Воспитатель года 2023

Гаврилова Елена Евгеньевна

Материалы для конкурса "Воспитатель года -2023"

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/dBrk/FoPD6aadh



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/i/LYgy8wfzH36B4w



Предварительный просмотр:

В Оргкомитет

республиканского этапа

 профессионального конкурса

«Воспитатель года Республики Мордовия» в 2023 году

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Гаврилова Елена Евгеньевна

МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1

 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района

«Я - ПЕДАГОГ»

Приходит время и перед каждым молодым человеком встает вопрос о выборе профессии, выборе жизненного пути. Думала ли я когда-то, что стану воспитателем?

Мой приход в профессию воспитателя не был случайным. В одиннадцатом классе школы, я уже думала о том, что свою жизнь свяжу с педагогической деятельностью. Я хотела стать учителем, поступила в ВУЗ и получила высшее образование. Но сложилось так, что в педагогику я пришла не сразу после ВУЗа, прошло время, и жизнь сама привела меня в дошкольное образовательное учреждение.

И вот я здесь, среди маленьких созданий, которые от меня ждут поддержки, внимания, любви и опоры! Кто я для них? Друг? Герой? Наставник? А может все и сразу, и в одном лице?!

Профессия педагога дошкольного образования - очень интересная профессия. Человек, который выбрал профессию воспитателя, должен быть всем для ребенка: другом и наставником, героем и учителем, немножко волшебником, ведь дети верят в сказки и ждут чуда от нас взрослых! Важно быть ответственным и преданным своему делу. Профессия воспитатель не допускает случайных людей, которым просто нужна работа. В эту профессию приходят многие и многие уходят, а остаются только люди, для кого «Воспитатель» – это не просто работа, это призвание!

Так какими же качествами должен обладать педагог дошкольного образования, а именно настоящий друг и наставник малышей?

Я люблю свою профессию, я люблю детей! И считаю, что именно любовь к детям является фундаментом в профессии воспитателя. Педагог, который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его любовь порождает ответную любовь детей. Дети делятся с тобой самым сокровенным, и это происходит только когда есть невидимая эмоциональная связь между ребенком и педагогом. Педагог не может работать без любви к детям. Своей любовью мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне. Воспитывать детей надо любя. Это мой принцип. Умейте с ними договариваться, уважайте их мнение и их чувства, всё то, что они делают и о чём думают. Я считаю, что нужно быть не выше ребенка, но всегда на высоте в своём поведении, словах, знаниях, искренности, своих чувств к ним. Любовь к детям – это забота и безопасность, покой и доверие.

У многих сложилось впечатление, что работа с детьми это просто игра, и они не предполагают, что требуется много упорного труда, терпенья, чтобы каждый воспитанник стал настоящим человеком. Сколькими знаниями и умениями должен владеть воспитатель?! Сегодня нашей стране нужны не просто образованные люди, нужны люди нравственные, творческие, креативные, коммуникабельные, которые обладают неординарным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Я считаю, что современный педагог должен быть динамичным и мобильным, а также обладать высоким уровнем педагогической культуры, которая в немалой степени определяется уровнем его педагогической подготовки, желанием к саморазвитию в условиях профессиональной деятельности. Еще педагог должен обладать такими качествами как терпеливость, доброжелательность, ведь ему приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка. Работая педагогом, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.

Когда я пришла работать к детям в ДОУ, я себе задала вопросы: «Кто я для них? И смогу ли я сделать хоть один детский жизненный путь легче? Смогу ли я помочь в становлении хоть одному ребенку?» В педагогике я уже восемь лет, и могу с уверенностью сказать, да я педагог, и не просто педагог, а наставник! Наставник для своих милых деток, которые каждый день от меня ждут тепла и ласки, ждут увлекательных занятий и познавательных бесед! Педагог, с которым не страшно ставить перед собой цели и стремиться к их свершениям!



