Светлана Васильевна Баранова

    Методическая тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами  нетрадиционной  техники рисования»

Цель:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг,тычкование, бумагопластика.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

 

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 

рисование пальчиками

оттиск печатками

рисование ладошками

 

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

 

Тычок жесткой полусухой кистью

печать поролоном

Акварель

отпечатки листьев

рисунки из ладошки

рисование ватными палочками

волшебные веревочки

Бумагопластика

 

 

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

 

Рисование ладонью, кулачком, пальцами

Рисование на мятой бумаге

Кляксография

Печать по трафарету

Пластилинография

Бумаго пластика

Аппликации

 

 

 

 

В подготовительной к школе группе дети могут освоить более сложные техники и методы:

     Рисование пальчиками, печать листьями.   

    Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.        

    Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками .         

                        Рисование солью.      

       Рисование восковыми мелками, свечой.       

                    Рисование мыльной пеной          

             Рисование ватными палочками. 

                   Рисование губками

 

Работа с этими  техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования рождают у дошкольников желание рисовать, творить. У ребенка пропадает страх перед чистым листом и краской. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свой замысел, учит работать с разнообразным материалом, развивает фантазию и полет фантазии.

                       Теоретический

Содержание мероприятий

 

1.Изучение новинок литературы по методической теме.

 2.И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Работа с интернет ресурсами.

 

Сроки

      Форма

  Представления

 

Тетрадь по самообразованию.

 

Картотека методической литературы. Планы.

Изучение новых техник и методов нетрадиционного рисования:

В течение года

Образцы работ

 

 

 

Торцевание                 

Роспись гальки                     Монотопия предметная                               

Оттиск пластилином

Точечный рисунок                     Набрызг               

 

 

 

                                                                                 Практический

Планирование работы на новый учебный год

сентябрь

План

Приобретение новинок литературы

В течение года

Картотека

Участие в мероприятиях ДОУ согласно годовому плану.

В течение года

Документ участия

Работа с родителями

Наглядно - просветительская работа.

Индивидуальная работа.

Коллективная работа.

В течение года

Стенды, папки, выставки.

Консультации, мероприятия, рекомендации, беседы советы, анкеты.

Детские работы для родителей.

В течение года

Выставка

                                     Работа с детьми

Знакомство с  новыми техниками  рисования

В течение года

Папки, презентации.

Иллюстрации.

Пальчиковые гимнастики.

Заучивание стишков, развитие памяти, речи, развитие мелкой моторики рук.

Рисование, аппликация.

В течение года

Картотеки.

Карточки. Книги.

 

Образцы работ

                                Работа с педагогами

Открытое занятия по нетрадиционной технике рисования

январь

Конспект

 

Консультация для воспитателей по методической теме.

Апрель

Папка-копилка.

Представление итога проделанной  работы

май

Выставка работ

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов