Рабочие программы


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Карповская средняя общеобразовательная школа  

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Карповской СОШ  

приказ от 01.09.2020 г. № 10

___________________Симонян А.В.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 КРУЖКА

«ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ»

Количество часов (план): 103

Учитель: Головкова Т.А.

Программа составлена на основе примерных  программ по учебным предметам в соответствии с образовательным компонентом серия «Стандарты второго поколения»  

Пояснительная записка 

Настоящая рабочая программа курса «Подготовка к ГИА по математике» для обучающихся 9-11 классов  Муниципального бюджетного образовательного учреждения Карповская СОШ разработана в соответствии с основными положениями следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); разработаны в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241), ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067) Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);

Цель: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме  ОГЭ, ЕГЭ    в  соответствии   с  требованиями,    предъявляемыми  новыми    образовательными  стандартами;  оказание индивидуальной, дифференцированной  помощи девятикласснику и одиннадцатикласснику при  повторении курса математики и подготовке к экзаменам.

Данная программа разработана в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

При реализации рабочей программы решаются также следующие цели и задачи:

  • формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
  • развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  •  понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
  • овладение математическими знаниями, владение научной терминологией, эффективное её использование; применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
  • обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

Общая характеристика учебного  предмета:

Программа математического кружка  «Подготовка к  ГИА по математике»  ориентирована на  приобретение  определенного  опыта  решения  задач  различных  типов,  что позволяет  ученику  получить   дополнительную   подготовку   для   сдачи   экзамена   по   математике   за   курс  средней школы.

Кружок   направлен   на   подготовку   учащихся   к   сдаче   экзамена   по  математике  в  форме  ОГЭ, ЕГЭ.  Основной  особенностью  этого  курса  является  отработка  заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре,  статистике и теории вероятностей, геометрии. Курс предусматривает  повторное   рассмотрение  и углубление  теоретического  материала   по   математике,   способствует   развитию   логического  и алгоритмического  мышления,    направлен   на  устранение  «пробелов»  в  базовой   составляющей   математики,  обобщение и  систематизацию   знаний   по основным   разделам  школьной программы. Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.

Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.

Кружок   рассчитан на 105 часов для работы  с  учащимися 9-11 классов.  

Формы проведения занятий:

- лекции;

- практикумы  по решению задач;

- решение задач повышенной сложности( малые группы);

- тестирование.

                Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе,  не  имеющих  хорошей  подготовки.           Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в  его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний.

Место учебного предмета в учебном плане: 

Учебный  план  МБОУ Карповской СОШ предусматривает на изучение программы кружка «Подготовка к ГИА по математике»  103 часа (3 часа в неделю). Уроки,  выпавшие на праздничные дни,  не планирую.

 РАЗДЕЛ № 1

Содержание учебного предмета

1.Числа, проценты (4часа).

       Натуральные     числа.   Делимость натуральных  чисел. Делители и кратные  числа.  Признаки  делимости  на  2,  3,  5,  9,  10.  Деление  с  остатком.   Простые  числа.  Разложение    натурального    числа   на  простые   множители.    Нахождение     НОК,    НОД.  Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия  с десятичными дробями. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по процентам.

2.  Формулы сокращенного умножения (4 часа).

Формулы сокращенного  умножения.  Способы  разложения многочлена на множители.

3. Множества чисел. Модуль числа(4 часа).

Натуральные числа, целые, рациональные, иррациональные, действительные числа. Определение  модуля .

4.Преобразование выражений. Рациональные  дроби(4часа)  

 Рациональные дроби и их свойства. Допустимые  значения переменных. Тождество, тождественные преобразования рациональных дробей.  

5.Уравнения и неравенства (4часа)  

       Линейные   уравнения   с   одной   переменной.     Равносильные  уравнения. Системы   линейных     уравнений.    Методы    решения    систем    уравнений:  подстановки,  метод  сложения,  графический  метод.  Уравнения с модулем. Квадратные  уравнения.  Неполные  квадратные   уравнения.    Теорема   Виета   о  корнях   уравнения.   Неравенства    с  одной  переменной.  Система  неравенств.  Методы  решения  неравенств  и  систем  неравенств:  метод интервалов, графический метод.

6.Функции и графики (4 часа)

       Понятие  функции.   Область  определения  функции.  Область  значений функции. График функции. Нули функции. Возрастающая и убывающая функции. Линейная  функция  и  ее  свойства.  График  линейной  функции.  Угловой  коэффициент  функции.  Обратно  пропорциональная  функция  и ее  свойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции. Степенная функция. Чтение графиков функций.  

7. Прогрессии: арифметическая и геометрическая(4часа)

       Числовые       последовательности. Арифметическая прогрессия. Разность  арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула  суммы  n-членов  арифметической  прогрессии.  Геометрическая  прогрессия.  Знаменатель  геометрической  прогрессии.  Формула  n-ого  члена  геометрической  прогрессии.  Формула  суммы    n  членов   геометрической     прогрессии.   Сумма    бесконечной    геометрической  прогрессии.  

8. Текстовые задачи(6 часов)  

       Текстовые    задачи   на  движение.   Текстовые задачи  на совместную   работу, нахождение средней скорости.  Текстовые  задачи  на  процентное  содержание веществ в сплавах, смесях и растворах.

9.Корни рациональной степени (4 часа).

Степень  с  целым   показателем    и  их   свойства.   Корень   n-ой   степени,  степень   с  рациональным показателем и их свойства.  

10. Треугольники. Многоугольники. (4 часа)

 Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний  треугольники.  Признаки  равенства  и  подобия  треугольников.  Решение  треугольников.  Сумма углов треугольника. Теорема Пифагора.  Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.       Виды   многоугольников.   Параллелограмм,   его   свойства   и   признаки.   Площадь  параллелограмма.    Ромб,  прямоугольник,  квадрат.  Трапеция.  Средняя  линия  трапеции.  Площадь трапеции. Правильные многоугольники.

11. Окружность (3часа)

 Касательная    к  окружности    и   ее  свойства.   Центральный    и   вписанный    углы.   Окружность,   описанная   около   треугольника.   Окружность,   вписанная   в   треугольник.  Длина окружности. Площадь круга.

12.Элементы статистики и теории вероятностей (4часа)

       Среднее     арифметическое,      размах,   мода.    Медиана    как    статистическая  характеристика.    Сбор    и группировка     статистических    данных.    Методы    решения  комбинаторных     задач:   перебор   возможных     вариантов,   дерево   вариантов,   правило  умножения.   Перестановки,   размещения,   сочетания.   Начальные     сведения   из   теории  вероятностей. Вероятность случайного события

13. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ (8 часов)

14. Выражения и преобразования   (5 часов)

 Соотношения между тригонометрическими функциями одного итого же аргумента. Формулы кратных аргументов. Обратные тригонометрические функции. Свойства степени с целым показателем. Разложение многочлена на множители. Сокращение дроби. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. Преобразование иррациональных выражений. Свойства степени с рациональным показателем. Логарифм. Свойства логарифмов. Преобразования логарифмических выражений.

15. Уравнения.  (5 часов)    Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений. Отбор корней, принадлежащих промежутку. Способы решения тригонометрических уравнений. Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Логарифмические уравнения. Метод равносильности.

16. Неравенства (5 часов)                                           

Модуль. Иррациональные неравенства.   Показательные неравенства, примеры решений.  Логарифмические неравенства

17.  Системы уравнений  (5 часов)    

Линейные системы. Нелинейные системы                                

18.  Исследование функции элементарными методами  (4 часа.)

Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций; монотонность, периодичность, четность и нечетность, экстремумы, ограниченность. Графическая интерпретация.  Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Исследование функции                                

19. Применение производной  (5часов)  

    Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производная основных элементарных функций. Исследование функции по графику ее производной. Наибольшее или наименьшее значения функции на указанном промежутке  

20. Текстовые задачи  (5часов)  

Задачи на части и проценты. Задачи на выполнение определенного объема работ. Задачи на движение. Задачи на сплавы, растворы и смеси.  Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Вероятность и статистическая частота наступления события.                      

21.  Решение геометрических задач  (6 часов )

     Подобие треугольников. Свойства   медиан   и   биссектрис. Свойства   касательных,  хорд,  секущих. Теоремы   косинусов   синусов. Применение   тригонометрии   к   решению   геометрических   задач. Площадь   многоугольников.   Угол   между   двумя   прямыми. Расстояние   от   точки   до   прямой. Уравнение   плоскости. Построение сечений. Угол   между   двумя   плоскостями. Угол   между   прямой   и   плоскостью. Расстояние   от   точки   до   плоскости. Сфера   и   многоугольники. Метод координат в пространстве, многогранники, тела вращения, объёмы многогранников и тел вращения

22.  Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ЕГЭ (6 часов)

РАЗДЕЛ № 2

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

1.

Числа, проценты

4

2.

Формулы сокращенного умножения

4

3.

Множества чисел. Модуль числа

        

4

4.

Преобразование выражений. Рациональные  дроби

4

5.

Уравнения и неравенства

4

6.

Функции и графики

4

7.

Прогрессии: арифметическая и геометрическая

4

8.

Текстовые задачи

6

9.

Корни рациональной степени

4

10.

Треугольники. Многоугольники

4

11.

Окружность

3

12.

Элементы статистики и теории вероятностей

4

13.

Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ -9 класс

8

14.

Выражения и преобразования

5

15.

Уравнения

5

16.

Неравенства

5

17.

Системы уравнений

5

18.

Исследование функции элементарными методами  

4

19.

Применение производной  

5

20.

Текстовые задачи

5

21.

Решение геометрических задач  

6

22.

Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ЕГЭ.

6

23

Итого

103

   Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

По плану

По факту

I четверть

24

Гл.1 Числа, проценты

1

Числа, проценты

1

2.09

2

Упражнения на числа, проценты

1

2.09

3

Решение упражнений на числа, проценты

1

4.09

4

Задачи на проценты

1

9.09

Гл. 2.Формулы сокращенного умножения

5

Формулы сокращенного умножения

1

9.09

6

Упражнения на формулы сокращенного умножения

1

11.09

7

Решение упражнений на формулы сокращенного умножения

1

16.09

8

Задания из сборника ОГЭ, содержащие формулы сокращенного умножения

1

16.09

Гл.3.Множества чисел. Модуль числа.

9

Множества чисел

1

18.09

10

Модуль числа

1

23.09

11

Упражнения на множества чисел

1

23.09

12

Решение упражнений на модуль числа

1

25.09

Гл.4 Преобразование выражений. Рациональные дроби

13

Преобразование выражений.

1

30.09

14

Рациональные дроби

1

30.09

15

Решение упражнений на  преобразование выражений

1

2.10

16

Решение упражнений на  рациональные дроби

1

7.10

Гл.5 Уравнения и неравенства

17

Уравнения

1

7.10

18

Неравенства  

1

9.10

19

Решение уравнений

1

14.10

20

Решение неравенств

1

14.10

Гл. 6 Функции и графики

21

Функции

1

16.10

22

Графики

1

21.10

23

Решение упражнений, содержащих функции

1

21.10

24

Решение упражнений, содержащих графики

1

23.10

II четверть

24

Гл. 7 Прогрессии

25

Числовые       последовательности

1

06.11

26

Арифметическая прогрессия.

1

11.11

27

Геометрическая  прогрессия

1

11.11

28

Решение упражнений на арифметическую  и геометрическую прогрессии

1

13.11

Гл.8 Текстовые задачи

29

Текстовые    задачи   на  движение.  

1

18.11

30

Решение задач  на  движение.  

1

18.11

31

Текстовые задачи  на совместную   работу

1

20.11

32

Решение задач  на совместную   работу

1

25.11

33

Текстовые  задачи  на  процентное  содержание веществ в сплавах, смесях и растворах.

1

25.11

34

Решение текстовых задач

1

27.11

Гл.9 Корни рациональной степени

35

Степень  с  целым   показателем    и  их   свойства.  

1

2.12

36

Решение упражнений содержащих степень  с  целым   показателем  

1

2.12

37

Корень   n-ой   степени,  степень   с  рациональным показателем и их свойства.  

1

4.12

38

Решение упражнений содержащих корень   n-ой   степени,  степень   с  рациональным показателем

1

9.12

Гл.10 Треугольники. Многоугольники.

39

Высота, медиана, средняя линия треугольника

1

9.12

40

Равнобедренный и равносторонний  треугольники.  

1

11.12

41

Признаки  равенства  и  подобия  треугольников.  Решение  треугольников.

1

16.12

42

Сумма углов треугольника. Теорема Пифагора.  

1

16.12

Гл.11 Окружность

43

Касательная    к  окружности    и   ее  свойства.  

1

18.12

44

Центральный    и   вписанный    углы.  

1

23.12

45

Окружность,   описанная   около   треугольника.   Окружность,   вписанная   в   треугольник.  

1

23.12

Гл.12 Элементы статистики и теории вероятностей

46

Среднее     арифметическое,      размах,   мода.    

1

25.12

III четверть

30

47

Медиана    как    статистическая  характеристика.    

1

13.01

48

Методы    решения  комбинаторных     задач

1

13.01

49

Начальные     сведения   из   теории  вероятностей

1

15.01

Гл.13 Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ОГЭ

50

Решение тренировочного варианта № 1

1

20.01

51

Решение тренировочного варианта № 2

1

20.01

52

Решение тренировочного варианта № 3

1

22.01

53

Решение тренировочного варианта № 4

1

27.01

54

Решение тренировочного варианта № 5

1

27.01

55

Решение тренировочного варианта № 6

1

29.01

56

Решение тренировочного варианта № 7

1

3.02

57

Решение тренировочного варианта № 8

1

3.02

Гл.14 Выражения и преобразования

58

Преобразование степеней и дробно – иррациональных выражений

1

5.02

59

Решение упражнений содержащих дробно – иррациональных выражений

1

10.02

60

Преобразование тригонометрических выражений

1

10.02

61

Решение упражнений содержащих тригонометрические выражения

1

12.02

62

Преобразование логарифмических выражений

1

17.02

Гл.15 Уравнения

63

Алгебраические уравнения.

1

17.02

64

Уравнения с модулем.

1

19.02

65

Иррациональные уравнения

1

24.02

66

Показательные и логарифмические уравнения

1

24.02

67

Тригонометрические уравнения

1

26.02

Гл.16 Неравенства

68

Алгебраические неравенства

1

3.03

69

Неравенства с модулем.

1

3.03

70

Иррациональные неравенства

1

5.03

71

Показательные неравенства  

1

10.03

72

Логарифмические неравенства

1

10.03

Гл.17 Системы уравнений

73

Линейные системы

1

12.03

74

Решение упражнений содержащие линейные системы

1

17.03

75

Нелинейные системы

1

17.03

76

Решение упражнений содержащие нелинейные системы

1

19.03

IV четверть

27

77

Решение упражнений содержащие  системы уравнений

1

31.03

Гл.18 Исследование функции элементарными методами

78

Графики элементарных функций.

1

31.03

79

Область допустимых значений и множество значений функции

1

2.04

80

Четность и периодичность функции

1

7.04

81

Исследование функции

1

7.04

Гл.19 Применение производной

82

Исследование функции по графику ее производной

1

9.04

83

Решение упражнений на исследование функции по графику ее производной

1

14.04

84

Наибольшее значение функции на указанном промежутке

1

14.04

85

Наименьшее значение функции на указанном промежутке

1

16.04

86

Решение упражнений на применение производной

1

21.04

Гл.20 Текстовые задачи

87

Задачи на части и проценты.

1

21.04

88

Задачи на выполнение определенного объема работ

1

23.04

89

Задачи на сплавы, растворы и смеси

1

28.04

90

Задачи на движение

1

28.04

91

Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей

1

30.04

Гл.21 Решение геометрических задач  

92

Подобие   треугольников. Свойства   медиан   и   биссектрис.

1

5.05

93

Свойства   касательных,  хорд,  секущих. Теоремы   косинусов   синусов

1

5.05

94

Применение   тригонометрии   к   решению   геометрических   задач. Площадь   многоугольников

1

7.05

95

Угол   между   двумя   прямыми. Расстояние   от   точки   до   прямой. Уравнение   плоскости

1

12.05

96

Построение сечений. Угол   между   двумя   плоскостями.

1

12.05

97

Угол   между   прямой   и   плоскостью. Расстояние   от   точки   до   плоскости. Сфера   и   многоугольники

1

14.05

Гл.22 Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ЕГЭ.

98

Решение тренировочного варианта ЕГЭ № 1

1

19.05

99

Решение тренировочного варианта ЕГЭ № 2

1

19.05

100

Решение тренировочного варианта ЕГЭ № 3

1

21.05

101

Решение тренировочного варианта ЕГЭ № 4

1

26.05

102

Решение тренировочного варианта ЕГЭ № 5

1

26.05

103

Решение тренировочного варианта ЕГЭ № 6

1

28.05

Планируемые  результаты   учебного предмета

Личностными результатами освоения программы математического кружка являются:

  •  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы;
  •  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
  • способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать  пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки,  принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 Метапредметными результатами являются:        

•  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•  умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

•  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

    • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметными результатами являются:

•  овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

•  умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

•  развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

•  овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений  для решения задач из различных разделов курса;

•  овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

•  овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

  • уметь решать алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
  • уметь решать системы уравнений и системы неравенств;
  • уметь изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач;
  • проводить полные обоснования при решении задач;
  • применять основные методы решения геометрических задач: поэтапного решения и составления уравнений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Ученик научится: выполнять задания в формате обязательного государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;

Ученик получит возможность научиться: успешно подготовиться к экзамену, самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием материалов разных ресурсов.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От 28.08. 2020 года  № 1

Руководитель МС_________/Симонян А.В./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ / Назарова Г.А./

«28»  августа  2020 г.



Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Карповская средняя общеобразовательная школа  

                                  «Утверждаю»

      Директор МБОУ Карповской СОШ  

    приказ от _01.09.2021 г. № _10__

      ________________ Симонян А.В.

Рабочая программа

по ___алгебре         ____________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)  9

_________основное общее_образование_____________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов _________133_

Учитель __Головкова Т.А.___

Программа разработана на основе  Авторская программа – Математика:

программы 5-9 классы. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф.

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания  при наличии)

Пояснительная записка

         

      Рабочая программа   для 9 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми  документами:

  • следующими нормативно-правовыми  документами:
  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
  • Рабочая программа ориентирована на учебник алгебра для девятого класса образовательных учреждений А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. М.: Вентана-Граф, 2018.
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;
  • Учебный план МБОУ Карповской СОШ  на 2021– 2022 учебный год;
  • Календарный учебный график на 2021– 2022 учебный год.
  • Положение МБОУ Карповской СОШ  о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Цели:

  • Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
  • формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;                            
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Задачи:

  • сохранить теоретические и  методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в 5-6 классах;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  •    развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с линейной функцией;
  • развивать навыки построения графика линейной функции.

Общая характеристика учебного предмета

Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Программой отводится на изучение алгебры 4 часа в неделю, что составляет 134 часа в учебный год.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Место учебного предмета в учебном плане: 

Учебный  план  МБОУ Карповской СОШ на 2021-2022 учебный год предусматривает обязательное изучение алгебры  на уровне основного общего образования в 9 классе — 136 часов (4 часа в неделю).  Уроки,  выпавшие на праздничные дни (23 февраля, 2мая, 9 мая),  не планирую. Таким образом, рабочая программа  будет пройдена за 133 часа. Сокращение количества часов происходит за  счет  уроков повторения, обобщения, закрепления, резервных уроков.

РАЗДЕЛ № 1

Содержание учебного предмета

Повторение курса алгебры 8 класса (5 часа)

Неравенства (25 часов)

Числовые неравенства. Основные свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенства с одной переменной. Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. Системы линейных неравенств с одной переменной. Системы рациональных неравенств с модулями. Иррациональные неравенства. Рассуждения от противного. Метод применения ранее доказанного неравенства. Метод геометрической интерпретации.

Квадратичная функция (46 часов)

Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Решение рациональных неравенств. Метод интервалов. Системы уравнений с двумя переменными. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Как построить график функции , если известен график функции .

Элементы прикладной математики (26 часов)

Математическое моделирование. Процентные расчёты. Абсолютная и относительная погрешности. Приближённые вычисления. Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.

Числовые последовательности (21 часа)

Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

Повторение и систематизация учебного материала (10 часов)

Упражнения для повторения курса 9 класса. Итоговая контрольная работа.


РАЗДЕЛ № 2

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Кол-во часов

Контрольные работы

1.

Повторение курса алгебры 8 класса

5

1

2.

Глава 1. Неравенства

25

1

3.

Глава 2. Квадратичная функция

46

2

4.

Глава 3. Элементы прикладной математики

26

1

5.

Глава 4. Числовые последовательности

21

1

6.

Повторение и систематизация учебного материала

10

1

Итого

133

7

Календарно-тематическое планирование 9 класс алгебра

№ п/п

Тема урока, контрольных, тестовых,  практических, лабораторных работ

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

Повторение курса алгебры 8 класса

5

1

Повторение курса алгебры 8 класса

1

1.09

2

Повторение свойства степени

1

2.09

3

Повторение одночлены и многочлены

1

4.09

4

Повторение уравнения

1

6.09

5

Повторение системы уравнений

1

8.09

Глава 1. Неравенства

25

6

Числовые неравенства

1

9.09

7

Решение числовых неравенств

1

11.09

8

Решение упражнений на числовые неравенства

1

13.09

9

Доказательство числовых неравенств

1

15.09

10

Основные свойства числовых неравенств

1

16.09

11

Применение основных свойств числовых неравенств

1

18.09

12

Решение числовых неравенств с применением основных свойств

1

20.09

13

Сложение и умножение числовых неравенств.

1

22.09

14

Оценивание значение выражения

1

23.09

15

Решение упражнений на сложение и умножение числовых неравенств

1

25.09

16

Неравенства с одной переменной

1

27.09

17

Решение неравенств с одной переменной

1

29.09

18

Решение линейных неравенств с одной переменной.

1

30.09

19

Входная контрольная работа

1

02.10

20

Анализ входной контрольной работы. Числовые промежутки

1

04.10

21

Решение упражнений на линейные неравенства с одной переменной

1

06.10

22

Решение заданий на линейные неравенства с одной переменной

1

07.10

23

Задания на линейные неравенства с одной переменной

1

09.10

24

Системы линейных неравенств с одной переменной

1

11.10

25

Числовые промежутки

1

13.10

26

Нахождение числовых промежутков

1

14.10

27

Решение упражнений на системы линейных неравенств с одной переменной

1

16.10

28

Решение систем линейных неравенств с одной переменной

1

18.10

29

Повторение и систематизация учебного материала

1

20.10

30

Контрольная работа № 1 «Неравенства»

1

21.10

Глава 2. Квадратичная функция

46

31

Анализ контрольной работы

1

23.10

32

Повторение и расширение сведений о функции

1

25.10

33

Область определения множество значений функции

1

4.11

34

Способы задания функции. График функции

1

6.11

35

Свойства функции

1

8.11

36

Изучение свойств функции

1

10.11

37

Применение свойств функции

1

11.11

38

Возрастающая и убывающая функции

1

13.11

39

Построение графика функции y=k f(х)

1

15.11

40

Задачи на построение графика функции y=k f(х)

1

17.11

41

Упражнения на построение графика функции y=k f(х)

1

18.11

42

График функции y=ax2

1

20.11

43

Построение графика функции y= f(х)+b 

1

22.11

44

Построение графика функции  y= f(х+а)

1

24.11

45

Задачи на построение графика функции y= f(х)+b 

1

25.11

46

Задачи на построение графика функции  y= f(х+а)

1

27.11

47

Квадратичная функция

1

29.11

48

График квадратичной функции

1

01.12

49

Свойства квадратичной функции

1

02.12

50

Определение свойств квадратичной функции

1

04.12

51

Построение графика квадратичной функции

1

06.12

52

Решение задач по теме

1

08.12

53

Подготовка к контрольной работе

1

9.12

54

Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция, её график и свойства»

1

11.12

55

Анализ контрольной работы

1

13.12

56

Решение квадратных неравенств

1

15.12

57

Множество решений квадратного неравенства

1

16.12

58

Квадратные неравенства и их решения

1

18.12

59

Упражнения на решение квадратных неравенств

1

20.12

60

Решение упражнений

1

22.12

61

Самостоятельная работа «Решение квадратных неравенств»

1

23.12

62

Системы уравнений с двумя переменными

1

25.12

63

Графический способ решения систем уравнений

1

27.12

64

Решение систем уравнений методом подстановки

1

29.12

65

Решение систем уравнений методом сложения

1

10.01

66

Решение систем уравнений методом замены переменных

1

12.01

67

Решение систем уравнений с двумя переменными

1

13.01

68

Решение упражнений по теме

1

15.01

69

Решение задач с помощью систем уравнения второй степени.

1

17.01

70

Способы решения систем уравнений второй степени

1

19.01

71

Решение систем уравнений второй степени

1

20.01

72

Составление уравнений по условию задачи

1

22.01

73

Решение упражнений

1

24.01

74

Решение задач по теме

1

26.01

75

Повторение и систематизация учебного материала

1

27.01

76

Контрольная работа № 3 «Решение квадратных неравенств. Системы уравнений с двумя переменными»

1

29.01

Глава 3. Элементы прикладной математики

26

77

Анализ контрольной работы. Математическое моделирование

1

31.01

78

Прикладные задачи

1

02.02

79

Этапы решения прикладной задачи

1

03.02

80

Решение задач

1

05.02

81

Процентные расчеты

1

7.02

82

Формула сложных процентов

1

9.02

83

Решение задач на проценты

1

10.02

84

Решение задач на сплавы

1

12.02

85

Абсолютная погрешность

1

14.02

86

Относительная погрешность

1

16.02

87

Приближённые вычисления

1

17.02

88

Основные правила комбинаторики

1

19.02

89

Правило суммы

1

21.02

90

Правило произведения

1

24.02

91

Решение упражнений по теме

1

26.02

92

Частота случайного события

1

28.02

93

Вероятность случайного события

1

02.03

94

Классическое определение вероятности

1

03.03

95

Вероятность достоверного события

1

05.03

96

Вероятность невозможного события

1

7.03

97

Решение упражнений по теме

1

9.03

98

Начальные сведения о статистике

1

10.03

99

Этапы статистического исследования

1

12.03

100

Решение упражнений по теме

1

14.03

101

Повторение и систематизация учебного материала

1

16.03

102

Контрольная работа № 4 «Элементы прикладной математики»

1

17.03

Глава 4. Числовые последовательности

21

103

Анализ контрольной работы. Числовые последовательности

1

19.03

104

Формула n-го  члена последовательности

1

21.03

105

Решение упражнений

1

23.03

106

Арифметическая прогрессия

1

04.04

107

Формула n-го  члена арифметической прогрессии

1

06.04

108

Нахождение членов арифметической прогрессии

1

07.04

109

Решение задач на арифметическую прогрессию

1

09.04

110

Решение упражнений

1

11.04

111

Сумма n первых членов арифметической прогрессии

1

13.04

112

Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии

1

14.04

113

Решение задач на сумму арифметической прогрессии

1

16.04

114

Решение упражнений по теме

1

18.04

115

Геометрическая прогрессия

1

20.04

116

Формула n-го  члена геометрической прогрессии

1

21.04

117

Нахождение членов геометрической прогрессии

1

23.04

118

Решение задач на геометрическую прогрессию

1

25.04

119

Сумма n первых членов геометрической прогрессии

1

27.04

120

Сумма n первых членов геометрической прогрессии со знаменателем, отличным от единицы

