучения

         Примерный репертуарный список:

Произведения русских  композиторов

 - Балакирев М. «Хороводная»

 - Лысенко Н. «Лисичка»

 - Римский-Корсаков Н. «Ладушки»

 - Чайковский П. «Мой Лизочек»

Произведения советских и современных композиторов

 - Бажилин Р. «Деревенские гулянья»  «Старинный танец» «Частушка»,    «Камаринская»

 - Бекман Л. «Ёлочка»

 - Бредис С. Полька «Раз и два и»

 - Гедике А. «Плясовая»

 - Дунаевский И. «Колыбельная»

 - Жилинский А. «Детская полька», «Латышская полька»

 - Книппер Л. «Почему медведь зимой спит»

 - Красев М. «Игра с мячом»

 - Латышев А. «В мире сказок»

 -  Чайкин Н. «Полька», «Серенада»

 -  Шостакович Д. «Марш»

Произведения зарубежных композиторов

 - Барток Б. «Песня странника» «Пьеса»

 - Бетховен Л. «Экосез»

 - Вебер К. «Балет»

 - Гуммель И. «Экосез»

 - Моцарт В. «Бурлеска»

 - Нефе К. «Аллегретто»

 - Рюигрок А. «Кукольный танец»

 - Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»

 - Тюрк Д. «Ариозо», «Веселый Ваня»

 - Шуберт Ф. «Лендлер»

Обработки народных песен и танцев

 - Белорусский народный танец «Крыжачок»

 - Белорусский народный танец «Янка»

 - Русская народная песня «Коробейники»

 - Русская народная песня «Мой костер»

 - Русская народная песня «Светит месяц»

 - Русская народная песня «Белолица, круглолица»

 - Русский народный танец «Яблочко»

 - Украинская народная песня «Бандура»

 - Украинская народная песня «Веснянка»

 - Чешская народная песня «Аннушка»

 - Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»

 - Эстонский народный танец «Деревянное колесо»

 - Эстонский народный танец «Приседай»

Этюды

 - Беренс Г. Этюд До мажор

 - Бер Ф. Этюд Фа мажор

 - БерковичИ. Этюд Соль мажор

 - Бухвостов В. Этюд До мажор

 - Вольфарт А. Этюд До мажор

 - Гаврилов Л. Этюд ля минор

 - Иванов В. Этюд ддо мажор

 - Лондонов П. Этюд До мажор

 - Лешгорн А С. Этюд Фа мажор

 - Мотов В. Этюд До мажор

 - Павин С. Этюд до мажор

 - Панайотов Л. Этюд До мажор

 - Черни К. Этюды До мажор, Соль мажор, Фа мажор

 - Шитте Л. Этюды До мажор, Фа мажор, Соль мажор

 Примерные исполнительские программы.

Черни К. «Этюд»

Бажилин Р. «Старинный танец»

Латышев А. «В мире сказок» (Детская сюита)

Шитте Л. «Этюд»

Бетховен Л. «Экосез»

«Вдоль да по речке» – русская народная песня обр. В.Лушникова

Черни К. «Этюд»

Шаинский В. «Песенка про кузнечика»

Бажилин Р. «Деревенские гулянья»

Репертуар для ансамблей

          Акимов Ю. «Две стрекозы»

          Бухвостов В. «Незабудка»

          Глинка М. «Полька»

          Гретри А. «Ария»

          Коробейников А. «Песня»

          Моцарт В. «Тема из вариаций»

          «Болгарская народная песня» обр. В.Бортянкова

          «Молдавский народный танец» обр. В.Бортянкова

          Русская нар. песня «Вспомним, братцы, Русь и славу» обр. Л.Гаврилова

          Русская народная песня «Частушка» обр. Л.Гаврилова

          Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»

          Украинская народная песня «На горе, горе» обр. Н.Лысенко

          Шаинский В. «Песенка про кузнечика»

          Шуберт Ф. «Экосез»

          Щуровский Ю. «Украинский танец»

Третий  год обучения

Примерный репертуарный список:

