Работа с молодыми педагогами

Воробьева Светлана Анатольевна

Материалы для молодых педагогов: рекомендации, консультации, памятки, презентации и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для молодых специалистов

http://900igr.net/up/datai/242419/0012-015-.jpg

       «Правила поведения и общения воспитателя в ДОО»

Старайтесь:

• Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

• Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом. • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

• Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

• Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

• Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

• Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

• Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

• Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

• "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

• Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

• Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

• Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

• Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

• Не скупитесь на похвалу.

• Не создавайте конфликтных ситуаций.

• Следите за внешностью и поведением.

• Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

• Любить ребенка таким, каков он есть.

• Уважать в каждом ребенке личность.

• Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

• Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

• Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

• Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

• Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

• Кричать и наказывать детей.

• Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

• Приходить к детям с плохим настроением.

• Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

• Оставлять детей одних.

• Унижать ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для молодых  педагогов

  «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»

В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на игре. В свободное время дети с удовольствием играют в игры. В педагогике самое большое значение для развития ребенка имеют именно игры. В играх наиболее полно проявляется личность ребенка, т. к. игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игра ребенка является главным способом освоения мира, который он пропускает сквозь призму своей субъективности.

Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. Игра влияет на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

Все игры дошкольников можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобрази тельная игра, сюжетно-изобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипуляторный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.

На стадии сюжетно-изобразительной игры ребенок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального результата появляется воображаемый (накормить куклу, построить дом, перевезти кубики). Появление в игре обобщенных действий, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обогащение содержания игры — все это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре, которая начинает постепенно развиваться со второй младшей группы, в этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты.

Во время сюжетно-ролевой игры ребенок берет на себя определенную роль, т. е образ человека, животного или предмета, который изображает в игре. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре. Игровое взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своею партнера по игре, согласовывать с ним свои действия.

В сюжете игры отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей. Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры. Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-игрушками, то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотношения людей.

Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. Ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры. Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил. В игре ребенок перерабатывает, переосмысливает и усваивает то, что он видит в жизни.

Полноценно развивающаяся сюжетно-ролевая игра имеет огромные педагогические возможности для развития ребенка. Обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. Здесь важны экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы.

Большое значение придается в игре возникновению замысла. Педагог, принимая на себя руководство игрой, в младших группах выступает в роли участника игры, а в старших чаще является советчиком, партнером. Особенно детям необходима помощь при придумывании сюжета, распределении ролей, определении содержания игры.

В сюжетно-ролевую игру дошкольники включают различное содержание: профессиональная деятельность людей (повар, врач, парикмахер и т. п.) ; семья; игры, на основе литературных произведений, мультфильмов.

Педагог должен планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, планируя тематику, цели, задачи, примерные роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача помогает педагогу достичь в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных познавательных процессов, на закрепление знаний, умений, навыков и представлений. Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти лишнее, отыскать среди группы предметов предмет круглой формы и т. д.).

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, складывают картинки из частей, подбирают различные предметы, выделяют признаки).

Игровое действие представляет большой интерес для детей. Поначалу малышей привлекает в дидактической игре сам процесс игры, а начиная с 5-6 лет детей интересует ее результат. Игровое действие может разнообразиться, если оно уже освоено в многократно проведенных играх. Для поддержания интереса игра усложняется, вносятся новые предметы, меняются действия. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.

При организации дидактической игры ведущая роль принадлежит воспитателю. Прежде всего, он должен хорошо объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с используемыми в игре предметами, рассказать о правилах игры. Если в младших группах воспитатель активно включается в игру, то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог выделяет ее положительные моменты; в младших группах благодарит всех детей за участие, а в старших - отмечает достижения каждого участника, акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.

Дидактические игры играют большую роль в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. В дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера.