1

28.04

121

Сумма n первых членов геометрической прогрессии, знаменатель которой равен единице

1

30.04

122

Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше 1

1

04.05

123

Контрольная работа № 5 «Числовые последовательности»

1

05.05

Повторение и систематизация учебного материала

10

124

Анализ контрольной работы. Повторение. Неравенства

1

07.05

125

Повторение. Квадратичная функция

1

11.05

126

Повторение. Элементы прикладной математики

1

12.05

127

Итоговая контрольная работа №6

1

14.05

128

Анализ контрольной работы. Повторение. Арифметическая прогрессия

1

16.05

129

Повторение. Геометрическая прогрессия

1

18.05

130

Решение заданий ОГЭ

1

19.05

131

Разбор заданий ОГЭ (в №1-4)

1

21.05

132

Разбор заданий ОГЭ (в №5-6)

1

23.05

133

Разбор заданий ОГЭ (в №7-8)

1

25.05

РАЗДЕЛ № 3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования.

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  5. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  6. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации
  7. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.

-регулятивные

1. Прогнозирование результата;

2. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

3. Работа по алгоритму;

4. Целеполагание, как постановка учебной задачи;

5. Планирование, определение последовательности действий;

6. Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить;                        

-познавательные

1. Использование знаково-символьных средств;

2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

3. Формирование умения обобщать, составлять алгоритм математических действий;

4. Моделирование;                                   

5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6. Действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;  

7. Построение логической цепи рассуждений;

8. Поиск и выделение необходимой информации;

-коммуникативные

1. Осуществление взаимного контроля;

2. Управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

3. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

4. Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

5. Инициативное сотрудничество в группе;

6. Планирование учебного сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  5. систематические знания о функциях и их свойствах;
  6. Математические умения и навыки: выполнять вычисления с действительными числами: решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств: решать текстовые задачи арифметическим способом, способом составления и решения уравнений; проводить практические расчёты; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами; исследовать функции и строить их графики; решать простейшие комбинаторные задачи.

Алгебраические выражения

Выпускники научатся:

- оперировать понятиями "тождество", "тождественное преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;

- оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;

- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

- выполнять разложение многочленов на множители.

Выпускник получит возможность:

- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.

Уравнения

Выпускник научиться:

- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

Неравенства

Выпускник научиться:

- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

- применять аппарат неравенства для решения задач их различных разделов курса.

Выпускник получит возможность:

- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;

- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

Числовые множества

Выпускник научится:

- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции на множествами;

- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.

Выпускник получит возможность:

- развивать представление о множествах;

- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

Функции

Выпускник научится:

- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);

- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;

- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность:

- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);

- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;

- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.

Элементы прикладной математики

Выпускник научится:

- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;

- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;

- находить относительную частоту и вероятность случайного события;

- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Выпускник получит возможность:

- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения

- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;

- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;

- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;

- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___28.08_____2020 года  №____1_____

Руководитель МС________/Симонян А.В./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Назарова Г.А./

«_28__»  _____08______ 2020 г.



Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Карповская средняя общеобразовательная школа  

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Карповской СОШ  

приказ от 01.09.2021 г. № 10

___________________Симонян А.В.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Оригами»

3 класс

Количество часов (план): 67

Учитель: Головкова Татьяна Алексеевна

Программа составлена на основе примерных  программ по учебным предметам для внеурочной деятельности в соответствии с образовательным компонентом серия «Стандарты второго поколения»  

Пояснительная записка

                  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Оригами» для  3 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми  документами:

•        Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

•        Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

•        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

•        «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 31.12.2015);

•        «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» Письмо Минобрнауки от от 18.08.2017 № 09-1672;

•        Основная образовательная программа МБОУ Карповской СОШ;

•        План внеурочной деятельности МБОУ Карповской СОШ на 2021–2022 учебный год;

•        График внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год;

•        Положение МБОУ Карповской СОШ о рабочей программе внеурочной деятельности

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

  Программа внеурочной деятельности для 3 класса «Оригами» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования.  Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.

Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

Оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  •  улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель данной программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи:


Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Общая характеристика учебного  предмета:

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложностей заданий и внесение изменений в программу, учитывая степень усвоения учебного материала детьми. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. 