Произведения русских  композиторов

- Варламов А. «На заре ты ее не буди»

 - Глинка М.  «Жаворонок» «Полька»

 - Гречанинов А. «Мазурка», «Грустная песенка»

 - Калинников В. «Колыбельная»

 - Чайковский П.  «Итальянская песенка» «Немецкая песенка»

 

Произведения советских и современных композиторов

 - Бажилин Р. «Петрушка»

- Беляев Г. «Ералаш»

- Бредис С. «Маленькая кадриль» «Маленькая прелюдия»

- Доренский А. «Веселое настроение»

- Завальный В. «Веселое настроение»

- Коробейников А. «Весенняя капель» «Мазурка» «Петушок, золотой гребешок»

 - Левитин Ю. «Марш»

 - Самойленко Б. «Марш», «Полька»

- Шостакович Д. «Полька»,  «Шарманка»

Произведения зарубежных композиторов

- Барток Б. «Песня странника»

- Бетховен Л. «Сурок» «Контрданс» «Немецкий танец»

- Боккерини Л.  «Менуэт»

- Векерлен Ж. «Детская песенка»

- Корелли А. «Сарабанда»

- Моцарт В. «Аллегретто» «Волынка»

- Шуберт Ф. «Вальс»

Полифонические произведения

- Бах И.С. «Ария»

- Гайдн Й. «Менуэт»

- Гаррис Э. «У сарого пруда»

- Глинка М. «Полифоническая пьеса»

- Коробейников А. «Канцона»

- Майкапар С. «Раздумье»

- Самойлов Д. «Полифоническая миниатюра»

- Перселл Г. «Ария»

 

Произведения крупной формы

 - Бетховен Л. «Романс» из Сонатины соль мажор

- Прач И. «Тема и вариация»

- Самойлов Д. « Сонатина»

- Самойленко Б. Сюита «Кукушкины проказы»

- Тюрк Д. «Сонатина»

- Штейбельт Д. «Сонатина»

 Обработки народных песен и танцев

- Латвийский народный танец «Петушиная полька», обработка Г. Подельского

- Польская народная песня «Кукушечка»

- Русская народная песня «Вдоль да по речке» обработка Г.Тышкевича

- Русская народная песня «Во кузнице» обработка С. Павина

- Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обработка Г.Бойцовой

- Русская народная песня «Как под яблонькой», обработка Аз.Иванова

- Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Г.Бойцовой

- Русская народная песня «Я на горку шла», обработка В.Бухвостова

- Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» обработка Аз.Иванова

Этюды

 - Бейер Ф. Этюд до мажор

 - Беренс Г. Этюд До мажор

 - Бушуев Ф. Этюд До мажор

 - Гурлит К. Этюды Соль мажор, Ля минор

 - Доренский А. Этюд-галоп

 - Дювернуа Ж. Этюд До мажор

 - Канаев В.. Этюды  Соль мажор, До Мажор

 - Лешгорн А. Этюд ре минор

 - Ляховицкая Е. Этюд соль мажор

 - Салин А. Этюд ля минор

 - Черни К. Этюд До мажор

 - Шитте Л. Этюды До мажор, Ми минор, Ля минор

          Примерные исполнительские программы.

Майкапар С. «Раздумье»

Самойлов Д. «Сонатина»

«Я на горку шла» – русская народная песня обр. В. Бухвостова

Самойлов Д. «Полифоническая миниатюра №3»

Прач И. «Тема и вариация»

Коробейников А. «Весенняя капель»

Бетховен Л. «Романс» из Сонатины соль мажор

Гречанинов А. «Грустная песенка»

Самойленко Б.  «Полька»

Репертуар для ансамблей

         Ананьин А. «Веселое эхо»

         Брукс Ш. «Однажды»

         Доренский А. «Веселое настроение»

         Доренский А. «Переборы»

         Коробейников А. «По грибы»

         Кухнов П. «За околицей»

         Мотов В. «Веселый танец»

         Паулс Р. «Колыбельная»

         Белорусский народный танец «Бульба» обр. В.Грачева

         Польская народная песня «Кукушечка» обр . В.Бортянкова

         Русская народная песня «Во поле береза стояла» обр. В.Бухвостова

         Хейд Г. «Чарльстон» обр. А.Доренского

         Чайковский П. «Хор девушек»

         Шаинский В. «Улыбка»

         Шмитц М. «Микки-Маус» обр. А.Ноздрачева

         

Четвертый год обучения

Примерный репертуарный список:

Произведения  русских композиторов

 - Варламов А. «Вальс»

 - Глинка М. «Вальс»

 - Гурилев  А.  «Колокольчик»

 - Дюбюк А. «Романс»

 - Козловский И. «Вальс»

 - Чайковский П. «Мужик на гармонике играет» «Неаполитанская песенка»

Произведения советских и современных композиторов

 - Бредис С. «Романс» «Веселые ритмы»

 - Доренский А. «Вальс»

 - Доренский А. «Гуцульский танец» «Рыжий ковбой»

 - Завальный В. «Школьный вальс»

 - Коробейников А. «Веселай колобок» «Шутка-минутка»

 - Масленников В. «Проходочка»

 - Самойленко Б. «Маленький велосипедист» «Прыг скок»

Произведения зарубежных композиторов

 - Бах И.С. «Полонез»

 - Вебер К. «Хор охотников»

 - Диттерсдорф К. «Английский танец»

 - Кёллер Л. «Тирольская песня»

 - Кребс И. «Менуэт»

 - Палиер-Хагес «Полька Эмилия»

Полифонические произведения

 - Бах И.С. «Бурре» ми минор

 - Гендель Г. «Сарабанда» ре минор

 - Двилянский М. «Фугетта»

 - Любарский Н. «Песня» соль минор

 - Самойлов Д. Полифонические миниатюры

 - Штельцель Г. «Бурре»

Произведения крупной формы

 - Вангал Я. «Сонатина»

 - Доренский А. «Сонатина в классическом стиле»

 - Келлер Л. «Сонатина»

 - Клементи  «Анданте» из Сонатины до мажор

 - Хаслингер Т. «Сонатина»

 - Шестериков И. «Сонатина в классическом стиле»

Обработки народных песен и танцев 

 - Русская народная песня «Вечор матушка у» обработка А.Доренского

 - Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» обработка В.Лушникова

 - Русская народная песня «По улице мостовой» обработка Аз.Иванова

 - Русская народная песня «Полянка» обработка В.Бухвостова

 - Украинская народная песня «Веселые гуси» обработка  М. Товпеко

 - Финский народный танец «Полкис» обработка М.Двилянского

Этюды

 - Анцати Л. Этюд

 - Бруннер К. Этюд До мажор

 - Бург мюллер Ф. Этюд Ми минор

 - Бухвостов В. Этюд До мажор

 - Голлендер А. Этюд До мажор

 - Конкон Ж. Этюды До мажор, Соль минор

 - Лешгорн А. Этюд Ми минор

 - Шмитт Г. Этюд До мажор

Примерные  исполнительские  программы.

       Двилянский М. «Фугетта»

       Келлер Л. « Сонатина»

       Коробейников А. «Веселый колобок»

      «Вечор матушка» – русская народная песня  обр. А.Доренского

       Гедике А. «Сарабанда»

       Клементи М. «Анданте» из Сонатины до мажор

       Палмер-Хагес  «Полька Эмилия»

       Анцати Л. «Этюд»

       Доренский А. «Сонатина в классическом стиле»

       Бредис С. « Веселые ритмы»

       «Как ходил, гулял Ванюша»  - русская народная песня  обр. В.Лушникова

Репертуар для ансамблей

        Беляев Г. Детская сюита «Солнышко взошло»

        Бортянков В. «Полька»

        Глюк К. «Маленький марш»

        Доренский А. «Галоп»

        Дунаевский И. «Молодежная»

        Коробейников А. «На лошадке» перел. А.Ивановой

        Коробейников А. «Прелюдия»

        Коробейников А. «Попрыгунья-стрекоза»»

        Лебедев В. «Песня гардемаринов»

