Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

Сабадашева Валентина Александровна

Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий, глубокого духовного развития.
К примеру, сегодня предложения о работе содержат требования компьютерных знаний, владение современными технологиями дает возможность карьерного роста. И это понимают учащиеся, и это заставляет нас, педагогов, применять такие технологии в процессе обучения. Ученики школы активно пользуются компьютером и в школе, и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад на педсовете35 КБ
Office presentation icon Доклад на педсовете2.74 МБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

     Как педагоги, мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий, глубокого духовного развития.

     К примеру, сегодня предложения о работе содержат требования компьютерных знаний, владение современными технологиями дает возможность карьерного роста. И это понимают учащиеся, и это заставляет нас, педагогов, применять такие технологии в процессе обучения. Ученики школы активно пользуются компьютером и в школе, и дома.

  1.Работа ШМО.  

     Педагоги нашей кафедры прошли обучение и владеют компьютерными технологиями в необходимом объеме, применяют ИКТ на уроках русского языка и литературы. Это и тестирование, и работа с текстом, и подготовка к экзаменам, и организация самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке и дома. Постоянно обмениваемся опытом работы, помогаем друг другу, находим интересные и полезные материалы с применением новых педагогических технологий.  

   2. Опыт работы.  Остановлюсь на своих уроках. С начала моей работы в школе (2005-2006) я прошла несколько курсов обучения компьютерным технологиям. Готовила к выпуску 11-ые и 9 –ые классы с применением ИКТ на уроке и дома.

     -Работа на компьютерах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

     С выпускниками мы отрабатывали тестовую часть на индивидуальных компьютерах и в системе «Знак», и на сайтах для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Эффективно проходили занятия на ноутбуках при подготовке и написании сочинений по русскому языку и литературе. Учащиеся работали и в парах, и индивидуально. Удобно набирать и читать текст сочинения, цитировать, редактировать текст, писать по опорным словам, по плану, рецензировать сочинения друг друга, делать презентации на основе написанного.

      -Работа на компьютерах с учащимися 5 и 8 классов.

     В классе ученики работают на компьютерах и пересылают по сети материалы. Это позволяет другим учащимся видеть их работу и обсуждать ее, выбирать удачные моменты и исправлять ошибки. Например, недавно учащиеся 8-ых классов работали над статьей в школьную газету. Каждая группа представила свою статью, которая зачитывалась капитаном команды в классе прямо с экрана ноутбука.

Оказалось, что самые злободневные темы – взаимоотношения с родителями, с учителями, нужно ли милосердие, здоровый образ жизни, школьная дружба. Домашним заданием  стало создание индивидуальной газетной статьи, пересылка ее по электронной почте учителю. Понятно, что не все в группе работали одинаково эффективно, но такая работа увлекает учащихся и позволяет применить на практике знания о структуре газетной статьи, примере публицистического стиля. Даже пассивные ученики начинают проявлять себя.

     Удачной оказывается работа по созданию презентации при работе с художественным текстом. Например, при создании характеристики героя, при анализе художественных особенностей стиля писателя.

На уроке учащиеся в парах начали работу по теме «Роль пейзажа в повести И.С.Тургенева «Ася», продолжили дома, и в результате получилось  исследование по теме.

     Не обойтись на уроках русского языка без создания лингвистической сказки, викторины, теста, составленного учениками 5-го класса. По большей части учащиеся этого возраста с удовольствием выполняют такие задания и представляют их одноклассникам. Очень важно, конечно, при этом признание их труда. Формируются не только навыки работы на компьютере, поиск информации и структурирование ее, но и взаимодействие с одноклассниками. Часто такие домашние задания выполняются группой ребят в библиотеке школы, Елена Васильевна тоже им помогает.  Некоторые учащиеся 5б класса легко и с удовольствием готовят тесты, викторины, сказки, иллюстрируют их, вставляют анимацию. Формируются лидерские качества, желание успеха, одобрения, что очень важно сегодня. Представьте, ученик не очень успешен при написании диктанта, проверочной работы, а за интересную работу, сделанную в группе или самостоятельно, его высоко оценивают и одноклассники, и учитель. Тот, кто не может сделать что-то на компьютере, с удовольствием рисует и подписывает нужную информацию к рисунку. Это соответствует возрасту и уровню развития ребенка.

