Аттестация

Абдулхаева Светлана Ильинична

Индивидуальный план повышения квалификационного уровня воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_abdulhaeva.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №86»

Ново- Савиновского района г. Казани

Индивидуальный план

повышения квалификации

в межаттестационный период

2022-2027 гг

Тема: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

ВОСПИТАТЕЛЯ

Абдулхаевой Светланы Ильиничны

Казань, 2022

Введение

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
          В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

  • Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
  • Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
  • Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
  • Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
  • Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

  • формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира;
  • популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Актуальность темы:

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Цель:

  • создание комплексной системы опытно-экспериментальной работы с детьми, направленной на развитие познавательно-исследовательской деятельности
  • поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Задачи:

  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Этапы реализации программы самообразования:

Формы работы

Практический выход, примечание.

Сроки.

Теоретический этап.Изучение методической литературы.

- Нормативно-правовая литература

-Р. Шаехова «Играя – учимся творить» 

- А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры»

- Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования»

-Л.Н. Прохорова «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования

-Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

-А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

-Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

-Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

-А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

-О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.

-Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

-Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

-Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

-Интернет-ресурсы

-Изучение статей в журналах:

Воспитатель ДОУ,

Дошкольное воспитание,

Ребенок в детском саду,

Обруч.

Составление картотеки книг, статей из журналов.

В теч. 5 лет

Практический этап.

Работа с детьми

- Использование методики «Выбор» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования

-Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

-Составление серии опытов для дошкольников.

- Обогащение  предметно – развивающей среды для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформление  уголка «Юный исследователь»

- Создание обучающих  презентаций для знакомства детей и их родителей с различными приемами экспериментирования

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Открытые занятия.

В теч. 5 лет

Работа с родителями

- Консультация «Организация детского эспериментирования в домашних условиях».

-Консультация «Научите ребенка любить ребенка живую природу».

- Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

-Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

-Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

-Фестиваль  детского экспериментирования «Наши успехи»

-Совместное мероприятия с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,рекомендации.

В теч. 5 лет

Работа с воспитателями

- Эссе - выступление для педагогов «Игра-путь к познанию предметного мира»

- Консультация для педагогов ДОУ «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»

-Показ открытого занятия для педагогов ДОУ «Волшебный сундучок»

-Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

-Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

-Изучение опыта педагогов ДОУ

-Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

-Посещение постоянно действующих семинаров, семинаров – практикумов, психолого- педагогических тренингов, консультаций на базе ДОУ и  других  образовательных учреждений.

Памятки о общих правилах исследовательского обучения.

Оформление  выставок литературы, дидактического материала.

Проведение  мастер-класса для педагогов.

В теч. 5 лет

Форма отчета

-Публикация  статей в сетевых образовательных пространствах;

-Проведение  Дня открытых дверей для педагогов и родителей;

-Обобщение  из опыта работы;

 -Отчет на педсоветах;

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

Представление администрации аналитического отчета.

Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

Презентации.

Предполагаемый  результат:

  • вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • развить интерес к экспериментированию у детей, умению использовать разные способы и приемы познания;
  • пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Вывод:

Организация детского экспериментирования, это особый способ практического освоения действительности, направленного на создания таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагога - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.