Дошкольное детство-это период первоначального становления личности, период познания мира человеческих отношений, период творчества. Ребенок осваивает речь, учится общаться со сверстниками, у него появляется самооценка. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Таким образом, игра в дошкольном возрасте выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов ДОУ по

оформлению информационных центров

для родителей

http://mkdoualyonushka.ucoz.ru/oform/090520162044.jpg

Требования к размещению центра (уголка) и информации в нем:

• Родительский уголок должен быть доступным и удобным для восприятия (чтения)информации, информационным (приспособлены к размещению информации, содержательным, эстетически и красочно оформленным.

• Информация, размещенная на стендах, должна быть актуальной, достоверной, рекомендации и консультации подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

• При оформлении стендов не злоупотреблять декоративными элементами.

• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Материал должен обновляться.

• Должно быть, соотношение текста и иллюстраций, они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

• При размещении авторского печатного материала на стенде необходима ссылка на издание, автора.

Требования к содержанию уголка:

• Визитная карточка группы.

• Режим, программные задачи воспитания и образования дошкольников (планируемые результаты освоения программы, планирование организованной образовательной деятельности (сетка занятий, информация о содержании тематической недели (название недели, цель, содержание работы).

• Информацию о возрастных особенностях детей группы (можно указать, что должны уметь дети к середине года, к концу года и т. д. или антропометрические данные).

• "Наша жизнь день за днем". Раздел представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, тем, целей занятий. Материал постоянно обновляется. Оборудованное место для организации выставки детских работ.

• Доска объявлений. На нее помещается только официальная информация: когда будет собрание и решение родительского собрание, приглашения на праздники, к участию в конкурсах и т. д.

• Меню (Без сокращений, с указанием выхода продукта, понятным почерком).

• Странички специалистов, работающих в группе: тема периода, информационно-консультативные материалы в доступной форме и красочно оформленные, консультации для родителей и т. д.:

- обязательное содержание в родительском уголке: информации по ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, консультации о сохранении и укреплении здоровья воспитанников и т. д. - физ. рук.

- блок «Развлечения, досуговая деятельность»: фоторепортажи с различных мероприятий, рекомендации по подготовке к праздникам (разучивание стихотворного, музыкального репертуара, подготовка костюмов) – муз. рук.

• Консультации для родителей, ширмы – передвижки по тематике.

• Рекомендации родителям по образовательной деятельности в семье: описание в доступной форме родителям о видах образовательной деятельности в семье в рамках тематической недели (обновляемость информации).

• Участие родителей в жизни ДОУ, «панорама добрых дел» и др.

• Остальной материал педагоги определяют самостоятельно.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

http://mbdou39maykop.ru/images/otrisovat_kopiya.jpg

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

  1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
  2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество  и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
  3. Соблюдение структуры занятия:
  • Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги  от лица персонажа)
  • Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
  • В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
  • После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провестианализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование
  • В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега  отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)
  • На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»  
  • Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии  и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй  младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.
  • Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).
  • Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку,  анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное -  это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.  

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время,  своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой  младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает  мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

 «Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем  помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.  

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО



Предварительный просмотр:

          http://gum1788tn.mskobr.ru/images/%284%29.jpeg

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГУЛКИ

День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшает аппетит и возникает у организма устойчивость к простудным заболеваниям.

Детский сад – это второй дом для детей, а свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, непохожим на другие, чтобы там было комфортно и красиво. Немаловажную роль в этом играет оформление участка и игровое оборудование на нем, которое создает не только отличное настроение, но и развивает в определенном смысле физические способности детей. Благодаря нашим отзывчивым родителям нами был создан самый красивый участок из подручных материалов.

Для того чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, воспитатель ежедневно планирует их содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

При планировании воспитательной работы на прогулке необходимо:

1. Предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности.

2. Организовать наблюдения.

3. Трудовая деятельность.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная деятельность.

Хочется поделиться с вами как у нас проходят прогулки в нашей группе.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям. В первую очередь мы наблюдаем за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Обращаем внимание на облака и в игровой форме фантазируем, на что они похожи: рассматриваем их форму, цвет, сравниваем с известными детьми образами. Или наблюдая за листьями, как они поменяли окраску, можно, например, включить математический счет и посчитать, сколько листиков на определенной веточке. Или в летнее время при рассматривании цветов (одуванчиков) можно наблюдение совместить с дидактической игрой, такой как «Назови части растений». Мы одновременно развиваем речь, учим правильно называть части растений, обогащаем словарный запас детей.