        Рыбалкин А. «Веселая прогулка»

        Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. С.Павина

        Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем» обр. Л.Гаврилова

        Чешская народная песня «Аннушка» обр. Ф.Бушуева

        Сурцуков В. «Юный ковбой»

        Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»

        Шуман Р. «Песня»

        Эшпай А. «Джазовая мелодия»

V.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.  КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

 - текущий контроль,

 - промежуточная аттестация учащихся,

 - итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

 - систематичность,

 - учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего, промежуточного и итогового контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная и итоговая  аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной и итоговой аттестации учащихся являются:

 - зачеты          

  - контрольные уроки.

Промежуточная аттестация может проводиться   один раз в год и   и предполагает публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии.  

           По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.

 

2. Критерии оценки

По результатам текущей и промежуточной   аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего   программу «Предмет по выбору (аккордеон)», следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 VI. Методические рекомендации.

 Необходимо учитывать специфические  особенности занятий  предметом по выбору. Во-первых, занятия проводятся один раз в неделю. Во-вторых, обучающиеся получают теоретические знания в незначительных объѐмах на предмете « Музыкальная грамота». И, наконец, у детей нет дома инструмента, что ставит под сомнение цель – научить играть на  аккордеоне.

С учетом всех этих обстоятельств,  вторая  задача – расширение  музыкального  кругозора, расширение теоретических знаний – кажется более целесообразной. Начальный  этап  занятий – знакомство  с  инструментом, приспособление  к  нему.  При  исполнении  несложных  пьес,  желательно помочь  ученику  гармонической  поддержкой.  Некоторым  ученикам аккомпанемент  мешает  при  исполнении  даже  твердо  выученной  пьесы. Задача  педагога – привить  навыки  игры  в  ансамбле,  научить слышать музыкальный комплекс, а не только свою мелодическую линию.

Начать  можно  с    ансамблей,  чередуя  партии.  Здесь необходимо  объяснить  функции  мелодии  и  аккомпанемента.  Обозначить главное  и  второстепенное,  постепенно  подготовив  непосредственно  к аккомпанементу. Подробно изучив нотный текст, точно зная все проигрыши и  цезуры,  ученик  будет  чувствовать  себя  уверенно  и  свободно,  играя  с аккомпанементом.  Кроме  того,  изменится  и  однобокое  слуховое представление  об  исполняемом  произведении.   Ансамблевое исполнение  будет восприниматься как единое целое.

Очень  редко  встречается обучающиеся,  имеющие  дома  инструмент.  Преимущество таких  учеников – возможность домашней работы. Занимаясь с такими детьми, можно уделить больше времени навыкам звукоизвлечения,  изучая  пьесы  педагогического репертуара аккордеониста.

 С  теми  же,  кто  не  имеет  дома   аккордеона,  занятия ограничиваются только классной работой, поэтому важно на каждом уроке ставить  перед  учеником  четкую  задачу  и  в  течение  урока  стараться  ее разрешить. Об  интересе,  который  проявляется  к  общему   аккордеону, свидетельствует  специальный  сборник  под  редакцией   Г.  Бойцовой   « Юный  аккордеонист».  Он  составлен  с  учетом использования  широких  возможностей   аккордеона и  отвечает вышеуказанным требованиям.  Сборник  включает в себя обработки народных песен и танцев, произведения  для ансамбля, русскую классику  современной и произведения.   Нотный текст отвечает уровню подготовки для начинающих.

К  окончанию  курса   «Предмет по выбору (Аккордеон)»  у  детей  накапливается определенный багаж произведений, при условии, что занятия проводились систематически и по определенному методическому плану.

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

До сих пор существует два мнения по поводу задачи общего курса  предмета по выбору  в детской школе искусств: первое – это способ научить играть на  аккордеоне,  второе – использовать  преимущества   аккордеона  для  развития гармонического  и  полифонического  слуха,  научить  читать  с  листа,  т.е. расширить общие музыкальные возможности ученика, его кругозор.

VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература для аккордеона

1.        Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 36 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1980

2.        Аккордеон  в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 39 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1981

3.        Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 48 / сост. М.Двилянский. Москва «Советский Композитор», 1984

4.        Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 56 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1988

5.        Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 57 /сост. А.Крючков. Москва «Советский композитор», 1989

6.        Аккордеон в музыкальной школе. Вып 58 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1989

7.        Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 61 /сост. А.Крючков. Москва «Советский композитор», 1991

8.        Аккордеонисту-любителю. Вып. 11 /сост. В.Бухвостов. Москва «Советский композитор», 1984

9.        Аккордеонисту-любителю. Вып. 13 /сост. В.Ефимов и С.Павин. Москва «Советский композитор», 1986

10.        Аккордеонисту-любителю. Вып. 16 /сост. М.Цыбулин. Москва «Советский композитор», 1988

11.        Аккордеонисту-любителю. Вып. 22 /сост. А.Талакин. Москва «Советский композитор», 1991

12.        Альбом для детей./Сост. Ф.Бушуев и С.Павин. Москва «Музыка», 1988

13.        Альбом для детей. /Сост. А.Крылусов. Москва «Музыка», 1988

14.        Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 21 /сост. А.Талакин. Москва «Советский композитор», 1984

15.        Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 29 /сост. М.Цыбулин. Москва «Советский композитор», 1988

16.        Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 30 /сост. В.Ефимов. Москва «Советский композитор», 1989

17.        Ансамбли.1-3классы ДМШ./ Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997

18.        Бажилин Р. Детский альбом для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2005

19.        Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2000

20.        Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Москва «Издательство В.Катанского», 2006

21.        Бажилин Р. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2002

22.        Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Москва «Издательство В.Катанского», 2001

23.        Бланк С. Двенадцать пьес и одна сюита. Ростов на Дону, 2001

24.        Бортянков В. Эстрадные миниатюры. Вып. 1. Санкт-Петербург «Детство», 1993

25.        Беляев Г. Краски музыки 1-3 кл. Ростов на Дону №Феникс» 2011

26.        Бредис С. Хорошее настроение 2-4 кл. Ростов на Дону «Феникс» 2011

27.        Бредис С. Музыкальный сюрприз 3-5кл. Ростов на дону 2Феникс» 2012

28.        В мире танца. Вып. 1 /сост. Г.Бойцова. Москва «Музыка», 2001

29.        В мире танца. Вып. 4 /сост. Г.Бойцова. Москва «Музыка», 2006

30.        Гречухина Р. Ансамбли для баянов и аккордеонов». Санкт-Петербург «Композитор», 2004

31.        Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор», 1988

32.        Доренский А. Виртуозные пьесы. 4-5 классы. Ростов на Дону «Феникс», 1998

33.        Доренский А. Музыка для детей. 2-3 классы. Ростов на Дону «Феникс», 1998

34.        Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты. 3-5 классы. Ростов на Дону «Феникс», 2008

35.        Дулев В. Альбом для детей и юношества. Санкт-Петербург «Композитор», 2004

36.        Дулев В. Эстрадно-джазовые композиции. Санкт-Петербург «Композитор», 2005

37.        Завальный В. Музыкальная мозаика. Москва «Кифара», 2002

38.        За праздничным столом. Вып. 1. Москва «Издательство В.Катанского», 2000

39.        За праздничным столом. Вып. 2. Москва «Издательство В.Катанского», 2000

40.        Играем с оркестром 1-5 кл/ сост. В.Ушенин. Ростов на Дону «Феникс» 2012

41.        Избранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов. /Сост. Н.Ризоль. Киев «Музыкальная Украина», 1967

42.        Избранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов. Вып. 2 / Сост. Н.Ризоль. Киев «Музыкальная Украина», 1973

43.        Концертные пьесы для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2000

44.        Кораблик. Альбом детских сочинений. Санкт-Петербург «Композитор», 2001

45.        Коробейников А. Альбом для детей и юношества ч 1. Санкт-Петербург «Композитор», 2003

46.        Коробейников А. Альбом для детей и юношества ч 2. Санкт-Петербург «Композитор», 2003