Предварительный просмотр:

В Оргкомитет

Республиканского этапа

профессионального конкурса

«Воспитатель года Республики Мордовия» в 2023 году

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ

В МАСТЕРСКУЮ ПЕЙЗАЖИСТОВ»

Гаврилова Елена Евгеньевна

МБДОУ «Большеелховский детский

 сад № 1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

 

2023 г.

Тема: «Путешествие юных художников в мастерскую пейзажистов»

Цель: Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством применения элементов арт-педагогики (литературы, музыки, пейзажной живописи).

Педагогические задачи:

Обучающие: 

- познакомить детей с понятием «репродукция»;

- закрепить знания детей о видах пейзажной живописи;

- совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление, об изображённом на ней;

- расширять знания детей о художниках – пейзажистах, формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картин;

- формировать представления о нетрадиционных техниках рисования;

- расширять словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи;

- совершенствовать навыки рисования;

- формировать умение различать оттенки настроений при восприятии поэзии, пейзажной живописи;

Развивающие: 

- вызвать интерес детей к изображению пейзажа с помощью техники «набрызг»;

- развивать интерес к искусству, желание создавать художественные образы в собственной творческой деятельности;

- развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные: 

- воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира через картины пейзажистов, видеть красоту и желание охранять, любить и беречь природу;

- воспитывать творческое и не стандартно мыслящее поколение, дружеские взаимоотношения, умение работать в группе (парами);

- воспитывать интерес у детей к профессии художника – пейзажиста.

Методы и приемы:

Словесные: (чтение стихотворений, беседа по картинам, рассказ, художественное слово, вопросы к детям, пояснения);

Наглядные: рассматривание репродукций картин,

Игровые (игры: «Подбери палитру», «Составь пейзаж», физкультминутка, пальчиковая игра);

Материал и оборудование: картина с зимним пейзажем и ее репродукция, электронное приложение к занятию (презентация с репродукциями картин И.И. Шишкина и Ф.В. Сычкова, запись музыки); листы бумаги А-4 тонированные, краски (гуашь), средства для рисования: шаблоны, жесткая кисть или зубные щетки.

Предварительная работа: знакомство с профессией художника-пейзажиста, беседы о разных жанрах живописи, знакомство с картинами И. И. Шишкина, А. К. Саврасова и др. пейзажистов. Чтение стихов и художественной литературы (С. Дрожкин, А. С. Пушкин, В. Бианки, и т.д.). Рассматривание картин о природе, наблюдение за природой в разные времена года, экскурсия с родителями по родному селу, с целью наблюдения за природой. Рисование пейзажей разными техниками.

Словарная работа: 

обогащение словаря: репродукция.

активизация словаря: пейзаж, пейзажист, сельский, лесной.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ожидаемый результат: дети закрепят знания о пейзажной живописи, профессии художник - пейзажист, пополнят словарный запас новыми терминами, научатся рисовать пейзаж, используя новые технические навыки; научатся последовательно описывать содержание своего рисунка. Разовьют творческие способности.

Содержание НОД

Слайд 1 Орг. момент

 Воспитатель: - Ребята, я рада видеть вас таких красивых и с хорошим настроением! И этим настроением, я предлагаю вам поделиться друг с другом и с нашими гостями.

Станем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!»  и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся. Доброе утро!

2. Введение в проблему

Воспитатель: - Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Я предлагаю присесть на стульчики и его прочитать.

«Союз художников Мордовии приглашает воспитанников старшей группы Большеелховского детского сада принять участие в выставке картин юных художников-пейзажистов «Зимний вернисаж». Для этого вам необходимо предоставить ваши нарисованные зимние пейзажи к нам в редакцию».

- А вы знаете, что такое вернисаж?

- Вернисаж - это церемония торжественного открытия художественной выставки. Давайте вспомним, что такое пейзаж? (ответы детей) 

а кто такие пейзажисты? (ответы детей) 

Воспитатель: - Да, конечно вы правы. Художник – пейзажист - это человек, который рисует естественную природу: лес, поле, горы, море, небо.