Формы и методы, используемые при изучении программы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. 
А также различные 
методы:
Методы
в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Место учебного предмета в учебном плане: 

В связи с особенностями календарного графика  МБОУ Карповской СОШ на 2021-2022  учебный год, будет проведено 68 часов. Уроки,  выпавшие на праздничные дни (02.05,09.05), не планирую. Таким образом, рабочая программа  будет пройдена за 67 часов,  за  счет  уроков закрепления, резервных уроков

Содержание учебного предмета:

Основное содержание (68 часов)
Беседа по охране труда (1 час)

Знакомство с оригами (1 час) 
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы: 
«Треугольник» (19 часов), 
«Воздушный змей» (10 часов), 
«Двойной треугольник» (4 часа), 
«Двойной квадрат» ( 4 часа), 
«Конверт» (11 часа)

 «Дверь» (6 часов)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). 

Скоро лето! (9 часа)

Итоговое занятие (2часа)

РАЗДЕЛ № 2

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

1.

Беседа по охране труда

1

2.

Знакомство с оригами

1

3.

Базовая форма «Треугольник»

19

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

10

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

4

7.

Базовая форма «Конверт»

11

8.

Базовая форма «Дверь»

6

9.

Скоро лето

11

  Итого

67

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов, отведенных на освоение программного материала

Дата проведения урока

I четверть

16

1

Беседа по охране труда

1

06.09

2

Знакомство с оригами

1

06.09

Базовая форма «Треугольник»

19

3

Цветок

1

13.09

4

Царевна – лягушка

1

13.09

5

Лисенок

1

20.09

6

Собачка

1

20.09

7

Кошка

1

27.09

8

Заяц

1

27.09

9

Волк

1

4.10

10

Закладка

1

4.10

11

Медведь

1

11.10

12

Попугай

1

11.10

13

Мышка

1

18.10

14

Домик с трубой

1

18.10

15

Домик с крыльцом

1

25.10

16

Кусака

1

25.10

II четверть

14

17

Салфетка «Шапка епископа»

1

8.11

18

Синица

1

8.11

19

Снегирь

1

15.11

20

Открытка ко дню матери. Сердце.

1

15.11

21

Открытка ко дню матери. Оформление.

1

22.11

Базовая форма «Воздушный змей»

10

22

Воздушный змей

1

22.11

23

Теремок

1

29.11

24

Деревья

1

29.11

25

Лебеди

1

06.12

26

Ёлочка

1

06.12

27

Снежинка

1

13.12

28

Сапожок

1

13.12

29

Снеговик

1

20.12

30

Звезда

1

20.12

31

Петушок- золотой гребешок

1

27.12

Базовая форма «Двойной треугольник»

4

32

Лист  клена

1

27.12

III четверть

19

33

Журавлик

1

10.01

34

Голубь

1

10.01

35

Клубничка

1

17.01

Базовая форма «Двойной квадрат»

4

36

Лягушка

1

17.01

37

Цапля

1

24.01

38

Кувшинка

1

24.01

39

Композиция «Пруд»

1

31.01

Базовая форма «Конверт».

11

40

Открытка к 23 февраля. Изготовление деталей

1

31.01

41

Открытка к 23 февраля. Оформление

1

7.02

42

Лодка

1

7.02

43

Пароход

1

14.02

44

Открытка к 8 марта. Изготовление деталей

1

14.02

45

Открытка к 8 марта. Оформление

1

21.02

46

Тюльпаны

1

21.02

47

Подсолнух

1

28.02

48

Рыбка

1

28.02

49

Камешки

1

7.03

IV четверть

18

50

Водоросли. Композиция «Аквариум»

1

7.03

Базовая форма  «Дверь»

6

51

Буренка

1

14.03

52

Лошадка

1

14.03

53

Мышь

1

14.03

54

Поросенок

1

21.03

55

Бабочка

1

21.03

56

Композиция «Деревня»

1

4.04

Скоро лето!

11

57

Колоски

1

4.04

58

Самолет-истребитель

1

11.04

59

Пилотка

1

11.04

60

Козырек

1

18.04

61

Парусный кораблик

1

18.04

62

Краб

1

25.04

63

Синий кит

1

25.04

64

Композиция « Море»

1

16.05

65

Бумажный стаканчик

1

16.05

66

Клубничка

1

23.05

67

Ветреная мельница

1

23.05

68

Заключительное занятие

1

30.05

68

Подведение итогов

1

30.05

Планируемые  результаты   учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Оригами» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.


Метапредметными результатами изучения курса «Оригами» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Оригами» в 3-м классе является формирование следующих знаний и умений.

  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационное, прямой строчкой и её вариантами;
  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

        

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Методического совета

МБОУ Карповской СОШ

От___30.08_____2021 года  №____1_____

Руководитель МС__________/Напалко А.Ю./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ / Скабелина О.В../

«_30___»  _____08______ 2021 г.