47.        Коробейников А. Детский альбом. Москва «Русское музыкальное товарищество», 2004

48.        Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва «Музыка», 1985

49.        Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Музыка», 1991

50.        Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор», 1986

51.        Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор», 1982

52.        Мирек А. Школа игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор»,1970

53.        Музыкальная акварель. Вып. 1 /сост. А.Талакин. Москва «Советский композитор»,1986

54.        Музыкальная акварель. Вып. 7. Москва «Советский композитор»,1989

55.        Музыкальная акварель. Вып. 8 /сост. А.Чиняков. Москва «Советский композитор», 1989

56.        Музыкальная акварель. Вып. 9 /сост. М.Цыбулин. Москва «Советский композитор», 1991

57.        Музыкальная акварель. Вып. 10 /сост. А.Чиняков. Москва «Советский композитор», 1991

58.        Муравьева Е. Аккордеон с азов. Санкт-Петербург «Композитор», 1998

59.        На досуге. /Сост. Л.Присс. Москва «Музыка», 1983

60.        На досуге. /Сост. Г.Тышкевич. Москва «Музыка», 1989

61.        На досуге. /Сост. А.Гурба. Москва «Музыка», 1991

62.        Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 22 /сост. Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1985

63.        Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып.28 /сост. А.Гуськов и В.Грачев. Москва «Советский композитор»,1988

64.        Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 31 /сост. С.Павин. Москва «Советский композитор», 1990

65.        Новые произведения российских композиторов 2-3 кл ДМШ/ сот В.Ушенин. Ростов на Дону «Феникс» 2010

66.        Новые произведения российских композиторов 4-5 кл кл ДМШ/ сот В.Ушенин. Ростов на Дону «Феникс» 2010

67.        Полифонические пьесы. 1-3 классы ДМШ./Сост. Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997

68.        Пьесы. 1-3 классы ДМШ./Сост. Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997

69.        Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Москва «Издательство В.Катанского», 2000

70.        Самойленко Б. Музыкальные картинки. Саратов «Орион», 2008

71.        Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста 2-7 классы. Саратов «Детская книга», 2000

72.        Сафронов С. Юлькин альбом. Мичуринск. 2002

73.        Сонатины и вариации для баяна. Вып. 2 /сост.Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1971

74.        Сонатины и вариации для баяна. Вып. 10 /сост. Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1978

75.        Сонатины и вариации для баяна. Вып. 11 /сост. Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1979

76.        Сонатины и вариации. 1-3 классы ДМШ./Сост. Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997

77.        Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов на Дону «Феникс», 2013

78.        Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ /сост. Ф.Бушуев и С.Павин. Москва «Музыка», 1980

79.        Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ /сост. В.Гусев. Москва «Музыка», 1988

80.        Хрестоматия аккордеониста 1-3 классы ДМШ /сост. А.Талакин. Москва «Музыка», 1995

81.        Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы. Москва «Музыка», 2000

82.        Хрестоматия аккордеониста. Этюды 4-5 классы /сост. А.Талакин. Москва «Музыка», 1988

83.        Хрестоматия баяниста. Старшие классы  ч. 1. Москва «Музыка», 2002

84.        Хрестоматия баяниста. Старшие классы ч. 2. Москва «Музыка», 2002

85.        Шахов Г. Аппликатура как средство развития баяниста и аккордеониста. Москва «Музыка», 1991

86.        Шахов Г. Чудный месяц. Москва «Кифара», 1999

87.        Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Санкт-Петербург «Композитор», 2002

88.        Этюды для аккордеона. Вып.1/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1978

89.        Этюды для аккордеона. Вып.13/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1980

90.        Этюды для аккордеона. Вып.21/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1988

91.        Этюды для аккордеона. Вып.22/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1989

92.        Этюды для аккордеона. Вып.23/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1990

93.        Юному аккордеонисту./Сост. Р.Бажилин. Москва «Издательство В.Катанского», 2004

94.        Юному аккордеонисту./ Сост. Л.Заложнова. Новосибирск «Окарина», 2007

Методическая литература

- Акимов Ю.  Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.