     - Результативность применения ИКТ.

     В примерах работ учащихся прослеживается связь между используемыми информационными технологиями и результатами обучения. Устанавливается обратная связь в информационном пространстве : учитель – ученик, когда материалы домашнего задания присылаются на электронную почту педагога. Обязательно учитываю мнение родителей о работе с компьютером учащихся.

     Чтобы научить учащихся размещать и хранить добытую информацию, свои работы, мы завели папки с подразделами, где все накапливается с годами. Об этом несколько лет назад я уже рассказывала на педсовете.

     Конечно, уроки с применением компьютера учащимся очень нравятся, но требуют большой работы и на самом уроке, и после него.

     - Перспективы ИКТ.

     Уже в этом году пилотные школы страны будут сдавать экзамен по русскому языку и в устной форме. Планирую начать подготовку к нему

с 8-ыми классами. Аудирование, запись на компьютер и прослушивание своей речи учащимися, надеюсь возможность для такой подготовки будет.

    Вывод.

    Использование информационных технологий повышает интерес к предмету, соответствует возрастной группе, способствует развитию творческого потенциала учащихся, помогает им интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, формулировать собственное мнение.

Хочется воспитывать лидеров будущего, эффективно использовать технологические достижения педагогической науки в своей работе.

     

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

25.01.2017

Сабадашева Валентина Александровна

Учитель русского языка и литературы

Председатель ШМО кафедры филологии, истории и искусства


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НУЖЕН ЛИ КОМПЬЮТЕР НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ? СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕНИК – СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ?! Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

Слайд 2

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

Слайд 3

Педагоги нашей кафедры прошли обучение и владеют компьютерными технологиями в необходимом объеме, применяют ИКТ на уроках русского языка и литературы. Это и тестирование, и работа с текстом, и подготовка к экзаменам, и организация самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке и дома. Постоянно обмениваемся опытом работы, помогаем друг другу, находим интересные и полезные материалы с применением новых педагогических технологий.

Слайд 4

Работы, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение. Создание мультимедийной презентации по теме. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним. Подбор стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке. Подготовка словарной работы. Создание докладов и рефератов по теме.

Слайд 5

РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ОГЭ

Слайд 6

СОЗДАНИЕ СТАТЬИ В ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ – РАБОТА В ГРУППАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРА

Слайд 7

СТАТЬИ В ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ Смысл жизни. «Мама, а в чем смысл жизни?» Действительно, а в чем он? Этот вопрос встречается так же часто, как вопрос: «Откуда берутся дети?». Так есть ли у жизни хоть малейший смысл? Задумайтесь, мы его задаем чаще всего, когда у нас какие-либо проблемы в жизни, которые «ломают» нас: плохая учеба, неудачи, измены, подставы, безответная любовь. Но, стоит поменяться настроению, как этот вопрос у нас исчезает. Когда все нормально, то вопрос о смысле жизни не поднимается нами…

Слайд 8

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ- РАБОТА В ГРУППАХ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 9

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В 5 КЛАССЕ

Слайд 10

Сказка «Путешествие смешариков» Цветкова Виктория 5б класс Тема «Однородные члены предложения» Вот они тронулись в долгий, загадочный и неизвестный путь. Они летели в далеком, неизведанном космосе. Вокруг проплывали звезды, планеты, метеориты, спутники. Звезды были разных цветов: голубые, белые, красные . Планеты были маленькие и большие .

Слайд 11

Создание творческих работ, систематизация , сохранение и редактирование информации в портфолио учащегося.