Природу, измененную человеком: деревню, село, город. Пейзаж также может включать изображение человека и животных, различные природные явления: грозу, дождь, радугу, шторм.

Воспитатель: - Ребята, вы хотите участвовать в этой выставке? (ответы детей)

Воспитатель: - Тогда нам нужно нарисовать красивые зимние пейзажи, и для этого я предлагаю нам отправиться в творческую мастерскую художников - пейзажистов. Там таинственный мир живописи обязательно с нами поделится своими секретами.

Нам сомненья не знакомы, смело, мы идем вперед.
 Никогда не унываем, нас открытий много ждет!

(подходим к мольберту)

3. Формулирование проблемы и разработка плана действий

Воспитатель: - Вот мы и пришли. Посмотрите, что вы видите в мастерской художников? (ответ детей: картины)

- Сегодня мы узнаем одну тайну. Не все, что нарисовано или напечатано на листе, можно назвать картиной. Картина всегда закончена до конца, оформлена в рамку, бывает написана на бумаге или на холсте, например как здесь, давайте рассмотрим внимательно.

- Она написана на холсте масляными красками и оформлена в рамку.

- Но что же тогда это такое? (ответ детей)

(рассматриваем репродукцию)

- Это, ребята, репродукция этой картины. Давайте вместе с вами еще раз вслух произнесем это слово (репродукция - 2 раза). Повтори Алина…..

- Репродукции это сфотографированные копии настоящих картин, тех которые, висят в больших галереях, и которые мы не можем с вами просто так увидеть. Но зато с помощью репродукций мы можем их хорошо рассмотреть и полюбоваться ими. Именно такие репродукции мы с вами рассмотрим.

Воспитатель: - Предлагаю вам присесть на стульчики и обратить внимание на экран.

Слайд 2 (2 картины)

- Посмотрите, на экране мы видим репродукции картин, что на них изображено? (ответы детей).

- Как можно назвать их одним словом? (ответы пейзаж)

- А сейчас я узнаю, какие виды пейзажей вы знаете. Например, если на картине изображена природа - лес, как называется такой пейзаж? (ответы детей).

 (щелчок) Слайд 2 увеличивается картина Шишкина

- Если на картине мы видим деревенские домики, проселочную дорогу, как называется такой пейзаж? (ответы детей).

(щелчок) Слайд 2 увеличивается картина Сычкова

- Что общего между этими пейзажами? (ответы детей) -

- Наводящие вопросы при необходимости: - Какое время года изображено на этих репродукциях?)

- Я вам раскрою еще один секрет…Картины могут звучать! Закройте глаза и прислушайтесь…

2 (щелчок) Слайд 2 звучат звуки природы

 - Как вы думаете, какая картина зазвучала? (ответы детей)

- А еще картины могут говорить не звуками окружающего нас мира, а музыкой!

Слайд 3 (щелчок) звучит : П.И.Чайковский – Времена года, зима - январь 

- Эта музыка соответствует какой картине? (ответы детей)        

- А как вы думаете, могут ли они с нами говорить стихами? (ответы)

- Вот послушайте, как писал А.С. Пушкин об этом прекрасном времени года…

Слайд 4 (щелчок) звучит аудиозапись отрывка «Под голубыми небесами…»

 - Воспитатель: - А теперь я предлагаю более подробно рассмотреть эти репродукции, но сначала наши глазки должны отдохнуть. Смотрим все на экран и следим глазками за снежинкой.