Москва «Советский композитор», 1980

- Антонова Е.,  Криштоп Л.  «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые  

  пути его преодоления. Санкт-Петербург «Северный олень», 1997

- Басурманов А.  Работа баяниста над мелодией и сопровождением.

Москва, 1961

- Баян и баянисты (сборник статей). Вып.3 /сост. Ю.Акимов

Москва «Советский композитор», 1977

- Баян и баянисты (сборник статей). Вып.7 /сост. Б.Егоров, С.Колобков

Москва «Советский композитор», 1987

- Бесфамильнов В, Семешко А.  Воспитание баяниста

Киев «Музыкальная Украина», 1989

- Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах

Ростов на Дону, 1998

- Воспитание творческого воображения учащихся музыкальных школ. /Сост. Т.Ермолаева. Москва, 1989

- Говорушко П.  Основы игры на баяне.  Ленинград «МУЗГИЗ», 1963

- Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста).  Ростов на Дону, 1981

- Землянский Б.  О музыкальной педагогике.  Москва «Музыка», 1987

- Играем вместе. /Сост. А.Грачев.  Москва, 1985

- Ляховицкая С.  О педагогическом мастерстве.  Ленинград «МУЗГИЗ», 1963

- Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах. / Сост. В.Саранин. Тамбов, 1989

- Методическая рекомендация «Учитель и ученик». /Сост. Л.Мексина.

Свердловск, 1975

- Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ. Москва, 1988

- Мирек А. Беседы о народных музыкальных инструментах. Баян.Аккордеон. Москва, 1969

- Народные инструменты на рубеже веков./ Сост. С.Бирюкова. Тамбов, 1998

- Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. / Сост.

В.Ананьева.  Ленинград, 1959

- Новожилов В.  Баян.   Москва «Музыка», 1988

- О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (баян, аккордеон). /Сост. Н.Степанов.

Москва, 1987

- Развитие навыков чтения нотного текста и транспонирования. /Сост. Л.Цибизова.  Москва, 1986

- Развитие технических навыков у учащихся в классе баяна(аккордеона).

Сост. Г.Семенова.  Москва, 1987

- Саранин В. Методические рекомендации по совершенствованию пальцевой беглости исполнителя-баяниста.  Тамбов, 1988

- Специальный инструмент баян (аккордеон). Основы выразительного исполнения музыкальных произведений. /Сост. Т.Лушникова. Москва, 1986

- Судариков А. Исполнительская техника баяниста. Москва «Советский композитор», 1986

- Сурков А.  Пособие для начального обучения на готово-выборном баяне. Москва «Советский композитор», 1973

- Шахов Г. Аппликатура как средство развития баяниста и аккордеониста. Москва «Музыка», 1991

- Шахов Г.  Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. Москва «Музыка», 1987

Учебная литература для  ансамблей

  1. Аккордеон в музыкальной школе Ансамбли для 2 класса вып. 33.   М.,Советский композитор, 1979
  2. Ансамбли баянов-аккордеонов вып. 1сост Л.Гаврилов. М., Престо, 1992
  3. Баян в музыкальной школе Ансамбли для 2класса сост. В.Грачев. М., Советский композитор 1982
  4. Бортянков В. Обработки и сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов вып 1. СП, Детство, 1993
  5. Дулев В. Эстрадно-джазовые композиции. СП, Композитор, 2005
  6. Коробейников А. Детский альбом для баяна или аккордеона. СП, Композитор, 2004
  7. Коробейников А. Альбом для детей и юношества. СП, Композитор, 2003
  8. Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 кл. вып 9. М., Музыка, 1980
  9. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4. СПб, Композитор, 1999                                                                                    
  10. Самойленко Б. Концертный и педагогический репертуар баяниста (аккордеониста) 2-3 кл. ДМШ. Саратов , 2013
  11.  Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста аккордеониста 2-7 кл. ДМШ. Саратов, Детская книга, 2000
  12. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999
  13. Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013
  14. Хрестоматия аккордеониста 1-2 кл. М., Музыка, 1991