Также мы всегда обращаем внимание на птиц. В прошлом году частым гостем у нас на участке был голубь. Мы всегда во все времена года наблюдаем за птицами, но в зимнее время особенно. Объясняем, что птицам голодно зимой, поэтому они прилетаю поближе к людям, чтобы найти корм. Дети с огромным удовольствием бежали на улицу, помня, что их ждет там их пернатый друг, для того чтобы покормить его и его товарищей. С недавнего времени в нашем детском саду поселилась белочка, она очень полюбилась нам и мы часто имеем возможность за ней понаблюдать и подкармливать всяким лакомствами. О всех наблюдениях рассказать невозможно, об этом можно говорить бесконечно, так как наблюдать можно абсолютно за всем. Что нас окружает, чем мы и занимаемся.

Трудовая деятельность.

Во время прогулки мы всегда уделяем внимание трудовой  деятельности  детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Осенью дети собирают природный материал, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Так же привлекаем детей к сбору игрушек. Трудовые задания детям даются такие, которые не требуют от них определенных усилий.

Двигательная деятельность детей.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижные игры планируются и проводятся с учетом пожеланий детей. Они могут быть весьма разнообразными. В нашем возрасте детям очень нравятся игры соревновательного характера, игры по командам, различные эстафеты. Мальчикам нравится поиграть в «Догонялки», «Салки» и т. д. Девочки предпочитают малоподвижные игры, в основном сюжетные. Стараемся разнообразить прогулку разными играми, такими как: «Мышеловка», «самолеты», «Воротца», «Змейка», «затейники» и т. д.

Организация индивидуальной работы

В соответствии с календарным планированием мы осуществляет индивидуальную работу во время прогулок Для одних организует игру с мячом, для других - упражнение в равновесии, для третьих – прыжки с разбегу и т. д. Очень часто мы проговаривает стихи, которые разучивали ранее на занятиях, поем песни, танцуем танцы и т. д.

Самостоятельная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в руководстве и контроле.

Мы предлагаем детям организовать подвижную игру, или занимательные задания.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.



Предварительный просмотр:

Консультация для молодых воспитателей

Структура прогулки по ФГОС ДО

1.Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.Труд детей на участке.

5.Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

       Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  • 1.Живая природа: растения и животные;
  • 2.Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
  • 3.Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

     Виды наблюдения:

  • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:


в младших группах — 6 — 10 минут, 
в средних — 10-15 минут,
в старших и подготовительных — 20-25 минут. 
На вечерней прогулке:
в младших и средних группах — 10-15 минут, 
в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

         Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группах проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений.

Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми:
для одних организует игру с мячом, 
метание в цель, 
для других — упражнение в равновесии, 
для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. 

                     Оборудование для прогулки                          

  • Труд: 1. Лопатки, совочки 2. Грабли 3. Веники, метелки 4. Ведерки (лейки).
  • Двигательная активность: 1. Атрибуты к подвижным играм (в соответствии с играми по программе) 2.Кегли, прыгалки, кольцеброс 3. Мешочки с песком 4. Мячи, обручи 5.Маски, флажки.
  • Самостоятельная деятельность: 1. Настольные и дидактические игры 2. Книги 3. Карандаши цветные, бумага 4. оборудование для СРИ «Семья», «Автомобили» 5.Бумага для оригами 6. Оборудование для песка: формочки: деревянные рамки, банки пластиковые без дна, лопатки 7.Мел.
  • Наблюдения: 1. Вертушки 2. Лупа 3. Темные, цветные и прозрачные стекла 4. Мыльные пузыри. Только тогда, когда в песке будет кипеть активная ребячья жизнь, дети не будут бесцельно копаться в песке и от скуки не будут развиваться игры с отрицательным содержанием (бросание песком друг в друга, валяние и т.д.)