Слайд 5 Гимнастика для глаз (видео)

Слайд 6 - И.И.Шишкин «Зима в лесу (иней)»

- Рассмотрим репродукцию картины знаменитого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу»

Слайд 6, по щелчку….Видеозапись «Рассказ о картине «Зима в лесу (иней)»

 Воспитатель: 

- Кто автор этой картины? (ответы детей: Иван Иванович Шишкин)

- Как называется эта картина? (ответы детей: Зима в лесу)

- Что изобразил художник на переднем плане? (ответы детей)

- Какое время года изображено на картине? (ответы детей)

- Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы? (ответы детей)

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (ответы детей)

Слайд 7 - Федот Васильевич Сычков «Зимняя дорога»

Воспитатель: - Давайте рассмотрим более подробно картину нашего мордовского художника Федота Васильевича Сычкова. «Зимняя дорога»

Слайд 7, по щелчку….Видеозапись «Рассказ о картине «Зимняя дорога»

Воспитатель: 

- Это какой пейзаж? (К какому виду пейзажа относится эта картина?) (ответы детей).

- Как вы думаете почему? (ответы детей).

- Какая погода изображена на картине? (ответы детей)

- Какие краски использовал художник, чтобы передать солнечную погоду? ( ответы детей: теплые краски, желтую, розовую).

- Какое настроение передает картина? (ответы детей).

Воспитатель: - А вы знаете, что художником – пейзажистом быть не просто, для этого нужно учиться и много путешествовать по просторам родной природы. Ведь все художники вдохновение черпают от общения с природой. Поэтому я предлагаю вам отправиться на небольшую прогулку:

Слайд 8 Физкультминутка: «Мы пришли в зимний лес…»

Мы пришли в зимний лес.                 Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!                 Дети удивленно разводят руками.

Справа—берёзка в шубке стоит,         Отводят указанную руку в сторону,

Слева на нас ёлка глядит.                 прослеживают движение

В небе снежинки кружатся,                 Выполняются вращательные

На землю красиво ложатся.                 движения руками над головой.

Вот и зайка проскакал,                         Прыжки на месте.

От лисы он убежал.

Вот серый волк рыщет.         Наклоны вперед, имитация движ. волка.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,         Дети приседают, прячась.

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,         Движения, имитирующие, как

Так всю зиму и проспит.                 медведь спит в берлоге.

Пролетают снегири,                 Махи руками, имитируя полет птиц.

Как красивы все они!

В лесу покой и красота

 А нам пейзаж писать пора.                 Рисуем в воздухе картину

Слайд 9 (2 картины)

Воспитатель: - Я вам раскрою еще несколько секретов, с помощью которых художники создают свои картины, но для этого пройдем на стульчики.

1 секрет – цвет. Цветом художники передают своё отношение к увиденному, настроение, время суток, время года, какая погода.

2 секрет - линия горизонта. Линия горизонта говорит, как расположены объекты природы: близко, далеко, очень далеко.

3 секрет - формат полотна.

- Вертикальный формат полотна позволяет передать величие и стройность объекта, как на картине Ивана Ивановича Шишкина.

- Горизонтальный – передать широкую панораму, ка на картине Федота Васильевича Сычкова.

 - Можно сказать, что вы уже готовы рисовать зимний пейзаж? (ответы детей)

Слайд 10 Игра «Подбери палитру»

 - Но сначала я предлагаю вам сыграть в игру, в которой нужно будет подобрать палитру красок, которой художник писал пейзаж.

(проходим к столу)

- Работать будем парами. Перед каждой парой находятся репродукции зимних пейзажей, вам необходимо на палитру собрать нужные краски.

(детям даются картинки с изображением зимних пейзажей (одна картина паре. Пока дети собирают картинку, звучит: П.И.Чайковский – Времена года, зима – январь)

(индивидуальный опрос детей)

- ….., какие краски вы выбрали?

- ….., какое время суток изобразил художник, взяв такие краски?

- ….., какую погоду передал художник?

- ….., какое настроение передают нам эти краски?

- Молодцы! Справились с заданием.

Слайд 11 Игра «Составь пейзаж»

Воспитатель: Ребята, есть еще один секрет, хотите его узнать?

- Давайте пройдем в центр зала и посмотрим на экран.

- У художников-пейзажистов очень хорошо развито пространственное воображение и ориентировка на холсте. Я предлагаю нам составить пейзаж. Для составления пейзажа нам необходимо найти картинки со звуком [C] ( ответы детей: снежинка, сосна, лес, солнце, сугроб, лиса).

- Давайте проверим, правильно ли мы нашли картинки… (по щелчку (6 раз) лишние картинки исчезают…)

- А теперь я предлагаю составить зимний пейзаж из картинок, которые мы выбрали (проходите к столу, работаем парами).

- Сугроб мы разместим на переднем плане, за сугробом на линии горизонта у нас расположен лес, солнце встало в правый верхний угол, на переднем плане слева растет сосна, под сосной справа сидит лиса, снежинки падают сверху на середине листа…..

- А теперь посмотрите на экран, получился ли у вас пейзаж?

 Слайд № 12 «Зимний пейзаж»

Воспитатель: - Что же, теперь нам пора отправляться в творческую мастерскую, где мы станем с вами настоящими художниками - пейзажистами…

(идем к столам надеваем фартуки)

Воспитатель: Рисовать мы сегодня будем зимний пейзаж необычным способом – «набрызгом». Здесь вы сможете проявить свою фантазию и вдохновение, полученное от увиденных пейзажей. У каждого из вас будет своя волшебная зима!

Воспитатель: Труд художника ни так уж и прост, поэтому чтобы наши пальчики не уставали, нам поможет пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво рисовать

Надо с пальцами играть

Вот - большой, вот этот – средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

У-у-у указательный забыли

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть

Слайд №12 Продуктивная деятельность (под муз. Чайковского «Зимний лес» (рисование пейзажа вместе с детьми)

- Визуально определяем линию горизонта и накладываем шаблоны. За линией горизонта располагаем маленькие детали, так как они далеко и кажутся нам маленькими. На переднем плане - большие, так как эти элементы к нам ближе, то размер больше. Сегодня рисовать мы будем жесткой малярной кистью с помощью стеки. Стеку мы берем в левую руку, кисть в правую и проводим по стеке сверху вниз, так чтоб брызги падали на лист бумаги. Краску набрызгиваем так, чтобы больше краски попадало около шаблонов, так рисунок получится более выразительным. Убираем шаблоны, и еще набрызгиваем немного краски.) промываем кисти, вытираем их о салфетку. Руки вытираем влажной салфеткой).

Воспитатель: Пока наши рисунки сохнут, я предлагаю рассказать о своем рисунке. Кто желает? (2-3 ребенка)

Воспитатель: 

 - Молодцы ребята так хорошо справились с заданием!

- Какие красивые зимние пейзажи у вас получились. А теперь я предлагаю сделать выставку наших работ, которые мы отправим на выставку юных художников – пейзажистов «Зимний вернисаж».

(Делаем выставку)

Воспитатель:

- Нам с вами пора уже возвращаться из путешествия по миру живописи, но мы обязательно сюда вернемся, правда, ребята?

А теперь глаза закроем и подсматривать не будем.

В детский садик мы вернемся, этот мир не позабудем.

Воспитатель:

- Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте присядем на стульчики.

4. Рефлексия

Воспитатель: - Я приготовила для вас маленькие подарки, которые спрятаны у меня в этой шкатулке, но открыть ее мы сможем, ответив на вопросы:

- Где мы с вами сегодня были?

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Что вам понравилось? В чем были затруднения?

- Как называют картины, на которых нарисована природа?

- Какие виды пейзажей мы с вами сегодня рассматривали?

- Как называют фотокопии настоящих картин, распечатанные на бумаге?

- Кто из вас захотел стать художником – пейзажистом?

Литература

1. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ по ред. О.С. Ушаковой. – 4-изд., исп.- М. : ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.

2. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - с. 272 / Библиотека программы «Детство».

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р.Г. Казакова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.